На эту тему натолкнул меня наш краткий, спонтанный диалог с досточтимым Одессой. Вот он:
Вопрос: А вы не могли бы поделиться, что именно вы "усовершенствовали"?
Одесса: Самое простое - что-то добиться в жизни. Раньше я б просто молился, ну и что-то там пытался бы сделать. А теперь я пытаюсь не "что-то" сделать, а ВСЁ сделать, чтобы добиться. Не думаю, что христианство бы одобрило такой принцип.
Олег: Одесса, ты, честное слово, странный! Такое чувство, что там, где ты живешь, христианство проповедовали буддисты-еретики. Я, даже посещая баптистские собрания, знал: "На Бога надейся, но сам не плошай".
Одесса: Да кто вас разберёт, когда вы все для друг друга еретики Зарабатывать никто не запрещает, а вот думать, что это ТЫ заработал - голову отрубят! Всё даёт Бог и никаких вопросов!
Меня искренне удивило, что брат вопрос, казалось бы, даже не догматический, об участии Божием в наших повседневных делах, воспринимает так необычно. Но более меня удивило, в дальнейшем, то, что мое недоумение вызвало еще большее недоумение у других:
Lokky: Только определитесь уж, "не плошать" или Христос. Беда многих, что они верят в Христа, а не Христу, и, даже, не понимают разницы, и, даже, не подазревают о существовании этой разницы
Я потом думал об этом долго, вспоминал Может, я действительно что-то стал забывать из своего протестантского опыта? А ведь действительно, встречал я ранее неоднократно подобную позицию в среде братьев, что теперь не мы-де все делаем, а Бог, мы только молимся и ждем. Встречал, точно. У западных миссионеров, приезжавших к нам, у некоторых сестер в нашем собрании, у разных украинских братств, типа «Свет евангелия». Хотя про последних надо сказать, что реально они очень активны и действенны. Достаточно вспомнить их ежегодные миссионерские слеты, где братья делятся друг с другом о своих миссионерских достижениях по всему миру. В православии тоже встречал подобную позицию: у одной престарелой прихожанке нашего храма. Впрочем, она, если бы даже и захотела что-либо сделать сама не смогла бы в силу физической немощи и возраста. Вспомнилось мне также, что и самому некогда пришлось серьезно пересматривать свою позицию в этом вопросе, заново ее переосмыслять, расставлять все по своим местам.
Поэтому, прошу прощения у Одессы: действительно, так иногда проповедуется. Но с другой стороны, брат, я никогда не понимал тех людей, которые привыкли только слушать. Их учат, учат все и всю жизнь, а они слушают, слушают, да «слава Богу» лишь восклицают. Сам я никогда не был таким. Я не думаю, что христианство предполагает в своих последователях благочестивых трутней. С другой стороны, слово вера и подразумевает надежду, поиск: если я вижу, что проповедуемое делает меня далеким от реальности, от жизни, значит, плохо не само христианство (в него я верю), а его проповедь в чьих-то устах. Ведь тысячелетиями умнейшие и прекраснейшие люди до меня находили в нем утешение, силу, красоту. И это повод к поиску, повод к глубокому размышлению, и, в общем-то, путь к отрезвлению. Чтобы однажды сказать и себе, и всем: христианство намного глубже, действеннее и прекраснее, чем всем нам казалось.
Что ж, предлагаю братьям и сестрам высказаться на тему Божьего участия в наших повседневных, житейских делах. Думаю, интуитивно многие понимают этот вопрос. Попробуем же наш опыт облечь в слова, примеры. Кто нажимает кнопки на станке: христианин или Бог его руками? Что должно стать итогом молитвы, пассивное ожидание ответа, небольшая «помощь Богу», или самостоятельное, действенное созидание ответа? Когда после молитвы я продаю на рынке стакан семечек, будут ли ангелы сгонять ко мне покупателей? А как быть с такими вопросами, как выбор профессии, поиск спутника жизни? Практических ситуаций может быть тысячи. Предлагаю взглянуть, как понимал участие Божье в своей жизни псалмопевец Давид, отцы Церкви (для православных).
Итак, высказывайтесь!
Вопрос: А вы не могли бы поделиться, что именно вы "усовершенствовали"?
Одесса: Самое простое - что-то добиться в жизни. Раньше я б просто молился, ну и что-то там пытался бы сделать. А теперь я пытаюсь не "что-то" сделать, а ВСЁ сделать, чтобы добиться. Не думаю, что христианство бы одобрило такой принцип.
Олег: Одесса, ты, честное слово, странный! Такое чувство, что там, где ты живешь, христианство проповедовали буддисты-еретики. Я, даже посещая баптистские собрания, знал: "На Бога надейся, но сам не плошай".
Одесса: Да кто вас разберёт, когда вы все для друг друга еретики Зарабатывать никто не запрещает, а вот думать, что это ТЫ заработал - голову отрубят! Всё даёт Бог и никаких вопросов!
Меня искренне удивило, что брат вопрос, казалось бы, даже не догматический, об участии Божием в наших повседневных делах, воспринимает так необычно. Но более меня удивило, в дальнейшем, то, что мое недоумение вызвало еще большее недоумение у других:
Lokky: Только определитесь уж, "не плошать" или Христос. Беда многих, что они верят в Христа, а не Христу, и, даже, не понимают разницы, и, даже, не подазревают о существовании этой разницы
Я потом думал об этом долго, вспоминал Может, я действительно что-то стал забывать из своего протестантского опыта? А ведь действительно, встречал я ранее неоднократно подобную позицию в среде братьев, что теперь не мы-де все делаем, а Бог, мы только молимся и ждем. Встречал, точно. У западных миссионеров, приезжавших к нам, у некоторых сестер в нашем собрании, у разных украинских братств, типа «Свет евангелия». Хотя про последних надо сказать, что реально они очень активны и действенны. Достаточно вспомнить их ежегодные миссионерские слеты, где братья делятся друг с другом о своих миссионерских достижениях по всему миру. В православии тоже встречал подобную позицию: у одной престарелой прихожанке нашего храма. Впрочем, она, если бы даже и захотела что-либо сделать сама не смогла бы в силу физической немощи и возраста. Вспомнилось мне также, что и самому некогда пришлось серьезно пересматривать свою позицию в этом вопросе, заново ее переосмыслять, расставлять все по своим местам.
Поэтому, прошу прощения у Одессы: действительно, так иногда проповедуется. Но с другой стороны, брат, я никогда не понимал тех людей, которые привыкли только слушать. Их учат, учат все и всю жизнь, а они слушают, слушают, да «слава Богу» лишь восклицают. Сам я никогда не был таким. Я не думаю, что христианство предполагает в своих последователях благочестивых трутней. С другой стороны, слово вера и подразумевает надежду, поиск: если я вижу, что проповедуемое делает меня далеким от реальности, от жизни, значит, плохо не само христианство (в него я верю), а его проповедь в чьих-то устах. Ведь тысячелетиями умнейшие и прекраснейшие люди до меня находили в нем утешение, силу, красоту. И это повод к поиску, повод к глубокому размышлению, и, в общем-то, путь к отрезвлению. Чтобы однажды сказать и себе, и всем: христианство намного глубже, действеннее и прекраснее, чем всем нам казалось.
Что ж, предлагаю братьям и сестрам высказаться на тему Божьего участия в наших повседневных, житейских делах. Думаю, интуитивно многие понимают этот вопрос. Попробуем же наш опыт облечь в слова, примеры. Кто нажимает кнопки на станке: христианин или Бог его руками? Что должно стать итогом молитвы, пассивное ожидание ответа, небольшая «помощь Богу», или самостоятельное, действенное созидание ответа? Когда после молитвы я продаю на рынке стакан семечек, будут ли ангелы сгонять ко мне покупателей? А как быть с такими вопросами, как выбор профессии, поиск спутника жизни? Практических ситуаций может быть тысячи. Предлагаю взглянуть, как понимал участие Божье в своей жизни псалмопевец Давид, отцы Церкви (для православных).
Итак, высказывайтесь!
Комментарий