Эта тема назрела у меня давно, но я решил ее открыть сразу, не колеблясь, сразу после того, как мне пришлось выслушать некоторые богословские лекции в Библейском колледже, в котором сотни диаконов и пастырей из наших церквей стремятся получить так называемое "христианское образование", изучая герменевтику, гомелетику, пастерологию, историю христианства, христианскую этику и многое другое.
Когда я столкнулся с предметным содержанием этих лекций, меня потрясла не сама расслабленная атмосфера в этих классах, метко подражающая полумирским манерам (юмор и взаимные душевные любезности), но сам преподаваемый материал, который базируется сугубо на разумном анализе и синтезе, выводах и моделях.
Критикуя водительство духовной интуиции внутри и извне церкви, преподаватели вероломно внедряют знание и методику в христианское сознание верующих.
По сути, учеба в этих заведениях подвергает сомнению необходимость помазания и водительства Духа Святого в духовной деятельности, предлагая альтернативный путь, когда Богопознание и духовный труд осуществляется на основе разума, а не на откровении свыше.
В связи с этим, я хотел бы поговорить о рационализме.
Что это такое?
Какое влияние он имеет в мировоззрении верующего?
Рационали́зм(от лат. rationalis разумный) возник еще на заре человеческой истории.
Рационализм - это познание окружающего мира и оценка истинности вещей исключительно на основе разума.
Люди, получившие образование, различают это явление, как мировозренческое философское направление.
Следует отметить, только базируясь на позициях рационализма, наука собирает и анализирует объективные данные, заключает логические выводы.
Но многие из тех, кто мало или вообще не пытал интереса к философии или науке, даже не знают, что это такое.
Они, пожалуй, чуствуют интуитивно разницу между неопровержимым доказательством и человеческим предубеждением или предсрассудком, но мало кто вникал в это достаточно глубоко, чтобы увидеть в этом целую идеологию.
К числу этих людей относятся многие христиане, имеющие богатый христианский опыт за плечами и для которых Библия оставалась, если не единственной, то основной книгой познания истины.
Согласно научному мнению, это философское направление уходит корнями в древнегреческую философию. То есть это оно возникло сравнительно недавно, буквально несколько веков до Рождества Христова, когда греки впервые бросили серьезный вызов критики иррациональному поклонению мифических божествам, олицетворявшим практически все части наблюдаемой Природы.
Но на самом деле, рационализм, как человеческое познание на основе разума, возник гораздо раньше, чем греческая философия.
О рационализме, как способе познания окружающего мира и оценки истинности вещей, впервые заговорил диавол в Эдемском саду.
К сожалению, наука никогда не признает эту сверхестественную проницательность Слова Божия, потомучто ей придется поставить под сомнению теорию эволюции человеческого сознания.
Давайте рассмотрим подробно историю грехопадения первых людей, Адама и Евы.
Когда Адам и Ева жили в раю, то они ни о чем не заботились, кроме как помнить и не нарушать заповедь Божию, которая запрещала им вкушать от дерева познания добра и зла посреди рая, в противном случае их ожидала таинственная смерть.
Заповедь Божия не поддавалсь логическому анализу.
Она противоречила разумному здравому рассудку Адама и Евы.
Действительно, довольно странным выглядела заповедь Божия: как можно было вкушать от всех деревьев в раю, а от этого дерева - нельзя?
Разумная логика подсказывала, что заповедь не имела объективной основы и сама необходимость этого запрета была необъяснимой для разума Адама и Евы.
Аналогично, на основе рациональной логики атеисты на этом форуме заявляют, что нет необходимости вносить Бога, как Творца, в объективное наблюдение Вселенной, потомучто логика и разум исключают такую возможность.
И, вот, диавол предложил Еве отказаться от примитивного послушания Божией заповеди, потомучто, с точки зрения разума, заповедь была весьма сомнительной. Она противоречила логике разума.
Посему змей, искушая Еву, начал диалог с беседы:
"Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?"
Почему сатана начал с такого, казалось бы, неадекватного вопроса?
На что он расчитывал?
На случайный пробел в буквальном запоминании заповеди и местонахождения дерева познания добра и зла у Адама и Евы?
Адам и Ева были сотворены совершенными и вряд ли они страдали склярозом в то время.
Нет, сатана прекрасно знал, что они уже вкушали от других деревьев и не умерли. Знали это и Адам с Евой, вкушавшие от других деревьев.
Он также прекрасно знал, что Адам и Ева были в курсе, от какого дерева Бог запретил им вкушать и где его местонахождение в раю.
Знаете, многие сегодня считают, что в этой обольстительной беседе сатана хотел уловить Еву, запомнила ли она буквальное содержание заповеди Божией.
Но вряд ли Адам с Евой не могли запомнить всего одну заповедь и где находилось запретное дерево.
Диавол, который был "хитрее всех зверей полевых", не мог расчитывать на победу в обольщении Евы, уловив их в незапоминании заповеди Божией.
На самом деле, сатана делал ставку на гораздо глубокое свойство человека: логический вывод разума на основании полученных знаний.
Опыт подсказывал, что они уже вкушали плоды с деревьев и не умерли. С какой кстати они умрут, если они, вдруг, вкусят и от древа познания добра и зла?
Если от других деревьев можно, то почему от этого нельзя? Ведь оно такое же, как и все остальные!
Конечно, Бог запретил вкушать, но логика разума подсказывает, что заповедь не имеет объективной основы иметь место.
Она просто лишняя и в ней нет необходимости! Так подсказывает нам логика и знания.
В свое время царь Давид однажды решил поставить ковчег Господень на новую колесницу вместо того, чтобы его несли левиты на руках.
Разум подсказывал Давиду, что нет необходимости в том, чтобы нести ковчег Господень.
Действительно, зачем нести ковчег Господень, если есть колесница и волы?
Разве не будет более рациональнее поставить ее на колесницу, а не утруждать левитов нести тяжелый ковчег?
Так подсказывала рациональная логика разума, но в результате Оза пал мертвым за то, что хотел поддержать ковчег, следуя логике разума.
Господь говорит Аврааму: возьми сына своего Исаака и принеси его в жертву на горе, на которой Я тебе укажу.
Слова Божии действительно противоречили разумной логике Авраама. Какие странный слова, казалось бы! Он такого не ожидал от Бога. И если бы Авраам послушался свой разум и рациональную логику, то он ослушался бы Бога и потерял благословение, как в свое время это сделал Саул.
Как мы видим, рационализм или оценка истинности вещей на основе разума и логики подвергает сомнению необходимость послушанию заповеди Божией и наносит огромный ущерб вере.
Весьма важно отметить, что сатана предложил Еве просто знания разума вместо безпрекословного послушания Богу.
Здесь совершенно не имеет разницы, о чем эти знания.
Знания о добре и зле?
Действительно, разве плохо знать, что такое хорошо, а что такое плохо? Нет, конечно.
В некоторой мере, эти знания, которые сатана предлагал Еве, являются самими полезными и благородными в жизни человека.
Представьте себе, чтобы с нами случилось, если бы мы не имели знания о добре и зле?
Философская суть сатанинского обмана заключается не в том, что Адам и Ева узнали о добре и зле, а в том, что ему удалось их заставить преступить заповедь Божию и всецело отдаться знанию разума.
И пусть это были самые, что ни есть, благородные и многообещающие знания, но там, где берется за основу разум, умирает человеческий дух веры.
Я хотел бы услышать отзывы других верующих, что они думают по поводу знания и логики.
Когда я столкнулся с предметным содержанием этих лекций, меня потрясла не сама расслабленная атмосфера в этих классах, метко подражающая полумирским манерам (юмор и взаимные душевные любезности), но сам преподаваемый материал, который базируется сугубо на разумном анализе и синтезе, выводах и моделях.
Критикуя водительство духовной интуиции внутри и извне церкви, преподаватели вероломно внедряют знание и методику в христианское сознание верующих.
По сути, учеба в этих заведениях подвергает сомнению необходимость помазания и водительства Духа Святого в духовной деятельности, предлагая альтернативный путь, когда Богопознание и духовный труд осуществляется на основе разума, а не на откровении свыше.
В связи с этим, я хотел бы поговорить о рационализме.
Что это такое?
Какое влияние он имеет в мировоззрении верующего?
Рационали́зм(от лат. rationalis разумный) возник еще на заре человеческой истории.
Рационализм - это познание окружающего мира и оценка истинности вещей исключительно на основе разума.
Люди, получившие образование, различают это явление, как мировозренческое философское направление.
Следует отметить, только базируясь на позициях рационализма, наука собирает и анализирует объективные данные, заключает логические выводы.
Но многие из тех, кто мало или вообще не пытал интереса к философии или науке, даже не знают, что это такое.
Они, пожалуй, чуствуют интуитивно разницу между неопровержимым доказательством и человеческим предубеждением или предсрассудком, но мало кто вникал в это достаточно глубоко, чтобы увидеть в этом целую идеологию.
К числу этих людей относятся многие христиане, имеющие богатый христианский опыт за плечами и для которых Библия оставалась, если не единственной, то основной книгой познания истины.
Согласно научному мнению, это философское направление уходит корнями в древнегреческую философию. То есть это оно возникло сравнительно недавно, буквально несколько веков до Рождества Христова, когда греки впервые бросили серьезный вызов критики иррациональному поклонению мифических божествам, олицетворявшим практически все части наблюдаемой Природы.
Но на самом деле, рационализм, как человеческое познание на основе разума, возник гораздо раньше, чем греческая философия.
О рационализме, как способе познания окружающего мира и оценки истинности вещей, впервые заговорил диавол в Эдемском саду.
К сожалению, наука никогда не признает эту сверхестественную проницательность Слова Божия, потомучто ей придется поставить под сомнению теорию эволюции человеческого сознания.
Давайте рассмотрим подробно историю грехопадения первых людей, Адама и Евы.
Когда Адам и Ева жили в раю, то они ни о чем не заботились, кроме как помнить и не нарушать заповедь Божию, которая запрещала им вкушать от дерева познания добра и зла посреди рая, в противном случае их ожидала таинственная смерть.
Заповедь Божия не поддавалсь логическому анализу.
Она противоречила разумному здравому рассудку Адама и Евы.
Действительно, довольно странным выглядела заповедь Божия: как можно было вкушать от всех деревьев в раю, а от этого дерева - нельзя?
Разумная логика подсказывала, что заповедь не имела объективной основы и сама необходимость этого запрета была необъяснимой для разума Адама и Евы.
Аналогично, на основе рациональной логики атеисты на этом форуме заявляют, что нет необходимости вносить Бога, как Творца, в объективное наблюдение Вселенной, потомучто логика и разум исключают такую возможность.
И, вот, диавол предложил Еве отказаться от примитивного послушания Божией заповеди, потомучто, с точки зрения разума, заповедь была весьма сомнительной. Она противоречила логике разума.
Посему змей, искушая Еву, начал диалог с беседы:
"Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?"
Почему сатана начал с такого, казалось бы, неадекватного вопроса?
На что он расчитывал?
На случайный пробел в буквальном запоминании заповеди и местонахождения дерева познания добра и зла у Адама и Евы?
Адам и Ева были сотворены совершенными и вряд ли они страдали склярозом в то время.
Нет, сатана прекрасно знал, что они уже вкушали от других деревьев и не умерли. Знали это и Адам с Евой, вкушавшие от других деревьев.
Он также прекрасно знал, что Адам и Ева были в курсе, от какого дерева Бог запретил им вкушать и где его местонахождение в раю.
Знаете, многие сегодня считают, что в этой обольстительной беседе сатана хотел уловить Еву, запомнила ли она буквальное содержание заповеди Божией.
Но вряд ли Адам с Евой не могли запомнить всего одну заповедь и где находилось запретное дерево.
Диавол, который был "хитрее всех зверей полевых", не мог расчитывать на победу в обольщении Евы, уловив их в незапоминании заповеди Божией.
На самом деле, сатана делал ставку на гораздо глубокое свойство человека: логический вывод разума на основании полученных знаний.
Опыт подсказывал, что они уже вкушали плоды с деревьев и не умерли. С какой кстати они умрут, если они, вдруг, вкусят и от древа познания добра и зла?
Если от других деревьев можно, то почему от этого нельзя? Ведь оно такое же, как и все остальные!
Конечно, Бог запретил вкушать, но логика разума подсказывает, что заповедь не имеет объективной основы иметь место.
Она просто лишняя и в ней нет необходимости! Так подсказывает нам логика и знания.
В свое время царь Давид однажды решил поставить ковчег Господень на новую колесницу вместо того, чтобы его несли левиты на руках.
Разум подсказывал Давиду, что нет необходимости в том, чтобы нести ковчег Господень.
Действительно, зачем нести ковчег Господень, если есть колесница и волы?
Разве не будет более рациональнее поставить ее на колесницу, а не утруждать левитов нести тяжелый ковчег?
Так подсказывала рациональная логика разума, но в результате Оза пал мертвым за то, что хотел поддержать ковчег, следуя логике разума.
Господь говорит Аврааму: возьми сына своего Исаака и принеси его в жертву на горе, на которой Я тебе укажу.
Слова Божии действительно противоречили разумной логике Авраама. Какие странный слова, казалось бы! Он такого не ожидал от Бога. И если бы Авраам послушался свой разум и рациональную логику, то он ослушался бы Бога и потерял благословение, как в свое время это сделал Саул.
Как мы видим, рационализм или оценка истинности вещей на основе разума и логики подвергает сомнению необходимость послушанию заповеди Божией и наносит огромный ущерб вере.
Весьма важно отметить, что сатана предложил Еве просто знания разума вместо безпрекословного послушания Богу.
Здесь совершенно не имеет разницы, о чем эти знания.
Знания о добре и зле?
Действительно, разве плохо знать, что такое хорошо, а что такое плохо? Нет, конечно.
В некоторой мере, эти знания, которые сатана предлагал Еве, являются самими полезными и благородными в жизни человека.
Представьте себе, чтобы с нами случилось, если бы мы не имели знания о добре и зле?
Философская суть сатанинского обмана заключается не в том, что Адам и Ева узнали о добре и зле, а в том, что ему удалось их заставить преступить заповедь Божию и всецело отдаться знанию разума.
И пусть это были самые, что ни есть, благородные и многообещающие знания, но там, где берется за основу разум, умирает человеческий дух веры.
Я хотел бы услышать отзывы других верующих, что они думают по поводу знания и логики.
Комментарий