вообще-то у словарей на этот счет другое мнение
СИНАГОГА, еврейский дом молитвы. Название происходит от греческого слова synagoge («собрание») и соответствует еврейском слову «кнесет». Еврейское название синагоги «бет ха-кнесет» («дом собрания») или «бет ха-тефилла» («дом молитвы»). Еврейский дом молитвы называют еще на идиш словом «шул» (от нем. Schule - «школа»).
Время возникновения синагог точно не известно. Возможно, они возникли после разрушения Первого храма (586 до н.э.). Известно, что многочисленные синагоги существовали в период Второго храма (516 до н.э. 70 н.э.). Синагога играла важную роль в еврейской жизни. С ранних времен она была как местом собрания и учения, так и молитвы. Сегодня многие крупнейшие синагоги функционируют как культурные, образовательные и благотворительные центры. При многих синагогах существуют религиозные школы для детей. Энциклопедия КРУГОСВЕТ
Время возникновения синагог точно не известно. Возможно, они возникли после разрушения Первого храма (586 до н.э.). Известно, что многочисленные синагоги существовали в период Второго храма (516 до н.э. 70 н.э.). Синагога играла важную роль в еврейской жизни. С ранних времен она была как местом собрания и учения, так и молитвы. Сегодня многие крупнейшие синагоги функционируют как культурные, образовательные и благотворительные центры. При многих синагогах существуют религиозные школы для детей. Энциклопедия КРУГОСВЕТ
БЕТ-МИДРАШ (иврит. "дом учения") - в иудаизме (см.) - место изучения Св. Писания - Торы (см.), Танаха (см.), а также Мишны (см.), Талмуда (см.) и постталмудической раввинистической литературы (см.), но не тождественное хедеру (см.) и йешиве (см.). Термин "Б.-М." иногда употребляется и в значении "молельный дом", но Б.-М. не тождествен синагоге (см.).
Первое упоминание о Б.-М. содержится в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (см. Йеошуа Бен-Сира): "Приблизьтесь ко мне, ненаученные, и водворитесь в доме учения, ибо вы нуждаетесь в этом, и души ваши сильно жаждут" (Сир 51:31-32). Это свидетельствует о существовании Б.-М., по крайней мере, уже в эпоху Второго Храма (см. Храм). Вероятно, учреждение Б.-М. было тесно связано с установлением Эзрой (Ездрой) и Нехемьей (Неемией) обычая круглогодичного чтения Торы перед народом с пояснениями и толкованиями (см. Тора, Танах). Б.-М. как центр изучения Торы способствовал широкому распространению грамотности среди иудеев. Во времена Мишны Б.-М. считался более святым местом, чем синагога, и был независим от нее. В Средние века Б.-М. стал часто размещаться в одном здании с синагогой или рядом с ней. Однако он сохранил свой особый статус, при нем обычно находилась библиотека по всем отраслям раввинистической литературы. В отличие от хедера и йешивы Б.-М. был местом, где любой член общины в Субботу (см. Шаббат) или в свободное время будней мог заниматься изучением Торы и Устного Закона (см.). Часто Б.-М. служил также жильем для учащихся йешивы, приютом для бедных странников.
Энциклопедия РЕЛИГИЯ
Первое упоминание о Б.-М. содержится в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (см. Йеошуа Бен-Сира): "Приблизьтесь ко мне, ненаученные, и водворитесь в доме учения, ибо вы нуждаетесь в этом, и души ваши сильно жаждут" (Сир 51:31-32). Это свидетельствует о существовании Б.-М., по крайней мере, уже в эпоху Второго Храма (см. Храм). Вероятно, учреждение Б.-М. было тесно связано с установлением Эзрой (Ездрой) и Нехемьей (Неемией) обычая круглогодичного чтения Торы перед народом с пояснениями и толкованиями (см. Тора, Танах). Б.-М. как центр изучения Торы способствовал широкому распространению грамотности среди иудеев. Во времена Мишны Б.-М. считался более святым местом, чем синагога, и был независим от нее. В Средние века Б.-М. стал часто размещаться в одном здании с синагогой или рядом с ней. Однако он сохранил свой особый статус, при нем обычно находилась библиотека по всем отраслям раввинистической литературы. В отличие от хедера и йешивы Б.-М. был местом, где любой член общины в Субботу (см. Шаббат) или в свободное время будней мог заниматься изучением Торы и Устного Закона (см.). Часто Б.-М. служил также жильем для учащихся йешивы, приютом для бедных странников.
Энциклопедия РЕЛИГИЯ
ЙЕШИВА (букв. с иврита "сидение", "заседание"; мн. ч. йешивот; отсюда в русской традиции - ешибот) - в иудаизме (см.) - название высшего религиозного учебного заведения, предназначенного для изучения Торы (см.) и Талмуда (см.), а также для подготовки раввинов (см.). Термин "Й." впервые встречается в Книге Премудрости Йеошуа Бен-Сиры (Сир 51:23, 29; см. Йеошуа Бен-Сира), что говорит о существовании подобного института еще в эпоху Второго Храма (см. Храм). Й. вырастает из бет-мидраша (см.) и иногда именуется так; кроме того, для обозначения Й. употреблялись названия метивта или мотва (арам. "заседание"), а также метивта рабба ("великое заседание"), бет-дин ("дом суда"), бет-дин гадоль ("дом великого суда"), что указывает на исполнение Й. судебных функций (когда их возглавлял наси - председатель Санедрина (см.), или Синедриона, возглавлявший еврейское самоуправление в Земле Израиля во 2-5 вв.). О самых ранних Й. ничего не известно. Первая Й., деятельность которой зафиксирована в истории, создана ок. 69-70 рабби Йохананом бен Заккаем (см.) в Явне. Огромную роль в развитии иудаизма и еврейской культуры в целом сыграли в эпоху раннего Средневековья Й. в бывшей Вавилонии - в городах Сура и Пумбедита (см. Талмуд). Й. и сейчас остаются важнейшими центрами иудаизма. В аггадической традиции (см. Аггада) Й. рассматривается как самое полное выражение еврейской жизни. Об этом свидетельствуют легенды о том, что Й. существовали еще в эпоху Патриархов - Праотцев еврейского народа, а также о том, что все великие сыны Израиля и даже потомки великих людей из среды неевреев (см. Гой) участвовали в деятельности Й. Вершиной этой традиции является представление о рае (см. Ган Эден) в иудаизме как о некоей "небесной Й.", где праведники и мудрецы продолжают изучать Тору с участием ангелов и даже Самого Бога (Сота 7 б; Гиттин 68 а; Бава Мециа 85 б- 86 а).
Комментарий