Тысячи людей, под угрозой собственной смерти или даже ценой собственной жизни спасшие сограждан от неминуемой гибели - это облик человечности народа.
Вы знаете о 1400-именном "списке Шиндлера" и не знаете, кто такой Траян Попович?
Ему возведен памятник в Тель-Авиве, и он, как и доктор Шиндлер, признан Праведником Мира.
Траян Попович - тогдашний мэр Черновцов (!) - в октябре 1941 года отказался выполнить приказ о депортации черновицких евреев в лагеря Транснистрии (символ геноцида).
Кто такие Праведники мира и сколько их в Украине
Ценой гибкого ума, адвокатского умения и Бог знает как еще мэр Попович "сломал" волю губернатора Буковины Калотеску и спас 20 тысяч черновицких евреев от депортации из Черновцов, действуя вопреки приказу маршала Антонеску (королевская Румыния до лета 1944 года была союзницей гитлеровской Германии - М. М.).
Нет, Траян Попович не прибег к мятежу, когда наступило решающее мгновение принятия коллективного решения краевой власти о начале репрессий - Попович прибег к Вопросу Ответственности :
"Я потерял контроль над собой, стал агрессивным - способ поведения, не слишком обычный в отношениях между губернатором и мэром. Ведь губернатор, кроме всего, был прямым полномочным представителем маршала.
Я указал на ответственность перед историей, которую губернатор несет персонально за происходящее, говорил о вреде для нашей репутации на международной арене, о проблемах, с которыми столкнется Румыния на мирных конференциях, когда мы появимся перед глазами цивилизованного мира.
Я не жалел аргументов, чтобы обосновать ненормальность будущего шага. Говорил о культуре и человечности, традиционной румынской доброте, о варварстве, жестокости, преступлениях и позоре. Призывал к памяти наших предков, которые презирали жестокость и расизм.
Я говорил: о происходящем будут писать не только евреи, история не принадлежит им, - об этом будут писать историки всего мира".
(Из книги Траяна Поповича "Исповедь", перевод С. Воронцова).
Из 50 тысяч евреев в городе тогда оставили 20 тысяч. В соседних городках - Сучаве, Радауцах, Кимполунгу - депортации избежало только 179 лиц.
Отлично понимаю, что в такой масштабной истории спасения огромного количества людей от смерти, как у Шиндлера и Поповича, были и деньги, и золото, и хитрость, и личная опасность от противостояния с властью, и рискованное непослушание ей. Не забудем - это было в военное время.
Но тот, кто измеряет действия таких людей только материальными вещами, сам никогда не станет благородным, милосердным к беззащитному, независимо по какой причине еще вчера жизнь человека в безопасности оказалась под прицелом смерти. Не об этом сейчас речь. Речь об очень конкретном Добре и Зле, а не о Пользе и Наживе.
Емельян Ковч - украинский священник.
Скажите, какую пользу имел украинский священослужитель, рожденный в Космаче нынешней Ивано-Франковской области - греко-католический отец Емельян Ковч, - будучи узником Майданека?
Бывший парох Перемышлян в декабре 1942 года попал в руки гестапо из-за того, что на территории своей парафии во время страшной ловли - охоты одних людей на других - выкрещивал евреев, пытаясь таким способом спасать их от смерти. За что был заключен сначала во Львове в тюрьме на Лонцкого, а затем - в Майданеке.
Отец Ковч мог, конечно, выжить - за него заступались церковные иерархи, в том числе Андрей Шептицкий.
Емельян Ковч - священник концлагеря Майданек.
Но то, что - во все времена благословенное или во все времена то проклятое и непостижимое - "Если меня не будет здесь, кто поможет им перенести эти страдания"?, сожгло кости о.Ковча в печах концлагеря Майданек.
1999 году Еврейский совет Украины присвоил о. Емельяну Ковчу звание "Праведник Украины".
в 2001 году Папа Иван Павел ІІ провозгласил его блаженным. И теперь немало небезразличных в Украине добиваются для блаженного отца Емельяна Ковча признания Праведником мира.
Когда в этом году я послала в Иерусалим материалы о Емельяне Ковче, который имеет в своем распоряжении всеукраинский общественный комитет, который занимается этим делом, - документальный фильм, снятый поляками, видеосвидетельство монахини Марии (еврейской девушки, которая стала христианкой), и так далее, - через какое-то время получила подробную информацию.
Мои друзья после детального изучения материалов и консультаций в Яд-Вашем подтверждают словами ее сотрудницы г. Гусаровой : да, о добре дела Ковча в этой институции знают. Негативного решения по этому делу нет.
Следовательно, может быть решение позитивное. Но к посланным документам недостает... очень многих документов.
И мы с небезразличными в деле Емельяна Ковча людьми опять бьем во все колокола и дергаем за все нити кого можем: рассыпанное мирами семейство (посчитайте, сколько лет миновало с того времени!), чтобы отыскать (а вдруг!) письма о. Ковча из заключения; дергаем не заплывших от собственного величия украинских историков еще раз попробовать сдуть пыль из архивных материалов: а вдруг во Львове или Ватикане где-то хранится ходатайство Андрея Шептицкого к немцам о помиловании отца ?
Икона Блаженного Емельяна
А может, где-то там у немцев еще есть тот документ, когда они выставляют требование священнику и его семейству : не будет священник помогать евреям - немцы ему подарят жизнь? Неужели те педантичные немцы избирательно архивировали свои документы? И только об украинском Дем'янюка и не об украинском Ковче ?
Я не знаю, чем я еще могу помочь по этому делу. Оно не касается меня лично. Но я знаю, что человеческое величие, как и человеческое падение, не имеют срока давности. Все должно быть названо по имени. И если есть наименьший шанс добро назвать добром, а зло - его именем, это надо делать. Ради справедливости. И не радиего-то еще.
ВОЙНА: Эмиль Клугман и другие
"Через 66 лет я узнала о своем односельчанине Эмиле Клугмане, который погиб в моих Розтоках 1944 года. И теперь его имя будет вписано в бесконечно страшных и печалях персонифицированных книгах памяти иерусалимского мемориала Яд-Вашем.
Потому что что я могу сделать больше для тех, кто погиб, чем вспомнить их поименно? Мы все можем делать эту работу. Кто как умеет. Для тех, кого уже нет. и ради тех, кто не был рожден" - это самоцитата. Из "Украинской правды" за 21 июня 2011 года, из материала "Мир. Война. И люди".
А 5 сентября с.г. моей тете в село Розтоки на Буковине пришло письмо из Иерусалима, подномером 212246. Привожу его на языке оригинала:
"Шалом!
Благодарим Вас за личное участие в Международной акции "У каждого человека есть Имя", посвященной памяти жертв Катастрофы (Холокоста) еврейского народа. Нами получены свидетельские показания на имя Эмиля Клугмана, 1 копия документа (воспоминания).
Сведения о погибшем будут увековечены в Зале Имен мемориального комплекса Яд-Вашем и опубликованы в компьютерной базе данных в течение года. Каждое письмо - это символический памятник погибшим.
С искренним уважением, Катя Лихт, отдел приема и регистрации писем свидетельских показаний Зала Имен".
Эту историю гибели Клугмана в очень красноречивых деталях, которые я оставляю вне этого текста, рассказывал мой дед в конце 80-х, оглядываясь на двери, чтобы не услышала моя бабушка Агафья, 1911 года рождения (сама она была женщиной отважной и мудрой, но всячески оберегала - особенно внуков - от "лишних" в советское время знаний).
"1939-1945: Неписаная История". Как ваше семейство пережило Вторую мировую?
Я тогда от деда не записывала имен, в надежде на молодую память. А уже теперь, "копая" буковинскую историю в своих книгах, каждая тогдашняя деталь - на вес золота, если еще есть от кого о ней узнать. Так я вернулась к дедовому рассказу о событиях 1944 года, теперь уже устами моей тети.
Итак, о розтоцком Клугмане.
Эмиль Клугман (по-деревенски Мильо или Зисьо), сидел с моей тетей за одной партой в школе. Можно допустить, что они ровесники - в 1929 году рождения, говорил по-украински, на перерывах обменивал у тети мучные коржики на мамалыгу и маленькие кусочки сала.
Убит летом в 1944 году около школы, вместе со своим отцом-трактирщиком и семьей сельского врача Коргана, у которого жена была англичанкой, да еще несколькими сельскими евреями.
Похоронены там же, неподалеку от школы. Могилы, конечно, нет. На моей памяти там была сельская бойня (!!!). Лето 1944 - время безвластия в Розтоках - когда Румыния вышла из альянса с Гитлером, румынская администрация покинула село, где никогда не было военных действий, село контролировало мадьярское войско, но власти как таковой не было.
Убивали сельские люди.
Не уповцы, не бандеровцы (тогда УПА на Буковине еще не действовала).
Из жадности. От массового психоза. От безнаказанности.
Очевидно, когда бы была возможность расспросить убийц, каждый нашел бы оправдательный мотив. Но убийца человека есть убийца, что бы им не руководило. И по-другому он не называется.
Кстати, один из тех, кто убивал, был найден мертвым где-то в 70-ые годы очень и очень вдалеке от села. Я это помню. В селе даже уже тогда говорили, что это "за человеческую кровь, которая на его руках". Семейство этого мужчины - дети, внуки, правнуки, - как говорят сельские бабы, "доныне отбывают наказание Божье".
Еще дед мне говорил: "жиды у нас все войну прожили", пока в 1944 году отступающие немцы не эвакуировали жителей Розтока в Самаково (это в горы километров за 30) и когда между людьми начался хаос. Тогда проснулись усыпленные дикие инстинкты некоторых местных. Вот тогда и догнала 15-летнего Эмиля Клугмана бойня.
"Украинско-еврейская встреча". Наши истории неполные друг без друга
А в 41-ому в Розтоках, дед говорил, массовых погромов не было. Была смерть одного семейства на Смугареве (это так угол на выезде из села называется) в день, когда немцы с румынами 7 июля 1941 года вошли в Розтоки. А дальше в селе всю войну правила румынская администрация. И может, назойливость Траяна Поповича в Черновцах также посодействовала потому, что на протяжении войны никого из розтоцких евреев не депортировали из села и не забирали в гетто?
Какой "человечной", "изобретательной" и "памятливой" была советская власть, когда на месте массового убийства сельских людей обустроила сельскую бойню?!
Я там в свои школьные годы покупала "сбой" - внутренности забитого скота : мяса, как правило, там почти никогда не было, по-видимому, шло в большую сельскую столовую, которая стояла у дороги в Розтоках и где всегда было немаленький грузовых машин, подавляющим образом, из Молдавии и восточных областей Украины.
Они в горы везли овощи и солому для колхозов, а с гор вывозили древесину. Эта кооперация существует до сих пор. Но на настоящей рыночной основе. А помещение бывшей бойни также стоит. И человеческие кости под ним. Но все меньше и меньше людей об этом знают. Или, может, и не хотят знать - боятся?
* * *
В Украине прятать евреев было значительно опаснее, чем на Западе. Смерть угрожала не только спасителю, но и всему его семейству. Тех, кто выдавал евреев и их спасителей, награждали продуктами.
Спасение другого и смерть собственного семейства - перед этим выбором праведник стоял ежедневно.

, но не отступился от осуждения нацизма, защиты евреев, потому был арестован и сгорел в печах Майданека.
Комментарий