О чём мы думаем, когда молимся о «хлебе насущном»? Чему мы причащаемся, когда подходим к Чаше? Что значат для нас слова: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих? Казалось бы, ответ прост:
47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
48 Я есмь хлеб жизни.
49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною.
58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
(Иоан.6:47-58).
Да, сейчас, по прошествии некоторого времени, я могу достаточно связно изложить свои представления по поводу Хлеба с Небес = Слова Божиего. Останавливало меня только опасение непонимания
Но в конце концов я решил изложить свои соображения (во многом опирающиеся на святоотеческий опыт), чтобы с вашей помощью, уважаемые форумчане, попробовать осветить этот вопрос в приемлемой для всеобщего понимания форме.
Итак, почему Христос называет Себя хлебом с небес?
Очевидно потому, что это не столько пища для плоти, сколько единство формы и содержания пища для разумной души человеческой, которая (пища) отождествляется с хлебом. Пища для души = Слово Божие = Истина.
Что же такое душа человеческая?
По словам священника Андрея Лоргуса, «понятие душа в ее сущностном тварном смысле встречается прежде всего там, где речь идет о смерти, т.е. об отделении души от тела. А там, где речь идет о жизни, там душа может означать и жизнь, и всего человека, и личность его.
Душа как отдельная сущность познается через смерть. И это объективный опыт человека. Горький плод познания зла. Где жизнь - там душа пронизывает все бытие человеческого естества, и увидеть ее в теле, отдельно от тела, независимо - невозможно. Но когда человек умер, тогда открывается страшная картина: бездушное тело и покинувшая его, хотя и невидимая, беспокойная душа. Любые состояния человека, которые мы современным языком назвали бы психическими, эмоциональными, интеллектуальными и др., есть состояния души».
"Душа... имеет жизнь не только как энергию, но и как сущность, ибо живет сама по себе" (Св. Григорий Палама).
"Душа есть сущность мысленная [разумная], бестелесная, бессмертная..." (Псевдо-Афанасий).
"Душа есть сущность сотворенная, сущность живая, разумная" (Св. Григорий Нисский).
Таким образом, жизнь человеческая есть жизнь души его. Это НЕ жизнь плоти, но жизнь нематериальная, Богоподобная. Пищей же души разумной является Слово Божие = Истина. Понимание Слова Рождается в человеке от Духа Святого. Отношение же к Слову Божиему есть то, что объединяет Бога и человека Любовь.
Общение Духа Божиего и духа человеческого в Любви и понимании и есть жизнь вечная.
47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
48 Я есмь хлеб жизни.
49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною.
58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
(Иоан.6:47-58).
Да, сейчас, по прошествии некоторого времени, я могу достаточно связно изложить свои представления по поводу Хлеба с Небес = Слова Божиего. Останавливало меня только опасение непонимания
Но в конце концов я решил изложить свои соображения (во многом опирающиеся на святоотеческий опыт), чтобы с вашей помощью, уважаемые форумчане, попробовать осветить этот вопрос в приемлемой для всеобщего понимания форме.
Итак, почему Христос называет Себя хлебом с небес?
Очевидно потому, что это не столько пища для плоти, сколько единство формы и содержания пища для разумной души человеческой, которая (пища) отождествляется с хлебом. Пища для души = Слово Божие = Истина.
Что же такое душа человеческая?
По словам священника Андрея Лоргуса, «понятие душа в ее сущностном тварном смысле встречается прежде всего там, где речь идет о смерти, т.е. об отделении души от тела. А там, где речь идет о жизни, там душа может означать и жизнь, и всего человека, и личность его.
Душа как отдельная сущность познается через смерть. И это объективный опыт человека. Горький плод познания зла. Где жизнь - там душа пронизывает все бытие человеческого естества, и увидеть ее в теле, отдельно от тела, независимо - невозможно. Но когда человек умер, тогда открывается страшная картина: бездушное тело и покинувшая его, хотя и невидимая, беспокойная душа. Любые состояния человека, которые мы современным языком назвали бы психическими, эмоциональными, интеллектуальными и др., есть состояния души».
"Душа... имеет жизнь не только как энергию, но и как сущность, ибо живет сама по себе" (Св. Григорий Палама).
"Душа есть сущность мысленная [разумная], бестелесная, бессмертная..." (Псевдо-Афанасий).
"Душа есть сущность сотворенная, сущность живая, разумная" (Св. Григорий Нисский).
Таким образом, жизнь человеческая есть жизнь души его. Это НЕ жизнь плоти, но жизнь нематериальная, Богоподобная. Пищей же души разумной является Слово Божие = Истина. Понимание Слова Рождается в человеке от Духа Святого. Отношение же к Слову Божиему есть то, что объединяет Бога и человека Любовь.
Общение Духа Божиего и духа человеческого в Любви и понимании и есть жизнь вечная.
Комментарий