Время новых реалий.
Это международное сотрудничество, общепланетное разделение труда, постепенный отказ от государственных границ и установление единой валютной системы.
Время захватнических войн подходит к концу. Это не означает отказа в ближайшее время от уже имеющихся и создаваемых им на смену новых видов вооружений. Наоборот, они будут ещё более дорогостоящими и надёжными. Обращение с ними неизбежно заставит все страны перейти на содержание контрактных профессиональных армий.
Неизбежность подобного шага вытекает даже из опыта боёв в Ираке и Югославии, когда находящиеся на более современном уровне организации экспедиционные войска США и их союзников буквально раздавили противостоящие им многочисленные, но более слабые по тактико-техническим показателям армии противника.
В своё время полковник кольт уравнял шансы разных по силовой категории противников. А ныне, появление интеллектуального оружия, совершенствование средств массового поражения и грядущий выход на поля битв армейской робототехники постепенно сводит к минимуму и человеческий фактор. Сражения будут выигрываться, прежде всего, не крепостью нервов или количеством извилин пушечного мяса, а экономической мощностью конфликтующих сторон, их финансовыми возможностями, качеством и количеством задействованных видов вооружений.
Но это только поверхностная сторона.
Глубинная заключается в том, что вектор истории направлен на постепенное снижение числа горячих конфликтов (как чисто военного, так и экономического характера).
Война становится делом чрезвычайно дорогостоящим и невыгодным.
Так военный разгром Югославии не принёс Евросоюзу никаких особых дивидендов, а наоборот отсрочил его возникновение на несколько лет. Несдержанная политика США по отношению к Ираку не только не решила насущных проблем Вашингтона, но и, наоборот, обострила их до крайнего предела. Теперь он вынужден держать в этом районе значительный воинский контингент и ежечасно решать проблему, как примирить курдов с метрополией, шиитов с сунитами, фанатиков с умеренными, национальную буржуазию с патронажем Белого Дома. Плюс к этому масла (в данном случае нефти) в огонь подливают многие арабские коллеги (бывшие противники) прежнего исламского режима Багдада. Их интерес очевиден: контроль за мировыми запасами нефти. Деньги, Деньги. И ещё раз деньги! В этих условиях у США есть все основания опасаться широкомасштабной террористической войны против своих вооружённых сил и политических ставленников.
Так что трагедия 11 сентября вполне может повториться, причём, даже, в более широких масштабах.
Терпит крах и политика выдвижения марионеток, когда благодаря значительным финансовым вливаниям в избирательную кампанию того или иного кандидата, выбирается один, заведомо придерживающийся явных проамериканских позиций.
Как правило, не имеющий реального политического веса ставленник просто не сможет придти к власти. Тем или иным путём его всё-таки уберут. Ну, а если за ним стоят реальные политические силы, то начинаются откровенные торги, которые не кончаются и с завершением предвыборной эпопеи. Пример, нынешняя Грузия. Ну, а когда глава правительства становится откровенно невыносимым начинаются лихорадочные поиски очередного премьера. Практика чрезвычайно опасная в связи с ненадёжностью обогревателей иранского происхождения.
Аналогичная ситуация сложилась и с российской поддержкой своего украинского кандидата. Правда в отличие от Вашингтона Москва быстро сообразила, что не потянет.
Слишком велики аппетиты у тех, кого надо убеждать, и малы дивиденды, получаемые при этом. Пришлось умыться. Впрочем, нам не привыкать. К чести сказать, новый украинский лидер тоже пока не стал делать резких телодвижений, видимо хорошо понимая, что это чревато острыми приступами радикулита.
Похоже, в конце концов, оба политика с выражением плохо скрываемой взаимной симпатии обменяются дружеским рукопожатием и постараются забыть о взаимных обидах. С кем не бывает. Главное не превращаться в Монтекки и Капулетти, чтобы во второй раз не хоронить прекрасных Ромео и Джульетту.
Таким образом, конец XX и начало XX I века характеризуются усилением тенденций постепенного снижения прямой конфронтации между основными военно-политическими и экономическими центрами мира. Всякие попытки игнорирования этого явления оканчиваются неудачей.
Однако наряду с этим налицо усиления политико-экономического соперничества между этими центрами, вызванное, во-первых, определённым ослаблением позиций США, не справившихся с ролью мирового жандарма, а, во-вторых, всё возрастающей мощью Евросоюза и некоторых азиатских государств, в первую очередь, Китая.
Особенностью данного периода, по всей видимости, будет поэтапное, эволюционное вытеснение прежних хозяев с их традиционных рынков сбыта, пересмотр основных маршрутов поставок энергоносителей.
К сожалению, пока что это происходит на фоне незрелости форм межгосударственных взаимоотношений, явного влияния ВПК, идеологий времён холодной войны и на почве взаимного недоверия. В этих условиях крайне необходимо преодолеть подобные пережитки прошлой эпохе путём начала осуществления глобальных общечеловеческих проектов, снижения военной мощи основных сил до уровня разумной достаточности, а так же постепенному переходу к использованию коалиционных сил быстрого реагирования (для подавления локальных очагов вспышек насилия). И встречи, встречи, встречи: за столом переговоров, в дружеской обстановке и за совместными проектами.
Пусть лучше льётся вино, чем кровь. Ведь самый худой мир лучше любой войны.
Хватит. Время вооружённых конфликтов близится к концу!
08.02.05 Сергей Лысенков (Зарид).
Комментарий