В мире бытует несколько основных точек зрения на понятие «христианин», причем ни одна из них, как мне кажется, не соответствует действительности. К примеру, далекие от Церкви и христианства люди склонны усматривать христианином всякого, родившегося в определенном, «христианском» народе. Родился русским или белорусом, стало быть, автоматически родился христианином так сказать, по праву рождения.
Люди околоцерковные в основном склонны считать христианином каждого крещенного в христианской церкви (в данном случае неважно в какой). Ну а поскольку большинство из нас были крещены в несознательном возрасте, полку номинальных христиан прибывает людей, для которых обращение в христианство никогда не было личным и осознанным выбором.
И, наконец, третья точка зрения, принадлежащая главным образом людям церковным, сводится к тому, что христианином можно считать всякого верующего (набожного) человека, публично заявляющего о своей вере, либо открыто ее исповедующего посредством следования церковным предписаниям и/или старающегося делать добрые, богоугодные дела. В этой позиции, в отличие от двух предыдущих, по крайней мере, присутствует хоть какое-то здравое зерно, но и она, к сожалению, также весьма далека от евангельской.
В свое время за Христом ходили две основные группы людей: узкий круг составляли ученики, оставившие все и последовавшие за Ним, для которых Он был центром жизни, а также толпы народа, приходящие к Нему, чтобы услышать Слово Божье и потом вернуться домой к прежней «оседлой» жизни.
Точно так и сегодня есть пусть и ничтожное количество тех, кто в духовном или буквальном смысле «оставил все и последовал за Ним». Именно и только эти люди и могут с полным правом именоваться христианами. Прочие же, к числу которых, разумеется, отношу и себя, составляющие толпы народа (которых Христос не отвергал, но терпеливо наставлял) если и могут называться христианами, то авансом, и с очень большой натяжкой. По сути же, они христианами не являются. Хочется верить, пока.
Христианин есть тот, кто живет Христом, для кого исполнение воли Божьей стало делом всей жизни служением, по сравнению с которым все остальное отходит на второй план (необязательно, совсем исчезает, но значительно меркнет). Пример настоящего христианина апостол Павел. Все мы знаем, что он по праву почитается верующими, и справедливо свидетельствовал о себе, говоря: «уже не я живу, но живет во мне Христос». Притом Павел не почитал себя достигшим (как порой делаем мы, ничего не достигнув), но неизменно стремился к большему, так как нет предела совершенству во Христе.
Церковь названа солью мира. Но степень ее солености и эффективности христианского свидетельства напрямую зависит от процента настоящих, а не урожденных-номинальных-авансовых христиан. Лучше один подлинно святой, чем сто постоянно грешащих. К слову, христианские святые и были образцом настоящих христиан, поскольку святость есть норма жизни христианина, а не идеал. Но поскольку желающих стать на узкий путь следования за Христом становилось со временем все меньше и меньше, то посвятивших свою жизнь Христу стали именовать святыми и канонизировать, а не посвятивших назвали христианами, мол, что с них взять. Вспоминаются слова Христа: «что вы говорите мне «Господи, Господи» и не делаете того, что Я говорю?». Так и мы предпочитаем жить во грехе, но памятники пророкам ставим исправно, заменяя жизнь с Богом христианской разновидностью идолопоклонства.
Кроме того, христианин есть человек, похожий на Христа, подобный Ему по возможности во всем. Если я живу суетой, и время от времени вспоминаю, что был (или есть) такой Христос, то назвать меня христианином просто невозможно. Для христианина в глазах окружающих фанатика, сектанта Христос есть все. Он может дерзновенно сказать вместе с ап.Павлом: «для меня жизнь Христос, и смерть приобретение». Всем же остальным, как верующим, так и не очень, еще только предстоит проделать тернистый и долгий путь к званию христианина.
Стать христианином означает полностью, а не частично переродиться, пережить внутри себя подлинную революцию духа, начать жить духовными, а не мирскими ценностями, и мыслить духовными же категориями. И до тех пор, пока этого не произойдет, полезнее, дабы не обольщаться и не прослыть самозванцами, вообще не называть себя христианами, но только стремящимися ими стать (по аналогии с «я не волшебник, а только учусь»).
Вряд ли Церковь понесла от чего-либо больший урон, чем от признания христианами и своими чадами тех, кто никогда ими не являлся. Подозреваю, хотя и не могу сказать однозначно за неимением личного опыта, что быть христианином значит жить на качественно ином уровне. Это не значит, не иметь проблем, или никогда не падать, но это значит жить в первую и единственную очередь духовными ценностями и нуждами, видеть вокруг себя то, о чем свидетельствовал Христос: «жатвы много, а делателей мало». Сегодня жатвы стало в разы больше, а делатели как назло испарились. Может, оттого и жатвы прибавилось, что жать некому.
Зато появилось множество бездельников, называющих себя верующими-христианами, и не желающих палец о палец ударить ради Бога. Нет ничего страшнее, чем в один «прекрасный» момент обнаружить себя в их числе уж лучше совсем не знать Христа, чем, познав, вернуться к прежнему, внешне благообразному, но при этом бесконечно далекому от креста образу жизни. Образу жизни самодовольных религиозных обывателей, кичащихся своей набожностью и самоправедностью, и при этом благополучно распинающих Христа и до краев наполненных суетой.
Воистину, лучше честно отойти от Бога (так есть хоть какая-то возможность покаяться и начать жить по вере), чем продолжать играть в христианство и строить из себя верующих.
25.09.2010
Люди околоцерковные в основном склонны считать христианином каждого крещенного в христианской церкви (в данном случае неважно в какой). Ну а поскольку большинство из нас были крещены в несознательном возрасте, полку номинальных христиан прибывает людей, для которых обращение в христианство никогда не было личным и осознанным выбором.
И, наконец, третья точка зрения, принадлежащая главным образом людям церковным, сводится к тому, что христианином можно считать всякого верующего (набожного) человека, публично заявляющего о своей вере, либо открыто ее исповедующего посредством следования церковным предписаниям и/или старающегося делать добрые, богоугодные дела. В этой позиции, в отличие от двух предыдущих, по крайней мере, присутствует хоть какое-то здравое зерно, но и она, к сожалению, также весьма далека от евангельской.
В свое время за Христом ходили две основные группы людей: узкий круг составляли ученики, оставившие все и последовавшие за Ним, для которых Он был центром жизни, а также толпы народа, приходящие к Нему, чтобы услышать Слово Божье и потом вернуться домой к прежней «оседлой» жизни.
Точно так и сегодня есть пусть и ничтожное количество тех, кто в духовном или буквальном смысле «оставил все и последовал за Ним». Именно и только эти люди и могут с полным правом именоваться христианами. Прочие же, к числу которых, разумеется, отношу и себя, составляющие толпы народа (которых Христос не отвергал, но терпеливо наставлял) если и могут называться христианами, то авансом, и с очень большой натяжкой. По сути же, они христианами не являются. Хочется верить, пока.
Христианин есть тот, кто живет Христом, для кого исполнение воли Божьей стало делом всей жизни служением, по сравнению с которым все остальное отходит на второй план (необязательно, совсем исчезает, но значительно меркнет). Пример настоящего христианина апостол Павел. Все мы знаем, что он по праву почитается верующими, и справедливо свидетельствовал о себе, говоря: «уже не я живу, но живет во мне Христос». Притом Павел не почитал себя достигшим (как порой делаем мы, ничего не достигнув), но неизменно стремился к большему, так как нет предела совершенству во Христе.
Церковь названа солью мира. Но степень ее солености и эффективности христианского свидетельства напрямую зависит от процента настоящих, а не урожденных-номинальных-авансовых христиан. Лучше один подлинно святой, чем сто постоянно грешащих. К слову, христианские святые и были образцом настоящих христиан, поскольку святость есть норма жизни христианина, а не идеал. Но поскольку желающих стать на узкий путь следования за Христом становилось со временем все меньше и меньше, то посвятивших свою жизнь Христу стали именовать святыми и канонизировать, а не посвятивших назвали христианами, мол, что с них взять. Вспоминаются слова Христа: «что вы говорите мне «Господи, Господи» и не делаете того, что Я говорю?». Так и мы предпочитаем жить во грехе, но памятники пророкам ставим исправно, заменяя жизнь с Богом христианской разновидностью идолопоклонства.
Кроме того, христианин есть человек, похожий на Христа, подобный Ему по возможности во всем. Если я живу суетой, и время от времени вспоминаю, что был (или есть) такой Христос, то назвать меня христианином просто невозможно. Для христианина в глазах окружающих фанатика, сектанта Христос есть все. Он может дерзновенно сказать вместе с ап.Павлом: «для меня жизнь Христос, и смерть приобретение». Всем же остальным, как верующим, так и не очень, еще только предстоит проделать тернистый и долгий путь к званию христианина.
Стать христианином означает полностью, а не частично переродиться, пережить внутри себя подлинную революцию духа, начать жить духовными, а не мирскими ценностями, и мыслить духовными же категориями. И до тех пор, пока этого не произойдет, полезнее, дабы не обольщаться и не прослыть самозванцами, вообще не называть себя христианами, но только стремящимися ими стать (по аналогии с «я не волшебник, а только учусь»).
Вряд ли Церковь понесла от чего-либо больший урон, чем от признания христианами и своими чадами тех, кто никогда ими не являлся. Подозреваю, хотя и не могу сказать однозначно за неимением личного опыта, что быть христианином значит жить на качественно ином уровне. Это не значит, не иметь проблем, или никогда не падать, но это значит жить в первую и единственную очередь духовными ценностями и нуждами, видеть вокруг себя то, о чем свидетельствовал Христос: «жатвы много, а делателей мало». Сегодня жатвы стало в разы больше, а делатели как назло испарились. Может, оттого и жатвы прибавилось, что жать некому.
Зато появилось множество бездельников, называющих себя верующими-христианами, и не желающих палец о палец ударить ради Бога. Нет ничего страшнее, чем в один «прекрасный» момент обнаружить себя в их числе уж лучше совсем не знать Христа, чем, познав, вернуться к прежнему, внешне благообразному, но при этом бесконечно далекому от креста образу жизни. Образу жизни самодовольных религиозных обывателей, кичащихся своей набожностью и самоправедностью, и при этом благополучно распинающих Христа и до краев наполненных суетой.
Воистину, лучше честно отойти от Бога (так есть хоть какая-то возможность покаяться и начать жить по вере), чем продолжать играть в христианство и строить из себя верующих.
25.09.2010
Комментарий