20 ЛЕТ по пути ВОЗРОЖДЕНИЯ СЛОВО НА ЮБИЛЕЙ председателя Совета церквей ЕХБ Г. К. КРЮЧКОВА
"братские союзы - баптистский и евангельский, оказавшись с 1917 года в новых исторических условиях, хотя и имели некоторую свободу религиозной деятельности и совершали большой труд во славу Господа, но, попав в историческую ломку, не вышли из нее не затронутыми, и уже тогда многое в решении внутрицерков-ных вопросов проводилось с согласия и под влиянием извне.
В результате подобных мер деятельность обоих союзов была резко ограничена: были закрыты библейские курсы, прекращен выпуск братских журналов и другой духовной литературы, многие служители и активные верующие пошли в тюрьмы, лагеря и ссылки и из более чем 5-ти тысяч общин осталось к середине 30-х годов менее 10-ти на всю страну. По существу, середину 30-х годов можно считать периодом прекращения существования обоих братских союзов, которые в своем чисто евангельско-баптистском виде уже не возродились.
Все остальные годы, вплоть до начала войны, рассеянные дети Божьи жили в условиях постоянных репрессий и не имели возможности проводить богослужения.
Возникает вопрос: откуда же появился ныне действующий официальный союзный центр ВСЕХБ? Где закладывались его основы, а главное, кем?
Напрасно мы будем думать, что образование его было порождено решением братьев. Он возник не в результате откровения свыше и не в результате молитв и братских совещаний. Образован он был органами, и его образованию послужило несколько причин. Вот некоторые из них:
военное время и сильно обострившееся в связи с этим бедствием религиозное чувство в народе, а как следствие -
повсеместное возникновение групп и религиозных объединении, что угрожало опасностью образования независимого духовного центра;
необходимость мобилизации всех сил, средств и настроений в пользу победы в войне.
Народ Божий, проходя в то время через горнило страданий, искал жизни в Боге. Жизнь пробивалась, как росток сквозь асфальт, крепла, стесненная бетоном и камнем. Братство возрождалось, несмотря на то, что официально оно не существовало. И вот для того, чтобы это движение не возглавилось независимыми от мира служителями, в качестве "крепкой руки" для контроля над пробуждающимися общинами необходимо было образовать союзный центр - эту централизованную организацию из служителей надежных в отношении сотрудничества с внешними, но имеющих авторитет и известность в братстве. Но где их найти? Большинство служителей находилось в лагерях и тюрьмах, и многие из них там встретили смерть. И тогда пошли по рядам оставшихся в живых, стынущих от холода и голода заключенных служителей, и освободили тех из них, кто был согласен работать под руководством внешних.Так,обретя свободу, собрались отступившие, поколебавшиеся в уповании работники. Теперь ни одного шага самостоятельно-Вскоре на освобожденную Украину был послан А. Л. Андреев, в Прибалтику - Н. А. Левинданто, в Молдавию - И. Г. Иванов, в Сибирь и Среднюю Азию - Ф.Г. Патковский, иные также в другие районы страны. Были присоединены к союзу 170 свободных общин Закарпатья и Украины, позже была проредена регистрация одной трети общин, тогда как две трети оставались незарегистрированными.
Еще в лагерях некоторые служители давали подписки о согласии на объединение союзов на условиях сотрудничества с внешними. В 1944 году под объединенным руководством был создан Союз: евангельских христиан-баптистов, а в 1945 году присоединены Христиане веры евангельской (пятидесятники). (Уместно напомнить, что в 1963 году, опасаясь возрастающих симпатий к пробужденному братству, были присоединены ко ВСЕХБ меннониты.)
Если бы братство в то время могло понять что происходит, оно молило бы Господа о защите и не допустило бы такой подмены. Но народ Божий, не будучи искушенными в этом, со слезами радости благодарил Господа за свободу собраний, не ведая, что это была не победа братства, а победа над братством.
Итак, мы видим, что ВСЕХБ, как союз, не имеет божественного происхождения. Идея его организации была выношена в кабинетах органов, ведущих борьбу с церковью, а начало ее осуществления было положено в лагерях военного времени.
Можно допустить мысль, что у некоторых служителей ВСЕХБ было намерение, работая в контакте, сохранить все-таки верность Богу и постепенно выйти на путь правды. Но их дальнейшая деятельность показала, что этого сделать невозможно и что люди эти стали на путь, с которого нет возврата.
Мы имеем множество фактов и документов, свидетельствующих о их страшной антиевангельской деятельности, которая позволяет нам, не ставя знака равенства между руководством и семьей рядовых детей Божьих, утверждать: там, где начинается ВСЕХБ, - там кончается церковь. Но сказать только это - недостаточно.
Ведь образ деятельности ВСЕХБ, в который мы не хотим быть вовлечены, не лежит на поверхности. Он не представлен всеобщему обозрению. Все это происходит в кабинетах с наглухо закрытыми от народа Божьего дверями. Нам приходилось там бывать. Но знают ли верующие что происходит в этих таинственных недрах и почему мы не можем согласиться идти таким же путем? Знает ли народ Божий, что истинные причины, породившие возникновение Инициативной группы, не в "Инструктивном письме" и "Положении ВСЕХБ", а в том ужасном отступлении ВСЕХБ, которое охватило многих служителей куда раньше появления этих антиевангельских документов?!
Вот часть моего личного опыта:
Это было в 1956 году. Мне было 30 лет. Для возможной посылки меня на библейские курсы за границу. Генеральный секретарь ВСЕХБ А.В.Карев предложил мне написать автобиографию и дал для образца папку с автобиографиями намечаемых курсантов: М.Жидкова, И.Орлова, А.Кирюханцева, М.Мельника. Я написал автобиографию и отдал ее А.В.Кареву.
Вскоре по повестке я был вызван в военкомат, а оттуда доставлен в КГБ для беседы с высокопоставленными сотрудниками. И на этот раз, как и неоднократно ранее, я отклонил всякие предложения о сотрудничестве и, после долгой беседы, услышал: "Мы не собираемся вас разубеждать. Вы человек со сложившимися взглядами. Но нам известно, что религиозные руководители намерены дать вам богословскую подготовку и продвигать на более высокие духовные посты. И поэтому мы хотим вам сказать: вы делаете одну роковую ошибку - вы напрасно боитесь нас. А без нас в вашем служении вы не сделаете ни единого шага!"
Я был встревожен тем, что по свидетельству органов, каждый, кто становится служителем, должен согласовьшать с ними каждый шаг служения Богу. И все же это не произвело на меня столь потрясающего впечатления, как то, что к такому же сотрудничеству привлекали нас служители Христовы!
Приведу свою беседу наедине с А. В. Каревым в канцелярии ВСЕХБ (я нес тогда служение диакона в Узловской церкви). В ходе беседы он спросил:
- Ну как, дорогой брат, идет ваше служение в церкви? Какие встречаются трудности?
Говорю: "Слава Богу, все хорошо, только вот постоянно вызывают меня сотрудники КГБ".
- Ну и что же они от вас требуют?
- Требуют, чтобы я сообщал им о всей жизни церкви: где намечаются собрания, кто проявляет активность в руководстве молодежью, на какую тему были проповеди, кто приезжает из "бродячих" проповедников (так они называли благовестников, посещавших другие общины), кто что говорил на братском совете и даже не живет ли кто у верующих без прописки. (Теперь, когда я сам долгие годы пользуюсь заботой странноприимных Онисифоров, я понимаю, какую службу мне предлагали.)
Карев спросил: "Ну и как, дорогой брат, вы ко всему этому отнеслись?"
- Разумеется, - говорю, - как христианин я не могу исполнять этих требований. Господь дает мне сил хранить верность. Он помолчал, а потом говорит:
- А знаете, что я вам скажу, дорогой брат,-вы напрасно боитесь обязательств. В нашем деле всякое мало-мальски заметное служение: будь то диакона, пресвитера, регента или проповедника-связано с обязательствами. И потом,ваша честность ничего не даст: не будете сообщать вы - это будет делать другой, а вас уберут.
Ужас охватил душу при виде трагедии, в которую было ввергнуто братство. Ведь если "все с ними" с внешними,-значит все без Бога, все против Бога. Значит вместо церкви - создана антицерковь. До этого я полагал, что не все, а только некоторые служители ВСЕХБ совершают двойную работу. Что касается А.В.Карева, то в моем сознании он был человеком исключительным. Он увлекал меня, когда преображался на кафедре. Теперь же я понял, что с кафедры звучат лишь слова, а настоящие дела решаются здесь и в других кабинетах.
Но всему, что я услышал, нужно было дать отстояться. Через молитву и Слово Божье получить прозрение."
"братские союзы - баптистский и евангельский, оказавшись с 1917 года в новых исторических условиях, хотя и имели некоторую свободу религиозной деятельности и совершали большой труд во славу Господа, но, попав в историческую ломку, не вышли из нее не затронутыми, и уже тогда многое в решении внутрицерков-ных вопросов проводилось с согласия и под влиянием извне.
В результате подобных мер деятельность обоих союзов была резко ограничена: были закрыты библейские курсы, прекращен выпуск братских журналов и другой духовной литературы, многие служители и активные верующие пошли в тюрьмы, лагеря и ссылки и из более чем 5-ти тысяч общин осталось к середине 30-х годов менее 10-ти на всю страну. По существу, середину 30-х годов можно считать периодом прекращения существования обоих братских союзов, которые в своем чисто евангельско-баптистском виде уже не возродились.
Все остальные годы, вплоть до начала войны, рассеянные дети Божьи жили в условиях постоянных репрессий и не имели возможности проводить богослужения.
Возникает вопрос: откуда же появился ныне действующий официальный союзный центр ВСЕХБ? Где закладывались его основы, а главное, кем?
Напрасно мы будем думать, что образование его было порождено решением братьев. Он возник не в результате откровения свыше и не в результате молитв и братских совещаний. Образован он был органами, и его образованию послужило несколько причин. Вот некоторые из них:
военное время и сильно обострившееся в связи с этим бедствием религиозное чувство в народе, а как следствие -
повсеместное возникновение групп и религиозных объединении, что угрожало опасностью образования независимого духовного центра;
необходимость мобилизации всех сил, средств и настроений в пользу победы в войне.
Народ Божий, проходя в то время через горнило страданий, искал жизни в Боге. Жизнь пробивалась, как росток сквозь асфальт, крепла, стесненная бетоном и камнем. Братство возрождалось, несмотря на то, что официально оно не существовало. И вот для того, чтобы это движение не возглавилось независимыми от мира служителями, в качестве "крепкой руки" для контроля над пробуждающимися общинами необходимо было образовать союзный центр - эту централизованную организацию из служителей надежных в отношении сотрудничества с внешними, но имеющих авторитет и известность в братстве. Но где их найти? Большинство служителей находилось в лагерях и тюрьмах, и многие из них там встретили смерть. И тогда пошли по рядам оставшихся в живых, стынущих от холода и голода заключенных служителей, и освободили тех из них, кто был согласен работать под руководством внешних.Так,обретя свободу, собрались отступившие, поколебавшиеся в уповании работники. Теперь ни одного шага самостоятельно-Вскоре на освобожденную Украину был послан А. Л. Андреев, в Прибалтику - Н. А. Левинданто, в Молдавию - И. Г. Иванов, в Сибирь и Среднюю Азию - Ф.Г. Патковский, иные также в другие районы страны. Были присоединены к союзу 170 свободных общин Закарпатья и Украины, позже была проредена регистрация одной трети общин, тогда как две трети оставались незарегистрированными.
Еще в лагерях некоторые служители давали подписки о согласии на объединение союзов на условиях сотрудничества с внешними. В 1944 году под объединенным руководством был создан Союз: евангельских христиан-баптистов, а в 1945 году присоединены Христиане веры евангельской (пятидесятники). (Уместно напомнить, что в 1963 году, опасаясь возрастающих симпатий к пробужденному братству, были присоединены ко ВСЕХБ меннониты.)
Если бы братство в то время могло понять что происходит, оно молило бы Господа о защите и не допустило бы такой подмены. Но народ Божий, не будучи искушенными в этом, со слезами радости благодарил Господа за свободу собраний, не ведая, что это была не победа братства, а победа над братством.
Итак, мы видим, что ВСЕХБ, как союз, не имеет божественного происхождения. Идея его организации была выношена в кабинетах органов, ведущих борьбу с церковью, а начало ее осуществления было положено в лагерях военного времени.
Можно допустить мысль, что у некоторых служителей ВСЕХБ было намерение, работая в контакте, сохранить все-таки верность Богу и постепенно выйти на путь правды. Но их дальнейшая деятельность показала, что этого сделать невозможно и что люди эти стали на путь, с которого нет возврата.
Мы имеем множество фактов и документов, свидетельствующих о их страшной антиевангельской деятельности, которая позволяет нам, не ставя знака равенства между руководством и семьей рядовых детей Божьих, утверждать: там, где начинается ВСЕХБ, - там кончается церковь. Но сказать только это - недостаточно.
Ведь образ деятельности ВСЕХБ, в который мы не хотим быть вовлечены, не лежит на поверхности. Он не представлен всеобщему обозрению. Все это происходит в кабинетах с наглухо закрытыми от народа Божьего дверями. Нам приходилось там бывать. Но знают ли верующие что происходит в этих таинственных недрах и почему мы не можем согласиться идти таким же путем? Знает ли народ Божий, что истинные причины, породившие возникновение Инициативной группы, не в "Инструктивном письме" и "Положении ВСЕХБ", а в том ужасном отступлении ВСЕХБ, которое охватило многих служителей куда раньше появления этих антиевангельских документов?!
Вот часть моего личного опыта:
Это было в 1956 году. Мне было 30 лет. Для возможной посылки меня на библейские курсы за границу. Генеральный секретарь ВСЕХБ А.В.Карев предложил мне написать автобиографию и дал для образца папку с автобиографиями намечаемых курсантов: М.Жидкова, И.Орлова, А.Кирюханцева, М.Мельника. Я написал автобиографию и отдал ее А.В.Кареву.
Вскоре по повестке я был вызван в военкомат, а оттуда доставлен в КГБ для беседы с высокопоставленными сотрудниками. И на этот раз, как и неоднократно ранее, я отклонил всякие предложения о сотрудничестве и, после долгой беседы, услышал: "Мы не собираемся вас разубеждать. Вы человек со сложившимися взглядами. Но нам известно, что религиозные руководители намерены дать вам богословскую подготовку и продвигать на более высокие духовные посты. И поэтому мы хотим вам сказать: вы делаете одну роковую ошибку - вы напрасно боитесь нас. А без нас в вашем служении вы не сделаете ни единого шага!"
Я был встревожен тем, что по свидетельству органов, каждый, кто становится служителем, должен согласовьшать с ними каждый шаг служения Богу. И все же это не произвело на меня столь потрясающего впечатления, как то, что к такому же сотрудничеству привлекали нас служители Христовы!
Приведу свою беседу наедине с А. В. Каревым в канцелярии ВСЕХБ (я нес тогда служение диакона в Узловской церкви). В ходе беседы он спросил:
- Ну как, дорогой брат, идет ваше служение в церкви? Какие встречаются трудности?
Говорю: "Слава Богу, все хорошо, только вот постоянно вызывают меня сотрудники КГБ".
- Ну и что же они от вас требуют?
- Требуют, чтобы я сообщал им о всей жизни церкви: где намечаются собрания, кто проявляет активность в руководстве молодежью, на какую тему были проповеди, кто приезжает из "бродячих" проповедников (так они называли благовестников, посещавших другие общины), кто что говорил на братском совете и даже не живет ли кто у верующих без прописки. (Теперь, когда я сам долгие годы пользуюсь заботой странноприимных Онисифоров, я понимаю, какую службу мне предлагали.)
Карев спросил: "Ну и как, дорогой брат, вы ко всему этому отнеслись?"
- Разумеется, - говорю, - как христианин я не могу исполнять этих требований. Господь дает мне сил хранить верность. Он помолчал, а потом говорит:
- А знаете, что я вам скажу, дорогой брат,-вы напрасно боитесь обязательств. В нашем деле всякое мало-мальски заметное служение: будь то диакона, пресвитера, регента или проповедника-связано с обязательствами. И потом,ваша честность ничего не даст: не будете сообщать вы - это будет делать другой, а вас уберут.
Ужас охватил душу при виде трагедии, в которую было ввергнуто братство. Ведь если "все с ними" с внешними,-значит все без Бога, все против Бога. Значит вместо церкви - создана антицерковь. До этого я полагал, что не все, а только некоторые служители ВСЕХБ совершают двойную работу. Что касается А.В.Карева, то в моем сознании он был человеком исключительным. Он увлекал меня, когда преображался на кафедре. Теперь же я понял, что с кафедры звучат лишь слова, а настоящие дела решаются здесь и в других кабинетах.
Но всему, что я услышал, нужно было дать отстояться. Через молитву и Слово Божье получить прозрение."
Комментарий