Лестер Самралл
...Наши южные соседи прошли передо мной в удивительном разнообразии цвета и культур. Когда я ходил по их улицам и площадям, мной овладевали самые разные чувства. Вдруг какая-то площадь напоминала мне о Китае, или в следующий момент мне казалось, что я опять очутился во Франции или на Яве. В калейдоскопе Латинской Америки можно было увидеть частичку всего остального мира.
Мир может понять и проанализировать религию Индии, Китая и Африки, но понять религию Латинской Америки намного сложнее. Мне говорили, что в этом регионе господствующее место занимает католическая церковь, однако это не так.
На огромных просторах Гран-Чако в Аргентине и Парагвае, в сердце Южной Америки, я служил многим местным племенам этого континента. Их действительно можно назвать забытыми людьми. Их забыли и правительства, и благотворительные организации, и большая часть религиозных общин. Их участь разделили братские племена из когда-то могущественного племени ацтеков в Мексике, а также из племени она и теулчеки в Патагонии. Никогда раньше я не видел такой нищеты и полной безнадежности, как в этих глухих первобытных деревнях, где проживало коренное население Латинской Америки. Они насчитывают по официальным сведениям до трехсот пятидесяти шести племен, и во многих из них до сих пор царят каннибализм и первобытная жестокость.
Инки во времена нашествия испанцев жили в домах из гранита, но во время моего визита они проживали в глинобитных домах. Когда-то эта гордая раса украшала себя золотыми изделиями, но теперь на них можно было увидеть только украшения из бронзы, меди и дешевых сплавов. Белый человек принес этой расе краснокожих трагический упадок в экономике, причем многое делалось во имя христианства.
Я был поражен, когда услышал, что люди верят в отсутствие души у индейцев. Это было придумано для того, чтобы объяснить бессмысленность евангелизации среди этого населения. Многие думают так же, как испанский богослов Сепульведа, который заявил, что поскольку индейцы не упомянуты в Писании, они не принадлежат к человеческой расе, и по этой причине христиане на законном основании могут использовать их для личных целей.
Аугусто Шиямбари, индейский вождь из Гранд-Пажьональ, рассказывал о том, что священники до сих пор забирают детей индейцев (против воли родителей) и отдают их в город на постоянное служение.
Из-за всех этих несправедливостей индейцы воспринимают призыв обратиться в христианство как оскорбление. В каждом белом человеке они видят представителя христианской веры. Если индеец становится христианином, значит, он отвечает на призыв возненавидеть собственный народ. Поэтому я решил, что их нужно знакомить со Спасителем мира, Иисусом Христом, и просить их стать верующими.
Многие из цивилизованных племен называют себя католиками, но я обнаружил, что фактически они исповедуют двойную религию. Эта своеобразная ветвь римского католичества включает в себя множество древних индейских вероисповеданий. В Чичикастанунге некоторые из местных говорили мне: Мы молимся Пресвятой Деве, а если она не отвечает, мы идем к колдуну, который общается с богами наших предков, и он отвечает на наши молитвы.
Среди индейцев сильно распространено пьянство. Часто во время церковных праздников я замечал, как они валяются в дверях церквей настолько пьяные, что не могут встать. В Хьянкайо, Перу, на индейских похоронах я видел, что все присутствующие мужчины и женщины находились в состоянии сильного опьянения. Одни лежали на земле совершенно невменяемые, а другие пытались засыпать землей гроб. Никакого религиозного обряда не совершалось, потому что ни один священник не хотел связываться с ними. Мое сердце сжималось от боли, когда я смотрел, как они бросают покойника в яму без прощальных слов или песен.
В это самое время, когда я служил в Центральной и Южной Америке, многие влиятельные церковные деятели в Соединенных Штатах выступали за отзыв протестантских миссионеров из Латинской Америки, чтобы таким образом подтвердить позицию невмешательства в рамках добрососедской политики. Я видел, как интеллигентские круги в Латинской Америке были в ужасе из-за такого недопонимания реального положения с религией в Латинской Америке.
В одном маленьком городке в Центральной Америке начальник полиции с готовностью выдал нам разрешение на серию евангелизационных собраний. Оказалось, что он был сердит на местного священника, организовавшего вещевую лотерею, в которой разыгрывались добродетели Девы Марии. По иронии судьбы счастливый билет выпал местной проститутке. И хотя она теперь стала гордой обладательницей добродетелей Девы Марии, но продолжала заниматься своим бесславным ремеслом.
Во многих городах Центральной и Южной Америки я видел изображения Младенца Иисуса, которые встречаются в католических храмах. Говорили, что эти изображения появились сверхъестественным образом. Типичным представителем этих образов было святое Дитя из Аточо в Санта-Ане, в Сальвадоре. У него были голубые глаза, и одет он был в платье, подобное тому, что носят современные священники. Он был толстым, как монах, и предполагалось, что он был похож на еврея. Священники говорили, что этот образ упал прямо с небес. Такие изображения мне часто дарили вместе с другими подарками преданные, но обманутые верующие.
Мне было очень трудно принять тот факт, что людей в Латинской Америке часто называли в честь святых. Я встречал многих мужчин, а также женщин, которых звали Иисус. Однажды я познакомился с сеньором Эспириту Санто (мистер Святой Дух). Я считаю, что его имя представляет собой осквернение процесса обращения к Богу. Но по-настоящему я пришел в ужас от полнейшего богохульства тогда, когда увидел, что один салон назван Сангре де Джезус (Кровь Иисуса).
В Латинской Америке часто можно слышать колокольный звон. Священники учат людей тому, что медленный и печальный перезвон колоколов по умершему человеку имеет большое духовное значение и значительно помогает усопшему. Однако я заметил, что во время одних похорон колокола звучат недолго, в то время как в других случаях они звонят в течение нескольких часов. Мне объяснили, что за каждый удар колокола взимается плата в десять центов. Если у человека нет денег, то колокольного звона не будет вообще.
В некоторых районах Латинской Америки местные священники пытались не пускать людей на наши собрания, рассказывая им, что протестанты покупают за деньги человеческие души и что люди, пришедшие к нам на собрания, уже продали свои души. Но Бог и это обратил в Свою славу. К нам стали приходить бедные и спрашивать, сколько денег мы сможем заплатить за их души, после чего этим людям, пребывающим в великом мраке, предоставилась возможность услышать простое Евангелие Иисуса Христа.
Другой религией, державшей в своих оковах большое количество людей, был оккультизм. Однажды в Букара - манге, Колумбия, я возвращался с молодежного собрания в пресвитерианской миссии. Когда я выходил из такси, водитель гордо заявил: Я тоже исповедую североамериканскую религию! Он вынул из кармана книжку, отпечатанную в Соединенных Штатах, и показал ее мне и миссионеру, ехавшему со мной. На обложке было напечатано От розенкрейцеров из Сан-Хосе. Мы не пожалели времени, чтобы объяснить водителю, что это никак не североамериканское христианство. Мы подарили ему Новый Завет, который он с благодарностью принял.
Эта встреча была одним из многочисленных столкновений с оккультизмом, глубоко коснувшихся моей души. Не может не тревожить рост популярности в Центральной и Южной Америке эзотерической системы, спиритизма, теософии, розенкрейцерианства, метафизики и прочего. На главной улице одного городка в Бразилии с населением в сто тысяч человек я увидел десять или пятнадцать центров спиритистов. Кто-то сказал мне, что всего их в городе шестьдесят три. Многие из спиритистов также являются членами католической общины, что еще больше сбивает с толку неверующих людей. Там также имеются свободные католики, в церквях которых разрешено проведение оккультных сеансов.
Во время проповеди Евангелия в этой сложной и запутанной религиозной обстановке я понял, что ответом на создавшуюся ситуацию будет не просто насаждение протестантизма как еще одного религиозного учения. Принципиальное значение я придавал тому, чтобы в сердцах людей воцарилась личность Иисуса Христа. Очень часто во время проповеди перед большой аудиторией я заявлял, что приехал не обратить людей в протестантизм, но обратить к Иисусу Христу. Я окончательно убедился, что миру не нужна еще одна религия, но только Спаситель и Искупитель.
...Наши южные соседи прошли передо мной в удивительном разнообразии цвета и культур. Когда я ходил по их улицам и площадям, мной овладевали самые разные чувства. Вдруг какая-то площадь напоминала мне о Китае, или в следующий момент мне казалось, что я опять очутился во Франции или на Яве. В калейдоскопе Латинской Америки можно было увидеть частичку всего остального мира.
Мир может понять и проанализировать религию Индии, Китая и Африки, но понять религию Латинской Америки намного сложнее. Мне говорили, что в этом регионе господствующее место занимает католическая церковь, однако это не так.
На огромных просторах Гран-Чако в Аргентине и Парагвае, в сердце Южной Америки, я служил многим местным племенам этого континента. Их действительно можно назвать забытыми людьми. Их забыли и правительства, и благотворительные организации, и большая часть религиозных общин. Их участь разделили братские племена из когда-то могущественного племени ацтеков в Мексике, а также из племени она и теулчеки в Патагонии. Никогда раньше я не видел такой нищеты и полной безнадежности, как в этих глухих первобытных деревнях, где проживало коренное население Латинской Америки. Они насчитывают по официальным сведениям до трехсот пятидесяти шести племен, и во многих из них до сих пор царят каннибализм и первобытная жестокость.
Инки во времена нашествия испанцев жили в домах из гранита, но во время моего визита они проживали в глинобитных домах. Когда-то эта гордая раса украшала себя золотыми изделиями, но теперь на них можно было увидеть только украшения из бронзы, меди и дешевых сплавов. Белый человек принес этой расе краснокожих трагический упадок в экономике, причем многое делалось во имя христианства.
Я был поражен, когда услышал, что люди верят в отсутствие души у индейцев. Это было придумано для того, чтобы объяснить бессмысленность евангелизации среди этого населения. Многие думают так же, как испанский богослов Сепульведа, который заявил, что поскольку индейцы не упомянуты в Писании, они не принадлежат к человеческой расе, и по этой причине христиане на законном основании могут использовать их для личных целей.
Аугусто Шиямбари, индейский вождь из Гранд-Пажьональ, рассказывал о том, что священники до сих пор забирают детей индейцев (против воли родителей) и отдают их в город на постоянное служение.
Из-за всех этих несправедливостей индейцы воспринимают призыв обратиться в христианство как оскорбление. В каждом белом человеке они видят представителя христианской веры. Если индеец становится христианином, значит, он отвечает на призыв возненавидеть собственный народ. Поэтому я решил, что их нужно знакомить со Спасителем мира, Иисусом Христом, и просить их стать верующими.
Многие из цивилизованных племен называют себя католиками, но я обнаружил, что фактически они исповедуют двойную религию. Эта своеобразная ветвь римского католичества включает в себя множество древних индейских вероисповеданий. В Чичикастанунге некоторые из местных говорили мне: Мы молимся Пресвятой Деве, а если она не отвечает, мы идем к колдуну, который общается с богами наших предков, и он отвечает на наши молитвы.
Среди индейцев сильно распространено пьянство. Часто во время церковных праздников я замечал, как они валяются в дверях церквей настолько пьяные, что не могут встать. В Хьянкайо, Перу, на индейских похоронах я видел, что все присутствующие мужчины и женщины находились в состоянии сильного опьянения. Одни лежали на земле совершенно невменяемые, а другие пытались засыпать землей гроб. Никакого религиозного обряда не совершалось, потому что ни один священник не хотел связываться с ними. Мое сердце сжималось от боли, когда я смотрел, как они бросают покойника в яму без прощальных слов или песен.
В это самое время, когда я служил в Центральной и Южной Америке, многие влиятельные церковные деятели в Соединенных Штатах выступали за отзыв протестантских миссионеров из Латинской Америки, чтобы таким образом подтвердить позицию невмешательства в рамках добрососедской политики. Я видел, как интеллигентские круги в Латинской Америке были в ужасе из-за такого недопонимания реального положения с религией в Латинской Америке.
В одном маленьком городке в Центральной Америке начальник полиции с готовностью выдал нам разрешение на серию евангелизационных собраний. Оказалось, что он был сердит на местного священника, организовавшего вещевую лотерею, в которой разыгрывались добродетели Девы Марии. По иронии судьбы счастливый билет выпал местной проститутке. И хотя она теперь стала гордой обладательницей добродетелей Девы Марии, но продолжала заниматься своим бесславным ремеслом.
Во многих городах Центральной и Южной Америки я видел изображения Младенца Иисуса, которые встречаются в католических храмах. Говорили, что эти изображения появились сверхъестественным образом. Типичным представителем этих образов было святое Дитя из Аточо в Санта-Ане, в Сальвадоре. У него были голубые глаза, и одет он был в платье, подобное тому, что носят современные священники. Он был толстым, как монах, и предполагалось, что он был похож на еврея. Священники говорили, что этот образ упал прямо с небес. Такие изображения мне часто дарили вместе с другими подарками преданные, но обманутые верующие.
Мне было очень трудно принять тот факт, что людей в Латинской Америке часто называли в честь святых. Я встречал многих мужчин, а также женщин, которых звали Иисус. Однажды я познакомился с сеньором Эспириту Санто (мистер Святой Дух). Я считаю, что его имя представляет собой осквернение процесса обращения к Богу. Но по-настоящему я пришел в ужас от полнейшего богохульства тогда, когда увидел, что один салон назван Сангре де Джезус (Кровь Иисуса).
В Латинской Америке часто можно слышать колокольный звон. Священники учат людей тому, что медленный и печальный перезвон колоколов по умершему человеку имеет большое духовное значение и значительно помогает усопшему. Однако я заметил, что во время одних похорон колокола звучат недолго, в то время как в других случаях они звонят в течение нескольких часов. Мне объяснили, что за каждый удар колокола взимается плата в десять центов. Если у человека нет денег, то колокольного звона не будет вообще.
В некоторых районах Латинской Америки местные священники пытались не пускать людей на наши собрания, рассказывая им, что протестанты покупают за деньги человеческие души и что люди, пришедшие к нам на собрания, уже продали свои души. Но Бог и это обратил в Свою славу. К нам стали приходить бедные и спрашивать, сколько денег мы сможем заплатить за их души, после чего этим людям, пребывающим в великом мраке, предоставилась возможность услышать простое Евангелие Иисуса Христа.
Другой религией, державшей в своих оковах большое количество людей, был оккультизм. Однажды в Букара - манге, Колумбия, я возвращался с молодежного собрания в пресвитерианской миссии. Когда я выходил из такси, водитель гордо заявил: Я тоже исповедую североамериканскую религию! Он вынул из кармана книжку, отпечатанную в Соединенных Штатах, и показал ее мне и миссионеру, ехавшему со мной. На обложке было напечатано От розенкрейцеров из Сан-Хосе. Мы не пожалели времени, чтобы объяснить водителю, что это никак не североамериканское христианство. Мы подарили ему Новый Завет, который он с благодарностью принял.
Эта встреча была одним из многочисленных столкновений с оккультизмом, глубоко коснувшихся моей души. Не может не тревожить рост популярности в Центральной и Южной Америке эзотерической системы, спиритизма, теософии, розенкрейцерианства, метафизики и прочего. На главной улице одного городка в Бразилии с населением в сто тысяч человек я увидел десять или пятнадцать центров спиритистов. Кто-то сказал мне, что всего их в городе шестьдесят три. Многие из спиритистов также являются членами католической общины, что еще больше сбивает с толку неверующих людей. Там также имеются свободные католики, в церквях которых разрешено проведение оккультных сеансов.
Во время проповеди Евангелия в этой сложной и запутанной религиозной обстановке я понял, что ответом на создавшуюся ситуацию будет не просто насаждение протестантизма как еще одного религиозного учения. Принципиальное значение я придавал тому, чтобы в сердцах людей воцарилась личность Иисуса Христа. Очень часто во время проповеди перед большой аудиторией я заявлял, что приехал не обратить людей в протестантизм, но обратить к Иисусу Христу. Я окончательно убедился, что миру не нужна еще одна религия, но только Спаситель и Искупитель.
Комментарий