Для христиан, принадлежащих к реформированным, католическим, православным и древневосточным Церквям, Священное Писание- неисчерпаемый колодец, источник веры. В межконфессиональных отношениях встречаются две "крайности": "правая" и "левая". "Правая" крайность- это когда верующий при своей конфессиональной самоидентификации определяющим фактором считает "простое следование Христу" (Дитрих Бонхёффер), а "не-" ("православность", "католичность", "протестантизм"), руководствуясь мотивацией "они плохие". "Левая" же крайность- совершенно иного свойства: придерживающиеся её профиэкуменисты страдают грехом нетерпения и при наличии вероучительных противоречий громогласно требуют "механического" объединения всех церквей земными усилиями путём "замалчивания" противоречий. Итак, первые полагают истинной и единственной целью христианина- обличение нехороших "внешних", а вторые- внешнее обрядовое единство при замолченных и загнанных вглубь внутренних противоречиях.
В этих двух подходах Вашего покорного слугу смущают две вещи:
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
(Иакова 1:16-27)
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]?
12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду.
13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
(Иакова 3:10-13)
1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
2 Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите.
(Иакова 4:1,2)
Итак каждый, к какой бы Церкви ни принадлежал, прежде, чем обличать, злословить и судить другого, пусть подумает: призрел ли сирот и вдов? Если же в его области есть одинокие сироты и бедные вдовы, то какое право он имеет на суд другого?
Если мы называемся христианами, а в нашей местности есть хотя бы одна бедная вдова, хотя бы одна беспризорная сирота, хотя бы один голодный, хотя бы один путник, которого не приютили, хотя бы один заключенный, которого не посетили, хотя бы один жаждущий, которого не напоили, хотя бы один нагой, которого не одели, хотя бы один бедный, кому мы не помогли, дав ему работу, ремесло и пропитание, то это всё Господь предъявит нам на Суде. И как мы за это оправдаемся? Как мы за это ответим? Там не будет уже ни Интернета, ни ЖЖ, ни форума evangelie.ru, а простой ответ перед Господом и Судией всяческих за то беззаконие, которому мы не противостояли.
Итак, подлинная вера и подлинное единство во Христе не в отрицательной мотивации ("все плохие, я один хороший") и не в единстве внешней обрядовости и иерархии, чтобы все, обязательно, вместе, и обязательно, "правильно", и обязательно в один и тот же день пили вино и кушали хлебушек, а в реальных плодах нашей веры. Как Слово Божие стало плотью, так и изрекаемое нами слово должно обрести плоть реальной милости и благодеяния: ибо в них и через них- и подлинное христианство и подлинное единство.
В этих двух подходах Вашего покорного слугу смущают две вещи:
- Соблазнительная "лёгкость" обоих подходов. Не может быть так, чтобы Царство Божие, Царство Благое, достигалось не через веру во Христа Распятого, а через ругань и клевету ("правый" подход). Не может быть, чтобы Царство Божие стяжалось лишь за счёт "ритуального", почти "теургического" единства в обрядовой форме, потому что Царствие Небесное берётся усилием (см. Лук 16:16).
- Не соответствие обоих подходов тому, что понимал под истинным благочестием, истинным проявлением веры во Христа святой апостол Иаков- брат Господень
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
(Иакова 1:16-27)
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]?
12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду.
13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
(Иакова 3:10-13)
1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
2 Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите.
(Иакова 4:1,2)
Итак каждый, к какой бы Церкви ни принадлежал, прежде, чем обличать, злословить и судить другого, пусть подумает: призрел ли сирот и вдов? Если же в его области есть одинокие сироты и бедные вдовы, то какое право он имеет на суд другого?
Если мы называемся христианами, а в нашей местности есть хотя бы одна бедная вдова, хотя бы одна беспризорная сирота, хотя бы один голодный, хотя бы один путник, которого не приютили, хотя бы один заключенный, которого не посетили, хотя бы один жаждущий, которого не напоили, хотя бы один нагой, которого не одели, хотя бы один бедный, кому мы не помогли, дав ему работу, ремесло и пропитание, то это всё Господь предъявит нам на Суде. И как мы за это оправдаемся? Как мы за это ответим? Там не будет уже ни Интернета, ни ЖЖ, ни форума evangelie.ru, а простой ответ перед Господом и Судией всяческих за то беззаконие, которому мы не противостояли.
Итак, подлинная вера и подлинное единство во Христе не в отрицательной мотивации ("все плохие, я один хороший") и не в единстве внешней обрядовости и иерархии, чтобы все, обязательно, вместе, и обязательно, "правильно", и обязательно в один и тот же день пили вино и кушали хлебушек, а в реальных плодах нашей веры. Как Слово Божие стало плотью, так и изрекаемое нами слово должно обрести плоть реальной милости и благодеяния: ибо в них и через них- и подлинное христианство и подлинное единство.
Комментарий