Будущее бюджетных учреждений в России

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • nonconformist
    Отключен

    • 01 March 2010
    • 33654

    #1

    Будущее бюджетных учреждений в России

    Предлагию сторонникам нынешней власти и противникам ее обсудить тему, обозначенную в заголовке. В качестве пролога газетная публикация.

    Газета Санкт-Петербургские ведомости.
    Выпуск № 077 от 30.04.2010
    Оксана Дмитриева:
    Кого назовут «лишним»?
    В минувшую среду Совет Федерации утвердил законопроект «О внесении изменений в отдельные правовые акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений»
    Виктория РАБОТНОВА

    Согласно этому документу, все госучреждения поделятся на казенные, бюджетные и автономные. Те из них, которые попадут в категорию казенных (а это воинские части, оборонные предприятия, психиатрические больницы, лепрозории и т. п.), будут по-прежнему полностью финансироваться из бюджета. Бюджетным и автономным учреждениям обещают субсидии в рамках исполнения государственных заданий и большую свободу в распоряжении самостоятельно заработанными деньгами. В последние недели законопроект, несмотря на свое скучное название, оказался в центре внимания общественности многие предполагают, что после его вступления в силу количество платных услуг в больницах, поликлиниках, школах, детских садах возрастет в разы.
    Какие подводные камни таит в себе новый порядок? Ответить на этот и другие вопросы наш корреспондент Виктория РАБОТНОВА попросила депутата Государственной Думы, члена Комитета по бюджету и налогам Оксану ДМИТРИЕВУ.


    Оксана Дмитриевна, сторонники законопроекта говорят, что с его принятием никаких особых перемен не произойдет.
    К сожалению, произойдет. Поправки, внесенные в Гражданский кодекс, снимают с собственника обязанность полностью или частично финансировать бюджетное учреждение. Предполагается, что будет некая субсидия на выполнение госзадания. Но такое государственное задание может быть а может и не быть. Это раньше каждое бюджетное учреждение должно было получить финансирование по смете. Сейчас давать ему государственное задание, а значит, и деньги, никто не обязан. Госучреждения, по сути, превращаются в коммерческие предприятия, то есть по названию они как раз НЕ коммерческие, но по своему правовому положению очень близки к нынешним унитарным предприятиям. Или вот, допустим, индексация зарплаты бюджетникам...
    Вот это очень интересный вопрос. Учителя, врачи, библиотекари, музейные и социальные работники остаются бюджетниками, за уровень зарплаты которых отвечает государство?
    В том-то и дело, что эту ответственность государство с себя снимает. Бюджетная сетка была отменена уже достаточно давно, а теперь отменена и обязательная индексация зарплат. Учреждение получит госзадание, а дальше должно будет зарабатывать само, оказывая платные услуги. Именно поэтому мы предполагаем, что количество таких платных услуг возрастет. Ведь руководителю учреждения надо не только платить зарплату своим сотрудникам. Нужно еще расплачиваться с естественными монополиями за тепло, воду, электричество, связь. А тарифы, как известно, год от года растут. При сметном финансировании это учитывалось. А вот будут ли закладывать рост тарифов в государственное задание, неизвестно.
    Вот представьте, вы директор школы. Вам дали задание на обучение 300 учеников. А у вас школа рассчитана на 600. И на полученные деньги вы свое здание не сможете ни отапливать, ни освещать, ни ремонтировать.
    Вам на это возразят, что, к примеру, в Петербурге нормативное финансирование уже внедрено. И после вступления нового закона в силу образовательные учреждения будут получать деньги, исходя из количества реально обучающихся учеников плюс средства на содержание своих зданий опять же исходя из нормативов.
    Только вы забываете о том, что сегодня собственник несет ответственность по обязательствам госучреждений, и никому не выгодно, чтобы они увязали в долгах. А завтра он эту ношу с себя снимет. Кроме того, субсидия на обучение зависит от образовательного стандарта новые стандарты для средней и старшей школы еще не разработаны. Поэтому как в дальнейшем будут рассчитываться государственные задания, неизвестно.
    Коль скоро вы упомянули о стандартах, возникает еще один вопрос. Что такое образовательный стандарт тот минимум, который должен усвоить самый нерадивый ученик, или тот максимум, который готово оплатить государство?
    Я думаю, что в данной ситуации это именно максимум. Вот государство готово оплатить, допустим, пять уроков русского, три урока английского и четыре урока математики. Может быть, будет какой-то стандарт для специализированных школ. А может, скажут в специализированных школах, пожалуйста, платите. Уже депутаты от «Единой России» говорят пусть за второй язык платят. А в гимназиях везде второй язык. А иногда и третий. Значит, те, кто отдал туда своих детей, должны будут переводить их в школы попроще или раскошеливаться? Конечно, среднее образование у нас находится в ведении субъектов Федерации и муниципалитетов, и поэтому многое будет зависеть от того, какие решения примут на региональном и местном уровнях. Если будут желание, воля и средства, чтобы сохранить существующие государственные задания, то вред от данного закона окажется минимальным.
    А задания будут устанавливаться на федеральном или на региональном уровне?
    Федерация будет устанавливать их для своих учреждений, субъект Федерации и муниципалитеты для своих.
    То есть все будет зависеть от того, сколько денег имеется у конкретного субъекта Федерации или муниципалитета?
    Скажем так, от того, сколько он готов выделить на эти цели и насколько рационально распределит средства между учреждениями. Смета зависела от заработной платы, тарифов, стоимости необходимого оборудования и материалов, то есть ее нельзя было произвольно урезать. А сейчас очень большие возможности варьирования государственными заданиями. И, кроме того, теоретически их можно давать и негосударственным учреждениям. Вот, допустим, в сфере образования можно сделать так, чтобы за одни и те же деньги боролись как государственные, так и частные школы.
    Сторонники законопроекта говорят, что сильные школы только выиграют после его вступления в силу потому что смогут привлекать дополнительно финансирование и использовать заработанные средства более рационально.
    В принципе кто-то может и выиграть. Но для этого надо, чтобы директор школы был эффективным менеджером, умеющим хорошо управлять финансами. Кроме того, он должен быть прекрасным педагогом, который понимает, что главная его цель учить детей, а не зарабатывать. Еще этому гипотетическому директору необходимы прекрасные отношения с районным комитетом по образованию, обеспечивающие максимально эффективные условия для работы школы. Ну и на уровне субъекта Федерации должно быть принято решение, что госзадания остаются прежними и при их расчете учитывается рост зарплаты бюджетников и увеличение коммунальных расходов, и задание распределяется так, чтобы не увеличивать долю платных услуг. В общем, слишком многое должно совпасть, и, к сожалению, вероятность этого не слишком велика.
    Каковы, по вашему мнению, цели намеченных реформ бюджетных учреждений?
    Первая цель это по возможности сократить или по крайней мере не увеличивать государственное финансирование социальной сферы. Вторая безболезненно сократить бюджетную сеть. Прежде закрытие больницы или школы вызывало возмущение общественности и сопровождалось скандалами. А сейчас лишние учреждения можно будет просто подвести под финансовый кризис. Даете задание на обучение 400 учеников. Потом сокращаете до 300, потом на 200. В результате школа закроется сама по себе, просто потому, что не выживет.
    А третья цель это передел собственности. Хотя формально и нет банкротства бюджетных учреждений, даже статьей ГК это запрещается, в законе четко прописан порядок обращения взысканий на имущество должника и прекращения операций по счетам. Ну и теперь представьте: списали деньги со счета школы в счет погашения долга, например, перед естественными монополиями, описали все движимое имущество, которое не относится к особо ценному (а особо ценного движимого имущества у школы нет). И все школа без денег, без парт. Это не называется банкротством придумайте другое слово.
    А дальше... Кредитор все описал, а долг все равно не взыскать. Надо его как-то гасить? Надо! И собственник, то есть представитель департамента образования, может принять решение о передаче кредиторам участка земли или части здания. Право брать кредиты или закладывать свое имущество с согласия собственника у бюджетного учреждения есть. Руководителю учреждения не только разрешат, но и предложат этим правом воспользоваться...
    Впрочем, как уже говорилось, есть и более простой путь «лишними» могут быть признаны учреждения, занимающие привлекательные, с точки зрения инвесторов, здания или земельные участки. Среди них могут оказаться и больницы, и школы, и библиотеки. Я уж не говорю о краеведческих музеях малопосещаемых, но с достаточно хорошими фондами, которые занимают особняки в центре уездных или даже губернских городов. Разумеется, речь не идет о том, что сразу после принятия закона какие-то учреждения закроются. Но вероятность того, что многие из них будут обречены на медленное, растянутое на годы умирание, достаточно высока.
    На ваш взгляд, нужны ли сегодня реформы бюджетных учреждений? И если да, то какие?
    Я не открою Америку, если скажу, что начинать надо с финансирования. Допустим, по нормативам Всемирной организации здравоохранения, на медицину необходимо направлять не менее 5 процентов ВВП. А у нас всего 3 процента. В образовании дело обстоит чуть лучше, но, когда Министерство образования рапортует, что в сравнении с 2004 годом расходы на эту сферу возросли в три раза, следует напомнить: бюджет за это время увеличился в четыре раза. То есть в процентном отношении мы стали тратить на образование не больше, а меньше. Стоит ли после этого удивляться росту платных услуг? Речь не идет о том, что их надо запретить, но минимизировать их количество необходимо.
    Второе это статус работников бюджетной сферы. В подавляющем большинстве цивилизованных стран учитель, профессор, музейный и социальный работники являются государственными служащими. Со всеми вытекающими отсюда последствиями зарплатой, пенсией, социальным пакетом и ограничениями на занятие коммерческой деятельностью. Да и у нас в России в царские времена профессор получал потомственное дворянство. Батюшка Владимира Ильича Ленина был смотрителем народных училищ, в переводе на современный язык методист гороно. Так вот, он получил потомственное дворянство и пенсию, которой семье до 1917 года хватило.
    Что касается финансовой самостоятельности бюджетных учреждений, то я бы напомнила: мы их сами задавили необходимостью закупать каждую скрепку по тендеру, причем часто такие тендеры проводятся централизованно, и учреждения получают не то, что они хотели, и по совершенно неразумным ценам. От такого абсурда, конечно, надо уходить, но сделать это можно, не меняя всю систему финансирования госучреждений и не лишая их государственных гарантий.
    Ваш прогноз: могут ли на законопроект наложить вето?
    Мне хочется верить, что это произойдет. Потому что помимо всех социальных и экономических последствий к этому документу есть чисто юридические претензии.
  • Алексей Г.
    сферический в вакууме

    • 19 April 2009
    • 4858

    #2
    Я поддерживаю этот законопроект. Сейчас высшие образовательные учреждения, получающие ничтожное бюджетное финансирование и существующее за счет платного образования, вынуждено все контракты, включая те, которые финансируются из внебюджетных средств, проводить через торги по закону 94-фз. Что такое закон 94-фз, известно: кормушка для мошенников-договорщиков и головная боль для реальных поставщиков и самих университетов, которые часто вообще не могут таким образом приобрести нужные им товары и услуги. Новый закон позволит им самостоятельно распоряжаться заработанными ими деньгами.

    Комментарий

    • nonconformist
      Отключен

      • 01 March 2010
      • 33654

      #3
      Сообщение от Алексей Г.
      Я поддерживаю этот законопроект. Сейчас высшие образовательные учреждения, получающие ничтожное бюджетное финансирование и существующее за счет платного образования, вынуждено все контракты, включая те, которые финансируются из внебюджетных средств, проводить через торги по закону 94-фз. Что такое закон 94-фз, известно: кормушка для мошенников-договорщиков и головная боль для реальных поставщиков и самих университетов, которые часто вообще не могут таким образом приобрести нужные им товары и услуги. Новый закон позволит им самостоятельно распоряжаться заработанными ими деньгами.
      Но сможет ли тот же университет заработать необходимое количество средств для своего существования? А как быть например с детскими театрами или с симфоническими оркестрами? Они же не могут продавать билеты на свои спектакли (концерты) по той же цене как на концерты А.Пугачевой.

      Комментарий

      • Drunker
        ☮☮☮☮☮☮☮

        • 31 January 2004
        • 10452

        #4
        Сообщение от nonconformist
        Но сможет ли тот же университет заработать необходимое количество средств для своего существования? А как быть например с детскими театрами или с симфоническими оркестрами? Они же не могут продавать билеты на свои спектакли (концерты) по той же цене как на концерты А.Пугачевой.
        Если за их работу не желают платить в полной мере, значит они не нужны. Это закон капитализма. А капитализм - это круто, куда там до него какому-то социализму.

        Хотя как вариант - спонсоры, меценаты. Перед бесплатными или недорогими концертами можно рекламу спонсоров крутить. Особенно политическую - чтобы в следующий раз за них опять проголосовали.

        Комментарий

        • nonconformist
          Отключен

          • 01 March 2010
          • 33654

          #5
          Сообщение от Drunker
          Если за их работу не желают платить в полной мере, значит они не нужны. Это закон капитализма. А капитализм - это круто, куда там до него какому-то социализму.
          .
          Знаете за что заплатят "в полной мере"? За стриптиз-шоу. Предлагаете его детям показывать? Или им вообще ничего не нужно? А из музея публичный дои сделаем? В нем тоже платят неплохо.

          Комментарий

          • Drunker
            ☮☮☮☮☮☮☮

            • 31 January 2004
            • 10452

            #6
            Сообщение от nonconformist
            Знаете за что заплатят "в полной мере"? За стриптиз-шоу. Предлагаете его детям показывать? Или им вообще ничего не нужно? А из музея публичный дои сделаем? В нем тоже платят неплохо.
            А Вы предлагаете устроить диктатуру - диктовать людям, что им нужно, а что им не нужно? Уже проходили это в Советском Союзе. Вы же и пострадали от такой политики.

            Если люди платят, значит им это нужно. А если денег на образование нет, то может оно и не нужно совсем?

            Я думаю эта ситуация демонстрирует, что социализм не может выжить в окружении капитализма. А бесплатное образование и медицина - это как раз пережитки загнивающего социализма, которым нет места в новой капиталистической России, в которой, если окончательно отказаться от социалистических идей, скоро будет материальное благополучие как в цивилизованных западных странах.

            Если кто не понял, мои слова - это сарказм.

            Комментарий

            • nonconformist
              Отключен

              • 01 March 2010
              • 33654

              #7
              Сообщение от Drunker
              Если люди платят, значит им это нужно. А если денег на образование нет, то может оно и не нужно совсем?

              Я думаю эта ситуация демонстрирует, что социализм не может выжить в окружении капитализма. А бесплатное образование и медицина - это как раз пережитки загнивающего социализма, которым нет места в новой капиталистической России, в которой, если окончательно отказаться от социалистических идей, скоро будет материальное благополучие как в цивилизованных западных странах.
              А в западных странах по-вашему тотальная неграмотность и огромная смертность? Или все-таки государство гарантирует каждому некие стандарты образования и медицинской помощи? Учреждений культуры тоже на Западе нет? Или они на самоокупаемости находятся?

              Комментарий

              • Drunker
                ☮☮☮☮☮☮☮

                • 31 January 2004
                • 10452

                #8
                Сообщение от nonconformist
                А в западных странах по-вашему тотальная неграмотность и огромная смертность? Или все-таки государство гарантирует каждому некие стандарты образования и медицинской помощи? Учреждений культуры тоже на Западе нет? Или они на самоокупаемости находятся?
                Там стриптиз-бары и публичные дома платят высокие налоги за счёт которых финансируется медицина, образование и что самое смешное - культура. Или скажете, что там нет стриптиз-клубов и публичных домов? А если есть, тогда чего Вы запад в пример ставите? Если хвалите запад, то хвалите и его публичные дома и стриптиз-клубы.

                Комментарий

                • nonconformist
                  Отключен

                  • 01 March 2010
                  • 33654

                  #9
                  Тролль. Толстый, жирный тролль. Я бы сказал даже крутобокий!

                  Комментарий

                  • Drunker
                    ☮☮☮☮☮☮☮

                    • 31 January 2004
                    • 10452

                    #10
                    Сообщение от nonconformist
                    Тролль. Толстый, жирный тролль. Я бы сказал даже крутобокий!
                    "Бывает, что человек размещает в форуме сообщение, в котором искренне и открыто выражает свои чувства. Опытные тролли знают, что легче всего вывести его из себя, объявив его троллем".

                    РўСоллинг в Рикипедия

                    Комментарий

                    • Ярило
                      Ветеран

                      • 20 July 2005
                      • 1591

                      #11
                      Сообщение от Drunker
                      Если люди платят, значит им это нужно. А если денег на образование нет, то может оно и не нужно совсем?
                      Я думаю эта ситуация демонстрирует, что социализм не может выжить в окружении капитализма. А бесплатное образование и медицина - это как раз пережитки загнивающего социализма, которым нет места в новой капиталистической России, в которой, если окончательно отказаться от социалистических идей, скоро будет материальное благополучие как в цивилизованных западных странах.
                      Если кто не понял, мои слова - это сарказм.
                      Увы, это не сарказм.
                      Коммерчесское образование в медвузах в среднем стоит 3,5 тыс евриков в год. Умножьте на 6 лет. Последипломное образование в Москве 100 тыс руб в год. Оклад врача 9188 рублей в месяц. С дежурствами, надбавками у молодого специалиста получается 13-14 тыс рублей в месяц. В скоропомощных больницах доходит до 20-22 тыс. риторический вопрос -понятно, почему у нас не развит образовательный кредит?
                      Теперь немного о плате за обследование. специалисты получившие корочку топают, большей частью, в коммерческие учреждения на такую же з/п. Просто там нагрузка меньше. Хотя в Подмосковье, в виду отсутствия диагностов и узких специалистов, нагрузка на коммерческие учреждения сравнялась с бюджетными. Если ввести платы за услуги, то кто выпадет в первую очередь из медицинского обслуживания - пенисонеры, инвалиды и многодетные семьи. Нет, им, конечно, какой то минимум оставят, например лечение методом научного тыка. С ограничением числа посещений. Зато возрастёт нагрузка на скоропомощные стационары, т.к. если люди (больные) не будут наблюдаться у врача, то, практика показывает, что они запускают себя до состояния близком к перманентно-растительному. Понятное дело, что в связи с платой за обслуживание будет развиваться рынок услуг страховых компаний с их дебильными франшизами и прочим. Кстати, вы в курсе, что добровлка не оплачивается по многим причинам. читал договоры - офигивал. Заболевание при алкогольном опьянении - это ещё мелочи. Но большой список заболеваний, которые не будет оплачивать ни одна страховая компания. Самые распространённые - болезни печени, аутоиммунные заболевания, туберкулёз, гематоонкология, онкология, имплантация суставов, протезирование и т.п. Государство это будет оплачивать? так у нас ходят разговоры о том, что гастроэнтерологию будут снимать не только с бюджетного финансирования, но и с ОМС (Дорого. Лечение острого токсического гепатита в среднем стоит 700 тыс рублей).
                      Кто то мне скажет, что так или иначе платят за приём, госпитализацию, лечение. Да платят. Хоть таблетки себе покупают. Я у своих больных на такие претензии спрашиваю - а кто живёт на "белую" зарплату? никто. (Просто налог на медицину отстёгивается с налога на з/п. У большинства официальная з/п в коммерческих структурах 3-5 тыс руб. Далее выставляю счёт за пребывание в стационаре по расценкам ОМС (Весьма заниженным). Койко-день 1000-1500 для отделений терапевтического профиля. Средний срок госпитализации 14-16 дней. Эндоскопические и УЗИ-исследования в среднем 1000-2000 за исследование. Клинический анализ крови - 530 рублей, анализ мочи общий 240 рублей, биохимические показатели (штук 10) - по 300-500 рублей за каждый. Ну и по мелочи - ЭКГ, флюшка. Далее добавьте медицинские препараты (За которые ОМС не платит). Риторический вопрос - кто такие деньги может в любой момент заплатить?
                      После таких подсчётов ко мне претензий со стороны пациентов нет - безропотно покупают себя препараты, которых нет в больничной аптеке. А ведь интересно, что люди платят налоги, но даже не только незадумаваются о том, куда они идут, но и не думают о механизме финансирование услуг, которые они получают. правда, если они задумаются, то у них возникает вопрос - а нафига такое прававительство, которое не может обеспечит миинимум социалки?
                      Опубликован состав артели инвалидов умственного труда "нас почитают обманщиками". Смотри мой дневник.

                      Комментарий

                      Обработка...