Опасно ли рациональное мышление для веры?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • popachs
    Отключен

    • 26 June 2007
    • 1033

    #1

    Опасно ли рациональное мышление для веры?

    Эта тема назрела у меня давно, но я решил ее открыть сразу, не колеблясь, сразу после того, как мне пришлось выслушать некоторые богословские лекции в Библейском колледже, в котором сотни диаконов и пастырей из наших церквей стремятся получить так называемое "христианское образование", изучая герменевтику, гомелетику, пастерологию, историю христианства, христианскую этику и многое другое.

    Когда я столкнулся с предметным содержанием этих лекций, меня потрясла не сама расслабленная атмосфера в этих классах, метко подражающая полумирским манерам (юмор и взаимные душевные любезности), но сам преподаваемый материал, который базируется сугубо на разумном анализе и синтезе, выводах и моделях.

    Критикуя водительство духовной интуиции внутри и извне церкви, преподаватели вероломно внедряют знание и методику в христианское сознание верующих.
    По сути, учеба в этих заведениях подвергает сомнению необходимость помазания и водительства Духа Святого в духовной деятельности, предлагая альтернативный путь, когда Богопознание и духовный труд осуществляется на основе разума, а не на откровении свыше.

    В связи с этим, я хотел бы поговорить о рационализме.
    Что это такое?
    Какое влияние он имеет в мировоззрении верующего?

    Рационали́зм(от лат. rationalis разумный) возник еще на заре человеческой истории.

    Рационализм - это познание окружающего мира и оценка истинности вещей исключительно на основе разума.

    Люди, получившие образование, различают это явление, как мировозренческое философское направление.
    Следует отметить, только базируясь на позициях рационализма, наука собирает и анализирует объективные данные, заключает логические выводы.
    Но многие из тех, кто мало или вообще не пытал интереса к философии или науке, даже не знают, что это такое.
    Они, пожалуй, чуствуют интуитивно разницу между неопровержимым доказательством и человеческим предубеждением или предсрассудком, но мало кто вникал в это достаточно глубоко, чтобы увидеть в этом целую идеологию.
    К числу этих людей относятся многие христиане, имеющие богатый христианский опыт за плечами и для которых Библия оставалась, если не единственной, то основной книгой познания истины.

    Согласно научному мнению, это философское направление уходит корнями в древнегреческую философию. То есть это оно возникло сравнительно недавно, буквально несколько веков до Рождества Христова, когда греки впервые бросили серьезный вызов критики иррациональному поклонению мифических божествам, олицетворявшим практически все части наблюдаемой Природы.

    Но на самом деле, рационализм, как человеческое познание на основе разума, возник гораздо раньше, чем греческая философия.
    О рационализме, как способе познания окружающего мира и оценки истинности вещей, впервые заговорил диавол в Эдемском саду.
    К сожалению, наука никогда не признает эту сверхестественную проницательность Слова Божия, потомучто ей придется поставить под сомнению теорию эволюции человеческого сознания.

    Давайте рассмотрим подробно историю грехопадения первых людей, Адама и Евы.

    Когда Адам и Ева жили в раю, то они ни о чем не заботились, кроме как помнить и не нарушать заповедь Божию, которая запрещала им вкушать от дерева познания добра и зла посреди рая, в противном случае их ожидала таинственная смерть.
    Заповедь Божия не поддавалсь логическому анализу.
    Она противоречила разумному здравому рассудку Адама и Евы.
    Действительно, довольно странным выглядела заповедь Божия: как можно было вкушать от всех деревьев в раю, а от этого дерева - нельзя?
    Разумная логика подсказывала, что заповедь не имела объективной основы и сама необходимость этого запрета была необъяснимой для разума Адама и Евы.
    Аналогично, на основе рациональной логики атеисты на этом форуме заявляют, что нет необходимости вносить Бога, как Творца, в объективное наблюдение Вселенной, потомучто логика и разум исключают такую возможность.

    И, вот, диавол предложил Еве отказаться от примитивного послушания Божией заповеди, потомучто, с точки зрения разума, заповедь была весьма сомнительной. Она противоречила логике разума.

    Посему змей, искушая Еву, начал диалог с беседы:

    "Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?"

    Почему сатана начал с такого, казалось бы, неадекватного вопроса?
    На что он расчитывал?
    На случайный пробел в буквальном запоминании заповеди и местонахождения дерева познания добра и зла у Адама и Евы?
    Адам и Ева были сотворены совершенными и вряд ли они страдали склярозом в то время.
    Нет, сатана прекрасно знал, что они уже вкушали от других деревьев и не умерли. Знали это и Адам с Евой, вкушавшие от других деревьев.
    Он также прекрасно знал, что Адам и Ева были в курсе, от какого дерева Бог запретил им вкушать и где его местонахождение в раю.
    Знаете, многие сегодня считают, что в этой обольстительной беседе сатана хотел уловить Еву, запомнила ли она буквальное содержание заповеди Божией.
    Но вряд ли Адам с Евой не могли запомнить всего одну заповедь и где находилось запретное дерево.
    Диавол, который был "хитрее всех зверей полевых", не мог расчитывать на победу в обольщении Евы, уловив их в незапоминании заповеди Божией.

    На самом деле, сатана делал ставку на гораздо глубокое свойство человека: логический вывод разума на основании полученных знаний.
    Опыт подсказывал, что они уже вкушали плоды с деревьев и не умерли. С какой кстати они умрут, если они, вдруг, вкусят и от древа познания добра и зла?
    Если от других деревьев можно, то почему от этого нельзя? Ведь оно такое же, как и все остальные!

    Конечно, Бог запретил вкушать, но логика разума подсказывает, что заповедь не имеет объективной основы иметь место.
    Она просто лишняя и в ней нет необходимости! Так подсказывает нам логика и знания.

    В свое время царь Давид однажды решил поставить ковчег Господень на новую колесницу вместо того, чтобы его несли левиты на руках.
    Разум подсказывал Давиду, что нет необходимости в том, чтобы нести ковчег Господень.
    Действительно, зачем нести ковчег Господень, если есть колесница и волы?
    Разве не будет более рациональнее поставить ее на колесницу, а не утруждать левитов нести тяжелый ковчег?
    Так подсказывала рациональная логика разума, но в результате Оза пал мертвым за то, что хотел поддержать ковчег, следуя логике разума.

    Господь говорит Аврааму: возьми сына своего Исаака и принеси его в жертву на горе, на которой Я тебе укажу.

    Слова Божии действительно противоречили разумной логике Авраама. Какие странный слова, казалось бы! Он такого не ожидал от Бога. И если бы Авраам послушался свой разум и рациональную логику, то он ослушался бы Бога и потерял благословение, как в свое время это сделал Саул.

    Как мы видим, рационализм или оценка истинности вещей на основе разума и логики подвергает сомнению необходимость послушанию заповеди Божией и наносит огромный ущерб вере.

    Весьма важно отметить, что сатана предложил Еве просто знания разума вместо безпрекословного послушания Богу.
    Здесь совершенно не имеет разницы, о чем эти знания.
    Знания о добре и зле?
    Действительно, разве плохо знать, что такое хорошо, а что такое плохо? Нет, конечно.
    В некоторой мере, эти знания, которые сатана предлагал Еве, являются самими полезными и благородными в жизни человека.
    Представьте себе, чтобы с нами случилось, если бы мы не имели знания о добре и зле?
    Философская суть сатанинского обмана заключается не в том, что Адам и Ева узнали о добре и зле, а в том, что ему удалось их заставить преступить заповедь Божию и всецело отдаться знанию разума.
    И пусть это были самые, что ни есть, благородные и многообещающие знания, но там, где берется за основу разум, умирает человеческий дух веры.

    Я хотел бы услышать отзывы других верующих, что они думают по поводу знания и логики.
  • Кащей
    Мёртвая собака

    • 19 January 2004
    • 522

    #2
    Справедливость?

    нет упоминаний даже в текстах библейских о том, что справедливость, логика и образованность приведут к Жизни... все эти понятия близки к понятию "суд"
    а праведный верою жив будет и надежда не постыжает...
    Бессмертный

    Комментарий

    • popachs
      Отключен

      • 26 June 2007
      • 1033

      #3
      Сообщение от Кащей
      нет упоминаний даже в текстах библейских о том, что справедливость, логика и образованность приведут к Жизни... все эти понятия близки к понятию "суд"
      а праведный верою жив будет и надежда не постыжает...

      Неужто думаете спастись потугами человеческой справедливости, логики и образования?

      Когда Вы говорите о справедливости, суде и праведности человека в Библии, то не забывайте, что это речь идет о Божием суде, о Божией справедливости и о Божией праведности.

      Нашего тут ничего нет, потомучто мы его потеряли еще в Эдемском саду.

      Это - слава Божия, а не наша слава.

      И если бы не любовь Божия к человечеству, то уже давно весь мир был бы предан смерти за грех. Но пришел Иисус с неба, Адам небесный, который подарил нам Свою праведность и справедливость не по делам, знаниям, образованию, а по - вере.

      Надеюсь, мне не надо объяснять Вам, как это "праведный верою жив будет...".

      Иначе мне придется открыть новую тему на этот стих...

      Комментарий

      • grashin
        Ветеран

        • 28 February 2006
        • 2498

        #4
        Сообщение от popachs
        Я хотел бы услышать отзывы других верующих, что они думают по поводу знания и логики. [/FONT][/SIZE]
        Вы, мил человек, путаете Божий дар с яичницей. На самом деле нужно и то, и другое. Для одних случаев жизни нужно откровение, для других достаточно просто одной логики и мышления. Бог дал человеку не только сердце, но и ум, не только способность верить, но и способность думать.

        Если вы начнете спрашивать у Бога - стоит ли вам завязывать шнурки на ботинках, то от такой "супердуховности" у вас может запросто поехать "крыша".

        Комментарий

        • popachs
          Отключен

          • 26 June 2007
          • 1033

          #5
          Сообщение от grashin
          Вы, мил человек, путаете Божий дар с яичницей.

          Лучше попутать Божий дар с яичницей (ибо всякая принимаемая пища есть дар Божий), чем попутать путь спасения со "свободным поиском истины".


          Сообщение от grashin
          На самом деле нужно и то, и другое.
          Для одних случаев жизни нужно откровение, для других достаточно просто одной логики и мышления.
          Не надо здесь перекручивать и возводить в абсолют то, что я изложил выше.
          Это только сатана таким занимается, когда он начинает коварно досаждать человеку, якобы, "излишним" иррациональным послушанием заповедям Божиим и "чересчурным" упованием на Божие водительство.

          Вы прекрасно понимаете, что я говорил о вероломном вторжении рационального мышления в Богопознание и духовный труд внутри и извне церкви.
          Это шествие рационализма в христианское сознание создает предпосылки для замены всего духовного на плотское в жизни христианина и церкви.
          Это ведет к постепенному вытеснению духовных откровений и водительства Духа Святого в народе Божием, которые порой носят противоречивый и сомнительный характер с точки зрения разумной логики.
          И тогда вместо обещаемой благодати в церковь приходит духовная смерть, которая сопровождается обрядами, ритуалами, традициями, коммерцией, концертами, фестивалями, праздниками, шоу и многое другое.
          А Богу нужно полное доверие, ибо без веры Богу угодить невозможно.

          Сообщение от grashin
          Бог дал человеку не только сердце, но и ум, не только способность верить, но и способность думать.
          Бог дал разум и логику человеку и это весьма полезно для жизни по плоти. Но Бога разумом и логикой нельзя понять. Его нельзя искать рациональной логикой и никакой философией нельзя спастись.

          Бога нужно искать духом и только духом. Никакой альтернативы этому не существует и существовать не может.


          Сообщение от grashin
          Если вы начнете спрашивать у Бога - стоит ли вам завязывать шнурки на ботинках, то от такой "супердуховности" у вас может запросто поехать "крыша".
          Еще раз повторяю Вам, Грашин, что Вашие укоры в мой адрес есть не что иное, как говорящий дух антихриста, подвергающий критике необходимость веры в Иисуса Христа, распятого за наши грехи.

          Он укорил алчущего Иисуса в такой "супердуховности", когда Тот пребывал в пустыне и сатана с насмешкой намекал Ему на превращение камней в хлеб.
          Ведь разум и логика подсказывала, чтобы сие чудо совершилось во имя спасения голодающей плоти, не так ли?
          Но Иисус не сделал этого, потомучто духовность вовсе не значит демонстрацию сверхестественных явлений по вызову рационального мышления.
          Духовность выражается в безпрекословном послушании Божьему Слову по вере. Чтобы там разум и рациональная логика не говорила.

          Думаете, Давид вышел против Голиафа по ведению разума?
          Или Аврам оставил свое родство и пошел неведомо куда по ведению разума?

          Вера в Иисуса Христа - это единственный путь спасения. И нет другого пути.

          Комментарий

          • lomeiko
            Посвящённый

            • 25 May 2007
            • 1506

            #6
            А почему было не оборвать ветви дерева познания, ведь заповеди не было, что нельзя этого делать. Тогда сама возможность искушения исчезла бы в принципе: нет ветвей - нет плодов - нет искушения - нет греха.
            Из того, что было на самом деле, не во всё верили, а из того, во что верили, не всё было на самом деле.

            Комментарий

            • popachs
              Отключен

              • 26 June 2007
              • 1033

              #7
              Сообщение от lomeiko
              А почему было не оборвать ветви дерева познания, ведь заповеди не было, что нельзя этого делать. Тогда сама возможность искушения исчезла бы в принципе: нет ветвей - нет плодов - нет искушения - нет греха.
              К ним нельзя было прикасаться по Слову Божьему.
              И дело состояло вовсе не в плодах запретного дерева, а в благоговении и трепете перед Богом, которое не имеет ничего общего с хитростью обмануть Бога.

              Комментарий

              • дмитрий м
                не бойся, Я с тобою

                • 05 January 2008
                • 5474

                #8
                Сообщение от popachs
                В связи с этим, я хотел бы поговорить о рационализме. Что это такое?
                Петля для верующего человека. Нужно всегда поступать как правильно, а не как лучше или целесообразнее. Поэтому всякие духовные академии делают человека дальше от Бога.
                исполнилось время и приблизилось к вам Царство Небесное: покайтесь и веруйте в Евангелие.

                Комментарий

                • lomeiko
                  Посвящённый

                  • 25 May 2007
                  • 1506

                  #9
                  Сообщение от popachs
                  К ним нельзя было прикасаться по Слову Божьему.
                  И дело состояло вовсе не в плодах запретного дерева, а в благоговении и трепете перед Богом, которое не имеет ничего общего с хитростью обмануть Бога.
                  Где здесь запрет прикасаться?
                  Цитата из Библии:
                  16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
                  17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
                  (Быт.2:16,17)

                  Нельзя ВКУШАТЬ, а то что не запрещено, то разрешено.
                  Из того, что было на самом деле, не во всё верили, а из того, во что верили, не всё было на самом деле.

                  Комментарий

                  • gug
                    gugенотыч, христианин

                    • 24 January 2006
                    • 1686

                    #10
                    Сообщение от popachs
                    В связи с этим, я хотел бы поговорить о рационализме.
                    Что это такое?
                    Какое влияние он имеет в мировоззрении верующего?
                    Рационализм - это аналитическое восприятие материального мира.
                    Нужно ли это верующему?
                    Смотря для чего.
                    Есть вопросы общего характера, так называемые абстрактные ценности, относящиеся к морали и духовности, к ним действительно неприменим холодный рационализм.
                    Но! Любые абстрактные ценности нуждаются в конкретном воплощении. И вот здесь-то как раз рационализм необходим.
                    На одном идеализме не починить водопровод, не построить дом, не сконструировать качественный автомобиль. Да даже покупки в магазине сделать будет проблематично!
                    Поэтому необходимо разделять вопросы.
                    Есть то, что от сердца, а есть то, что требует трезвой рассудочности.

                    Комментарий

                    • lomeiko
                      Посвящённый

                      • 25 May 2007
                      • 1506

                      #11
                      Сообщение от gug
                      Есть то, что от сердца, а есть то, что требует трезвой рассудочности.
                      Да. Еще Павел говорит "для разумного служения вашего".
                      Из того, что было на самом деле, не во всё верили, а из того, во что верили, не всё было на самом деле.

                      Комментарий

                      • Павел_17
                        христианин

                        • 13 September 2002
                        • 24020

                        #12
                        Опасно ли рациональное мышление для веры?

                        Ответ: Нет, не опасно.

                        Комментарий

                        • grashin
                          Ветеран

                          • 28 February 2006
                          • 2498

                          #13
                          Сообщение от Павел_17
                          Опасно ли рациональное мышление для веры?

                          Ответ: Нет, не опасно.
                          Я бы сказал так - опасно подменять веру рациональным мышлением, потому что оно ограничено сферой рассудка.

                          Но не менее опасно подменять рациональное мышление верой. Это кстати произошло с сыновьями Скевы, которые пошли изгонять беса. А бес им сказал - "Павла, которого вы проповедуете, я знаю, а вас не знаю". И побил их бес сильно.

                          Проблема в том, что часто под верой люди (особенно новообращенные) понимают свои экзальтированные эмоции.
                          То есть желаемое принимают за действительное.

                          И вот здесь как раз и способен помочь рассудок и логическое мышление. Оно уравновешивает чувства расчетом, и таким образом отрезвляет человека.

                          По себе знаю, как часто новообращенных тянет на подвиги - вокрешать мертвых, исцелять больных, проповедовать стадионам. Но здравый рассудок говорит - посмотри, ты не можешь исцелить свой больной зуб, а хочешь уже идти воскрешать мертвых!

                          Но когда рассудок не срабатывает, верующим конкретно "сносит крышу" и они идут, как сыновья Скевы на подвиги "веры". Ну и потом так получают по носу, что надолго остаются без всякой веры.

                          Веру нужно выращивать постепенно, начиная с малого. К примеру, читая Грашина, не стоит надмеваться своим умом, логически не способным понять написанного, а попросить у Господа по вере наставлений. А если Грашина по вере воспринять трудно, то как сказать горе сей, чтобы она упала в море?

                          Комментарий

                          • Двора
                            Ветеран

                            • 19 November 2005
                            • 55111

                            #14
                            И пусть это были самые, что ни есть, благородные и многообещающие знания, но там, где берется за основу разум, умирает человеческий дух веры.
                            Все знают стих от Иоанна 17:3,
                            Сия же есть жизнь вечная да знают Тебя единого истинного Бога и Посланного Тобою
                            Иисуса Христа.
                            Мы научились и узнали Бога , обновившись духом ума нашего.
                            Смотреть надо что предлагают знать .

                            Комментарий

                            • Росинка
                              находящая ответы у Христа

                              • 06 June 2007
                              • 608

                              #15
                              Бога не возможно познать разумом, только сердцем.Поэтому и написано, что знание надмевает. В так называемых библейских школах можно много узнать о Боге, но не самого Бога.Самого Господа познают в тайной комнате в личном общении.И эти знания уже никто не способен закрыть, потому что если Господь открыл, уже никто не закроет. И ОН даёт познать Себя тем, которые действительно любят ЕГО.Возможно, каждый из нас идет по своему предназначению.Кто, что избрал, к тому и стремится.И помочь друг другу в этом мы врятли сможем. Потому что всё происходит в сердце соответственно нашему выбору.

                              Комментарий

                              Обработка...