Иногда на форуме тот или иной участник заявляет о своем переходе из конфессии в конфессию, о смене деноминации. Конечно, массовой миграции не наблюдается, тем не менее мне всегда были любопытны мотивы этих интересных людей, их разочарования ведь такое решение принято бывает, как говорится, не с потолка, а основано на длительных размышлениях. С другой же стороны, на все воля Господа. Вот и у меня наступил перелом. Хотя для меня он не является неожиданностью. С начала 90-х я де- факто ушел из МП РПЦ, с середины 90-х де-юре. МП РПЦ в то время из Русской Православной Церкви превратилась, как и многое в России в те года, в группировку под христианской вывеской. До этого же я, чем мог, помогал РПЦ. Существенна ли была моя помощь ? Думаю, что да. Например, будучи депутатом первого созыва Ставропольской Думы, из убеждений активно содействовал интересам местного епархиального управления РПЦ «протаскивал» передачу им храмовых комплексов, включение в герб краевого центра православной символики и т.д. А уважение к РПЦ я начал терять с одного, на первый взгляд, незначительного факта. В начале тех же 90-х в Ставрополь приезжал Алексий II. Мы с семьей едем домой по трассе из Пятигорска, вдруг рев сирен, светомузыка мигалок, дикий ор из матюгальников гаишных машин «Всем на обочину! Всем на обочину !» Мимо нас со свистом проносится кавалькада черных лимузинов. Это проследовал монах РПЦ, раб Божий Алексий, мой брат во Христе. Потом последовали поиски «настоящего» Православия. Искал у катакомбников, у суздальцев, у греков. Уже будучи рукоположен в ИПЦ, все искал А в нашем российском, по выражении одного, «альтернативном» православии, все оказалось комедийно. Непрестанные локальные войнушки, склоки и дробления и без того мизерных общинок.
Мои предки по обеим линиям старообрядцы из вятского, изначально бывшего федосеевского согласия. Потом там все перемешалось кто в поморское ушел, кто в единоверчество, кто к рогожцам. Я лично крещен в единоверческой церкви. Но особо с РПЦ МП ни у кого из наших никогда диалога не было. До революции в России даже по переписи населения 10% православных объявляли себя староверами различных толков. Здесь нужно еще учесть следующее с Петра 1 государство максимально прижимало именно старообрядцев. Так, все налоги старообрядцы были обязаны выплачивать в двойном размере. Поэтому многие из них и заявляли себя в юрисдикции РПЦ, которая, кстати, тогда называлась официально интересно: Греко-Российская Кафолическая Церковь. И управлял ей Синод государственная организация со светским обер-прокурором во главе. А РПЦ МП как религиозная организация появилась лишь после революции, в 20-х годах, с регистрации на Лубянке лиц, видимо, особо приближенных к большевикам так наз. «Канцелярии Временного Синода МП РПЦ» во главе с митрополитом Сергием Страгородским. Вот откуда у того, что сегодня называется РПЦ, ноги растут. Так в каком же месте здесь русское Православие ? Оно сохранилось лишь в малочисленных старообрядческих общинах. Почему малочисленных ? На протяжении всей истории с Петра 1 со стороны и светской, и придворно-церковной власти старообрядцы подвергались репрессиям. Несмотря на то, что русское национальное достоинство, если допустить, что оно еще существует, находится именно в старообрядчестве. На рубеже 19-20 веков Россия была экономически наиболее сильна. Почему ? А в том числе и потому, что активизировались старообрядцы носители настоящего русского духа. Старообрядческое купечество и промышленники, бывшие крепостные староверы быстро заняли все ниши в чахлой, пьющей и праздной экономике. Навскидку только по Москве Рябушинские, Морозовы, Гучковы, Хлудовы, Кузнецовы. В каждом регионе, если присмотреться наиболее крупные местные промышленники были старообрядцами (особенно Поволжье, Урал и Сибирь), как и руководители большинства органов муниципального самоуправления до революции. Они же были и хранителями русской культуры наиболее крупные библиотеки, картинные галереи (например, Третьяков). Они же были и учеными многие в порядке хобби увлекались сложнейшими науками или это было их профессией (Боткин). Но государство никогда не давало сильным экономически и духовно старообрядцам воли, удерживая их в узде. Казачество донское, терское, уральское, сибирское было испокон старообрядческим. Но там насильно насаждали госрелигию никоновщину, а потом и РПЦ. А вот теперь и у меня вопрос а почему ? В чем был смысл уничтожения русского достоинства старообрядческого Православия, а ведь здесь не последнюю роль сыграла и госрелигия - РПЦ ? Неприязнь к власти, преследующей ревнителей древнего благочестия, переросла в старообрядческое среде в критическое отношение к власти вообще. Старообрядцы всем сердцем любят древнюю Русь, ее святых подвижников, ее благочестивый народ. Но вот парадокс: у них нет культа благочестивых светских руководителей, в том числе руководителей государства. Наверное, в этом причина постоянных гонений на старообрядцев. Современное сознание забывает о своих религиозных корнях. Особенно русское. Забывает потому, что эти корни гораздо труднее проследить в России, нежели на Западе. Демократическое правовое общество выросло на Западе в значительной степени из религиозных идей здесь можно назвать и Лютера, и Кальвина, и американских пуритан, и Фому Аквинского. Современное русское сознание, хотя и отринуло коммунизм, в представлениях о собственном происхождении не ушло далеко от идейной генеалогии, которую выстраивал Ленин: Радищев декабристы Герцен... Вот и результат. Впрочем, отвлекся. Так вот ухожу в старообрядческую Церковь. Если примут. Я для них слишком апостасиен, слишком мирской человек. То, что для РПЦ духовный подвиг, для старообрядцев обыденность и повседневная норма. Единственное, что я должен еще решить для себя, как ни странно: еще стоит выбор, куда из двух приемлемых мне, но таких разных, на первый взгляд, согласий белокриницкое (поповское) или поморское (беспоповцы). Но в любом случае, уже ничто, кроме старообрядчества, назвать Русским Православием не могу. А тем, кто хотел бы ближе узнать, что такое русское старообрядчество, очень рекомендую не байки слушать, а хотя бы у Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» почитать, хотя по административной должности этот писатель и боролся со старообрядческими общинами.
Мои предки по обеим линиям старообрядцы из вятского, изначально бывшего федосеевского согласия. Потом там все перемешалось кто в поморское ушел, кто в единоверчество, кто к рогожцам. Я лично крещен в единоверческой церкви. Но особо с РПЦ МП ни у кого из наших никогда диалога не было. До революции в России даже по переписи населения 10% православных объявляли себя староверами различных толков. Здесь нужно еще учесть следующее с Петра 1 государство максимально прижимало именно старообрядцев. Так, все налоги старообрядцы были обязаны выплачивать в двойном размере. Поэтому многие из них и заявляли себя в юрисдикции РПЦ, которая, кстати, тогда называлась официально интересно: Греко-Российская Кафолическая Церковь. И управлял ей Синод государственная организация со светским обер-прокурором во главе. А РПЦ МП как религиозная организация появилась лишь после революции, в 20-х годах, с регистрации на Лубянке лиц, видимо, особо приближенных к большевикам так наз. «Канцелярии Временного Синода МП РПЦ» во главе с митрополитом Сергием Страгородским. Вот откуда у того, что сегодня называется РПЦ, ноги растут. Так в каком же месте здесь русское Православие ? Оно сохранилось лишь в малочисленных старообрядческих общинах. Почему малочисленных ? На протяжении всей истории с Петра 1 со стороны и светской, и придворно-церковной власти старообрядцы подвергались репрессиям. Несмотря на то, что русское национальное достоинство, если допустить, что оно еще существует, находится именно в старообрядчестве. На рубеже 19-20 веков Россия была экономически наиболее сильна. Почему ? А в том числе и потому, что активизировались старообрядцы носители настоящего русского духа. Старообрядческое купечество и промышленники, бывшие крепостные староверы быстро заняли все ниши в чахлой, пьющей и праздной экономике. Навскидку только по Москве Рябушинские, Морозовы, Гучковы, Хлудовы, Кузнецовы. В каждом регионе, если присмотреться наиболее крупные местные промышленники были старообрядцами (особенно Поволжье, Урал и Сибирь), как и руководители большинства органов муниципального самоуправления до революции. Они же были и хранителями русской культуры наиболее крупные библиотеки, картинные галереи (например, Третьяков). Они же были и учеными многие в порядке хобби увлекались сложнейшими науками или это было их профессией (Боткин). Но государство никогда не давало сильным экономически и духовно старообрядцам воли, удерживая их в узде. Казачество донское, терское, уральское, сибирское было испокон старообрядческим. Но там насильно насаждали госрелигию никоновщину, а потом и РПЦ. А вот теперь и у меня вопрос а почему ? В чем был смысл уничтожения русского достоинства старообрядческого Православия, а ведь здесь не последнюю роль сыграла и госрелигия - РПЦ ? Неприязнь к власти, преследующей ревнителей древнего благочестия, переросла в старообрядческое среде в критическое отношение к власти вообще. Старообрядцы всем сердцем любят древнюю Русь, ее святых подвижников, ее благочестивый народ. Но вот парадокс: у них нет культа благочестивых светских руководителей, в том числе руководителей государства. Наверное, в этом причина постоянных гонений на старообрядцев. Современное сознание забывает о своих религиозных корнях. Особенно русское. Забывает потому, что эти корни гораздо труднее проследить в России, нежели на Западе. Демократическое правовое общество выросло на Западе в значительной степени из религиозных идей здесь можно назвать и Лютера, и Кальвина, и американских пуритан, и Фому Аквинского. Современное русское сознание, хотя и отринуло коммунизм, в представлениях о собственном происхождении не ушло далеко от идейной генеалогии, которую выстраивал Ленин: Радищев декабристы Герцен... Вот и результат. Впрочем, отвлекся. Так вот ухожу в старообрядческую Церковь. Если примут. Я для них слишком апостасиен, слишком мирской человек. То, что для РПЦ духовный подвиг, для старообрядцев обыденность и повседневная норма. Единственное, что я должен еще решить для себя, как ни странно: еще стоит выбор, куда из двух приемлемых мне, но таких разных, на первый взгляд, согласий белокриницкое (поповское) или поморское (беспоповцы). Но в любом случае, уже ничто, кроме старообрядчества, назвать Русским Православием не могу. А тем, кто хотел бы ближе узнать, что такое русское старообрядчество, очень рекомендую не байки слушать, а хотя бы у Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» почитать, хотя по административной должности этот писатель и боролся со старообрядческими общинами.
Комментарий