Предположительная схема генезиса христианства, если исходить из гипотезы реальности Иисуса:
1. Исходный пункт - иудаизм до разделения на секты и торжества фарисейства;
2. Из иудаизма выделяются пустыннические секты, отвергающие Храм, коллаборационистское храмовое священство и возможность жить по Торе в оккупированных иноземцами городах; крупнейшая секта - ессеи; создание ессеями вероучения иудейского гностицизма, обрядов крещения и общей трапезы (агапэ, из которой впоследствии родилось таинство причастия), организации на общности имущества;
3. Ессеи слагают миф об Учителе Праведности и Нечестивом Жреце, который губит Учителя, но Учитель обязательно вернется;
3. Исторический Иисус из Назарета принимает крещение от Иоанна Предтечи и проходит через пребывание в ессействе;
4. Иисус отходит от ессеев, собирает свою группу учеников, заимствующую некоторые обряды из ессейства и сохраняющую связь с ессейской сектой; Иисус объявляет себя Машихом (Христом), Избавителем, призванным освободить Израиль, и набирает множество сторонников;
5. Попытка восстания против римских оккупантов не удается из-за предательства Иуды; заговорщики арестованы; Иисус казнен через распятие как предводитель бунтовщиков;
6. Последователи Иисуса отождествляют его с Учителем Праведности, который был раньше, вернулся и который вернется еще, создают городскую церковь эвионитов, руководимую Иаковом и другими родственниками Иисуса; эвиониты сохраняют традиционное иудейское вероучение по Торе; в среде эвионитов слагаются первые евангелия, приписывающее Иисусу учение, близкое по смыслу к фарисейству школы Гиллеля;
7. Проповедь Павла из Тарса; создание Павлом специфического учения, опирающегося на ессейский гностицизм и отвергающего Тору; основание альтернативных эвионизму христианских церквей преимущественно из эллинов-иудофилов, обращаемых из политеизма в монотеизм без обрезания;
8. Разрыв между павлинизмом и эвионизмом (второе посещение Павлом Иерусалима); возникновение петринизма как попытки компромисса между павлианством и эвионизмом; коррекционная проповедь петринистов в паулинистских церквях;
9. Смерть Иакова в Иерусалиме, Петра и Павла в Риме, Иудейская война, разрушение Храма, создание Откровения Иоанна религиозно-политического памфлета эвионитского толка, призывающего иудео-христиан к войне с Римом; рассеяние эвионитов и ессеев из Палестины;
10. Создание Деяний апостолов (паулинизм), гностической литературы, евангелия и посланий Иоанна (приписывающих Иисусу учение, близкое к ессейскому гностицизму), Клементин (направленных против Павла), Дидахе, Пастыря Гермы. Возникновение на базе павлианства (часто - в синтезе с другими культами) маркионизма и многочисленных сект и учений христианского гностицизма. Деятельность «апостольских мужей». Петринизм постепенно становится мейнстримом.
Было бы интересно почитать серьезную критику со стороны адекватных участников. Убедительно прошу троллей и фанатиков не беспокоиться.
1. Исходный пункт - иудаизм до разделения на секты и торжества фарисейства;
2. Из иудаизма выделяются пустыннические секты, отвергающие Храм, коллаборационистское храмовое священство и возможность жить по Торе в оккупированных иноземцами городах; крупнейшая секта - ессеи; создание ессеями вероучения иудейского гностицизма, обрядов крещения и общей трапезы (агапэ, из которой впоследствии родилось таинство причастия), организации на общности имущества;
3. Ессеи слагают миф об Учителе Праведности и Нечестивом Жреце, который губит Учителя, но Учитель обязательно вернется;
3. Исторический Иисус из Назарета принимает крещение от Иоанна Предтечи и проходит через пребывание в ессействе;
4. Иисус отходит от ессеев, собирает свою группу учеников, заимствующую некоторые обряды из ессейства и сохраняющую связь с ессейской сектой; Иисус объявляет себя Машихом (Христом), Избавителем, призванным освободить Израиль, и набирает множество сторонников;
5. Попытка восстания против римских оккупантов не удается из-за предательства Иуды; заговорщики арестованы; Иисус казнен через распятие как предводитель бунтовщиков;
6. Последователи Иисуса отождествляют его с Учителем Праведности, который был раньше, вернулся и который вернется еще, создают городскую церковь эвионитов, руководимую Иаковом и другими родственниками Иисуса; эвиониты сохраняют традиционное иудейское вероучение по Торе; в среде эвионитов слагаются первые евангелия, приписывающее Иисусу учение, близкое по смыслу к фарисейству школы Гиллеля;
7. Проповедь Павла из Тарса; создание Павлом специфического учения, опирающегося на ессейский гностицизм и отвергающего Тору; основание альтернативных эвионизму христианских церквей преимущественно из эллинов-иудофилов, обращаемых из политеизма в монотеизм без обрезания;
8. Разрыв между павлинизмом и эвионизмом (второе посещение Павлом Иерусалима); возникновение петринизма как попытки компромисса между павлианством и эвионизмом; коррекционная проповедь петринистов в паулинистских церквях;
9. Смерть Иакова в Иерусалиме, Петра и Павла в Риме, Иудейская война, разрушение Храма, создание Откровения Иоанна религиозно-политического памфлета эвионитского толка, призывающего иудео-христиан к войне с Римом; рассеяние эвионитов и ессеев из Палестины;
10. Создание Деяний апостолов (паулинизм), гностической литературы, евангелия и посланий Иоанна (приписывающих Иисусу учение, близкое к ессейскому гностицизму), Клементин (направленных против Павла), Дидахе, Пастыря Гермы. Возникновение на базе павлианства (часто - в синтезе с другими культами) маркионизма и многочисленных сект и учений христианского гностицизма. Деятельность «апостольских мужей». Петринизм постепенно становится мейнстримом.
Было бы интересно почитать серьезную критику со стороны адекватных участников. Убедительно прошу троллей и фанатиков не беспокоиться.
Комментарий