«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано»
Кол 1:15,16.
«Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная»
1Ин 5:20.
То, что мы с вами должны воспринимать Христа как Бога и Творца есть не просто красивая теория или доктрина. Каждая доктрина Библии служит для нашей практической пользы и должна изучаться именно с этой целью. Давайте сначала посмотрим, как эта доктрина поддерживает центральную заповедь закона Божьего. В Быт.2:1 3 мы находим слова, заканчивающие описание сотворения нашего мира: «Так совершены небо и земля и всё воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».
И те же самые слова мы находим в четвёртой заповеди закона в книге Исход, 20:8 11. Здесь сказана очень простая сама по себе вещь: Тот, Кто в седьмой день почил, это Тот же самый, Кто и творил. Тот, Кто трудился шесть дней в сотворении земли, Тот и покоился в седьмой день, благословив и освятив его. Мы знаем, что Бог Отец сотворил мир через Своего Сына Иисуса Христа, и что Христос создал всё, что существует. «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано», (Кол 1:16). Поэтому неизбежен вывод, что именно Христос покоился в ту самую первую субботу по завершении шести дней творения, и что именно Он благословил и освятил ее. Таким образом, седьмой день День покоя самым категорическим образом является днём Господним.
Когда Иисус сказал фарисеям: «Ибо Сын Человеческий есть Господин даже субботы» (Мф.12:8 - KJV), Он объявил Свою власть над тем самым днём, который они так скрупулёзно и формально соблюдали; и Он выразил это в словах, которые показывают, что Он расценивал её, как знак Своей власти, как демонстрацию факта, что Он есть Тот, Кто больше храма. Таким образом, седьмой день суббота силой Божественного авторитета назначен памятником творения. Этот день выделен и возвеличен более всех дней, так как его особенная миссия состоит в том, чтобы запечатлеть в уме человека истину о творческой силе Бога и Божественном положении его (этого дня) Создателя. И поэтому, когда Христос сказал, что Сын Человеческий есть «Господин даже субботы», то этим самым Он заявил о том, что является настоящим Творцом, чьей Божественной властью этот день и был установлен как памятник.
Что же нам тогда сказать по поводу часто встречающихся заявлений о том, что Христос якобы перенес седьмой день с Субботы, которая является памятником завершенного творения, на день, который никогда не имел подобного значения?
Если бы Христос так в действительности поступил, то это просто уничтожило бы то, что является доказательством Его Божественности. Если бы Христос отменил субботу, то тем самым Он сделал бы дело, прямо противоположное тому, что некогда сделал Своими собственными руками. Таким образом, Он действовал бы против Себя Самого, а разделившееся царство не может устоять. Но Христос «Себя отречься не может», и поэтому Он не изменяет ни одной йоты из того, что Он Сам определил в качестве доказательства Своей Божественности и превосходства Своей славы над всеми языческими богами. Изменить или отменить Субботу для Христа было бы просто невозможно, ибо это означало бы изменить сам факт, что это именно Он сотворил все за шесть дней, а в день седьмой почил.
К тому же, столь часто повторяемые в Писании утверждения, что Господь есть Творец, предназначены как раз для того, чтобы показать источник нашей силы. Обратите внимание на то, как творение и искупление связаны между собой в первой главе послания к Колоссянам. Чтобы получить полное представление о предмете, о котором идет речь, мы будем читать с 9 по 19 стихи:
«Посему и мы с того дня, как о сём услышали, не перестаём молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всём угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде (англ. firstborn первенец) всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец (firstborn ) из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
Это не просто случайное заявление о Христе как о Создателе. Оно напрямую связано с утверждением о том, что в Нём мы имеем искупление. Когда апостол говорит о своём пожелании, чтобы мы «укреплялись всякою силою по могуществу славы Его», он сообщает нам о том, какова эта великолепная сила. Когда он предлагает нам избавиться от власти тьмы, он не случайно сообщает нам нечто о власти нашего Избавителя. Именно для нашего утешения сказано нам, что Глава церкви является и Творцом всего, и что Он всё содержит словом Своей силы (Евр.1:3). Поэтому мы можем покоиться в уверенности, что «рука та, что все в этом мире хранит, надежно поддержит нас и защитит».
Обратите внимание на эту же взаимосвязь в книге Исайи, 40:26-29. Эта глава рассказывает об удивительной мудрости и силе Христа, называющего всё воинство небесное по имени, и по множеству Его могущества и великой силе Которого всё содержится на своих местах. А затем задаётся вопрос: «Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: 'путь мой сокрыт от Господа, и дело моё забыто у Бога моего?' Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его неисследим. Он даёт утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость». Его сила способна создать всё, что угодно, из ничего; поэтому Он может действовать через тех, в тех, и для тех, кто такой силы не имеет. Он может произвести силу из немощи. Всякий, кто служит и сохраняет в уме творческую силу Христа, будет получать постоянное обновление духовных сил и мужества.
Именно в этом и заключен подлинный смысл субботы. 91-й псалом озаглавлен как «Псалом на день субботний». Вот его первые четыре стиха:
«Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи, на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях. Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих».
Так каков же смысл субботы? Он заключается именно в этом: суббота это памятник творения. Господь говорит: «Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их» (Иез.20:12). Автор псалма соблюдал субботу так, как замыслил Бог: он размышлял о творении и о той удивительной силе и благости Божьей, которые были проявлены в ней. Размышляя об этом, он понял, что Бог, Который одевает полевые лилии так, как не одевался Соломон в своей царственной славе, гораздо больше заботится о Своих разумных творениях. А когда он смотрел на небеса, являющие силу и славу Божью, ему открывалось, что они возникли из ничего. Так к нему пришла мысль, что эта же самая сила может действовать и в нём, чтобы освободить его от человеческой немощи. Поэтому он радовался и восхищался делами Божьих рук. Познание Божьей силы, которое пришло к нему через созерцание творения, наполнило его мужеством, поскольку он уяснил, что та же самая сила была в его распоряжении, и ухватившись за эту силу верой, он одерживал победы благодаря ей. Именно в этом и заключается смысл субботы: она должна привести человека к спасительному познанию Бога.
Кратко это можно выразить так:
1. Вера в Бога зарождается через познание Его силы. Не доверять Ему означает не знать Его способность исполнить Свои обещания. Наша вера в Него должна быть пропорциональна нашему реальному познанию Его силы.
2. Осознанный взгляд на Божье творение даёт нам истинное понимание Его силы, ибо вечная сила Его и Божество через рассматривание творений видимы (Рим.1:20).
3. Это и есть та вера, которая даёт победу (1 Ин.5:4). Если вера приходит через познание силы Божьей, от Его слова и через рассматривание Его творений, следовательно, мы приобретаем победу и торжествуем только через дела Его рук. Вот почему суббота, которая является памятником творения, при условии, что она должным образом соблюдается, является источником подкрепления в великой христианской борьбе.
Это является главной идеей текста Иез.20:12: «Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их». Мы знаем, что наше освящение есть воля Божья (1 Фесс.4:3; 5:23, 24). Поэтому благодаря должному соблюдению Субботы мы испытываем влияние силы Божьей на наше освящение. И это та же самая сила, которая была явлена при сотворении миров. Она дана для освящения тех, кто подчиняет себя воле Божьей. Несомненно, эта мысль, когда она полностью понята, должна принести искренней душе радость и удовлетворение в Боге. В свете этого мы можем оценить эту силу вместе с Исаией (Ис.58:13, 14):
«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым, и почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это».
Таким образом, если суббота соблюдается так, как это задумал Бог как памятник Его творческой силы, в осознании постоянного присутствия Божественной силы, которая проявляется в спасении Его народа, душа, торжествующая о делах Его рук, будет иметь радость в Господе. Суббота есть великая точка опоры для рычага веры, поднимающей душу к высотам Божьего престола для того, чтобы иметь общение с Ним.
Эта же мысль может быть представлена и так: вечная сила и Божественность нашего Господа явлены в творении (Рим.1:20). Именно способность творить определяет силу Божью. Евангелие также названо силой Божьей ко спасению (Рим.1:16). Поэтому Евангелие показывает нам ту же силу, которая призвала к существованию целые миры, и которая проявилась затем в спасении людей. И в том и другом случае действует одна и та же сила.
В свете этой великой истины нет никаких причин для противопоставления творения и искупления. Ибо искупление по своей сути также является творением (см. 2 Кор.5:17; Еф.4:24). Сила искупления это сила творения! Сила Божья ко спасению есть сила, которая может взять человеческое ничтожество и сделать из него то, что всю вечность будет служить к похвале славы благодати Божьей. «Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро»(1 Петр.4:19).
Кол 1:15,16.
«Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная»
1Ин 5:20.
То, что мы с вами должны воспринимать Христа как Бога и Творца есть не просто красивая теория или доктрина. Каждая доктрина Библии служит для нашей практической пользы и должна изучаться именно с этой целью. Давайте сначала посмотрим, как эта доктрина поддерживает центральную заповедь закона Божьего. В Быт.2:1 3 мы находим слова, заканчивающие описание сотворения нашего мира: «Так совершены небо и земля и всё воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».
И те же самые слова мы находим в четвёртой заповеди закона в книге Исход, 20:8 11. Здесь сказана очень простая сама по себе вещь: Тот, Кто в седьмой день почил, это Тот же самый, Кто и творил. Тот, Кто трудился шесть дней в сотворении земли, Тот и покоился в седьмой день, благословив и освятив его. Мы знаем, что Бог Отец сотворил мир через Своего Сына Иисуса Христа, и что Христос создал всё, что существует. «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано», (Кол 1:16). Поэтому неизбежен вывод, что именно Христос покоился в ту самую первую субботу по завершении шести дней творения, и что именно Он благословил и освятил ее. Таким образом, седьмой день День покоя самым категорическим образом является днём Господним.
Когда Иисус сказал фарисеям: «Ибо Сын Человеческий есть Господин даже субботы» (Мф.12:8 - KJV), Он объявил Свою власть над тем самым днём, который они так скрупулёзно и формально соблюдали; и Он выразил это в словах, которые показывают, что Он расценивал её, как знак Своей власти, как демонстрацию факта, что Он есть Тот, Кто больше храма. Таким образом, седьмой день суббота силой Божественного авторитета назначен памятником творения. Этот день выделен и возвеличен более всех дней, так как его особенная миссия состоит в том, чтобы запечатлеть в уме человека истину о творческой силе Бога и Божественном положении его (этого дня) Создателя. И поэтому, когда Христос сказал, что Сын Человеческий есть «Господин даже субботы», то этим самым Он заявил о том, что является настоящим Творцом, чьей Божественной властью этот день и был установлен как памятник.
Что же нам тогда сказать по поводу часто встречающихся заявлений о том, что Христос якобы перенес седьмой день с Субботы, которая является памятником завершенного творения, на день, который никогда не имел подобного значения?
Если бы Христос так в действительности поступил, то это просто уничтожило бы то, что является доказательством Его Божественности. Если бы Христос отменил субботу, то тем самым Он сделал бы дело, прямо противоположное тому, что некогда сделал Своими собственными руками. Таким образом, Он действовал бы против Себя Самого, а разделившееся царство не может устоять. Но Христос «Себя отречься не может», и поэтому Он не изменяет ни одной йоты из того, что Он Сам определил в качестве доказательства Своей Божественности и превосходства Своей славы над всеми языческими богами. Изменить или отменить Субботу для Христа было бы просто невозможно, ибо это означало бы изменить сам факт, что это именно Он сотворил все за шесть дней, а в день седьмой почил.
К тому же, столь часто повторяемые в Писании утверждения, что Господь есть Творец, предназначены как раз для того, чтобы показать источник нашей силы. Обратите внимание на то, как творение и искупление связаны между собой в первой главе послания к Колоссянам. Чтобы получить полное представление о предмете, о котором идет речь, мы будем читать с 9 по 19 стихи:
«Посему и мы с того дня, как о сём услышали, не перестаём молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всём угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде (англ. firstborn первенец) всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец (firstborn ) из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
Это не просто случайное заявление о Христе как о Создателе. Оно напрямую связано с утверждением о том, что в Нём мы имеем искупление. Когда апостол говорит о своём пожелании, чтобы мы «укреплялись всякою силою по могуществу славы Его», он сообщает нам о том, какова эта великолепная сила. Когда он предлагает нам избавиться от власти тьмы, он не случайно сообщает нам нечто о власти нашего Избавителя. Именно для нашего утешения сказано нам, что Глава церкви является и Творцом всего, и что Он всё содержит словом Своей силы (Евр.1:3). Поэтому мы можем покоиться в уверенности, что «рука та, что все в этом мире хранит, надежно поддержит нас и защитит».
Обратите внимание на эту же взаимосвязь в книге Исайи, 40:26-29. Эта глава рассказывает об удивительной мудрости и силе Христа, называющего всё воинство небесное по имени, и по множеству Его могущества и великой силе Которого всё содержится на своих местах. А затем задаётся вопрос: «Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: 'путь мой сокрыт от Господа, и дело моё забыто у Бога моего?' Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его неисследим. Он даёт утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость». Его сила способна создать всё, что угодно, из ничего; поэтому Он может действовать через тех, в тех, и для тех, кто такой силы не имеет. Он может произвести силу из немощи. Всякий, кто служит и сохраняет в уме творческую силу Христа, будет получать постоянное обновление духовных сил и мужества.
Именно в этом и заключен подлинный смысл субботы. 91-й псалом озаглавлен как «Псалом на день субботний». Вот его первые четыре стиха:
«Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи, на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях. Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих».
Так каков же смысл субботы? Он заключается именно в этом: суббота это памятник творения. Господь говорит: «Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их» (Иез.20:12). Автор псалма соблюдал субботу так, как замыслил Бог: он размышлял о творении и о той удивительной силе и благости Божьей, которые были проявлены в ней. Размышляя об этом, он понял, что Бог, Который одевает полевые лилии так, как не одевался Соломон в своей царственной славе, гораздо больше заботится о Своих разумных творениях. А когда он смотрел на небеса, являющие силу и славу Божью, ему открывалось, что они возникли из ничего. Так к нему пришла мысль, что эта же самая сила может действовать и в нём, чтобы освободить его от человеческой немощи. Поэтому он радовался и восхищался делами Божьих рук. Познание Божьей силы, которое пришло к нему через созерцание творения, наполнило его мужеством, поскольку он уяснил, что та же самая сила была в его распоряжении, и ухватившись за эту силу верой, он одерживал победы благодаря ей. Именно в этом и заключается смысл субботы: она должна привести человека к спасительному познанию Бога.
Кратко это можно выразить так:
1. Вера в Бога зарождается через познание Его силы. Не доверять Ему означает не знать Его способность исполнить Свои обещания. Наша вера в Него должна быть пропорциональна нашему реальному познанию Его силы.
2. Осознанный взгляд на Божье творение даёт нам истинное понимание Его силы, ибо вечная сила Его и Божество через рассматривание творений видимы (Рим.1:20).
3. Это и есть та вера, которая даёт победу (1 Ин.5:4). Если вера приходит через познание силы Божьей, от Его слова и через рассматривание Его творений, следовательно, мы приобретаем победу и торжествуем только через дела Его рук. Вот почему суббота, которая является памятником творения, при условии, что она должным образом соблюдается, является источником подкрепления в великой христианской борьбе.
Это является главной идеей текста Иез.20:12: «Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их». Мы знаем, что наше освящение есть воля Божья (1 Фесс.4:3; 5:23, 24). Поэтому благодаря должному соблюдению Субботы мы испытываем влияние силы Божьей на наше освящение. И это та же самая сила, которая была явлена при сотворении миров. Она дана для освящения тех, кто подчиняет себя воле Божьей. Несомненно, эта мысль, когда она полностью понята, должна принести искренней душе радость и удовлетворение в Боге. В свете этого мы можем оценить эту силу вместе с Исаией (Ис.58:13, 14):
«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым, и почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это».
Таким образом, если суббота соблюдается так, как это задумал Бог как памятник Его творческой силы, в осознании постоянного присутствия Божественной силы, которая проявляется в спасении Его народа, душа, торжествующая о делах Его рук, будет иметь радость в Господе. Суббота есть великая точка опоры для рычага веры, поднимающей душу к высотам Божьего престола для того, чтобы иметь общение с Ним.
Эта же мысль может быть представлена и так: вечная сила и Божественность нашего Господа явлены в творении (Рим.1:20). Именно способность творить определяет силу Божью. Евангелие также названо силой Божьей ко спасению (Рим.1:16). Поэтому Евангелие показывает нам ту же силу, которая призвала к существованию целые миры, и которая проявилась затем в спасении людей. И в том и другом случае действует одна и та же сила.
В свете этой великой истины нет никаких причин для противопоставления творения и искупления. Ибо искупление по своей сути также является творением (см. 2 Кор.5:17; Еф.4:24). Сила искупления это сила творения! Сила Божья ко спасению есть сила, которая может взять человеческое ничтожество и сделать из него то, что всю вечность будет служить к похвале славы благодати Божьей. «Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро»(1 Петр.4:19).
Комментарий