История взаимоотношений народа Самарии с Иудеями. Иисус и самаритяне и караимы.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • ОзарениеСвыше
    Отключен

    • 05 May 2016
    • 350

    #1

    История взаимоотношений народа Самарии с Иудеями. Иисус и самаритяне и караимы.

    Христиане хорошо знают выражение "добрый самаритянин", как и притчу о добром самаритянине. Но о самом народе Самарии знают мало или почти ничего. Предлагаю всем, кому интересно, обсудить эту сложную тему. В Евангелии указано, что на момент жизни Христа Иудеи и самаритяне не общались между собой, хотя и жили по соседству и часто невольно соприкасались между собой. Но в Новом Завете ничего не объясняется о причинах этих плохих отношений между Иудеями и самаритянами. Эта вражда не особо понятна многим, если учесть, что самаритяне исповедуют Закон Моисея и веруют в Бога Израиля, как и Иудеи. Иудеи считают себя израильтянами. Но и самаритяне тоже считают себя потомками сынов Израиля. Самыми настоящими и истинными. Вот то, как сами израильтяне рассказывают об истории самаритян:
    История Самарии (Шомрона). Самаритяне - кто они ?
    До падения в VIII в. до н.э. Израильского царства Самарией назывался не только город, но и вся часть северной Эрец-Исраэль. В клинописных памятниках встречается и город Самария, и страна Самария. После падения Израильского царства Самарией стал называться только район между Иудейскими горами на юге и Галилеей на севере. Приблизительно такие же границы сохранились и по сегодняшний день: на юге район Самарии переходит в Иудейские горы, а с трех других сторон окружен долинами Саронской (Шаронской) на западе, Изреельской на севере и Иорданской на востоке. Земли района Самарии плодородны, климат благоприятствует сельскому хозяйству, и с давних времен в этих местах селились люди. Здесь странствовали наши праотцы, здесь, согласно Торе, Бог обещал все эти земли в удел их потомству.
    При разделе земель между Израилевыми коленами район Самарии достался сыновьям Иосифа Эфраиму и Менашше (в русской традиции Манассия). Поэтому район называют еще и " страной Иосифа ", или " землями Эфраима ". Сначала люди селились здесь в долинах и у подножий гор, покрытых густыми лесами. Но, видимо, не всем хватало места, и постепенно они начали осваивать более высокие места, вырубая лес.
    В Библии говорится, что, когда потомки Иосифа жаловались на нехватку земли, Иисус Навин им сказал: " И гора будет твоею, и лес сей; ты расчистишь его, и он будет твой до самого конца его "
    И действительно, один за другим вырастают города, такие, как Тирца, Шхем, Шил'о, Бет-Эль.
    После раскола Объединенного Израильского царства район Самарии стал центром северного Израильского царства, а город Самария с 70-х гг. IX в. до н.э. его столицей.
    В 722 г. до н.э. ассирийский царь завоевал Самарию и увел многих жителей за пределы северного Израильского царства. А с окончательным падением последнего исчезли десять колен, которые в нем проживали.
    Их исчезновение представляется настолько невероятным, что до сих пор народные легенды называют то Африку, то Бирму, то Китай местом, куда они скрылись.
    Оставшихся жителей Самарии не истребили, и они начали смешиваться с другими народами (в основном, из Междуречья), которыми заселили район Самарии, а сам район превратился в провинцию, населенную подданными ассирийского царя.
    В разоренном районе Самарии то и дело вспыхивал голод. Случалось, что львы приходили сюда и утаскивали людей. Иосиф Флавий писал, что во всем районе свирепствовала чума. Жители района решили, что эти беды кара местного божества, и отправились к ассирийскому правителю с просьбой прислать им еврейского священнослужителя. Правитель выполнил их просьбу. Тогда жители Самарии начали почитать и Единого Бога, " и сделали у себя священников, и они служили у них в капищах высот. Богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их ".
    Отчуждение между евреями южного Иудейского царства и жителями района Самарии усиливалось из-за того, что жители района Самарии считали себя частью еврейского народа, а евреи так не считали.
    Исайя писал о жителях района Самарии так: " " Сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы! не дети ли вы преступления, семя лжи, разжигаемые похотию к идолам под каждым ветвистым деревом, закалающие детей при ручьях, между расселинами скал ?" (Не., 57:3-5).
    Но жители района Самарии продолжали почитать закон Моисея и после разрушения Первого Храма и изгнания евреев Иудейского царства в вавилонский плен.
    Когда евреи вернулись из вавилонского плена и приступили к постройке Второго Храма, жители района Самарии попросили у них разрешения участвовать в постройке, " потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему " (Эзра, 4:2). Их просьбу не удовлетворили, чем усугубили отчуждение. В V в. до н.э. жители Самарии, образовав свою секту, отделились от иудаизма. Так произошел полный раскол между евреями и жителями района Самарии, которых начали называть самаритянами. Самаритяне выстроили свое святилище на горе Гризим. Евреи называли самаритян еще и кутиями (по названию города Кута в Вавилонии, откуда ассирийский царь переселял людей в район Самарии), а район страной кутов. Однако, по словам Иосифа Флавия, и после раскола и постройки гризимского храма в район Самарии бежали евреи, которые в Иерусалиме подвергались преследованиям за нарушение субботы или за смешанные браки. В районе Самарии эти евреи находили радушный прием. Так что во времена Второго Храма весь район Самарии был заселен не только самаритянами, но и евреями.
    В V-IV вв. до н.э. положение самаритян не отличалось от положения евреев. Так, после смерти Александра Македонского часть самаритян, как и евреев, насильственно переселили в Египет. Но общие для самаритян и евреев гонения не объединили их.
    Когда же Маккавеи подняли восстание, самаритяне заявили, что не имеют никакого отношения к евреям, и согласились с приказом греческих правителей посвятить свое святилище на горе Гризим Зевсу (что не помешало самаритянам в религиозном диспуте с евреями утверждать, будто святилище на горе Гризим создано согласно Моисееву закону). Даже когда греки признали династию Маккавеев, самаритяне продолжали воевать против евреев. В 128 г. до н.э. Маккавеи заняли район Самарии и разрушили святилище на горе Гризим.
    Продолжались конфликты самаритян с евреями и во время римского правления. Так, в 50 г. до н.э., когда галилейские евреи отправились на праздник Песах в Иерусалим через Самарию, у деревни Гинеи (сегодня Дженин) они подверглись нападению самаритян. Подкупленный последними прокуратор Иудеи отказался наказывать виновных. Тогда евреи Галилеи разграбили и сожгли несколько самаритянских деревень. Самаритяне, как и евреи, страдали от правления римлян.
    Во времена Понтия Пилата, когда самаритяне собрались на горе Гризим только потому, что некий самаритянин обещал отыскать зарытые со времен Моисея священные сосуды, римский прокуратор, опасаясь беспорядков, окружил гору и перебил множество самаритян. Правда, когда старейшины обратились к римским правителям с жалобой на жестокость прокуратора, Понтия Пилата отправили в Рим, чтобы он отчитался перед цезарем, и на свой пост он уже не вернулся.
    Во время Иудейской войны самаритяне, собравшись на горе Гризим, заняли выжидательную позицию, что не помешало римским войскам перебить их. Тем не менее, когда началось восстание Бар-Кохбы (135-137 гг.), самаритяне участвовали в подавлении восстания. В знак благодарности римляне позволили им вновь восстановить святилище на горе Гризим. Однако примирение с римлянами продолжалось недолго. В 194 г. самаритяне восстали против римского наместника Септимия Севера, за что он превратил их главный город Шхем в римскую колонию и поселил там римлян.
    Сегодня Иудеи считают веру самаритян сектой иудаизма. Евреи считают самаритян некими еретиками, но всё-таки израильтянами. Самаритяне являются гражданами Израиля и считают себя прямыми потомками израильтян древности по вере и происхождению. Вероятно, современных евреев сами самаритяне считают не такими уж прямыми потомками тех древних евреев Израиля.
    Предлагаю обсудить отношения Христа и его Апостолов с самаритянами. Сначала ведь Иисус запретил Апостолам даже приходить в города Самарии, то есть фактически он запретил Апостолам проповедь народу Самарии. Можно предположить, что в начале своей проповеди Иисус по какой-то причине предпочитал в отношении к самаритянам следовать общей для всех Иудеев того времени традиции - полный бойкот самаритянам и самое настоящее игнорирование самаритян. Почему?
    Как мы знаем, позднее Христос изменил своё отношение к этому народу и начал там успешную проповедь. Опять же, почему?
    Религия самаритян - это Закон Моисея, но без Устной Тору (без Талмуда). Их религия имеет форму верований тех древних израильтян 10-9 века до н.э., чьими потомками они себя считали всегда и сегодня продолжают считать. Как известно, Христос к заповедям Устной Торы (Талмуда) относился не так уж однозначно. Есть мнение, что он не так уж позитивно относился к устным заповедям. Может это в итоге и сблизило Христа и его последователей с самаритянами? Характерно, что и религия караимов - это нечто очень похожее на веру самаритян. Караимы тоже признают Закон Моисея и веруют в Бога Израиля, но отвергают Устную Тору.
    Что вы думаете на этот счет?
    Последний раз редактировалось ОзарениеСвыше; 14 July 2016, 03:55 PM.
  • ОзарениеСвыше
    Отключен

    • 05 May 2016
    • 350

    #2
    Уважаемые братья и сестры! Так почему же Иисус сначала запретил Апостолам и своим ученикам общаться с самаритянами и проповедовать им, а позднее сам проповедовал им и другим ученикам и Апостолам своим разрешал такую же проповедь? Ведь Христос потом стал даже самаритян ставить в пример Иудеям, восхваляя милосердие и сердобольность добрых самаритян.
    Но сначала он просто подтвердил запрет на общение с самаритянами - это было так характерно для Иудаизма того времени:
    5. Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите
    (Св. Евангелие от Матфея 10:5)
    Однако же позднее Иисус успешно проповедовал самаритянам:
    39. И многие Самаряне из города того (Сихарь) уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
    40. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
    41. И еще большее число уверовали по Его слову.
    (Св. Евангелие от Иоанна 4:39-41)
    Иисус даже ставил самаритян в пример евреям:
    30. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
    31. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
    32. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
    33. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
    34. и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
    35. а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
    36. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
    37. Он сказал: оказавший ему милость (самаритянин). Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

    (Св. Евангелие от Луки 10:30-37)
    На мой взгляд, всей этой притчей Христос учил своих последователей и вообще израильтян любить самаритян и даже брать с них пример. Вероятно, на тот момент Христос уже считал самаритян хорошим народом и народом Израиля, братьями Иудеев. Он даже призывал Иудеев брать пример с самаритян. Если это так и было, как я это понимаю, то тут требуется объяснение. Сначала Иисус запрещал своим ученикам ходить в Самарию с проповедью, а уже через год и сам проповедует в Самарии и своим ученикам, вероятно, тоже дает указания начать проповедь по всей Самарии. А ещё чуть позднее он уже считает самаритян истинными израильтянами, добрыми и праведными людьми, а также призывает Иудеев брать пример с самаритян, которые отказывались принимать устные заповеди Устной Торы (позднее стали Талмудом). Как вы это понимаете?
    Я же думаю так... Возможно, у Христа не было никаких инструкций от Бога касательно самаритян. Поэтому сначала он, будучи Иудеем и Иудейским Учителем и Иудейским Мессией, просто послушно исполнял традиционное повеление Иудаизма относительно поведения евреев по отношению к самаритянам. Однако позднее, лучше узнав самаритян, он понял, что нельзя считать самаритян не израильтянами или врагами, так как и они являются детьми Авраама и соблюдают Закон Моисея. В этот же период времени Йешуа, вероятно, поссорился с лидерами Иудаизма того времени (с лидерами фарисеев, а особенно с лидерами саддукеев). Была ли ссора с ними поводом помириться с самаритянами? Ведь враг моих врагов - друг мне, как известно. Или же, наоборот, дружба с самаритянами и явилась тем фактором, который окончательно повлиял на взаимоотношения Иисуса и лидером Иудаизма того времени? Вероятно, дружба с самаритянами окончательно поссорила Иисуса со многими лидерами фарисеев и саддукеев.
    Что вы думаете на этот счет? Или причина была в другом?

    Комментарий

    • ОзарениеСвыше
      Отключен

      • 05 May 2016
      • 350

      #3
      Интересно, что отношения между Христом, а вместе с ним и Апостолами и первыми христианами-Иудеями с самаритянами были вполне хорошими в то время, как отношение остальных Иудеев, не принявших Христа, к самаритянам оставалось всегда довольно враждебным или прохладным. Фактически, как я думаю, самаритяне очень уважительно относились к Иисусу, считая его пророком, но, к сожалению, в итоге они не приняли в его лице истинного Мессию (Христа). По сравнению с обычными Иудеями уже и это является явным прогрессом. Ведь остальной Иудаизм резко негативно оценивает личность Иисуса, называя его лжемессией и даже мошенником.
      Нужно напомнить, уважаемым друзья, что и религия караимов тоже с уважением относится к Иисусу, считая его настоящим пророком. Караимы - это весьма благожелательно настроенная община по отношению к мусульманам и христианам, хотя караимы являются при этом Иудеями по вере, соблюдая Закон Моисея. Это объединяет самаритян и караимов между собой. Как и объединяет между собой эти два направления Иудаизма и то, что каждое из них признается Иудеями лишь несколько еретическим направлением Иудаизма. Есть мнение, что общины самаритян сильно повлияли на формирование караимского направления Иудаизма в средние века. Хорошо известно, что в 7-8 веках такое направление стало широко известно в Багдаде и на Ближнем и Среднем Востоке, а затем стало популярным и в Хазарии среди евреев этой страны.
      Я думаю, что первые общины евреев, которые уверовали в Иисуса, были близки к вере самаритян (и позднее караимов), но в отличие от современных самаритян и караимов те Иудеи 1-го века н.э. в Израиле уверовали в то, что Иисус является Мессией. Это были назореи и эбиониты.
      Последний раз редактировалось ОзарениеСвыше; 14 July 2016, 11:36 PM.

      Комментарий

      Обработка...