Cталинопоклонство как антисвобода
В последние годы в российском обществе активно внедряется миф о Сталине. То, что не могли себе представить советские партийные работники в 1970-е годы, в этом году на высшем уровне решали: стоит ли вешать портреты Сталина на 9 Мая или нет?! Как ни странно, но с периодом «застоя» как раз все достаточно объяснимо достаточно много свидетелей его эпохи еще были полны жизни и сил. Прошло 57 лет со дня смерти Иосифа Сталина. Те, кто помнит его, будучи уже зрелыми людьми, сейчас глубокие старики, коих становится с каждым годом все меньше. Остальные свидетели тогда еще были детьми, которые не могут претендовать на объективную оценку его деятельности. Многие ли из нас не вспоминают с ностальгией чудесные годы детства?
Вот так, по отрывочным сведениям и своему мировоззрению, мы выстраиваем картину истории. Так и появляются мифы, которые могут нести в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Социально-экономическая ситуация в современной России дает новый толчок развитию мифа о Сталине. Расслоение российского общества заставляет многих по иному воспринимать Сталина и его политическую деятельность. Отсюда и страстное желание «крепкой руки», и «расстрелов врагов народа», а также убежденной уверенности, что вот он бы точно сейчас навел «порядок». Чаще всего люди, которые высказывают подобные мысли, считают, что сталинские методы не коснутся персонально их. Вот в этом и главное заблуждение, так как «колесница репрессий» не видит разницы, кто попадает под ее колеса. Но ведь так удобно, что с помощью «крепкой руки» Сталина, которая тебя не тронет, можно расправиться со всеми не угодными, кто по твоему мнению заслуживает наказания. Каждая личная неудача изменить свою жизнь к лучшему или желание космического масштаба изменить существующий мир вокруг себя, приводит к еще большему желанию воскресить вождя.
Таким образом, в силу многих обстоятельств, Сталин в представлении многих стал являться в лучшем случае, панацей от всех проблем в современной России, а в худшем Мессией, который вернется и поведет их в «светлое будущее». Но тут необходимо учитывать, что вся сталинская система держалась на страхе. Человек, который испытывает постоянный страх за свою жизнь или за жизнь своих близких, не способен к свободному мышлению. Страх устраняет все другие мысли и желания, кроме одной выжить. Им легче манипулировать, его проще контролировать. Философ Георгий Левин определил категорию «несвобода» как «путь к несчастью по воле другого человека».
Соответственно, человек, сознательно стремящийся снова оказаться в оковах авторитарного лидера, априори не свободен. Ему проще надеть ярмо на шею, чем стать свободным: в выборе, в решении, в мыслях и действиях. Они боятся свободы, бегут от нее как от прокаженного. Свобода в их понимание это вседозволенность. Происходит подмена понятий.
В советское время активно внушалась идея, что Христианство это религия сирых и убогих, построенная на страхе перед Богом. Сейчас же, наоборот, Христианство активно входит в наши дома, но вместе с ним к нам приходит и культ Сталина. Довольно большое число православных священнослужителей открыто заявляют о заслугах Сталина в истории русского народа. На некоторых православных интернет-сайтах регулярно появляются статьи православных священников восхваляющих деяния тирана, персонально виновного в репрессиях против своего же народа. Так один иеромонах, который повесил в своем приходе новодельную икону Святой Матроны Московской в момент встречи с Иосифом Сталиным в октябре 1941 года, говорит о том, что если бы, благодаря Сталину, не расстреливали священников, то не было бы сейчас новых мучеников. Безусловно, себя он мучеником, лежащим в безвестной могиле в Левашово или на Бутовском полигоне, скорее всего, видеть бы не хотел. Другой протоиерей, преподаватель Одесской духовной семинарии пошел еще дальше и стал утверждать, что репрессии Сталина «были одним из наказаний Божиих за отступление нашего народа от Царя Небесного и Царя земного. А Сталин был лишь орудием этого наказания бичом Божиим». Критики сталинизма напоминают ему собаку, кусающую палку. Поскольку «удары наносит не палка, а Тот, Кто держит ее в Своих руках, т.е. Бог следовательно, кусают они не палку, а Держащего ее. Итогом его проповеди стало заключение, что критиковать Сталина и его деятельность «это значит хулить Духа Святого, хула на Которого не простится ни в этом веке, ни в будущем».
Вследствие этого возникает опасение, что большое число простых верующих вместо того, чтобы честно признать тиранию и сталинопоклонство не богоугодным делом, а отдельных представителей церкви глубоко заблуждающимися, если не сказать больше откровенно нарушающими Божьи заповеди, поклоняясь «отцу народов», начинают оправдывать их любыми способами, даже ценой конфликта с Евангелием и здравым смыслом. И как в таком случае не вспомнить слова Ключевского о том, что наибольшей проблемой наших людей, является слепое следование византийской традиции «веруй, но не умствуй».
Многие просто не умеют, да и не хотят оценивать свою историю критически. Любые попытки доказать обратное вызывают только ярое противодействие, которое они подтверждают очередными ссылками на миф. Проблема такова, что человечество само по себе охотно верит в мифы, но в нашем обществе оно приняло какие, то космические масштабы. Борцы с мифами сразу получают ярлык фальсификатора и предателя своего народа. Почему-то именно сторонники мифов выбрали себя главными охранителями нравственных ценностей, имеющих мандат на истину. И эти сторонники вновь и вновь пытаются вернуться в спять к рабству духовному и телесному, позабыв слова Апостола Павла: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Послание к Галатам, гл. 5, ст. 1).
Владимир Добышев, 18.12.2010
© Вера и свобода, 2010
Владимир Владимирович Добышев римо-католик, живёт в Петербурге, историк, исследует историю католической общины города между двумя мировыми войнами.
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исход, гл. 20, ст. 4). На первый взгляд все достаточно просто и понятно, но человек всегда вступал в споры с Богом и отходил от его Заповедей. Не исключением стала и вторая заповедь, ибо человек слаб перед соблазнами. Одним из таких соблазнов является миф. Обыватель всегда с охотой поверит мифу о славном героическом прошлом своего народа, чем о каком-либо постыдном факте из его же истории. Хотя в истории любого государства или народа героизм и подлость неразделимы друг от друга и не являются взаимоисключающими понятиями, как и не исключают друг друга любовь и ненависть, мужество и трусость. Как от любви до ненависти один шаг, так и трусость в первом бою завершалась в последующем героической смертью. Но если человек, при определенном стремлении и желании, еще как-то может посмотреть на себя достаточно объективно, то его взгляд на историю своего народа или государства носит субъективный характер. Но уникальность в том, что большинству людей факты не нужны, более того, они порой считают их вредными. Куда проще жить мифами о прекрасном прошлом, не пытаясь его понять и узнать. Человек вообще довольно идеализирует предыдущие эпохи, особенно в оценке морали и нравственности своего настоящего и времени его юности или зрелости своих пращуров. В последние годы в российском обществе активно внедряется миф о Сталине. То, что не могли себе представить советские партийные работники в 1970-е годы, в этом году на высшем уровне решали: стоит ли вешать портреты Сталина на 9 Мая или нет?! Как ни странно, но с периодом «застоя» как раз все достаточно объяснимо достаточно много свидетелей его эпохи еще были полны жизни и сил. Прошло 57 лет со дня смерти Иосифа Сталина. Те, кто помнит его, будучи уже зрелыми людьми, сейчас глубокие старики, коих становится с каждым годом все меньше. Остальные свидетели тогда еще были детьми, которые не могут претендовать на объективную оценку его деятельности. Многие ли из нас не вспоминают с ностальгией чудесные годы детства?
Вот так, по отрывочным сведениям и своему мировоззрению, мы выстраиваем картину истории. Так и появляются мифы, которые могут нести в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Социально-экономическая ситуация в современной России дает новый толчок развитию мифа о Сталине. Расслоение российского общества заставляет многих по иному воспринимать Сталина и его политическую деятельность. Отсюда и страстное желание «крепкой руки», и «расстрелов врагов народа», а также убежденной уверенности, что вот он бы точно сейчас навел «порядок». Чаще всего люди, которые высказывают подобные мысли, считают, что сталинские методы не коснутся персонально их. Вот в этом и главное заблуждение, так как «колесница репрессий» не видит разницы, кто попадает под ее колеса. Но ведь так удобно, что с помощью «крепкой руки» Сталина, которая тебя не тронет, можно расправиться со всеми не угодными, кто по твоему мнению заслуживает наказания. Каждая личная неудача изменить свою жизнь к лучшему или желание космического масштаба изменить существующий мир вокруг себя, приводит к еще большему желанию воскресить вождя.
Таким образом, в силу многих обстоятельств, Сталин в представлении многих стал являться в лучшем случае, панацей от всех проблем в современной России, а в худшем Мессией, который вернется и поведет их в «светлое будущее». Но тут необходимо учитывать, что вся сталинская система держалась на страхе. Человек, который испытывает постоянный страх за свою жизнь или за жизнь своих близких, не способен к свободному мышлению. Страх устраняет все другие мысли и желания, кроме одной выжить. Им легче манипулировать, его проще контролировать. Философ Георгий Левин определил категорию «несвобода» как «путь к несчастью по воле другого человека».
Соответственно, человек, сознательно стремящийся снова оказаться в оковах авторитарного лидера, априори не свободен. Ему проще надеть ярмо на шею, чем стать свободным: в выборе, в решении, в мыслях и действиях. Они боятся свободы, бегут от нее как от прокаженного. Свобода в их понимание это вседозволенность. Происходит подмена понятий.
В советское время активно внушалась идея, что Христианство это религия сирых и убогих, построенная на страхе перед Богом. Сейчас же, наоборот, Христианство активно входит в наши дома, но вместе с ним к нам приходит и культ Сталина. Довольно большое число православных священнослужителей открыто заявляют о заслугах Сталина в истории русского народа. На некоторых православных интернет-сайтах регулярно появляются статьи православных священников восхваляющих деяния тирана, персонально виновного в репрессиях против своего же народа. Так один иеромонах, который повесил в своем приходе новодельную икону Святой Матроны Московской в момент встречи с Иосифом Сталиным в октябре 1941 года, говорит о том, что если бы, благодаря Сталину, не расстреливали священников, то не было бы сейчас новых мучеников. Безусловно, себя он мучеником, лежащим в безвестной могиле в Левашово или на Бутовском полигоне, скорее всего, видеть бы не хотел. Другой протоиерей, преподаватель Одесской духовной семинарии пошел еще дальше и стал утверждать, что репрессии Сталина «были одним из наказаний Божиих за отступление нашего народа от Царя Небесного и Царя земного. А Сталин был лишь орудием этого наказания бичом Божиим». Критики сталинизма напоминают ему собаку, кусающую палку. Поскольку «удары наносит не палка, а Тот, Кто держит ее в Своих руках, т.е. Бог следовательно, кусают они не палку, а Держащего ее. Итогом его проповеди стало заключение, что критиковать Сталина и его деятельность «это значит хулить Духа Святого, хула на Которого не простится ни в этом веке, ни в будущем».
Вследствие этого возникает опасение, что большое число простых верующих вместо того, чтобы честно признать тиранию и сталинопоклонство не богоугодным делом, а отдельных представителей церкви глубоко заблуждающимися, если не сказать больше откровенно нарушающими Божьи заповеди, поклоняясь «отцу народов», начинают оправдывать их любыми способами, даже ценой конфликта с Евангелием и здравым смыслом. И как в таком случае не вспомнить слова Ключевского о том, что наибольшей проблемой наших людей, является слепое следование византийской традиции «веруй, но не умствуй».
Многие просто не умеют, да и не хотят оценивать свою историю критически. Любые попытки доказать обратное вызывают только ярое противодействие, которое они подтверждают очередными ссылками на миф. Проблема такова, что человечество само по себе охотно верит в мифы, но в нашем обществе оно приняло какие, то космические масштабы. Борцы с мифами сразу получают ярлык фальсификатора и предателя своего народа. Почему-то именно сторонники мифов выбрали себя главными охранителями нравственных ценностей, имеющих мандат на истину. И эти сторонники вновь и вновь пытаются вернуться в спять к рабству духовному и телесному, позабыв слова Апостола Павла: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Послание к Галатам, гл. 5, ст. 1).
Владимир Добышев, 18.12.2010
© Вера и свобода, 2010
Комментарий