Тексты дореформенной Церкви

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • tamplquest
    Отключен

    • 08 November 2017
    • 971

    #1

    Тексты дореформенной Церкви

    Можно ли где то почитать достоверные источники, памятники дониконовской Православной Церкви?

    Дело в том, что я начал копать эту тему, и понял, что она, видимо, за семью печатями.

    Можно посмотреть тексты староверов, но это движение, видимо, неоднородно, и непонятно, действительно ли то что у староверов является наследием старой Церкви, или это уже другие, заимствованные откуда-то тексты.
    В частности, насколько я понял, у них много апокрифических текстов. Могли ли у старорусской Церкви апокрифы быть канонической литературой, как Вы считаете?

    В чем, вообще основное различие между Старой и Новой Церковью, в контексте богословия?

    Складывается такое впечатление, что власти после реформы тщательно старались свести все исключительно к ритуалу, даже был, по моему указ, чтобы называть староверов "старообрядцами", с чем последние были не согласны. Это, вероятно было сделано специально, чтобы акцентировать внимание на внешней стороне реформы, и завуалировать внутреннюю
    Есть информация, что Никон заменил все тексты старой церкви на новые, под предлогом "накопившихся при переписываниях неточностей". Думаю, если бы там было дело в незначительных неточностях, он бы не пошел на это.
    В то же время, образец был взят греческий, а греческое православие на тот момент, по некоторым данным, значительно латинизировалось.

    В общем, мутная история, там много недосказанности, Хотелось бы докопаться до сути этой реформы
  • духовный турнир
    Отключен

    • 15 April 2012
    • 4949

    #2
    Сообщение от tamplquest
    Можно ли где то почитать достоверные источники, памятники дониконовской Православной Церкви?

    Дело в том, что я начал копать эту тему, и понял, что она, видимо, за семью печатями.

    Можно посмотреть тексты староверов, но это движение, видимо, неоднородно, и непонятно, действительно ли то что у староверов является наследием старой Церкви, или это уже другие, заимствованные откуда-то тексты.
    В частности, насколько я понял, у них много апокрифических текстов. Могли ли у старорусской Церкви апокрифы быть канонической литературой, как Вы считаете?

    В чем, вообще основное различие между Старой и Новой Церковью, в контексте богословия?

    Складывается такое впечатление, что власти после реформы тщательно старались свести все исключительно к ритуалу, даже был, по моему указ, чтобы называть староверов "старообрядцами", с чем последние были не согласны. Это, вероятно было сделано специально, чтобы акцентировать внимание на внешней стороне реформы, и завуалировать внутреннюю
    Есть информация, что Никон заменил все тексты старой церкви на новые, под предлогом "накопившихся при переписываниях неточностей". Думаю, если бы там было дело в незначительных неточностях, он бы не пошел на это.
    В то же время, образец был взят греческий, а греческое православие на тот момент, по некоторым данным, значительно латинизировалось.

    В общем, мутная история, там много недосказанности, Хотелось бы докопаться до сути этой реформы
    История всегда была есть и будет мутной, ибо всегда записывается с ложью, если и не здесь и сейчас, то в дальнейшем, обязательно отредактируется, потому и Дух Святой был послан в сердца христиан, что ИСТИНУ, Им наставляемую, невозможно отредактировать, НИКОМУ и НИКОГДА, как и подделать Духа Святого, как-то можно сотворить, например с писанием, потому и Церковь Христа НЕПОБЕДИМА, что оная ВСЯ ВНУТРИ, Духом Святым хранима, управляема и направляема, и НИ РАЗУ, чем-либо или кем-либо внешним; в сердце ищи, а не в писаниях, иначе, кроме очередной лжи, заблуждений и обольщений, ничего более не найдешь.

    Комментарий

    • tamplquest
      Отключен

      • 08 November 2017
      • 971

      #3
      Сообщение от духовный турнир
      иначе, кроме очередной лжи, заблуждений и обольщений, ничего более не найдешь.
      Меня это интересует с точки зрения истории, прежде всего, и влияния на общество.
      Например, я думаю, что неслучайно сразу вслед за этим начались и коренные реформы в светском обществе. Уже при Петре, практически сразу после этого, вся аристократия перестроилась на западный манер, вместо бород стали носить бесовские тряпки, парики и чулки, это не спроста.

      Кроме того, я хочу понять связь христианства с гностицизмом и его производными, типа богомильства.
      Ведь совершенно очевидно, что христианство строилось на идее отречения от мира, от материального, все христианские ценности зижделись на этом -- нестяжательство, бедность, усмирение плоти, аскетизм.

      Можно ведь предпологать, что изначальное православие во многом было близко именно гностическим идеям, было диаметрально враждебно иудаизму.

      К примеру, вот что пишет Шопенгауэр:

      Парсы, евреи и магометане молятся Создателю мира - индусы, буддисты и яины, в противоположность первым, молятся Преодолителю мира и, в известном смысле, уничтожающему его. Очевидно, христианство, в собственном смысле, или христианство Нового Завета, принадлежит к этому второму классу [религий], но на историческом пути его насильно и абсурдно соединили с одной из религий первого класса.
      Это ведь величайшая загадка истории, разве нет?

      Комментарий

      • саша 71
        Ветеран

        • 21 January 2012
        • 15180

        #4
        Сообщение от tamplquest
        В то же время, образец был взят греческий, а греческое православие на тот момент, по некоторым данным, значительно латинизировалось.
        А после реформы за ним последовало и русское.

        Перелом в древнерусском богословии - читать онлайн | Перелом в древнерусском богословии - скачать бесплатно на сайте lib.pravmir.ru
        "Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово." ( Галатам 1:6-7).

        Комментарий

        • tamplquest
          Отключен

          • 08 November 2017
          • 971

          #5
          Сообщение от саша 71
          А после реформы за ним последовало и русское.
          Да, я как раз об этом и говорю

          Комментарий

          • саша 71
            Ветеран

            • 21 January 2012
            • 15180

            #6
            Сообщение от tamplquest
            Да, я как раз об этом и говорю
            Ну, тут связь не такая прямая.
            Просто, наиболее пассионарные верующие после реформы ушли в раскол, а освободившееся место заняли латинизированные выходцы с Украины: Стефан Яворский, Феофан Прокоповыич, Петр Могила, Симеон Полоцкий ...
            "Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово." ( Галатам 1:6-7).

            Комментарий

            • духовный турнир
              Отключен

              • 15 April 2012
              • 4949

              #7
              Сообщение от tamplquest
              Меня это интересует с точки зрения истории, прежде всего, и влияния на общество.
              Например, я думаю, что неслучайно сразу вслед за этим начались и коренные реформы в светском обществе. Уже при Петре, практически сразу после этого, вся аристократия перестроилась на западный манер, вместо бород стали носить бесовские тряпки, парики и чулки, это не спроста.

              Кроме того, я хочу понять связь христианства с гностицизмом и его производными, типа богомильства.
              Ведь совершенно очевидно, что христианство строилось на идее отречения от мира, от материального, все христианские ценности зижделись на этом -- нестяжательство, бедность, усмирение плоти, аскетизм.

              Можно ведь предпологать, что изначальное православие во многом было близко именно гностическим идеям, было диаметрально враждебно иудаизму.

              К примеру, вот что пишет Шопенгауэр:



              Это ведь величайшая загадка истории, разве нет?
              Если ты конечно еще не верующий, то занимайся чем хочешь, никто тебе не указ, а если захочешь стать верующим, Духа Святого в наставники получить, то любое любопытство, даже о прошлом, якобы, христианском, должен НАПРОЧЬ ЗАБЫТЬ, как и свой вчерашний день, начиная приучать себя к жизни одним сегодняшним заповеданным днем, не думая что сие, так просто исполнить, ну, эт так к слову, просто может когда и поймешь, что вся история не стоит и одной минуты твоей жизни.

              Комментарий

              • tamplquest
                Отключен

                • 08 November 2017
                • 971

                #8
                Сообщение от саша 71
                Ну, тут связь не такая прямая.
                Просто, наиболее пассионарные верующие после реформы ушли в раскол, а освободившееся место заняли латинизированные выходцы с Украины: Стефан Яворский, Феофан Прокоповыич, Петр Могила, Симеон Полоцкий ...
                Подбор кадров тоже едва ли был случаен
                Но прямая связь была, ведь Никон, по всей видимости, подменил старые тексты

                Комментарий

                • саша 71
                  Ветеран

                  • 21 January 2012
                  • 15180

                  #9
                  Сообщение от tamplquest
                  Подбор кадров тоже едва ли был случаен
                  Может и не случаен, а может это естественное следствие образовавшегося вакуума.

                  Это как большевики.
                  Власть в лице русского царя пала - по-этому они и пришли.
                  Не Керенскому же было править ?
                  "Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово." ( Галатам 1:6-7).

                  Комментарий

                  • tamplquest
                    Отключен

                    • 08 November 2017
                    • 971

                    #10
                    Сообщение от саша 71
                    Может и не случаен, а может это естественное следствие образовавшегося вакуума.

                    Это как большевики.
                    Власть в лице русского царя пала - по-этому они и пришли.
                    Не Керенскому же было править ?
                    Это очевидно ошибочное мнение. Власть царя пала именно потому, что к власти рвались революционные элементы, которые выражали интересы определенных сил. В революции было вложено немало денег.
                    Поэтому, там все развивалось по плану.

                    Комментарий

                    • саша 71
                      Ветеран

                      • 21 January 2012
                      • 15180

                      #11
                      Рассуждая о русском расколе, следует помнить о Божьем промысле.
                      Ведь если бы не было раскола, объединенная русская церковь сошлась бы с Петром первым в смертельной схватке. И кто бы в ней ни победил, последствия были бы весьма печальными.

                      - - - Добавлено - - -

                      Сообщение от tamplquest
                      Это очевидно ошибочное мнение. Власть царя пала именно потому, что к власти рвались революционные элементы, которые выражали интересы определенных сил. В революции было вложено немало денег.
                      Поэтому, там все развивалось по плану.

                      Если бы народ любил и ценил своего царя и свою церковь, никакие масоны и олигархи ничего бы не сделали.

                      Это как с микробами. Они везде летают, но болеют почему-то не все.
                      "Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово." ( Галатам 1:6-7).

                      Комментарий

                      • tamplquest
                        Отключен

                        • 08 November 2017
                        • 971

                        #12
                        Сообщение от саша 71
                        Если бы народ любил и ценил своего царя и свою церковь, никакие масоны и олигархи ничего бы не сделали.

                        Это как с микробами. Они везде летают, но болеют почему-то не все.
                        Церковь, между прочим, сразу отвернулась от монархии, и присягнула временному правительству.
                        Рассуждения же сами по себе наивные. Народ любит прежде всего свой желудок, любовь к царю имеет свой предел.
                        Русский народ и так терпелив, но когда он поставлен на грань выживания, тут уже не до царя.
                        К тому же основную политическую активность проявлял не народ, а интеллигенция и торгашество всех мастей, с опорой на немногочисленный пролетариат и солдат, доведенных до отчаяния.

                        И нельзя, кстати, сказать, что консерваторы сдались без боя. Были многочисленные еврейские погромы, монархисты активно выступали, в Столыпина стреляли насколько раз, в итоге убили. А потом гражданская война, попытка реставрации, много крови, миллионы жертв, крестьянские бунты, подавленные террором. Много там чего было

                        Большевики расстреляли царскую семью именно из-за того, что она была флагом консерватизма, ради деморализации.

                        - - - Добавлено - - -

                        Сообщение от саша 71
                        Рассуждая о русском расколе, следует помнить о Божьем промысле.
                        Ведь если бы не было раскола, объединенная русская церковь сошлась бы с Петром первым в смертельной схватке. И кто бы в ней ни победил, последствия были бы весьма печальными.
                        Еще неизвестно, пришел бы тогда Петр.
                        Последствия тоже неизвестны, возможно все решилось бы дворцовым переворотом, без лишней пыли
                        Последний раз редактировалось tamplquest; 06 February 2018, 04:25 PM.

                        Комментарий

                        • alexgrey
                          Ветер, наполни мои паруса

                          • 10 April 2013
                          • 8717

                          #13
                          Сообщение от tamplquest
                          Можно ли где то почитать достоверные источники, памятники дониконовской Православной Церкви?

                          В чем, вообще основное различие между Старой и Новой Церковью, в контексте богословия?
                          Вы скажите, что именно вас интересует, история событий или богословие?
                          Про второе лучше сразу забыть, так как систематическое богословие в православии почти никогда не существовало, может только сейчас что-то прорастает.

                          Из исторических книг я знаю несколько, например, Филипп Шафф.
                          По части истории лучше смотреть определённые запросы, например, описание раскола, соборов, выдающихся фигур в истории. Ведь если одной из причин раскола был спор о двоеперстии и троеперстии, то это довольно скучная тема, на этот счёт читать что-то подробно незачем.

                          Комментарий

                          • tamplquest
                            Отключен

                            • 08 November 2017
                            • 971

                            #14
                            Сообщение от alexgrey
                            Вы скажите, что именно вас интересует, история событий или богословие?
                            То и другое во взаимосвязи
                            Кроме того, интересует, почему были сильно распространены апокрифы, как среди староверия, так и в народе. Думаю, не эхо ли это старой Церкви

                            Про второе лучше сразу забыть, так как систематическое богословие в православии почти никогда не существовало, может только сейчас что-то прорастает.
                            Не столь важно, насколько оно было систематично, но судя по тому, что власти пытались(как мне кажется) замести следы, что-то там было сильно отличное от того, что есть сейчас

                            Комментарий

                            • саша 71
                              Ветеран

                              • 21 January 2012
                              • 15180

                              #15
                              Сообщение от tamplquest

                              И нельзя, кстати, сказать, что консерваторы сдались без боя. Были многочисленные еврейские погромы, монархисты активно выступали, в Столыпина стреляли насколько раз, в итоге убили. А потом гражданская война, попытка реставрации, много крови, миллионы жертв, крестьянские бунты, подавленные террором. Много там чего было
                              Все в одну кучу смешали.

                              - - - Добавлено - - -

                              Сообщение от tamplquest

                              Еще неизвестно, пришел бы тогда Петр.
                              Последствия тоже неизвестны, возможно все решилось бы дворцовым переворотом, без лишней пыли
                              Петр, как и Сталин, фигура сложная, и значение ее весьма не однозначно.

                              - - - Добавлено - - -

                              Сообщение от alexgrey
                              Вы скажите, что именно вас интересует, история событий или богословие?
                              Про второе лучше сразу забыть, так как систематическое богословие в православии почти никогда не существовало, может только сейчас что-то прорастает.

                              .
                              За долго до латинских или тем более протестантских богословов жили и творили Ориген, Григорий Нисский, Дионисий ареоагит, Максим Исповедник и многие другие греческие православные богословы.
                              Для Руси дораскольных времен систематическое богословие может и не характерно, но вообще богословие было. Достаточно назвать имена Илариона Киевского и Иосифа Волоцкого.
                              "Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово." ( Галатам 1:6-7).

                              Комментарий

                              Обработка...