
Показная роскошь уровня жизни значительного числа пасторов неоевангельских церквей вызывает все больше вопросов на фоне бедственного положения большинства служителей, не занимающих руководящих постов, не имеющих прямых контактов с западными организациями, трудящихся на периферии, работающих вне огромных массовых показательных служений.
Всего за десяток лет христианство постсоветского пространства совершило рывок от выживания в условиях тотального коммунизма к "демократической свободе" развитого капитализма, подразумевающей возможность достижения индивидуального успеха любого уровня. Насколько это согласуется со служением, как оно согласуется с христианской моралью, и по-прежнему ли "трудно богатому войти в Царствие Божье" об этих и других вопросах интервью Вячеслава Макарова, главного редактора портала ДРУГИЕ НОВОСТИ и Майкла Моргулиса, президента фонда "Духовная Дипломатия", советника Конгресса Америки.Портал ДРУГИЕ НОВОСТИ представляет эксклюзивное интервью Майкла Моргулиса на тему "преуспевания".
Майкл Моргулис:
Вы спрашиваете, что же произошло в евангельском христианстве за последнее время? Произошло то, что в исследовательской науке именуется "подменой понятий". Вроде бы всё то же, но это уже другое, не настоящее. Вроде бы та же деревня, но это уже христианская "потёмкинская деревня". Можно сказать, что большую часть евангельского христианства постсоветского пространства постигло глобальное духовное несчастье. Именно оно проиграло постсоветскому миру, потому что пошло на сговор с ним, приняло его условие игры и заманчивые предложения, и не только во внешних атрибутах жизни и поведения, но приняло это с убеждением ВНУТРИ. Оно не изменило мир, а само изменилось под влиянием мира.
К сожалению, часто среди тех, кто с поднятыми руками и белыми флагами шёл сдаваться первыми шли пасторы неоНовых церквей, хотя надо сказать, в этом пораженческом походе, к ним примкнули некоторые руководители традиционных протестантских церквей. В этом марше духовно обреченных было много лидеров, которые сдали христианство, даже чисто формально, заменив благоговейную молитву, протестантскую рассудительность и романтику, на крики сродни тем, которые любили хунвейбины во время культурной революции в Китае: "Брать! Стоять! Держать! Побеждать!" Конечно, у них есть свой оправдательный вердикт: Внутри мы верные, внутри мы библейские. НоНеизвестно, кто какой внутри, в душу тщательно задрапированную пасторской мантией, заглянуть трудно. Они декларируют с кафедры серьёзные вещи хотя их искренности можно верить или не верить. Но зато мы наблюдаем, как многие из них стали вести себя внешне.Надо открыто отметить, что у многих лидеров пропало чувство так называемого христианского стыда, ибо христианскую мораль они бесцеремонно переделали для себя, "под себя". То, что было раньше неприличным для верующего человека, теперь сделали признаком "Божьего благословения". Поэтому на "благословенных" встречах демонстративно сунут друг другу под нос "рыжие" часы, ездят в навороченных машинах и потакают велению плоти в дорогих ресторанах. Мир подсунул им Искушение, а они оказались слабыми, забыли все предупреждения Бога, ну, очень захотелось попробовать Искушение, и откусили от этого вечного яблока Только Адам и Ева стали после этого стесняться, а эти наоборот, стесняться перестали.
По сути,Христианство стало проигрывать битву постсоветскому миру тогда, когда мир предложил им это Искушение, как мирской логичный результат для процветающих людей.Предложил в первую очередь пасторам и лидерам церквей. Это не было искушением в пустыне, как у Христа, это было искушение Бытом, искушение Сладкой жизнью, искушение волками, загримированными под ягнят. И все эти искусители достаточно оперативно и быстро переделали сердцевину христианства, придав слову благословение однобокий материалистический смысл. И тем самым, сделали из слова благословение слово "оправдание" - оправдание своего богатства и своего поведения и своей псевдохристианской позиции. Я не имею сейчас в виду иерархов официальной церкви, которые бросились продавать водку и сигареты, освящать нефтяные компании. Я говорю о евангельских верующих, которые всегда традиционно придерживались библейской морали, и даже подчёркивали этим своё отличие от мира и других церковных групп. Теперь же, некоторые из них, не выдержали искушений, преподнесённых во время технологических и материалистических революций и сдались
Вообще же, богатство у людей может быть, а может и не быть. Среди прихожан могут быть богатые люди. Среди них могут быть бывшие бандиты, мафиози и фарцовщики, если они покаялись. Но пасторы, даже если это бывшие бандиты и фарцовщики, в силу своего теперешнего духовного звания - не могут оправдывать словом благословение алчное отношение к материальным ценностям. Многие богатые верующие говорят: Так и нам вся эта показуха не нравится, но ведь необходимо поддерживать такое отношение к жизни, чтобы можно было свидетельствовать. Вот уж глубоко законспирированное лукавство А может, просто, у них не закончилось духовное детство? На минутку представил себе апостола Павла с Ролликсом на руке, в чёрном Мерсе, с охраной из язычников! Если этого сравнения мало, добавьте сами, пофантазируйте, представьте Петра на Феррари, Иоанна на Хаммере.
Так что же это такое, если перейти на язык медицины В действительности, это опасная заразная болезнь, чесотка души, туберкулёз духа. Потому и все мы, относясь к этому отрицательно, порой испытываем подобные симптомы
Так что, былапроделана некая операция, которой подвергли себя верующие. Это можно назвать духовным харакири. Они отсекли в себе механизм страха Божьегои потом, своими компромиссами с миром вытравили из себя традиционную рыцарскую евангельскую скромность. Не важно, как кто понимает страх Божий, его отсекли и вытравили, и многие теперь живут без этого механизма, без этого важнейшего для верующего Божьего прибора.
Вячеслав Макаров:
Да, но практически, чем же это плохо обладать богатством? Может быть, основная проблема в том, что у таких религиозно лидирующих людей и пасторов есть богатство, и в это же время, в их церквях очень много бедных людей?
Майкл Моргулис:
Есть определенные общепринятые духовные нормы. У бизнеса, к примеру, свои нормы когда хозяин большой компании ездит на Ролс Ройсе, это говорит о преуспевании компании. Хозяин скромной компании на Ролс Ройсе просто не поедет он свои стандарты понимает. Но это стандарты мира. А есть другие, духовные стандарты для людей, которые утверждают, что служат Христу. И вот эти духовные стандарты некоторые не понимают. Пасторы забывают, что они не владельцы компаний, а пастухи Божьего стада. Поэтому, сегодня многие церкви становятся похожими на шумный бизнес, причём, с этаким военизированным оттенком. Когда-то, в Америке, когда я был молодым, популярный христианский интеллектуал Питер Дейнека говаривал: "Нельзя пастору или миссионеру ездить на Кадиллаке, это неприлично" Вот оно, это точное слово, утерянное на нашем "празднике жизни", утеряно благородство христианского понятия слова "ПРИЛИЧНО"!
Кроме того, пастор это человек, который, предполагается, хоть частично, живет на деньги общины. Даже если он где-то подрабатывает, или ему кто-то лично деньги или подарки даёт, всё равно, у людей возникает автоматическая реакция, о том, что эти деньги взяты от церкви. Например, все обвиняют в подобном поведение политиков, они, мол, все бизнесмены, обвиняют в этом, даже если это не так. Это потому, что теперь в постсоветском пространстве, слова "политик" и "бизнесмен" часто сливаются в одно понятие. А, кстати, государственное лицо не имеет права, не может одновременно быть бизнесменом и политиком По-крайней мере, в Америке. Если ты идёшь в политику хочешь представлять интересы народа, а не брать у него то ты должен передать свой бизнес другим. А когда человек политик, да еще и богатый все понимают, что богатство свое он откуда-то взял, не с затонувшего корабля, а с какого-то бюджета, который был выделен на что-то И даже, если политик может себя обеспечить законным путём, всё равно его будут подозревать Итак, если ты работаешь для людей, которые тебя избрали, то ты обязан помнить об этом. Не искушай их.
Так и пастор. Если у какого-то пастора сеть магазинов по продаже зонтов, гробов, грибов, книг, краски или еще чего-то, то даже если он зарабатывает деньги приличным путём, всё равно люди будут думать, что это, пусть частично, но с денег церковных. Так что нельзя забывать о том, что ты служишь людям, которые тебя избрали. Не ставьте себя на место Христа, не забывайте, Его послал служить Бог, а вас послали люди. А принимал ли Бог участие в вашем служении, будет видно потом, по делам и по жизни вашей. Постоянно повторяю всем и себе: "Наша лучшая проповедь это наша жизнь"
Я думаю, что пастор, который не может победить себя в этом вопросе, должен просто тихо оставить своё служение. Он может стать даже проповедником-бизнесменом, благовествующим другим бизнесменам, но не пастором. Потому что быть таким пастором это искушение, как для мира, так и для христиан.
Смотрите, как в народе говорят об официальной церкви? Мол, святые отцы продают, пьют, делают всё за деньги и т.п. Раньше, только о них говорили, сейчас будут говорить и уже говорят так о протестантских пасторах. Хотя и в том и в другом случае нельзя говорить обо всех огульно. И в православие есть много прекрасных и светлых подвижников, и в протестантстве большинство смиренных и чистых людей. Но по поводу лидеров протестантских общин, у бедного народа складывается предубеждение, что, дескать, это они на американские деньги так хорошо живут То, что дают им на развитие церкви, они пускают на развитие своих домов, машин, семьи Вот так говорят люди, по-русски, а не по-французски А разве это не так?
Я сейчас сознательно пользуюсь таким откровенным бытовым языком, на котором разговаривают люди в жизни. Я не хочу завуалировать эти слова более красивыми. Народ рассуждает именно такими категориями. Верующие люди, может быть не вслух, а неверующие вслух.
Если подвести итог сказанному, то в данном периоде истории постсоветского евангельского христианства, церковь проиграла миру, приняла от мира Искушение Особенно это видно в мегоцерквях с харизматическим направлением. Именно в этих церквях, харизматизм международного разлива привил мысль, что благословение измеряется в пересчёте на деньги. Но по Библии, благословение это благословение по духу. Бог может дать огромные возможности для заработков, но я не думаю, что в задачи Бога, как духовного организма и Творца, входят заботы о материальной заинтересованности людей, по поводу которой сегодня весь мир только и полемизирует. Господь всегда говорит о вещах духовного характера. А мы Его духовные мысли хотим прикрутить к низкопробному материальному желанию, к вещизму.
Вячеслав Макаров:
Да, но те же харизматические церкви могут сказать, возьмите Второзаконие, 8:18 Бог дает силу приобретать богатство. Основная вера в неопятидесятнических, харизматических церквах такова, что связь благословения духовного в его материальном выражении это не грех вообще
Майкл Моргулис:
Ну, во-первых, можно из Библии накидать чего угодно и как угодно. Дело в том, что Библией часто пользуются, как пользовались китайцы цитатником Мао Дзедуна. Особенно современные верующие. И в этом деле пропал страх Божий! Беспардонно вырываются цитаты из Библии, хотя сказано Богом и понятно из Библии, что всё библейское завязано в одном контексте. Берётся лишь то, что нужно, а что не нужно сознательно отвергается.
...
Комментарий