Когда и как появился символ распятия?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • tamplquest
    Отключен

    • 08 November 2017
    • 971

    #1

    Когда и как появился символ распятия?

    Покопался я тут в истории и выяснил странные вещи.


    Во-первых, насколько я понял, достоверных исторических данных о том, что Христос был казнен именно на кресте нет, по этому поводу идет полемика.
    Во-вторых, насколько я понял, у ученых есть согласие по поводу того, что в раннехристианской символике распятие никогда не использовалось, оно появилось в средние века, и, даже, по некоторым данным, имело вначале карикатурный характер, оскорбляющий христиан.
    В-третьих, в различных христианских культурах используются разные кресты, некоторые из которых, к примеру, кельтский крест или египетский анх подогнать под символ распятия довольно сложно.


    Кстати говоря, Православный крест как распятие тоже выглядит не очень убедительно. Изначально, нижняя планка там рассматривалась как подставка под ноги, как я понял





    Но как понять логику римлян, которые зачем то сделали эту подставку, для чего?
    А верхнюю планку местами используют для какой-то надписи, что тоже не логично. Причем не везде


    Потом этот сюжет почему то исчез, а сама планка стала ставится не под прямым углом, а с наклоном.


    В-четвертых, прототипом креста у ранних христиан служил якорь или корабль, или и то и другое. Это тоже едва ли связано с темой распятия.




    Из всей этой совокупности фактов складывается такое предположение: христианские верхи просто использовали традиционные кресты различных культур, иногда приспосабливая их для распятия, а иногда и нет


    А происхождение самого символа распятия вообще не понятно. Какие тут могут быть версии?
  • Батёк
    Ветеран

    • 13 October 2004
    • 13810

    #2
    Это ещё ни чего вот в византийской Шивте так там наоборот крест в купальной крестильне есть и в арочном проходе вроде кельтского креста а вот не рыбы не мессии нету.
    Христос - наш Учитель.

    Комментарий

    • Пломбир
      Ветеран

      • 27 January 2013
      • 15115

      #3
      Сообщение от tamplquest
      Покопался я тут в истории и выяснил странные вещи.
      Во-первых, насколько я понял, достоверных исторических данных о том, что Христос был казнен именно на кресте нет, по этому поводу идет полемика.
      Извините ,немного подтвержу это выдержкой из статьи:
      В большинстве переводов Библии говорится, что Христос был распят, а не казнен на столбе. Такой перевод основан на распространенном убеждении, что орудие казни Иисуса представляло собой не просто кол или столб, а крест, сделанный из двух кусков дерева. Предание, не подтвержденное Писанием, гласит, что осужденный нес только перекладину креста, называемую пати́булюм, или антэ́нна, а не обе его части. Так некоторые пытаются уйти от объяснения того, как человек мог волочить или нести на Голгофу слишком тяжелую ношу.Но что по этому поводу говорят те, кто участвовал в написании Библии? Они 27 раз использовали греческое существительное стауро́с, 46 раз глагол стауро́о, 5 раз глагол синстауро́о (приставка син озн. «с») и 1 раз глагол анастауро́о (ана́ озн. «снова»). Также они 5 раз использовали греческое слово кси́лон, означающее «дерево», говоря об орудии казни, к которому был пригвожден Иисус.
      Ни в классическом греческом языке, ни в койне слово стауро́с не передает мысль о кресте, сделанном из двух бревен. Оно обозначает только вертикальный столб, шест или кол то, из чего делали заборы или частоколы. В «Новом библейском словаре», в статье «Крест, распятие» говорится: «Первое значение греч. слова крест (stauros; глагол stauroo...) столб, кол или шест, а второе орудие казни» (СПб., 2001. Ч. 2. С. 445).
      Лука, Петр и Павел использовали слово кси́лон как синоним к слову стауро́с, и это служит дополнительным доказательством того, что Иисус был казнен на вертикальном столбе без перекладины, поскольку в узком смысле кси́лон имеет именно такое значение (Де 5:30; 10:39; 13:29; Гл 3:13; 1Пт 2:24). Кси́лон также встречается в греческой Септуагинте в Ездры 6:11, где говорится об одном бревне, на котором следовало повесить нарушителя закона.
      Таким образом, «Перевод нового мира» доносит до читателей точный смысл греческого текста, переводя стауро́с как «столб мучений» и стауро́о как «казнить на столбе». Благодаря этому проводится четкое различие между тем, что на самом деле обозначает стауро́с, и традиционным церковным крестом. Поэтому вполне правдоподобно, что один человек, например Симон из Кирены, мог нести столб мучений, как об этом говорится в Писании, поскольку если столб был 15 см в диаметре и 3,5 м в длину, то он вряд ли весил более 45 кг (Мк 15:21).

      - - - Добавлено - - -

      Сообщение от tamplquest
      А происхождение самого символа распятия вообще не понятно. Какие тут могут быть версии?
      Приходилось где-то встречать,что императору Константину приснился горящий крест и что-то такое было связано с крестом,что К-н одержит победу с врагом.Так и случилось ,после этого он приказал ввести крест в символ,когда уже узаконил хр-во.
      А долго ли было исказить представление язычников ,поместив на изображение мученика не на столб,как было ,а на крест,как хотел властелин.

      Комментарий

      • tamplquest
        Отключен

        • 08 November 2017
        • 971

        #4
        Сообщение от Пломбир
        Приходилось где-то встречать,что императору Константину приснился горящий крест и что-то такое было связано с крестом,что К-н одержит победу с врагом.Так и случилось ,после этого он приказал ввести крест в символ,когда уже узаконил хр-во.
        Это, видимо, как раз про наш старообрядческий крест, с именем "Ника", но там то как раз распятия нет

        Комментарий

        • vikkor
          Временно отключен

          • 09 December 2016
          • 2089

          #5
          Сообщение от tamplquest
          А происхождение самого символа распятия вообще не понятно. Какие тут могут быть версии?
          Латинский крест - он же символ христианства являлся символическим (языческим) обозначением посоха аполлона.
          Который по языческой легенде перешел в собственность языческого полубога асклепия и стал именоваться "посохом асклепия" ...(который также является символом медицины).

          Кстати, этот символ (латинский крест, или посох асклепия) является атрибутом языческого культа асклепии.
          Который связывают с пергамским алтарем...
          Что был построен и находился в Пергаме - в месте, где находился престол сатаны.
          ...а сам пергамский алтарь многие считают престолом сатаны.

          ...вот такая интересная связь с крестом - символом христианства...

          Комментарий

          • tamplquest
            Отключен

            • 08 November 2017
            • 971

            #6
            Сообщение от vikkor
            Латинский крест - он же символ христианства являлся символическим (языческим) обозначением посоха аполлона.
            Который по языческой легенде перешел в собственность языческого полубога асклепия и стал именоваться "посохом асклепия" ...(который также является символом медицины).

            Кстати, этот символ (латинский крест, или посох асклепия) является атрибутом языческого культа асклепии.
            Который связывают с пергамским алтарем...
            Что был построен и находился в Пергаме - в месте, где находился престол сатаны.
            ...а сам пергамский алтарь многие считают престолом сатаны.

            ...вот такая интересная связь с крестом - символом христианства...
            Это все конечно интересно, но не в кассу. Я про распятие.

            Комментарий

            • саша 71
              Ветеран

              • 21 January 2012
              • 15180

              #7
              Сообщение от tamplquest
              Это все конечно интересно, но не в кассу. Я про распятие.

              По-вашему, Христос не был распят ?
              "Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово." ( Галатам 1:6-7).

              Комментарий

              • Лука
                Отключен

                • 14 September 2003
                • 77980

                #8
                tamplquest

                Покопался я тут в истории и выяснил странные вещи.
                Странно то, что Вы делаете выводы не давая себе труда 5 минут поискать данные в интернете.

                Древнейшие изображения Распятия

                1. Магическая гемма из Британского музея - первое по хронологии изображение. Датируется концом 2 началом 3 века от РХ, происходит из Газы.



                Фигура бородатого человека с длинными волосами, распятого на высоком Т-кресте с коротким основанием. Кисти привязаны к кресту, ноги с согнутыми коленями разведены в сторону и как будто висят в воздухе.

                Над головой фигуры буквы: υιε. Надпись в 8 строк слева и справа от изображения: πατηριη|σουχριστε|σοαμνωα|μωαωια|.σηιουω||.αρταννα |..υσιου|..ι... → Υἱέ, Πατήρ, Ἰησοῦ Χριστέ. 'Сын, Отец, Иисус Христос.' (J. Spier). Также возможно читается ἀρτάνη (повешен). На обороте магическая надпись с именами ΒΑΔΗΤΟΦW и CΤΡΑΠΕΤΚΜΗ. Также вроде бы прочитывается «Эммануил». Связь с христианской общиной этого амулета не очевидна. Однако и предположение о том, что гемма принадлежала нехристианскому магу, исцелявшему «именем Христовым», столь же недоказуемо.

                2. Гемма Нотта (Nott gem) была куплена в начале 19 века в Риме английским коллекционером Джорджем Фредериком Ноттом. Ее местонахождение неизвестно, поэтому приходится ориентироваться на фотокопии гипсового отпечатка. Иисус стоит на колонне или столпе, широко раскинув руки под прямым углом. Над головой нимб. Справа и слева от пьедестала по шесть фигур, при этом ближние к нему фигуры изображены с поднятыми руками, касающимися основания колонны. Надпись EHCO XPECTOC, последние две буквы помещены справа и слева от агнца, изображенного под сценой Распятия. Предположительная датировка 4 век.



                3. Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм 1-3 вв. РХ. Обнаженная фигура Христа, распятого на Т-кресте. Руки распростерты, положение кистей указывает на то, что они могут быть привязаны к кресту, также как на гемме из Газы, хотя это и не очевидно. С каждой стороны от распятия по шесть маленьких задрапированных в паллиумы фигур, изображающих 12 апостолов (?).Обращает на себя внимание, что ноги Христа находятся на том же уровне, что ноги апостолов. Сверху греческая надпись ΙΧΘΥΣ. Датировка на сайте Британского музея 3-4 вв. РХ, хотя есть аргументы пользу более ранней даты 2-3 вв. Местонахождение - Британский музей.



                Маловероятно, что на этих геммах представлены сцена Голгофы. Во-первых, Евангелия свидетельствуют, что апостолы не присутствовали при Распятии. Во-вторых, в число 12-ти тогда должен входить Иуда, что маловероятно. Изображение, вероятно, носит символический, апокалиптический характер и может являться прототипом иконографической схемы Христос среди 12 апостолов, по шесть справа и слева от него. Такое их расположение мы встречаем в поздних изображениях проповеди Христа и Тайной вечери и т.д. Однако более близким кажется раннехристианский мотив поклонения кресту, который встречается в изобразительном искусстве 4-5 веков. На саркофаге из Ватикана два апостола прикоснулись руками к лавровому венку лабарума, что напоминает гемму Нотта. Общий смысл изображения торжественное провозглашение победы над смертью, поклонение небесному кресту. Это же толкование можно распространить на гемму Нотта и гемму из Констанцы.



                Саркофаг 4 века РХ. Хранился в Ватикане, в настоящее время утерян.

                4. Барельеф из капеллы Санта Сабина, Рим. Датировка: время правления папы Целестина I (422-433). Иисус изображен в окружении двух разбойников, фигуры которых значительно уменьшены. Все трое стоят (также, как Иисус стоит на гемме Нотта и гемме из Консанцы) в молитвенной позе «Оранта», распространенной в раннехристианский период. Ладони все троих прибиты гвоздями к брускам (?), однако ни одного креста не видно.



                Sheckler и Leith в своем исследовании, посвященном дверям Санта Сабины предположили, что прототипом для этого изображения послужила сцена с изображением Трех отроков в горящей печи (Дан. 3).

                5. Саркофаг из слоновой кости с изображением Евангельских сцен, около 450 года. Хронологически это первое изображение соответствующее текстам канонических Евангелий и ортодоксальной церковной традиции. Мы видим римского центуриона, наносящего удар копьем и мужскую и женскую фигуры (Дева Мария и Иоанн Богослов), предстоящие перед крестом. Слева Иуда, повесившийся на дереве. На кресте надпись REX IUD[AEORUM].

                Руки распростерты и прибиты гвоздями к кресту. Ноги прямые, следов того, что они прибиты или каким-то образом прикреплены к кресту нет.

                Выражение лица, мускулистый торс и сама поза Иисуса не демонстрируют никаких намеков на страдание и контрастируют с фигурой мертвого повесившегося Иуды.

                Типологически с одной стороны изображение близко к гемме Нотта и частично к гемме из Констанцы (распростертые под прямым углом руки, прямые ноги), с другой к барельефу из Санта Сабины (пробитые гвоздями ладони рук).



                6. Очень грубое изображение распятия без малейших намеков на крест. Голова окружена нимбом, от которого исходят три луча. Вниз справа и слева две фигуры. Вверху надпись на «Иисус Мессия» (?). На обороте надпись на непонятном языке. Датировка: на сайте Британского музея датируется 4-5 вв. РХ. Хотя Spier и некоторые другие настаивают на более поздней датировке, указывая на то, что мотив согнутого страдающего тела Иисуса не встречается раньше 600 РХ. Справа и слева от Распятого две коленопреклоненные (?) фигуры. Возможно Дева Мария и Иоанн Богослов (?). Сиро-Палестинский регион. Местонахождение - The British Museum





                7. Распятие из Евангелия Раббулы, около 586 РХ. В последнее время появилось предположение, что миниатюры Евангелия были созданы раньше, а затем просто вложены в него. Иисус одет в длинный колобиум. Руки и ноги прибиты гвоздями к кресту. Руки Иисуса, также как двоих разбойников распростерты под прямым углом.



                В Латеранском реликвариуеме (около 600 РХ) Иисус, также как на миниатюре из Евангелия Раббулы изображен одетым в длинный колобиум.



                8. Рисунок из London Oriental Manuscript, около 600 РХ. Манускрипт представляет собой коптскую заклинательную книгу. Изображение распятия иллюстрирует "Молитву, которую Иисус Христос произнес на кресте". Здесь впервые распятый Иисус и разбойники изображены в разных позах. Его руки распростерты, тогда как руки разбойников отведены за спину. Современное православное объяснение этого мотива тут.

                Комментарий

                • tamplquest
                  Отключен

                  • 08 November 2017
                  • 971

                  #9
                  Сообщение от саша 71
                  По-вашему, Христос не был распят ?
                  Символа распятия в раннем христианстве нет. Меня интересует как и когда оно появилось,как символ,и обстоятельства этого появления,
                  Нужно разобраться,связано ли вообще распятие в христианстве с символом креста,и каким образом.
                  Гадать я не буду

                  Комментарий

                  • Лука
                    Отключен

                    • 14 September 2003
                    • 77980

                    #10
                    Сообщение от саша 71
                    По-вашему, Христос не был распят ?
                    Его уже носом ткнули в наличие распятия в раннем Христианстве, но он не видит в упор.

                    Комментарий

                    • tamplquest
                      Отключен

                      • 08 November 2017
                      • 971

                      #11
                      Сообщение от Лука
                      tamplquest

                      Странно то, что Вы делаете выводы не давая себе труда 5 минут поискать данные в интернете.

                      Древнейшие изображения Распятия
                      Меня интересуют только христианские символы распятия на кресте
                      не понятно,зачем Вы такую простыню из левого материала накатали.

                      Там интересен только саркофаг, но это очень поздний источник,что я и предполагал изначально.
                      Но это ничего не говорит нам об истории появления

                      Комментарий

                      • shantis
                        Ветеран

                        • 27 April 2017
                        • 2735

                        #12
                        Сообщение от tamplquest
                        Символа распятия в раннем христианстве нет. Меня интересует как и когда оно появилось,как символ,и обстоятельства этого появления,
                        Нужно разобраться,связано ли вообще распятие в христианстве с символом креста,и каким образом.
                        Гадать я не буду
                        Может, он вообще появился с разных источников и всех это устроило? Крест, как символ, вообще, наверное, был у всех, в том или ином виде.

                        А про орудие казни именно Христа вообще говорить затруднительно. Как только не распинали в то время и на каких только брёвнах и перекладинах. Формы были самые разнообразные.
                        Никто же там не бегал с уровнем и отвесом. Вкопали какой-нибудь столб, прибили кое-как, сикось-накось какую-нибудь (какие-нибудь) перекладины или вообще без неё...Главное, есть к чему пригвоздить.

                        Да и сомнительно, что первые христиане стали бы использовать распятие, орудие казни, в качестве символа.
                        Так говорит Владыка Господь Иегова [יהוה, ЙХВХ]: «Я творю новые небеса и новую землю о прежнем больше не будут вспоминать, и оно не придёт на сердце». Исаия 65:13, 17; см. также 2 Петра 3:13

                        Выполняй долг и Бог снабдит (Fac officium, Deus providebit)

                        Свободу России!
                        Слава Украине!

                        Комментарий

                        • tamplquest
                          Отключен

                          • 08 November 2017
                          • 971

                          #13
                          Сообщение от shantis
                          Может, он вообще появился с разных источников и всех это устроило? Крест, как символ, вообще, наверное, был у всех, в том или ином виде.
                          Я думаю,что этот символ с какого то времени,скажем, с 4-го - 5-го вв стал целенаправленно внедряться повсеместно. А может и позже. Я думаю, это не спроста, были на то причины. Вот это и интересно было бы выяснить, откуда ветер дует, зачем это понадобилось и кому

                          И крайне интересно, был ли этот символ в Византии до 4-го крестового похода

                          Комментарий

                          • саша 71
                            Ветеран

                            • 21 January 2012
                            • 15180

                            #14
                            Сообщение от tamplquest
                            И крайне интересно, был ли этот символ в Византии до 4-го крестового похода
                            Интересно, если бы в Византии не было символа Распятия, как бы он попал на дораскольную Русь ?
                            "Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово." ( Галатам 1:6-7).

                            Комментарий

                            • Лука
                              Отключен

                              • 14 September 2003
                              • 77980

                              #15
                              Сообщение от tamplquest
                              Меня интересуют только христианские символы распятия на кресте не понятно,зачем Вы такую простыню из левого материала накатали.
                              Невозможно заставить увидеть очевидное того, кто видеть не хочет. Вас ткнули носом в самые ранние ХРИСТИАНСКИЕ символы распятия. Датируется концом 2 началом 3 века от РХ, происходит из Газы. Но Вы его не видите потому, что кроме мути Вас не интересует ничего

                              Комментарий

                              Обработка...