1 октября Русская Православная Церковь опубликовала1 проект документа под названием «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами». Это было сделано для получения отзывов, с целью общецерковной и даже более широкой общественной дискуссии, в которую хотелось бы вступить и к которой, вслед за самим Межсоборным присутствием, хочу призвать. Давайте посмотрим на текст документа по параграфу.
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами».
I. Запрещение общей молитвы с еретиками под угрозой отлучения от церковного общения или извержения из сана содержится в ряде Апостольских правил: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен» (Ап.10);«Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви да будет извержен» (Ап.45); «Епископа или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным» (Ап.46). Отцы Лаодикийского Собора в 6-ом правиле повелевают: «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий». В своём правиле святитель Тимофей Александрийский уточняет, что еретики на Божественной литургии «не должны присутствовать, если не обещают покаяться и оставить ересь» (Тим. Ал., 9).
Призываю обратить внимание на указанные в этом отрывке 45 и 46 правила Святых Апостолов канонические постановления IV-ого века, имеющие хоть и непростую историю принятия, но веский и заслуженный авторитет на Востоке.
Вальсамон, авторитетный византийский толкователь канонов, пишет2 на этот счет следующее:
Можешь сказать, что здесь разумеется не то, чтобы епископ и прочие клирики в храме молились вместе с еретиками, ибо таковые, по 46-му правилу, должны подлежать извержению, равно как и дозволивший им совершить что-либо в качестве клириков. Но выражение молиться вместе принимай вместо иметь обыкновенное общение и быть снисходительнее расположену к молитве еретика, ибо таковых, как достойных отвращения, следует гнушаться, а не общение иметь с ними. Посему и достаточным показалось наказание отлучения.
Это очень важно, потому что это выделенное обстоятельство ставит под удар весь дальнейший текст Проекта и ряд других нормативных документов РПЦ. Речь идет даже не о молитве в храме, а о простом акте одобрения, снисхождения, обыкновенного общения с теми, кого автор Правил называет еретиками.
Комментатор утверждает, что следующее, 46-е правило касается литургического общения, но на самом деле оно шире и опаснее для авторов Проекта.
Другой нормативный комментатор канонов, Аристен, комментирует это правило так:
Священник, принявший крещение и жертву еретиков, лишается священства. То есть, тот епископ, или пресвитер, который не хулит крещение, совершаемое еретиками, но признает оное или принимает от них приношения для жертвы, извергается, потому что не может быть согласия у Христа с велиаром, и никакой части у верного с неверным.
Известный уже нам Вальсамон вторит Аристену: Настоящее правило определяет подвергать извержению тех епископов и священников, которые принимают крещения и жертвы еретиков. А великий константинопольский собор совершенно законно наказал извержением некоторых из священных лиц, которые видели только сочинения еретика Ириника, но не поругались над ними и не оплевали их.
Славянская Кормчая более лаконична:
Епископ или пресвитер аще не похулит еретического крещения и на жертву что от них возмет, да извержется.
В чем здесь проблема? В том, что Русская Православная Церковь практикует три чина принятия в полноту общения с собой:
1. через крещение;
2. через миропомазание;
3. через покаяние.
Римо-католиков принимают по третьему чину. Исторически, разработаны отдельные последования на этот счет. Протестантов же принимают через миропомазание. Таков путь, скорее всего вдохновленный или прямо заимствованный у тех же римо-католиков до-второватиканской канонической эры. В обоих случаях признается крещение, а у католиков все, вплоть до рукоположения.
Это настоящая бомба, ведь если далее в контексте документа еретиками окажутся именно католики и протестанты, то авторы и сами под свою анафему падоша, и священноначалие свое подвели под статью. К сожалению, именно это и происходит.
II. В Русской Православной Церкви сослужение с представителями других конфессий (тем более за евхаристическим богослужением) недопустимо. Это относится и к совместному причащению или интеркоммуниону, который совершенно определенно отвергается Православной Полнотой.
Итак, проект документа только что поставил под сомнение ряд других документов Русской Православной Церкви, уличив своих же авторов в многовековом нарушении апостольских канонов. Ведь, судя по контексту, еретики из документа четвертого века теперь латиняне и лютеры, которых признается крещение, а в случае с первыми даже рукоположения, как мы и заметили ранее.
Но есть и дополнительные проблемы. Этот документ вскрывает несколько сложнейших болевых точек русского православия:
Оставим пока эти неудобные вопросы и почитаем дальше.
III. Церковно-правовые определения относительно степени допустимости совершения совместных молитв с инославными содержатся в целом ряде документов Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви.
В документе Архиерейского Собора 1994 года «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства» подчёркивается необходимость отдельного решения данного вопроса в каждом конкретном случае, однако само это решение должно отражать общее богословское понимание и сложившуюся практику: «Вопрос о целесообразности или нецелесообразности молитв с инославными христианами во время официальных встреч, светских торжеств, конференций, богословских диалогов, переговоров, а также в иных случаях представляется на благоусмотрение Священноначалия в общецерковной внешней деятельности и на благоусмотрение епархиальных Преосвященных в делах внутриепархиальной жизни, что определяется каноническим устройством Православной Церкви и имеет место в практике других Поместных Православных Церквей». При этом сочтено необходимым «в конкретных вопросах взаимоотношений с инославным миром рекомендовать пастырям и мирянам Церкви нашей иметь мудрость и ревность о Господе, дабы не давать повод для смущения и соблазна верующим нашей Церкви» (пп. 7 и 8).
Это все исторически точно. Правда, если современные католики и протестанты все поголовно еретики из четвертого века все эти постановления суть угли горящие, сыпящиеся на голову отцов всех вовлеченных соборов и синодов. Ибо что общего у Христа с велиаром, вопрошает Аристен? Простое отсутствие хулы на еретическое крещение есть скандал. Именно так говорят Правила. В этом свете Вопрос о целесообразности или нецелесообразности молитв с инославными христианами во время официальных встреч, светских торжеств, конференций, богословских диалогов, переговоров, а также в иных случаях может входить в компетенцию священноначалия не больше, чем вопрос о целесообразности и душеспасительности посещения борделей. Невозможно призывать христиан к мудрости и ревности о Господе, разрешая и поощряя последним ходить по домам терпимости.
Авторы документа будто бы чувствуют это противоречие и пытаются оправдать священноначалие:
Архиерейский Собор 1997 года отметил «смущение, которое производит в православной среде практика так называемых экуменических богослужений». Архиерейский Собор 2008 года также заявил о том, что «в процессе диалога наша Церковь не приемлет попыток «смешения вер», совместных молитвенных действий, искусственно соединяющих конфессиональные или религиозные традиции». В документы того же Архиерейского Собора 2008 года включено экспертное заключение Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви, в котором сказано: «Православная Церковь исключает всякую возможность литургического общения с неправославными. В частности, представляется недопустимым участие православных в литургических действиях, связанных с так называемыми экуменическими или межконфессиональными богослужениями.
Оставим за скобками вопрос о том, что есть Православная Церковь и в какой момент она перестала претендовать на то, что она Кафолическая, хотя бы и с приставкой Греко-Российская. Если Церковь не приемлет попыток смешения вер и равняет сие с искусственным соединением традиций, то вера и традиции тождественны. А это просто ересь, близкая к этнофилетизму.
(Продолжение ниже)
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами».
I. Запрещение общей молитвы с еретиками под угрозой отлучения от церковного общения или извержения из сана содержится в ряде Апостольских правил: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен» (Ап.10);«Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви да будет извержен» (Ап.45); «Епископа или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным» (Ап.46). Отцы Лаодикийского Собора в 6-ом правиле повелевают: «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий». В своём правиле святитель Тимофей Александрийский уточняет, что еретики на Божественной литургии «не должны присутствовать, если не обещают покаяться и оставить ересь» (Тим. Ал., 9).
Призываю обратить внимание на указанные в этом отрывке 45 и 46 правила Святых Апостолов канонические постановления IV-ого века, имеющие хоть и непростую историю принятия, но веский и заслуженный авторитет на Востоке.
Вальсамон, авторитетный византийский толкователь канонов, пишет2 на этот счет следующее:
Можешь сказать, что здесь разумеется не то, чтобы епископ и прочие клирики в храме молились вместе с еретиками, ибо таковые, по 46-му правилу, должны подлежать извержению, равно как и дозволивший им совершить что-либо в качестве клириков. Но выражение молиться вместе принимай вместо иметь обыкновенное общение и быть снисходительнее расположену к молитве еретика, ибо таковых, как достойных отвращения, следует гнушаться, а не общение иметь с ними. Посему и достаточным показалось наказание отлучения.
Это очень важно, потому что это выделенное обстоятельство ставит под удар весь дальнейший текст Проекта и ряд других нормативных документов РПЦ. Речь идет даже не о молитве в храме, а о простом акте одобрения, снисхождения, обыкновенного общения с теми, кого автор Правил называет еретиками.
Комментатор утверждает, что следующее, 46-е правило касается литургического общения, но на самом деле оно шире и опаснее для авторов Проекта.
Другой нормативный комментатор канонов, Аристен, комментирует это правило так:
Священник, принявший крещение и жертву еретиков, лишается священства. То есть, тот епископ, или пресвитер, который не хулит крещение, совершаемое еретиками, но признает оное или принимает от них приношения для жертвы, извергается, потому что не может быть согласия у Христа с велиаром, и никакой части у верного с неверным.
Известный уже нам Вальсамон вторит Аристену: Настоящее правило определяет подвергать извержению тех епископов и священников, которые принимают крещения и жертвы еретиков. А великий константинопольский собор совершенно законно наказал извержением некоторых из священных лиц, которые видели только сочинения еретика Ириника, но не поругались над ними и не оплевали их.
Славянская Кормчая более лаконична:
Епископ или пресвитер аще не похулит еретического крещения и на жертву что от них возмет, да извержется.
В чем здесь проблема? В том, что Русская Православная Церковь практикует три чина принятия в полноту общения с собой:
1. через крещение;
2. через миропомазание;
3. через покаяние.
Римо-католиков принимают по третьему чину. Исторически, разработаны отдельные последования на этот счет. Протестантов же принимают через миропомазание. Таков путь, скорее всего вдохновленный или прямо заимствованный у тех же римо-католиков до-второватиканской канонической эры. В обоих случаях признается крещение, а у католиков все, вплоть до рукоположения.
Это настоящая бомба, ведь если далее в контексте документа еретиками окажутся именно католики и протестанты, то авторы и сами под свою анафему падоша, и священноначалие свое подвели под статью. К сожалению, именно это и происходит.
II. В Русской Православной Церкви сослужение с представителями других конфессий (тем более за евхаристическим богослужением) недопустимо. Это относится и к совместному причащению или интеркоммуниону, который совершенно определенно отвергается Православной Полнотой.
Итак, проект документа только что поставил под сомнение ряд других документов Русской Православной Церкви, уличив своих же авторов в многовековом нарушении апостольских канонов. Ведь, судя по контексту, еретики из документа четвертого века теперь латиняне и лютеры, которых признается крещение, а в случае с первыми даже рукоположения, как мы и заметили ранее.
Но есть и дополнительные проблемы. Этот документ вскрывает несколько сложнейших болевых точек русского православия:
- инославные отождествляются с еретиками косвенно, по контексту, а не прямо и не декларативно. Это обстоятельство вскрывает ту проблему, что РПЦ признает лишь 7 вселенских соборов, из которых вывести прямо осуждение римо-католиков или даже протестантов невероятно сложная задача. Вместе с тем, именно так Церковь хочет реагировать на феномен разделения христиан, лишь этот категориальный аппарат, как видится ее священноначалию, наиболее близок.
- интеркоммунион термин латинского школьного богословия, категория римско-католического церковного права, что особенно удивляет, учитывая пафос предлагаемого документа.
- авторы забыли упомянуть, что Православная Полнота в лице ныне признанного раскольником(!) Вселенского Патриарха отвергла решение именно Русской Церкви о том, что позволительно православному клирику уделять причастие католикам в случае возникновения такой необходимости. Тот же Священный синод РПЦ, что в 1967 году принял решение о признании смешанных православно-католических браков, о которых авторы документа еще будут говорить, предлагая конкретные правила, в 1969 году разрешил уделять таинства католикам и старообрядцам в случае необходимости.
- Что есть Православная Полнота и каковы ее границы? Вопрос непраздный, учитывая то, что Русская Православная Церковь не имеет общения в таинствах (еще один латинский термин communio in sacris) с Константинополем и Александрией, имея, однако, общение с другими церквами, которые свою очередь имеют общение с последними?
Оставим пока эти неудобные вопросы и почитаем дальше.
III. Церковно-правовые определения относительно степени допустимости совершения совместных молитв с инославными содержатся в целом ряде документов Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви.
В документе Архиерейского Собора 1994 года «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства» подчёркивается необходимость отдельного решения данного вопроса в каждом конкретном случае, однако само это решение должно отражать общее богословское понимание и сложившуюся практику: «Вопрос о целесообразности или нецелесообразности молитв с инославными христианами во время официальных встреч, светских торжеств, конференций, богословских диалогов, переговоров, а также в иных случаях представляется на благоусмотрение Священноначалия в общецерковной внешней деятельности и на благоусмотрение епархиальных Преосвященных в делах внутриепархиальной жизни, что определяется каноническим устройством Православной Церкви и имеет место в практике других Поместных Православных Церквей». При этом сочтено необходимым «в конкретных вопросах взаимоотношений с инославным миром рекомендовать пастырям и мирянам Церкви нашей иметь мудрость и ревность о Господе, дабы не давать повод для смущения и соблазна верующим нашей Церкви» (пп. 7 и 8).
Это все исторически точно. Правда, если современные католики и протестанты все поголовно еретики из четвертого века все эти постановления суть угли горящие, сыпящиеся на голову отцов всех вовлеченных соборов и синодов. Ибо что общего у Христа с велиаром, вопрошает Аристен? Простое отсутствие хулы на еретическое крещение есть скандал. Именно так говорят Правила. В этом свете Вопрос о целесообразности или нецелесообразности молитв с инославными христианами во время официальных встреч, светских торжеств, конференций, богословских диалогов, переговоров, а также в иных случаях может входить в компетенцию священноначалия не больше, чем вопрос о целесообразности и душеспасительности посещения борделей. Невозможно призывать христиан к мудрости и ревности о Господе, разрешая и поощряя последним ходить по домам терпимости.
Авторы документа будто бы чувствуют это противоречие и пытаются оправдать священноначалие:
Архиерейский Собор 1997 года отметил «смущение, которое производит в православной среде практика так называемых экуменических богослужений». Архиерейский Собор 2008 года также заявил о том, что «в процессе диалога наша Церковь не приемлет попыток «смешения вер», совместных молитвенных действий, искусственно соединяющих конфессиональные или религиозные традиции». В документы того же Архиерейского Собора 2008 года включено экспертное заключение Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви, в котором сказано: «Православная Церковь исключает всякую возможность литургического общения с неправославными. В частности, представляется недопустимым участие православных в литургических действиях, связанных с так называемыми экуменическими или межконфессиональными богослужениями.
Оставим за скобками вопрос о том, что есть Православная Церковь и в какой момент она перестала претендовать на то, что она Кафолическая, хотя бы и с приставкой Греко-Российская. Если Церковь не приемлет попыток смешения вер и равняет сие с искусственным соединением традиций, то вера и традиции тождественны. А это просто ересь, близкая к этнофилетизму.
(Продолжение ниже)
Комментарий