Многие ученые Христианского мира удивляются, оказавшись после смерти в теле, одежде и домах, как на земле. Если же им напоминают их мысли о жизни после смерти, о душе, о духах, о небесах и аде, они смущаются и признают, что их взгляды были безрассудными, и люди, простые в вере, были гораздо мудрее их. Ученые, утвердившиеся в таких представлениях и относившие начало всего к Природе, были исследованы, и оказалось, что внутренние начала их духа были закрыты, а внешние открыты, так что они не взирали на небеса, а смотрели в мир и, следовательно, в ад. Поскольку, чем более внутренние начала человеческого духа открыты, тем более он взирает на небеса; и чем более внутренние начала закрыты, а внешние открыты, тем больше он смотрит в ад. Внутренние начала человеческого духа образованы для принятия наития, исходящего с небес, а внешние для принятия воздействий от мира; тот, кто принимает мир и в то же время не принимает небеса, принимает ад (4).
17. Многолетний ежедневный опыт позволяет свидетельствовать, что человеческий дух по освобождении от тела суть человек в таком же образе. Ибо множество раз я видел духов, слышал и разговаривал с ними. Я также обсуждал с ними, что люди в мире не разделяют такую веру, а верующих ученые считают простаками. Духи были глубоко огорчены, что подобное невежество господствует на земле, особенно в церкви. Но они сказали, что такая вера распространилась более всего от самих ученых, чье представление о душе основано на чувственно-телесном восприятии. Поэтому у них создалось представление, что душа есть ничто иное, как просто мысль. Когда же она лишается объекта, в котором пребывает, или из которого извлекается, тогда она становится подобной чистому эфиру, разрушаемому по смерти тела. Но так как церковь на основании Слова учит верить в бессмертие души, они были вынуждены придать душе некоторую жизненность, свойственную мысли, хотя все же отрицали ее способность к человеческим ощущениям до нового ее соединения с телом.
На этом представлении основано учение о воскресении и вера в соединение души и тела на Последнем Суде. Оно неизбежно следует из такого понятия о душе и веры церкви в вечную жизнь человека. Поэтому всякий, чье понятие о душе основано на учении и таком представлении, совершенно не может понять, что душа суть дух в человеческом образе. Добавьте к этому, что ныне едва ли кто знает, что означает духовный, и еще менее, что духовные существа, такие как все духи и ангелы, наделены человеческим образом.
Поэтому почти все, прибывшие из мира, крайне удивляются, что они живы и остаются такими же людьми, какими были прежде, и что они не ощущают в себе никаких перемен. Надивившись своему собственному состоянию, они продолжают удивляться, что церковь ничего не знает о таком состоянии человека после смерти, хотя все, когда-либо жившие на земле, находятся в том мире, и живут как люди. Поскольку они также удивлялись, почему это не открыто человеку через видение, им было сказано с небес, что такое могло бы произойти, ибо нет ничего легче, если это по Господнему соизволению; но утвердившиеся в ложных понятиях все равно не поверили бы, даже если бы они увидели это сами. Им было сказано также, что видение с небес опасно являть тем, кто погружен в мирское и телесное, поскольку это заставило бы их сначала верить, а затем отрицать его, оскверняя, таким образом, саму истину. Осквернять означает сначала верить, а затем отрицать, и те, кто оскверняют, погружаются в самый глубокий и наихудший из адов. В этом и состоит опасность, понимаемая под словами Господа:Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ин. 12:40).
17. Многолетний ежедневный опыт позволяет свидетельствовать, что человеческий дух по освобождении от тела суть человек в таком же образе. Ибо множество раз я видел духов, слышал и разговаривал с ними. Я также обсуждал с ними, что люди в мире не разделяют такую веру, а верующих ученые считают простаками. Духи были глубоко огорчены, что подобное невежество господствует на земле, особенно в церкви. Но они сказали, что такая вера распространилась более всего от самих ученых, чье представление о душе основано на чувственно-телесном восприятии. Поэтому у них создалось представление, что душа есть ничто иное, как просто мысль. Когда же она лишается объекта, в котором пребывает, или из которого извлекается, тогда она становится подобной чистому эфиру, разрушаемому по смерти тела. Но так как церковь на основании Слова учит верить в бессмертие души, они были вынуждены придать душе некоторую жизненность, свойственную мысли, хотя все же отрицали ее способность к человеческим ощущениям до нового ее соединения с телом.
На этом представлении основано учение о воскресении и вера в соединение души и тела на Последнем Суде. Оно неизбежно следует из такого понятия о душе и веры церкви в вечную жизнь человека. Поэтому всякий, чье понятие о душе основано на учении и таком представлении, совершенно не может понять, что душа суть дух в человеческом образе. Добавьте к этому, что ныне едва ли кто знает, что означает духовный, и еще менее, что духовные существа, такие как все духи и ангелы, наделены человеческим образом.
Поэтому почти все, прибывшие из мира, крайне удивляются, что они живы и остаются такими же людьми, какими были прежде, и что они не ощущают в себе никаких перемен. Надивившись своему собственному состоянию, они продолжают удивляться, что церковь ничего не знает о таком состоянии человека после смерти, хотя все, когда-либо жившие на земле, находятся в том мире, и живут как люди. Поскольку они также удивлялись, почему это не открыто человеку через видение, им было сказано с небес, что такое могло бы произойти, ибо нет ничего легче, если это по Господнему соизволению; но утвердившиеся в ложных понятиях все равно не поверили бы, даже если бы они увидели это сами. Им было сказано также, что видение с небес опасно являть тем, кто погружен в мирское и телесное, поскольку это заставило бы их сначала верить, а затем отрицать его, оскверняя, таким образом, саму истину. Осквернять означает сначала верить, а затем отрицать, и те, кто оскверняют, погружаются в самый глубокий и наихудший из адов. В этом и состоит опасность, понимаемая под словами Господа:Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ин. 12:40).
Комментарий