Помещаю статью не для обсуждения пороков, как таковых, а для показания возможного примера для возрождения Православной Церкви.
Русское беседничество как беспристрастный обличитель пороков церковной жизни РПЦ
21.03.2012
Андрей Дударев
В поисках духовных корней: беседническое движение в Русской православной церкви
Беседники, являясь одним из духовных православных движений, существуют уже около двухсот лет, однако широкая известность к ним стала приходить лишь в последнее десятилетие. Сегодня общины беседников имеются в Самаре, селениях Красноярского, Борского, Похвистневского и других районов области. Строгих последователей этого аскетического учения, вероятно, несколько сотен человек. А в целом под влиянием беседников находится свыше тысячи верующих РПЦ, проживающих более чем в 120-ти населенных пунктах РФ и за ее пределами. В их числе около десятка священнослужителей различных рангов.
Дело в том, что аналогов беседничеству в истории церкви (не только РПЦ, но и, пожалуй, всей вообще церкви, исключая, разве что, апостольский век) нам обнаружить не удалось. Объясним, что мы имеем в виду.
Характерными атрибутами жизни беседников являются: ревность о Боге; строгое послушание своим духовным наставникам (старцам), непрерывная цепь которых продолжается уже около двухсот лет; суровая аскеза, обычно свойственная монашеству (но при этом в движении органично сочетается без противопоставления друг другу безбрачие и путь жизни в браке); сохранение иноческого миросозерцания, присущего исихастам, сосредотачивающим свое внимание на стяжании Святого Духа, и при этом принципиальная позиция географически не отделяться от мира, а наоборот интегрироваться в экономическую и культурную жизнь социума. Все эти свойства вместе вынуждают нас говорить о беседничестве как об уникальном движении в истории церкви.
Обобщенная оценка
Итак, после некоторого размышления над различными аспектами церковной жизни в беседническом движении постараемся обобщить накопленные наблюдения.
Беседничество на протяжении своей двухсотлетней истории представляло и представляет собой довольно организованное, упорядоченное, устойчивое, с четкими границами, мирянское духовное движение. Канонически, при правильном взгляде, это движение никак не выходит за границы РПЦ, аскетически оно продолжает традицию исихастов (многие монахи-подвижники могли бы поучиться у беседников воздержанию и послушанию), а мистически беседничество можно охарактеризовать как движение, обладающее чистым и истинным (что, пожалуй, одно и то же) духовным опытом.
Внешняя изоляция беседников, с одной стороны, помогла сохранить внутренние традиции, успевшие сформироваться в движении за долгие годы "странничества", и оградить людей от многих вредных влияний, а с другой стороны, такая оторванность от обширного церковного общения и удаление от научных и богословских центров сказывается на образовательном уровне движенцев. Конечно, редко где и в наше время можно получить полноценное духовное образование, очищенное от схоластических штампов, но если движение ставит перед собой задачу быть в авангарде церковной жизни, то стремиться иметь хорошее образование необходимо. Церковная наука в сочетании с аскетическими средствами способна послужить делу становления христианина как гармонично развитой личности.
Роль беседнического движения в истории РПЦ
С самого начала своего существования беседничество является беспристрастным обличителем пороков церковной жизни. Стремясь к чистоте и достигая этой чистоты, беря на себя суровый подвиг особого воздержания и послушания, движенцы являются немым укором для охлажденных сердцем церковных людей: как мирян, так и рукоположенной иерархии. Даже те, кто не принимают аскетические правила жизни беседников, узнав о ежедневном, скромном и тихом духовном усилии заволжских подвижников благочестия, нет-нет, да и призадумаются, и, может быть, начнут постепенно менять жизнь.
Практически весь константиновский период в истории церкви характеризуется тем, что понятие "соли земли" относилось, в основном, к монахам. Беседничество дает нам прекрасный пример того, как можно, географически никуда не уходя, и мирянам быть "солью земли", т.е. являть личную и общинную чистоту жизни и святость.
Факт длительного существования мирянского духовного движения позволяет говорить о возрождении понятия общины как экклезиологической единицы.
Безусловно, беседники оказывали и оказывают духовное влияние на Русскую православную церковь, однако в силу малой известности этого движения в течение длительного времени говорить о широком влиянии не приходится. При этом есть основания полагать, что накопленный духовный опыт не пропадет даром. Он вполне может быть по достоинству оценен и воспринят многими. Беседники как некий плод жизни по вере принесли в церковную копилку свой двухсотлетний духовный подвиг. Задача РПЦ этот опыт осмыслить и принять, чтобы он мог послужить в деле возрождения церкви.
Перспективы и надежды
В настоящее время, когда на христиан нет внешних гонений, у беседников есть хорошая возможность для распространения своего образа жизни далее по всей канонической территории РПЦ, которая сейчас очень нуждается в том, чтобы иметь внутри себя свидетельство чистой и воздержанной общинной жизни.
Наметившиеся в последние несколько лет контакты беседников с Преображенским содружеством православных братств уже вскоре вполне могут дать свой плод. Возникшее сотрудничество обещает быть взаимовыгодным и взаимополезным: беседники могут поделиться своим аскетическим опытом и тем, как этот опыт сохранить в течение длительного срока, а Преображенское содружество, известное уже успевшими зарекомендовать себя образовательными традициями, может помочь восполнить нехватку систематического духовного обучения. Свято-Филаретовский институт и те научные, образовательные и культурно-просветительские программы, которые с ним связаны, вполне в состоянии приобщить беседников к широкому кругу серьезных богословских, философских, экклезиологических, исторических и другого рода вопросов, обсуждающихся в РПЦ. Библиистика и патристика, этика и аскетика, церковная археология и догматика, сакраментология и история церкви Вряд ли все эти предметы будут лишними практически для любого верующего человека. Вовлечение беседников в орбиту научной и религиозно-философской мысли поможет способствовать их активному участию в таких позитивных процессах, как литургическое возрождение, философское осмысление исторического опыта XX века, пробуждение внутрицерковного диалога и проч.
Согласное действие здоровых сил в церкви, безусловно, должно сказаться на общем улучшении внутрицерковного духовного климата.
И в литературе, и при непосредственном контакте беседники производят самое благоприятное впечатление. Они приветливы, дружелюбны, гостеприимны, вежливы Еще одна немаловажная черта, характеризующая беседников с положительной стороны, это духовное веселье, которое присутствует у многих из них. Недаром в древности говорили, что Дух Святой живет только в веселом человеке
Приобщение к опыту беседников должно быть больше внутренним, чем внешним. Тот, кто хочет войти в этот опыт, должен не на словах, а на деле начать жить по Евангелию. Только тогда он сможет произвести адекватную оценку этого удивительного церковного явления, только тогда он сможет понять, что значит быть "солью земли" и "светом миру".
«Сибирские огни» 2008, №12
Газета Протестант,ру
Русское беседничество как беспристрастный обличитель пороков церковной жизни РПЦ
21.03.2012
Андрей Дударев
В поисках духовных корней: беседническое движение в Русской православной церкви
Беседники, являясь одним из духовных православных движений, существуют уже около двухсот лет, однако широкая известность к ним стала приходить лишь в последнее десятилетие. Сегодня общины беседников имеются в Самаре, селениях Красноярского, Борского, Похвистневского и других районов области. Строгих последователей этого аскетического учения, вероятно, несколько сотен человек. А в целом под влиянием беседников находится свыше тысячи верующих РПЦ, проживающих более чем в 120-ти населенных пунктах РФ и за ее пределами. В их числе около десятка священнослужителей различных рангов.
Дело в том, что аналогов беседничеству в истории церкви (не только РПЦ, но и, пожалуй, всей вообще церкви, исключая, разве что, апостольский век) нам обнаружить не удалось. Объясним, что мы имеем в виду.
Характерными атрибутами жизни беседников являются: ревность о Боге; строгое послушание своим духовным наставникам (старцам), непрерывная цепь которых продолжается уже около двухсот лет; суровая аскеза, обычно свойственная монашеству (но при этом в движении органично сочетается без противопоставления друг другу безбрачие и путь жизни в браке); сохранение иноческого миросозерцания, присущего исихастам, сосредотачивающим свое внимание на стяжании Святого Духа, и при этом принципиальная позиция географически не отделяться от мира, а наоборот интегрироваться в экономическую и культурную жизнь социума. Все эти свойства вместе вынуждают нас говорить о беседничестве как об уникальном движении в истории церкви.
Обобщенная оценка
Итак, после некоторого размышления над различными аспектами церковной жизни в беседническом движении постараемся обобщить накопленные наблюдения.
Беседничество на протяжении своей двухсотлетней истории представляло и представляет собой довольно организованное, упорядоченное, устойчивое, с четкими границами, мирянское духовное движение. Канонически, при правильном взгляде, это движение никак не выходит за границы РПЦ, аскетически оно продолжает традицию исихастов (многие монахи-подвижники могли бы поучиться у беседников воздержанию и послушанию), а мистически беседничество можно охарактеризовать как движение, обладающее чистым и истинным (что, пожалуй, одно и то же) духовным опытом.
Внешняя изоляция беседников, с одной стороны, помогла сохранить внутренние традиции, успевшие сформироваться в движении за долгие годы "странничества", и оградить людей от многих вредных влияний, а с другой стороны, такая оторванность от обширного церковного общения и удаление от научных и богословских центров сказывается на образовательном уровне движенцев. Конечно, редко где и в наше время можно получить полноценное духовное образование, очищенное от схоластических штампов, но если движение ставит перед собой задачу быть в авангарде церковной жизни, то стремиться иметь хорошее образование необходимо. Церковная наука в сочетании с аскетическими средствами способна послужить делу становления христианина как гармонично развитой личности.
Роль беседнического движения в истории РПЦ
С самого начала своего существования беседничество является беспристрастным обличителем пороков церковной жизни. Стремясь к чистоте и достигая этой чистоты, беря на себя суровый подвиг особого воздержания и послушания, движенцы являются немым укором для охлажденных сердцем церковных людей: как мирян, так и рукоположенной иерархии. Даже те, кто не принимают аскетические правила жизни беседников, узнав о ежедневном, скромном и тихом духовном усилии заволжских подвижников благочестия, нет-нет, да и призадумаются, и, может быть, начнут постепенно менять жизнь.
Практически весь константиновский период в истории церкви характеризуется тем, что понятие "соли земли" относилось, в основном, к монахам. Беседничество дает нам прекрасный пример того, как можно, географически никуда не уходя, и мирянам быть "солью земли", т.е. являть личную и общинную чистоту жизни и святость.
Факт длительного существования мирянского духовного движения позволяет говорить о возрождении понятия общины как экклезиологической единицы.
Безусловно, беседники оказывали и оказывают духовное влияние на Русскую православную церковь, однако в силу малой известности этого движения в течение длительного времени говорить о широком влиянии не приходится. При этом есть основания полагать, что накопленный духовный опыт не пропадет даром. Он вполне может быть по достоинству оценен и воспринят многими. Беседники как некий плод жизни по вере принесли в церковную копилку свой двухсотлетний духовный подвиг. Задача РПЦ этот опыт осмыслить и принять, чтобы он мог послужить в деле возрождения церкви.
Перспективы и надежды
В настоящее время, когда на христиан нет внешних гонений, у беседников есть хорошая возможность для распространения своего образа жизни далее по всей канонической территории РПЦ, которая сейчас очень нуждается в том, чтобы иметь внутри себя свидетельство чистой и воздержанной общинной жизни.
Наметившиеся в последние несколько лет контакты беседников с Преображенским содружеством православных братств уже вскоре вполне могут дать свой плод. Возникшее сотрудничество обещает быть взаимовыгодным и взаимополезным: беседники могут поделиться своим аскетическим опытом и тем, как этот опыт сохранить в течение длительного срока, а Преображенское содружество, известное уже успевшими зарекомендовать себя образовательными традициями, может помочь восполнить нехватку систематического духовного обучения. Свято-Филаретовский институт и те научные, образовательные и культурно-просветительские программы, которые с ним связаны, вполне в состоянии приобщить беседников к широкому кругу серьезных богословских, философских, экклезиологических, исторических и другого рода вопросов, обсуждающихся в РПЦ. Библиистика и патристика, этика и аскетика, церковная археология и догматика, сакраментология и история церкви Вряд ли все эти предметы будут лишними практически для любого верующего человека. Вовлечение беседников в орбиту научной и религиозно-философской мысли поможет способствовать их активному участию в таких позитивных процессах, как литургическое возрождение, философское осмысление исторического опыта XX века, пробуждение внутрицерковного диалога и проч.
Согласное действие здоровых сил в церкви, безусловно, должно сказаться на общем улучшении внутрицерковного духовного климата.
И в литературе, и при непосредственном контакте беседники производят самое благоприятное впечатление. Они приветливы, дружелюбны, гостеприимны, вежливы Еще одна немаловажная черта, характеризующая беседников с положительной стороны, это духовное веселье, которое присутствует у многих из них. Недаром в древности говорили, что Дух Святой живет только в веселом человеке
Приобщение к опыту беседников должно быть больше внутренним, чем внешним. Тот, кто хочет войти в этот опыт, должен не на словах, а на деле начать жить по Евангелию. Только тогда он сможет произвести адекватную оценку этого удивительного церковного явления, только тогда он сможет понять, что значит быть "солью земли" и "светом миру".
«Сибирские огни» 2008, №12
Газета Протестант,ру
Комментарий