Маковей - праздник?

Свернуть
Эта тема закрыта.
X
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Фантом
    Участник

    • 27 May 2007
    • 37

    #31
    tulack, теперь у меня к Вам вопрос. А где вообще Писании говрится о Церкви под омофором единого главы, как папа Римский?

    Такого в Писании просто нет. И папская монархия прямо противоречит Христианству.

    Зато в Писании чётко говорится о Православном устройстве Церкви, где есть несколько братских Поместных Церквей: "Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. (Рим. 12, 4-5). Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? (это вопрос к католикам. Где Организм Церкви, который вы превратили в организацию?) Но теперь членов много, а тело одно. (Много Поместных Православных Церквей, но все они - одно Тело Христово).
    И вы - тело Христово, а порознь - члены (1 Кор. 12, 18-20; 27)."

    И нет у Христа никакого наместника на земле, ибо "Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф. 5, 23). Он есть прежде всего, и все Им стоит. И он есть глава тела Церкви (Кол. 1, 17, 18)."
    .

    Комментарий

    • Алмодад
      Ветеран

      • 20 May 2006
      • 2353

      #32
      Сообщение от Фантом
      tulack, теперь у меня к Вам вопрос. А где вообще Писании говрится о Церкви под омофором единого главы, как папа Римский?
      Что это вы вдруг вспомнили про Писание? До сих пор вы приводили доводы человеков одетых в мантии с определенными регалиями. Вы братец можете просто подойти к вашему владыке и поцеловаться с ним как апостолы целовались со Своим Учителем? Сильно сомневаюсь!
      Но теперь членов много, а тело одно. (Много Поместных Православных Церквей, но все они - одно Тело Христово).

      Откуда это вы взяли, что это говорится о православии? Покажите мне то место в Писании со словом "православие". Я уверен, хоть вы и начитаный но толком не знаете откуда пошло слово "православный". Это слово вообще ни каким боком не относиться к религии. Я вас дорогой брат не напрасно спрашивал в каком году на Русси начали верить в Христа Распятого. Только в 15 веке на Русси стали расспускаться паростки христиансива. Можете себе представить сколько веков пролетело прежде чем Слово Божье коснулось земли Русской? И никто не называл ДО ТОГО это учение "православным". Оно, Христово Учение (без которого вы можете обходиться) было общее до тех пор, пока высшии слои общества не подмяли Его под себя, под свой образ жизни. Каждый богатенький хотел "купить" себе на небе место получше, поэтому он старался при помощи золотишка соорудить свою карманную церковь. Только из-за этого церковные служители передрались и монолитная до сих пор храмина раскололась.
      Так мы протестанты относим себя к той еще не запятноной, первичной Церкви и если вы этого не признаете, невелика беда!

      Комментарий

      • Фантом
        Участник

        • 27 May 2007
        • 37

        #33
        Вы братец можете просто подойти к вашему владыке и поцеловаться с ним как апостолы целовались со Своим Учителем?
        Ну, я близко не знаю нашего Владыку и он меня мало знает, поэтому глупо целоваться с тем, кого не знаешь. Апостолы-то близко Христа знали...

        Зато отец игумен, которого я хорошо знаю, приветствует меня обнятием и поцелуем. Вообще, святой жизни этот человек (отец игумен, в смысле) ... Ну, ладно, не о нём сейчас.

        Откуда это вы взяли, что это говорится о православии?
        Да просто сраниваю с устройством Православной Церкви. Сходство налицо!

        Оно, Христово Учение (без которого вы можете обходиться)
        Христово Учение - это Церковь. А без Церкви ничего нет, ни Христа, ни Благодати, ни Истины, ни жизни. Читайте мою подпись.

        Так что не надо делать поспешных выводов.

        Я вас дорогой брат не напрасно спрашивал в каком году на Русси начали верить в Христа Распятого.
        Странно, что вы не знаете школьной истории. 988 год - год крещения Руси, т.е. принятия Православной веры.

        И никто не называл ДО ТОГО это учение "православным".
        Термин "Православный" встречается еще у Афанасия Великого (конец 3-его начало 4-ого века) уже как понятный всем термин.

        Православный = Ортодоксальный. Церковь наша Ортодоксальная.

        "Православие" - дословный перевод с греческого "Ортодоксиа" (что и означает "правильное мнение/способ выражения/вера". Православие = правильное славление Бога (т.е. правильное выражение идеи Бога).

        Термин же "Ортодоксия" был употреблен в правилах Первого Вселенского собора 325-ого года для определения Церкви как "Ортодоксальной Католической".

        Опять Вы не знаете историю.


        Считаю не нужным комментировать остальные ваши "утки". Вы ведь не знаете главного.
        ______________________________________


        P.S. Для tulack: Совершенно верно, темины "Католический" и "Ортодоксальный" использовались в самые первые века для определения Церкви как "Ортодоксальной Католической". Такой же Церковь осталась и по сей день. Только от Католичества (Кафоличества, т.е. соборности) отпала Римская Церковь.


        Всем удачи! Помоги, Господи, оставить заблуждения и вернуться в Православие!
        .

        Комментарий

        • Фантом
          Участник

          • 27 May 2007
          • 37

          #34
          Кстати, кому интересно Православие и Православное мышление, могу порекомендовать труды замечательного богослова - священномученика Илариона (Троицкого): СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН + Православие.Ru

          Храни всех Господь!
          .

          Комментарий

          • tulack
            Витиран

            • 01 February 2004
            • 3325

            #35
            Не вижу.
            Вы наверное просто не знаете что такое "Филиокве". Так на латыне звучит фраза "от Сына". Теперь видите?

            Святой Дух происходит от Отца и от Сына, Он не создан, не сотворен, не рожден, но исходит.(Афанасий Александрийский)
            Естественное чувство уважения к первенствующему иерарху Запада,которое проявляли главы других Церквей и видные церковные деятели, папы истолковали в качестве отношений главенства их стороны и подчинения со стороны всей остальной Церкви.
            Вы невнимательны. Текст ясно говорит что Рим есть хранитель истины. Кто не с Римом, тот против Вселенской Церкви. Рим неподсуден никому, даже писанию, хотя сам судит обо всем. Вселенский собор должен быть утвержден Римом, только тогда он имеет силу.

            Мне всё равно, что защищал Максим.
            Какой интересный вы православный.

            Хотя я про это первый раз слышу.
            Вы еще многое услышите. Ваша жизнь только началась. Насчет ссылки. Ищущий обрящет. Это нетрудно. Да и не единственный он. Например известный богослов и историк Церкви Василий Болотов тоже является апологетом "Филиокве".

            Ну, тут чистая философия. Можно долго спорить. Это, как мне кажется, спор только для православных.

            Я сам Булгакова пока не читал. Надо будет купить книгу с его трудами "Путь Парижского богословия"
            Ну вот. А говорите "Парижская школа". Без Булгакова это не школа, а подготовительная группа. К сведению, на будующее.

            Учение протоиерея С. Булгакова о Софии
            Премудрости Божией
            Письмо Блаженнейшаго Митрополита Антония (Храповицкого)
            Высокопреосвященному Митрополиту Евлогию.
            Ваше Высокопреосвященство Милостивый Архипастырь.
            Во исполнение Соборнаго определения при сем препровождаю
            Вам копию доклада выделенной Собором Комиссии для обсуждения
            учения протоиерея Сергия Булгакова о Св. Софии, а также постановления
            вынесеннаго Собором по заслушании вышеозначеннаго доклада...

            По выслушании вышеприведеннаго доклада Комиссии и после
            бывших суждений, постановили:
            1) Признать учение протоиерея Сергия Булгакова о Софии Премудрости
            Божией еретическим.
            2) Сообщить о настоящем определении Собора Митрополиту
            Евлогию, с просьбой сделать увещание протоиерею Булгакову на пред-
            мет побуждения последняго к публичному отречению от своего ере-
            тическаго учения о Софии и о последующем сообщить Архиерейскому
            Синоду Русской Православной Церкви Заграницей.
            3) В случае нераскаяния прот. Булгакова, состоявшееся определе-
            ние Собора об осуждении софийной ереси довести до сведения глав
            всех Автокефальных Церквей.
            4) Поручить Архиерейскому Синоду дальнейшее ведение дела по
            борьбе с софийной ересью прот. Булгакова и другими подобными заблу-
            ждениями.
            5) Дальнейшее опровержение лжеучений прот. Булгакова поручить
            Преосвященному Берлинскому Тихону, Преосвященному Шанхайскому
            Иоанну, Преосвященному Хайларскому Димитрию и члену Всероссийскаго
            Собора графу Павлу Михайловичу Граббе.
            6) Выразить Высокопреосвященному Серафиму, Архиепископу Богу-
            чарскому, благодарность за его ценный и полезный труд по изследо-
            ванию и обличению заблуждений протоиерея Булгакова.(Указ Зарубежного Синода)
            По крайней мере, парижан вседа отличал прогрессивный взгляд и желание найти новые ответы на вопросы, постоянное движение вперёд. РПЦЗ же отличал взгляд назад.
            Назад то смотреть было еще рано. Осуждение отца Сергия это 30-е годы. К тому же он был осужден МП еще раньше в лице митрополита Сергия (Страгородского)

            СЛУШАЛИ: предложение ЕГО БЛАЖЕНСТВА следующего содержания; «Ко мне поступали сведения, что профессор догматического Богословия в русском Богословском Институте в Париже, известный писатель, протоиерей С.Н.Булгаков в своих печатных сочинениях и в лекциях развивает особое учение о Софии - Премудрости Божией. Одни увлекаются этим учением и сами начинают понимать и истолковывать христианское учение по-«софийному»; других же оно смущает своей своеобразностью и часто очевидным несогласием с учением церковным. Я просил Управляющего нашими заграничными церквами в Зап. Европе Преосвященного Митрополита Литовского доставить мне сведения об учении Булгакова. По поручению Владыки Митрополита подробный очерк учения Булгакова составил А.Ставровский. Имеется также предварительный отзыв Зам. Начальника Братства Св.Фотия Лосского с сообщением, что Братство поставило себе задачей систематическое выяснение мнений Булгакова. Доставленный материал дает возможность сделать нижеследующее заключение об учении Булгакова.

            Прежде всего представляется нецелесообразным указывать отдельные пункты учения Булгакова, где оно явно противоречит церковному учению, иногда повторяя ереси, уже осужденные Церковью...

            Испытание это с достаточной убедительностью показывает, что учение Булгакова:

            1) по замыслу своему не церковно, не намерено считаться с учением и преданием Церкви, в некоторых же пунктах и явно становится на сторону лжеучений, соборно осужденных Церковью;

            2) по содержанию своему вносит в понимание основных догматов веры столько своеобразного ц произвольного, что напоминает скорее гностицизм (также осужденный Церковью), чем христианство, хотя и оперирует (как и гностицизм) привычными для христиан понятиями и терминами;

            3) по возможным практическим выводам из него тем опаснее, чем оно привлекательнее кажущейся глубиной своих домыслов и общим своим вдумчиво-благоговейным тоном.

            Давая мысль о возможности ответственность за падение перенести на Творца, это учение понижает в человеке сознание греховности, т. е. колеблет самое основание духовной жизни. Представляя же человеческое спасение в виде некоего мирового Божественного процесса в тварной природе и, в частности, в человеке, оно открывает дверь и прямым искажениям этой жизни.

            Определением своим от 24 августа 1935 г. № 93

            ПОСТАНОВИЛИ:

            I. Учение проф. прот. С. Н. Булгакова своеобразным и произвольным (софианским) истолкованием часто искажающее догматы Православной веры, в некоторых своих пунктах и прямо повторяющее лжеучения, уже соборно осужденные Церковью, в возможных же из него выводах могущее быть даже и опасным для духовной жизни, признать учением чуждым Святой Православной Христовой Церкви и предостеречь от увлечения им всех Ее верных служителей и чад.

            II. Православных Преосвященных Архипастырей, клириков и мирян, имевших неосторожность увлечься учением Булгакова и следовавших ему в своих поучениях, в письменных или печатных трудах, призвать к исправлению допущенных ошибок и к неуклонной верности «здравому учению».

            III. О самом прот. С. Н. Булгакове, как состоящем вне общения с Православной Церковью Московского Патриархата, особого суждения в настоящее время не иметь, но в будущем в случае возникновения дела о принятии прот. Булгакова в общение, поставить условием такого принятия, а равно и разрешения священнодействий, письменный его отказ от своего софианского истолкования догматов веры и от других своих вероучительных ошибок и письменное же обещание неизменной верности учению Православной Церкви.

            О чем и посылается ВАШЕМУ ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ настоящий указ.

            Сентября 7 дня 1935 г.

            № 1651.

            Заместитель Патриаршего Местоблюстителя,

            СЕРГИЙ, М<итрополит> Московский.

            управляющий делами Московской Патриархии

            Протоиерей Александр Лебедев.
            tulack, теперь у меня к Вам вопрос. А где вообще Писании говрится о Церкви под омофором единого главы, как папа Римский?

            Такого в Писании просто нет. И папская монархия прямо противоречит Христианству.
            Как быстро вы из православного переметнулись в протестантский лагерь. Так и учения о Троице нет в писании. Что с того?

            Комментарий

            • Фантом
              Участник

              • 27 May 2007
              • 37

              #36
              Вы наверное просто не знаете что такое "Филиокве". Так на латыне звучит фраза "от Сына".
              Я прекрасно это знаю. Просто не заметил цитаты.

              Святой Дух происходит от Отца и от Сына, Он не создан, не сотворен, не рожден, но исходит.(Афанасий Александрийский)
              Ну, значит ошибся этот Афанасий. Жаль его... Плохо знал Евангелие, наверно.

              Но это его личные, афанасиевские, проблемы. Я-то тут при чём?
              В Евангелии чётко сказано, что Дух исходит от Отца.

              Вы еще многое услышите. Ваша жизнь только началась. Насчет ссылки. Ищущий обрящет. Это нетрудно. Да и не единственный он. Например известный богослов и историк Церкви Василий Болотов тоже является апологетом "Филиокве".
              Да зачем же вы мне называете имена каких-то людей, когда сам Бог открыл о Себе?: «Когда же придет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне»

              Неужели вы слепы и не видитие, что написано в Евангелии?

              Вы уже прямо как адепт СИ какой-то.

              Рим неподсуден никому, даже писанию, хотя сам судит обо всем.
              Чего?

              Мама, роди меня обратно!

              Как же мерзко лицо латинской ЕРЕСИ. Не зря, оказывается, меня один православный поносил за толерантное отношение к католикам!

              Вселенский собор должен быть утвержден Римом, только тогда он имеет силу.
              Но Рим отпал от Вселенской Церкви.

              Ну вот. А говорите "Парижская школа". Без Булгакова это не школа, а подготовительная группа. К сведению, на будующее.
              Да ладно. Не в том дело. Оставим пока.


              Как быстро вы из православного переметнулись в протестантский лагерь.
              Да лучше я вообще умру, чем буду искажать Писание, как католики!

              Так и учения о Троице нет в писании.
              Что значит НЕТ? Вы чё?
              Жжоте!

              Вы когда Писание последний раз в руках держали?

              Я только навскидку вспоминаю 10 мест из ВЗ, где говорится о Троичности Лиц в Боге при Единстве Божием по Существу.

              Ну а в Н.З. - это и вы должны знать - Мф. 28, 19; 2 Кор. 13, 13; 1 Ин. 5, 7. Ну и ваш любимый Афанасий изъясняет в значении Троичности текст послания к Еф. 4, 6


              Да-а-а... Теперь я понял слова одного знакомого священника: "Чем больше я общаюсь с католиками, тем больше становлюсь Православным."
              .

              Комментарий

              • shepherd
                Ветеран

                • 11 July 2007
                • 1843

                #37
                Сообщение от Фантом
                Зато в Писании чётко говорится о Православном устройстве Церкви, где есть несколько братских Поместных Церквей: "Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. (Рим. 12, 4-5). Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело?
                (Много Поместных Православных Церквей, но все они - одно Тело Христово).
                И вы - тело Христово, а порознь - члены (1 Кор. 12, 18-20; 27)."

                )."
                .
                Ну вы и жжёте Фантом.Во всех приведённых вами местах писания ,различными членами являются различные духовные дарования верующих,данные для служения церкви.
                Читайте внимательно писание и не несите чепухи.
                временно за православных.

                Комментарий

                • dim@stiy
                  Участник

                  • 18 August 2007
                  • 23

                  #38
                  Для многих правосланых праздиков можно применьть знак "?"

                  Не понятно откуда они их берут.
                  Нет точнее понятно, Владимир Великий Русь крестил, а в сердце люди язычниками так и остались, вот они половину своих праздников в православие и тянут, да еще и с библией переплетают.

                  Комментарий

                  • tulack
                    Витиран

                    • 01 February 2004
                    • 3325

                    #39
                    Ну, значит ошибся этот Афанасий. Жаль его... Плохо знал Евангелие, наверно.
                    Какой вы резвый. Вам бы не мешало знать (надеюсь что знаете) что Афанасий Александрийский (в Православии Афанасий Великий) является тем самым человеком, который придумал "Троицу", которой собственно в Библии нет. Наверное потому он ее и придумал, что "Плохо знал Евангелие". А мы все дураки верим в то что придумал неуч Афанасий Великий

                    Мама, роди меня обратно!

                    Как же мерзко лицо латинской ЕРЕСИ. Не зря, оказывается, меня один православный поносил за толерантное отношение к католикам!
                    Это высказывание никаким образом к латинству не относится, если бы вы внимательно читали предыдущие посты, то заметили бы, что принадлежит оно столпу Православия - Максиму Исповеднику.

                    А именно.
                    она (Римская Церковь) не подчинена писаниям и приказам соборных документов, благодаря высоте ее понтификата даже во всех таких вещах все равно подчинены ей в соответсвии со священным законом. Итак, когда, без страха но со святым и приличествующим доверием, эти служители происходят от истинно твердой и неколебимой скалы, то есть от величайшей и Апостольской Церкви Рима...Первый престол не подлежит суду кого бы то ни было (Максим Исповедник)
                    Так что не возводите напраслину на Римский престол. Это учение чисто православное, сказанное устами православного святого.

                    Я только навскидку вспоминаю 10 мест из ВЗ, где говорится о Троичности Лиц в Боге при Единстве Божием по Существу.

                    Ну а в Н.З. - это и вы должны знать - Мф. 28, 19; 2 Кор. 13, 13; 1 Ин. 5, 7. Ну и ваш любимый Афанасий изъясняет в значении Троичности текст послания к Еф. 4, 6
                    Родной вы мой, сразу же после осуждения Ария, арианство взяло верх. Император Константин принял арианство, а после его смерти вся империя приняла арианство. И это при писании.
                    Да будет вам известно что Троица это три ипостаси при одной сущности. А ваши ссылки ни о чем не говорят. Если я скажу что идите научите во имя Маши, Вити, и Кати, то никому и в голову не придет что речь идет об одном существе. Или же привет вам и мир от Николая Петровича, Бабушки и Дедушки... И где тут Троица? А 1 Ин. 5, 7 вообще смешно. Вам бы надо знать что этого стиха не существует в Библии. Это очень поздняя средневековая вставка. Ни в одной древней рукописи этого стиха нет, ни у одного церковного отца этот стих не встречается. Даже Феофилакту Болгарскому, жившему в 12 веке и составившему коментарии на весь новый завет, этот стих неизвестен. То есть вставлен он был гораздо позднее 12 века, как раз для того что бы явить собой апологию наличия учения о Троице в Писании.
                    Стих же выглядит так:
                    И Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют: дух, вода и кровь, и сии три об одном.
                    Посмотрите хотя бы перевод православного епископа Касиана Безобразова.

                    Комментарий

                    • Фантом
                      Участник

                      • 27 May 2007
                      • 37

                      #40
                      Это учение чисто православное, сказанное устами православного святого.
                      Да нет такого Учения в Православии. Слова святого - это далеко не Учение всей Церкви, а его ИМХО.

                      Святой Дух не пребывает на Святых перманентно.
                      _________________________


                      О Единстве Божием

                      "И так, веруем в единого Бога, единое начало, безначального, не созданного, не рожденного, не гибнущего, бессмертного, вечного, беспредельного, неописуемого, неограниченного, бесконечно могущественного, простого, несложного, бестелесного, непреходящего, бесстрастного, постоянного, неизменяемого, невидимого, источника благости и справедливости, свет мысленный, неприступный; в могущество, не исследуемое никакою мерою, измеряемое одною только собственною Его волей, ибо Он может все, что хочет; в единую сущность, единое божество, единую силу, единую волю, единую деятельность, единое начало, единую власть, единое господство, единое царство, в трех совершенных Ипостасях, и познаваемое, и приветствуемое единым поклонением" (св. Ин. Дамаскин, Точное изложение правосл. веры, 1:8).

                      Истина единства Божия настолько присуща в настоящее время человеческому сознанию, что не требует для себя доводов из слова Божия или просто из области разума. Несколько иное было в первохристианской Церкви, когда приходилось проводить эту истину против идеи дуализма признания двух богов, доброго и злого, и против популярного тогда многобожия язычников.

                      Верую во единого Бога первые слова Символа веры. Бог владеет всею полнотой совершеннейшего бытия. Идея полноты, совершенства, бесконечности, всеобъемлемости в Боге, не позволяет мыслить о Нем иначе, как о Едином, т.е. единственном и единосущном в Себе. Это требование нашего сознания выразил один из древних церковных писателей словами: "если Бог не один, то нет Бога" (Тертуллиан), иначе говоря, божество, ограниченное другим существом, теряет свое божественное достоинство.

                      Все новозаветное Священное Писание наполнено учением о едином Боге. "Отче наш, иже еси на небесех", молимся мы словами молитвы Господней. "Нет иного Бога, кроме Единого", выражает основную истину веры ап. Павел (1 Кор. 8:4).

                      Священное Писание Ветхого Завета все проникнуто строгим монотеизмом. История Ветхого Завета есть история борьбы за веру в единого истинного Бога против языческого многобожия. Желание некоторых историков религий найти следы первоначального якобы многобожия у еврейского народа в некоторых библейских выражениях, как множественное число имени Божия "Элогим", также "Бог богов", "Бог Авраама, Исаака и Иакова", не отвечает подлинному значению этих выражений.
                      "Элогим" для простого иудея форма благоговения, почтительности (образец которого можно видеть в русском языке в обращении на "Вы" к лицам уважаемым); для боговдохновенного писателя пророка Моисея множественное число слова содержало в себе, кроме того, несомненно, глубокий таинственный смысл прозрения в истину Троичности в Боге; никто не может сомневаться, что Моисей был чистым монотеистом и, зная дух еврейского языка, не употребил бы имени, противоречащего его вере в единого Бога.
                      "Бог богов" выражение, противопоставляющее веру в истинного Бога поклонению кумирам, которых поклонявшиеся им тоже называли богами, но которые для иудеев были богами ложными. Этим выражением свободно пользуется в Новом Завете ап. Павел. Сказав: "нет иного Бога, кроме Единого", он продолжает: "Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им" (1 Кор. 8:4 - 6).
                      "Бог Авраама, Исаака и Иакова" выражение, говорящее лишь об избранности еврейского народа, как "наследника обетований", данных Аврааму, Исааку и Иакову.

                      Христианская истина единства Божия углубляется истиной единства триипостасного.

                      Догмат Пресвятой Троицы

                      Бог един по Существу и троичен в Лицах. Догмат Троичности основной догмат христианства. На нем непосредственно основывается ряд великих догматов Церкви и, прежде всего, догмат нашего искупления. Вследствие такой своей особенной важности, учение о Пресвятой Троице составляет содержание всех символов веры, какие употреблялись и употребляются в Православной Церкви, равно как и всех частных исповеданий веры, написанных по разным случаям пастырями Церкви.

                      Будучи важнейшим, из всех христианских догматов, догмат о Пресвятой Троице есть вместе и самый трудный для его усвоения ограниченной человеческой мыслью. Вот отчего ни о какой иной христианской истине, борьба не была столь напряженной в истории древней Церкви, как об этом догмате и об истинах, непосредственно с ним связанных.

                      Догмат Святой Троицы заключает в себе две основные истины:
                      Бог есть един по Существу, но Троичен в Лицах, или иными словами: Бог Триединый, Триипостасный, Троица Единосущная.
                      Ипостаси имеют личные, или ипостасные свойства: Отец не рожден. Сын рожден от Отца. Дух Святой исходит от Отца.

                      Мы поклоняемся Пресвятой Троице единым нераздельным поклонением. У Отцов Церкви и в богослужении Троица именуется часто единицей в Троице, единицей Триипостасной. В большинстве случаев молитвы, обращенные к поклоняемому одному Лицу Святой Троицы, заканчиваются славословием всем трем Лицам (напр., в молитве Господу Иисусу Христу: Яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом во веки, аминь.)

                      Церковь, обращаясь молитвенно к Пресвятой Троице, призывает Ее в единственном, а не во множественном числе, напр.: Яко Тя (а не Вас) хвалят все силы небесные, и Тебе (а не Вам) славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь...

                      Христианская Церковь, сознавая таинственность этого догмата, видит в нем великое откровение, возвышающее веру христианскую неизмеримо над всяким исповеданием простого единобожия, какое встречается и в иных религиях, нехристианских. Догмат три Ипостаси указывает на полноту таинственной внутренней жизни в Боге, ибо Бог есть любовь, и любовь Божия не может только простираться на сотворенный Богом мир: она в Святой Троице обращена и внутрь Божественной жизни. Еще яснее для нас догмат три ипостаси указывает на близость Божию к миру: Бог над нами, Бог с нами, Бог в нас и во всем творении. Над нами Бог Отец, Источник приснотекущий, по выражению молитвы церковной, Основа всякого бытия, Отец щедрот, любящий нас и пекущийся о нас, творении Его, мы дети Его по благодати. С нами Бог Сын, рождение Его, ради любви Божественной явивший Себя людям Человеком, чтобы мы знали и своими глазами увидели, что Бог с нами, преискренне, т.е. совершеннейшим образом "приобщившийся нам" (Евр. 2:14). В нас и во всем творении Своею силою и благодатью Дух Святой, Иже вся исполняй, жизни Податель, Животворящий, Утешитель, Сокровище и Источник благ. Три Божественных Лица, имеющие превечное и предвечное бытие, явлены миру с пришествием и воплощением Сына Божия, будучи "едина Сила, едино Существо, едино Божество" (стихира в день Пятидесятницы).

                      Так как Бог по самому Существу Своему есть весь сознание и мысль и самосознание, то и каждое из этих тройственных вечных проявлений Себя Богом Единым имеет самосознание, и потому каждое есть Лицо, и Лица не суть просто формы, или единичные явления, или свойства, или действия; Три Лица содержатся в самом Единстве Существа Божия. Таким образом, когда в христианском учении говорим о Триединстве Божием, то говорим о таинственной, в глубине Божества сокрытой внутренней жизни Божией, явленной приоткрытой миру во времени, в Новом Завете, ниспосланием от Отца в мир Сына Божия и действием чудотворящей, жизнеподательной, спасающей силы Утешителя-Духа Святого.


                      О Троичности Лиц в Боге при Единстве Божием по Существу

                      1. Свидетельство Священного Писания Ветхого Завета


                      Истина триединства Божия лишь прикровенно выражена в Ветхом Завете, только приоткрыта. Ветхозаветные свидетельства о Троичности раскрываются, уясняются при свете веры христианской, как и Апостол пишет об иудеях: "...доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердцах их, но когда обращаются к Господу, это покрывало снимается оно снимается Христом" (2 Кор. 3:15-16 и 14).

                      Главные ветхозаветные места следующие:
                      Быт. 1:1 и др.: имя "Элогим" в еврейском тексте, имеющее грамматическую форму множественного числа.
                      Быт. 1:26: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию" Множественное число указывает, что Бог не одно Лицо.
                      Быт. 3:22 "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло" (слова Божии пред изгнанием прародителей из рая).
                      Быт. 11:6-7 перед смешением языков при столпотворении "Один народ и один у всех языкСойдем же и смешаем там их язык".
                      Быт. 18:1-3 об Аврааме "И явился ему Господь у дубравы Мавре,возвел (Авраам) очи свои взглянул, и вот, три мужа стоят против негои поклонился до земли и сказал:если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего" "Видите ли, наставляет блаж. Августин, Авраам встречает Трех, а поклоняется ЕдиномуУзрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как Единому, исповедал Единого Бога в трех Лицах".

                      Кроме того, косвенное указание на Троичность Отцы Церкви видят в следующих местах:

                      Числа 6:24-26 Благословение священническое, указанное Богом через Моисея, в троичной форме:
                      "Да благословит тебя Господь, да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим, да обратит Господь лицо Свое на тебя".

                      Исаи 6:3 Славословие серафимов, стоящих окрест Престола Божия, в тройной форме:
                      "свят, свят, свят Господь Саваоф".

                      Псал. 32:6:
                      "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их".

                      Наконец, можно указать в Ветхозаветном Откровении места, где говорится порознь о Сыне Божием и Духе Святом. Напр., о Сыне:
                      Псал. 2:7 "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя".
                      Псал. 109:3 "из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое".

                      О Духе:
                      Псал. 142:10 "Дух Твой благий да ведет меня в землю правды".
                      Исаии 48:16 "послал Меня Господь и Дух Его" и другие подобные места.
                      Последний раз редактировалось Фантом; 19 August 2007, 01:51 AM.
                      .

                      Комментарий

                      • Фантом
                        Участник

                        • 27 May 2007
                        • 37

                        #41
                        2. Свидетельства Священного Писания Нового Завета:

                        Троичность Лиц в Боге явлена в Новом Завете в пришествии Сына Божия и в ниспослании Духа Святого. Послание на землю от Отца Бога Слова и Духа Святого составляет содержание всех новозаветных писаний. Конечно, явление миру Триединого Бога дано здесь не в догматической формуле, а в повествовании о явлениях и деяниях Лиц Святой Троицы.

                        Явление Бога в Троице совершилось при крещении Господа Иисуса Христа, отчего и само крещение называется Богоявлением. Сын Божий, вочеловечившись, принял водное крещение; Отец свидетельствовал о Нем; Святой Дух явлением Своим в виде голубя подтвердил истинность гласа Божия, как это выражено в тропаре праздника Крещения Господня:

                        "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине извествоваше словесе утверждение"

                        Есть в новозаветных Писаниях изречения о Триедином Боге в самой сжатой, но притом точной форме, выражающее истину троичности.

                        Эти изречения следующие:
                        Матф. 28:19 "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа". Св. Амвросий замечает: "сказал Господь: во имя, а не в имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога и не три Бога".
                        2 Кор. 13:13 "Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь".
                        1 Иоан. 5:7 "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и эти три есть суть едино" (этот стих отсутствует в сохранившихся древних греческих рукописях, а имеется только в латинских, западных рукописях).

                        Кроме того, в значении Троичности изъясняется св. Афанасий Вел. Следующий текст послания к Ефес. 4:6 "Один Бог и Отец всех, Который над всеми (Бог Отец) и чрез всех (Бог Сын) и во всех нас (Бог Дух Святой)".


                        Исповедание Догмата Святой Троицы в Древней Церкви

                        Истина о Святой Троице исповедуется Христовой Церковью изначала во всей ее полноте и целости. Ясно говорит, напр., о всеобщности веры в Святую Троицу св. Ириней Лионский, ученик св. Поликарпа Смирнского, наставленного самим апостолом Иоанном Богословом: "Хотя Церковь рассеяна по всей вселенной до конец земли, но от апостолов и учеников их прияла веру во единого Бога Отца Вседержителя" и во единого Иисуса Христа, Сына Божия, воплотившегося ради нашего спасения Приняв такую проповедь и такую веру, Церковь, как мы сказали, хотя и рассеяна по всему миру, тщательно сохраняет ее, как бы обитая в одном доме; одинаково верует сему, как бы имея одну душу и одно сердце, и согласно проповедует о сем и учит и передает, как бы имея единые уста. Хотя в мире многочисленные наречия, но сила Предания одна и та же И из предстоятелей Церквей не скажет противного сему и не ослабит Предания ни тот, кто силен словом, ни тот, кто неискусен в слове".

                        Святые Отцы, защищая от еретиков кафолическую истину Святой Троицы, не только приводили в доказательство ее свидетельства Священного Писания, а равно и основания рассудочные, философские для опровержения еретических мудрований, но и сами опирались на свидетельства первохристиан. Они указывали:
                        на примеры мучеников и исповедников, не страшившихся веру в Отца и Сына и Святого Духа объявлять перед мучителями; ссылались:
                        на Писания Мужей апостольских и вообще древнехристианских писателей и:
                        на богослужебные формулы. Так св. Василий Вел. приводит малое славословие: "Слава Отцу чрез Сына во Святом Духе" и другое: "Ему же (Христу) с Отцом и Святым Духом честь и слава во веки веков", и говорит, что это славословие употребляется в церквах с того самого времени, как возвещено Евангелие. Указывает св. Василий также светильничное благодарение, или вечернюю песнь, называя ее песнью "древнею", перешедшею "от отцов", и приводит из нее слова: "хвалим Отца и Сына и Святого Духа Божия", для показания веры древних христиан в равночестность Святого Духа с Отцом и Сыном.

                        Имеется много свидетельств древних Отцов и учителей Церкви также о том, что Церковь от первых дней своего бытия совершала крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, как трех Божеских Лиц, и обличала еретиков, покушавшихся совершать крещение или во имя Отца и Сына и даже одного Сына, унижая пред ними Святого Духа (свидетельства Иустина Муч., Тертуллиана, Иринея, Киприана, Афанасия, Илария, Василия Вел. и других).

                        Однако Церковь пережила большие волнения и выдержала огромную борьбу при защите этого догмата. Борьба была направлена, главным образом, по двум пунктам; сначала на утверждение истины единосущия и равночестности Сына Божия с Богом Отцом; потом на утверждение единочестности Духа Святого с Богом Отцом и Сыном Божиим.

                        Догматическая задача Церкви в древний ее период заключалась в том, чтобы найти такие точные слова для догмата, которыми наилучше оберегается догмат Святой Троицы от перетолкования со стороны еретиков.

                        Желая приблизить тайну Прествятой Троицы хотя бы несколько к нашим земным понятиям, непостижимое к постижимому, отцы Церкви прибегали к подобиям из природы, каковы: а) солнце, его луч и свет; б) корень, ствол и плод дерева; в) родник, бьющий из него ключ и поток; г) горящая одна при другой три свечи, дающие один нераздельный свет; д) огонь, блеск от него и теплота от него; е) ум, воля и память; ж) сознание, подсознание и желание и т. под. Но вот что говорит по поводу этих попыток подобия св. Григорий Богослов: "Что я ни рассматривал сам с собою в любознательном уме своем, чем ни обогащал разум, где ни искал подобия для сего таинства, я не нашел, к чему бы дальнему (земному) можно было уподобить Божие естество. Если и оттискивается малое некое сходство, то гораздо большее ускользает, оставляя меня внизу вместе с тем, что избрано для сравнения. По примеру других, представлял я себе родник, ключ и поток и рассуждал: не имеют ли сходства с одним Отец, с другим Сын, с третьим Дух Святой? Ибо родник, ключ и поток нераздельны временем, и сопребываемость их непрерывна, хотя и кажется, что они разделены тремя свойствами. Но убоялся, во-первых, чтобы не допустить в Божестве какого-то течения, никогда не останавливающегося; во-вторых, чтобы таким подобием не ввести и численного единства. Ибо родник, ключ и поток в отношении к числу составляют одно, различны же только в образе представления. Брал опять в рассмотрение солнце, луч и свет. Но и здесь опасение, чтобы в несложном естестве не представить какой-либо сложности, примечаемой в солнце и в том, что от солнца. Во-вторых, чтобы, приписав сущность Отцу, не лишить той же самостоятельной сущности прочие Лица и не соделать их силами Божиими, которые в Отце существуют, но были бы не самостоятельны. Потому что луч и свет, суть не солнце, а некоторые солнечные излияния и существенные качества солнца. В-третьих, чтобы не приписать Богу вместе и бытия и небытия (к какому заключению может привести этот пример); а это было бы еще нелепее сказанного прежде И вообще ничего не нахожу, что при рассмотрении остановило бы мысль на избираемых подобиях, разве если кто должным благоразумием возьмет из образа одно что-нибудь и отбросит все прочее. Наконец заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях, иметь руководителем Духа, и какое озарение получено от Него, то, сохраняя до конца, с Ним, как с искренним сообщником и собеседником, проходить настоящий век, а по мере сил и других убеждать, чтобы покланялись Отцу и Сыну и Святому Духу, единому Божеству и единой Силе" (Григорий Богослов, слово 31).
                        .

                        Комментарий

                        • Фантом
                          Участник

                          • 27 May 2007
                          • 37

                          #42
                          Единосущие и Равночестность Лиц Святой Троицы

                          Три Ипостаси Святой Троицы имеют одно и то же существо, каждая из Ипостасей имеет полноту божества, безбрежную и неизмеримую; три Ипостаси равночестны и равнопокланяемы.

                          Что касается полноты божественности Первого Лица Святой Троицы, то еретиков, отвергающих или умалявших ее, в истории христианской Церкви не было. Однако отклонения от подлинно христианского учения о Боге Отце встречаем. Так, в древности под влиянием гностиков вторгалось и в позднейшее время под влиянием так наз. Идеалистической философии первой половины XIX века (главным образом, Шеллинга) вновь возникло учение о Боге, как Абсолюте, Боге, отрешенном от всего ограниченного, конечного (само слово "абсолют" значит "отрешенный") и поэтому не имеющем непосредственной связи с миром, нуждающемся в Посредниках; таким образом, понятие Абсолюта сближалось с именем Бога Отца и понятие Посредника с именем Сына Божия. Такое представление совершенно не согласно с христианским пониманием, с учением слова Божия. Слово Божие учит нас, что Бог близок миру, что Бог есть Любовь, что Бог Бог Отец так возлюбил мир, что Сына Своего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него имел жизнь вечную; Богу Отцу, нераздельно с Сыном и Духом, принадлежит творение мира и непрестанное промышление о мире. Если в слове Божием Сын называется Посредником, то потому, что Сын Божий воспринял на Себя человеческую природу, стал Богочеловеком и соединил в себе Божество с человечеством, соединил земное с небесным, но вовсе не потому, что Сын есть якобы необходимое связующее начало между бесконечно далеким от мира Богом Отцом и тварным конечным миром.

                          В истории Церкви главная догматическая работа свв. Отцов была направлена на утверждение истины единосущия, полноты божественности и равночестности Второй и Третьей Ипостасей Святой Троицы.


                          Единосущие и Равночестность Бога Сына с Богом Отцом

                          В первохристианский период пока не была точно сформулирована в строго определенных терминах вера Церкви в единосущие и равенство Лиц Святой Троицы, бывало так, что и те церковные писатели, которые тщательно обретали свое согласие с вселенским Церковным сознанием и не имели намерения нарушать его какими-нибудь своими личными взглядами, допускали иногда, рядом с ясными православными мыслями, выражения о Божестве Лиц Святой Троицы не вполне точные, не утверждавшие ясно равенства Лиц.

                          Это объяснялось, главным образом, тем, что пастыри Церкви вкладывали в один и тот же термин одно содержание, другие другое. Понятие "существо" в греческом языке выражалось словом usia, и этот термин понимался всеми, в общем, одинаково. Что касается понятия "Лица", то оно выражалось разными словами: ipostasis, prosopon. Вносило неясность различное применение слова "ипостась". Этим термином одни обозначали "Лице" Святой Троицы, другие же "Существо". Это обстоятельство затрудняло взаимное понимание, пока, по предложению св. Афанасия, не было постановлено разуметь определенно под словом "ипостась" "Лице".

                          Но помимо этого, в древнехристианский период были еретики, сознательно отвергавшие или умалявшие Божество Сына Божия. Ереси этого рода были многочисленны и по временам производили сильные волнения в Церкви. Таковы были, в особенности, еретики: в век апостольский евиониты (по имени еретика Евиона); ранние свв. Отцы свидетельствуют, что против них св. евангелист Иоанн Богослов написал свое Евангелие; в третьем веке Павел Самосатский, обличенный двумя антиохийскими соборами, в том же веке.

                          Но самым опасным из всех еретиков был в четвертом веке Арий, пресвитер александрийский. Арий учил, что Слово, или Сын Божий, получил свое начало бытия во времени, хотя и прежде всего; что Он сотворен Богом, хотя потом через Него Бог сотворил все; что Он называется Сыном Божиим только как совершеннейший из сотворенных духов и имеет естество иное, нежели Отец, не Божественное.

                          Это еретическое учение Ария взволновало весь христианский мир, так как увлекло очень многих. Против него был созван в 325 году первый Вселенский собор, и на нем 318 первосвятителей Церкви единодушно выразили древнее учение Православия и осудили лжеучение Ария. Собор торжественно изрек анафему на тех, кто утверждает, что Он сотворен или что Он от иной Сущности, чем Бог Отец. Собор составил Символ веры, подтвержденный и дополненный впоследствии на Втором Вселенском соборе. Единство и равночестность Сына Божия с Богом Отцом собор выразил в Символе веры словами: "единосущна Отцу".

                          Арианская ересь после собора разбилась на три ветви и продолжала существовать еще несколько десятилетий. Она подвергнута была дальнейшему опровержению, о ее подробностях сообщалось на нескольких поместных соборах и в сочинениях великих Отцов Церкви IV века, а отчасти и V века (Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Епифания, Амвросия Медиоланского, Кирилла Александрийского и др.). Однако дух этой ереси и потом находил себе место в различных лжеучениях, как средних веков, так и нового времени.

                          Отцы Церкви, отвечая арианам на их рассуждения, не оставили без внимания ни одного из тех мест Священного Писания, на какие ссылались еретики в оправдание своей мысли о неравенстве Сына с Отцом. В группе изречений Священного Писания, говорящих как бы о неравенстве Сына с Отцом, нужно иметь в виду следующее: а) что Господь Иисус Христос есть не только Бог, но стал Человеком, и такие изречения могут относиться к Его человечеству; б) что, кроме того Он как Искупитель наш находился в дни Своей земной жизни в состоянии добровольного уничижения, "Смирил Себя, быв послушным даже до смерти" (Филип. 2:7-8); поэтому, даже тогда, когда Господь говорит о Своем Божестве, Он, как посланный Отцом, как пришедший исполнить на земле волю Отца, ставит Себя в послушание Отцу, будучи единосущен и равночестен Ему, как Сын, давая нам пример послушания; это подчиненное отношение относится не к Существу (usia) Божества, а к действию Лиц в мире: Отец посылающий; Сын посылаемый. Это есть послушание любви.

                          Такое именно значение имеют, в частности, слова Спасителя в Евангелии Иоанна: "Отец Мой более Меня" (Иоан. 14:28). Нужно обратить внимание, что они сказаны ученикам в прощальной беседе после слов, выражающих мысль о полноте Божественности и единстве Сына с Отцом "Кто любит Меня, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и Мы к нему придем и обитель у него сотворим" (ст. 23). В этих словах Спаситель объединяет Отца и Себя в одном слове "Мы" и говорит в одинаковой степени от имени Отца и от Своего; но как посланный Отцом в мир (ст. 24), Он ставит Себя в подчиненное отношение к Отцу (28).

                          Когда Господь сказал: "О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец" (Марк. 13:32), сказал о Себе в состоянии добровольного уничижения; ведущий по Божеству, Он смирил Себя до неведения по человечеству. Подобным образом толкует эти слова св. Григорий Богослов.

                          Когда сказал Господь: "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Матф. 26:39), показал в Себе человеческую немощь плоти, однако согласовал Свою человеческую волю со Своей Божеской волей, которая есть одна с волей Отца (блаж. Феофилакт). Истина эта выражена в словах евхаристического канона литургии св. Иоанна Златоуста об Агнце Сыне Божием, "когда пришел, и все о нас завершил все предопределенное относительно нас, в ночь, в которую был предан, или вернее Сам Себя предал за жизнь мира".

                          Когда воззвал Господь на кресте: "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Матф. 27:46), то воззвал от лица всего человечества. Он пришел в мир для того, чтобы перестрадать с человечеством его вину и его отдаление от Бога, его оставленность Богом, ибо, как говорит пророк Исаия, Он "Грехи наши носит и о нас болезнует". Так изъясняет эти слова Господа св. Григорий Богослов.

                          Когда, отходя на небо по воскресении Своем, Господь сказал ученикам Своим: "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Иоан. 20:17), то говорил не в одном и том же смысле о Своем отношении к Отцу и об их отношении к Отцу Небесному. Поэтому и сказал в раздельности: не "нашему" Отцу, а "Отцу Моему и Отцу вашему". Бог Отец есть Отец Его по естеству, а наш по благодати (Преп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, книга 4, глава 8). В словах Спасителя заключена та мысль, что Отец Небесный стал теперь и нашим Отцом и мы Его детьми по благодати. Это совершено земной жизнью, крестной смертью и воскресением Христовым. "Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими", пишет апостол Иоанн (1 Иоан. 3:1). По совершении дела нашего усыновления Богу Господь возносится к Отцу как Богочеловек, т.е. не только в Божестве Своем, но и в Человечестве, и, будучи единого естества с нами, присоединяет слова: к Богу Моему и Богу вашему", внушая, что Он навсегда соединился с нами Своим Человечеством.

                          Подробное рассмотрение этих и подобных мест Священного Писания находится у св. Афанасия Великого (в словах против ариан), у св. Василия Великого (в IV книге против Евномия), у св. Григория Богослова и др., писавших против ариан.

                          Но если есть подобные приведенным неявные выражения в Священном Писании об Иисусе Христе, то зато многочисленны, и можно было бы сказать бесчисленны, места, свидетельствующие о Божестве Господа Иисуса Христа. О Нем свидетельствует евангелие, взятое в целом. Из отдельных мест укажем лишь некоторые, главнейшие. Одни из них говорят, что Сын Божий есть истинный Бог. Другие что Он равен Отцу. Третьи что Он единосущен Отцу.

                          Необходимо помнить, что именование Господа Иисуса Христа Богом (Theos) само по себе говорит о полноте Божества. "Бог" не может быть (с точки зрения логической, философской) "второй степени", "низшего разряда", Бог ограниченный. Свойства Божественной природы не подлежат условности, изменению, уменьшению. Если "Бог", то всецело, а не частично. На это указывает ап. Павел, говоря о Сыне, что "Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2:9). Что Сын Божий есть Истинный Бог, говорит:

                          Прямое именование Его Богом в Священном Писании:
                          "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоан. 1:1-3).
                          "Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти" (1 Тим. 3:16).
                          "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" (1 Иоан. 5:20).
                          "Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки, аминь" (Рим. 9:5).
                          "Господь мой и Бог мой!" восклицание апостола Фомы (Иоан. 20:28).
                          "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею" (Деян. 20:28).
                          "Благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тит. 2:12-13). Что наименование "великого Бога" принадлежит здесь Иисусу Христу, в этом удостоверяемся из построения речи на греческом языке (общий член к словам "Бога и Спаса") и из контекста данной главы.

                          Именование Его "Единородным":
                          "И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца" (Иоан. 1:14,18).
                          "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3:16).

                          О равночестности Сына с Отцом:
                          "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Иоан. 5:17).
                          "Ибо что творит Он, то и Сын творит также" ( ст. 19).
                          "Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" ( ст. 21).
                          "Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе" ( ст. 26).
                          "Дабы все чтили Сына, как чтут Отца" ( ст. 23).

                          О единосущии Сына с Отцом:
                          "Я и Отец одно" (Иоан. 10:30): en esmen единосущны.
                          "Я в Отце, и Отец во Мне" (есть, Иоан. 24:11; 10:38).
                          "И все Мое Твое, и Твое Мое" (Иоан. 17:10).

                          Слово Божие также говорит в вечности Сына Божия.
                          "Я Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель" (Откр. 1:8).
                          "И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира" (Иоан. 17:5).

                          О вездесущии Его:
                          "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (Иоан. 3:13).
                          "Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Матф. 18:20).

                          О Сыне Божием как Творце мира:
                          "Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1:3).
                          "Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано; И Он есть прежде всего, и все Им стоит" (Кол. 1:16-17).

                          Равным образом, слово Божие говорит и о других Божеских свойствах Господа Иисуса Христа.

                          Что касается Священного Предания, то оно содержит вполне ясные свидетельства о всеобщей вере христиан первых веков в истинное Божество Господа Иисуса Христа. Всеобщность этой веры видим
                          Из Символов веры, еще до Никейского собора употреблявшихся в каждой поместной церкви;
                          Из исповеданий веры, составленных на соборах или от лица собора пастырей Церкви до IV века;
                          Из писаний Мужей апостольских и Учителей Церкви первых веков;
                          Из письменных свидетельств лиц, внешних по отношению к христианству, сообщающих о том, что христиане покланяются "Христу как Богу" (напр., письмо Плиния Младшего к императору Трояну; свидетельство врага христиан писателя Цельса и др.).
                          .

                          Комментарий

                          • Фантом
                            Участник

                            • 27 May 2007
                            • 37

                            #43
                            Единосущие и Равночестность Св. Духа с Богом Отцом и Сыном Божиим

                            В истории древней Церкви умаление еретиками Божественного достоинства Сына Божия обычно сопровождалось умалением со стороны еретиков достоинства Духа Святого.

                            Во втором веке ложно учил о Святом Духе еретик Валентин, говоривший, что Дух Святой не различается по Своей природе от ангелов. Также думали и ариане. Но главой еретиков, искажавших апостольское учение о Святом Духе, был Македоний, занимавший Константинопольскую архиепископскую кафедру в IV веке, нашедший себе последователей в бывших арианах и полуарианах. Он называл Святого Духа творением Сына, служебным Отцу и Сыну. Обличителями его ереси явились Отцы Церкви: свв. Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Григорий Нисский, Амвросий, Амфилохий, Диодор Тарсийский и др., писавшие сочинения против еретиков. Лжеучение Македония было опровергнуто сначала на ряде поместных соборов и, наконец, на Втором Вселенском, Константинопольском (381 года). Второй Вселенский собор, в охранение православия, дополнил Никейский символ веры словами: "(веруем) и в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки", а также дальнейшими членами, входящими в Никео-цареградский Символ веры.

                            Из многочисленных свидетельств о Святом Духе, имеющихся в Священном Писании, особенно важно иметь в виду такие места, которые а) подтверждают учение Церкви, что Дух Святой есть не безличная Божественная сила, а Лицо Святой Троицы, и б) утверждают Его единосущие и равное Божественное достоинство с первым и вторым Лицами Святой Троицы.
                            К свидетельствам первого рода что Дух Святой есть носитель личного начала, относятся слова Господа в прощальной беседе с учениками, где Господь называет Духа Святого "Утешителем", Который "придет", "научит", "обличит": "Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне" (Иоан. 15:26)"И Он, пришедши, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде. О грехе, что не веруют в Меня; О правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; О суде же, что князь мира этого осужден" (Иоан. 16:8-11).

                            О Духе как о Лице ясно говорит ап. Павел, когда, рассуждая о различных дарованиях от Духа Святого дарах мудрости, знания, веры, исцелений, чудотворений, различения духов, разных языков, истолкования разных языков, заключает: "Все же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12:11).
                            О Духе как Боге говорят слова ап. Петра, обращенные к утаившему цену своего имения Анании: "Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу СвятомуТы солгал не людям, а Богу" (Деян. 5:3-4).

                            О равночестности и единосущности Духа с Отцом и Сыном свидетельствуют такие места, как
                            "крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Матф. 28:19),
                            "Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами" (2 Кор. 13:13):

                            Здесь наравне называются все три Лица Святой Троицы. Сам Спаситель выразил Божественное достоинство Духа Святого в следующих словах: "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем" (Матф. 12:32).
                            .

                            Комментарий

                            • Алмодад
                              Ветеран

                              • 20 May 2006
                              • 2353

                              #44
                              Во первых всех с праздником Преображения Господнего. В православии его называют почему-то Спасом. откуда это название?
                              А во-вторых непонятно для кого вы это все написали? Мы все это давно знаем. Плохо только, что ваши прихожане ничего не знают о Святом Духе. Зато они хорошо зают кому за что свечку нужно ставить

                              Комментарий

                              • tulack
                                Витиран

                                • 01 February 2004
                                • 3325

                                #45
                                Эка вас на цитаты разнесло. А своими словами в состоянии что нибудь...?
                                Я могу понять что для вас имхо Дамаскина предпочтительнее имхо Максима, но логики здесь конечно нет.

                                Так же непонятно зачем вы приводите в пример Афанасия Великого, который по вашим словам, глупец, не знавший Писания..?
                                Да и ссылки не к месту. Признание божественности Христа и Святого Духа говорит о троебожии, а никак не о Троице. Троебожие в Библии есть, а вот Троицы нету.

                                Комментарий

                                Обработка...