Понятие «веры» является ключевым понятием для христианина, и, однако же, мы зачастую вкладываем в него совершенно разный и подчас неприсущий ему смысл. И это несмотря на то, что, по свидетельству Писания, наше спасение напрямую зависит от нашей веры.
Так, мы зачастую отождествляем «веру в существование Бога» с собственно верой в Бога, и потому склонны называть верующим любого, кто верит, что Бог есть. Но точно так верят и бесы, и, тем не менее, верующими в Бога их не назовешь даже с натяжкой.
«Имейте веру Божью» - сказал Христос. Есть вера Божья как всецелое упование на Него, и вера человеческая как признание факта существования Высшего Разума. Второе необходимое, но недостаточное условие для наличия веры Божьей.
Можно верить и даже знать, что Бог есть (как бесы), но не веровать в Него. К примеру, когда мы говорим товарищу: «давай, брат, я в тебя верю», это означает не то, что мы верим, что такой человек существует, но что мы рассчитываем на него в каком-либо важном деле. Аналогичным образом, веровать в Бога означает положиться на Него всей душою, в пределе поставить и саму жизнь на кон.
Поэтому когда мы верим в существование Бога, но не подтверждаем нашу веру жизнью, тем самым мы свидетельствуем о себе, что по сути являемся неверующими, хотя и знающими, что Бог есть. Неслучайно у ап. Иакова сказано, что «человек спасается делами, а не верою только, ибо вера без дел мертва».
Живая вера, вера Божья есть жизнь верой и по вере, реализация знания о существовании Бога в практической жизни. И, наоборот, мертвая вера есть лишь головное знание о существовании Бога, которое никак или почти никак не воплощается на практике.
Эти две веры, по нелепому недоразумению (а может, напротив, не без умысла) именуемые одним и тем же словом, противопоставляются как вера Божья и вера человеческая, вера живая и вера мертвая, вера подлинная и вера ложная, вера теоретическая и вера практическая, и, наконец, вера сердца и вера разума. И тогда как вера Божья есть жизнь в Духе Святом, то вера «не Божья», есть существование по стихиям мира сего.
Таким образом, факт веры в существование Бога, хотя и похвальный, сам по себе не приближает человека к спасению. Он приобретает смысл лишь тогда, когда человек начинает жить в соответствии с этой верой, грубо говоря, «практиковать свою веру». В противном случае, вера в существование Бога будет лишь отягчающим обстоятельством и осудит человека, знающего, что Бог есть и, однако же, не следующего Ему.
И когда нас спрашивают верующие ли мы, прежде чем по обыкновению с готовностью воскликнуть «о, да, конечно!» давайте задумаемся, действительно ли и насколько это так, живем ли мы в соответствии с собственной верой?
Лично я на вопрос о существовании Бога без колебаний отвечу, что верю, более того, опытно (хотя и субъективно) удостоверен в Его существовании, но на вопрос о том, являюсь ли верующим, к сожалению (и это будет правдой), не дам однозначного ответа. Точно так на вопрос о том, являюсь ли я, скажем, начитанным человеком, я не смогу ответить, не задумываясь. С одной стороны, вроде бы да, но с другой однозначно нет, в общем, смотря, с чем и кем сравнивать.
Так же и с верой. В человеке может быть «вера с горчичное зерно», которая в потенциале способна двигать горы, но в данный момент едва заметна для самого человека люди с такой верой неоднократно обращались ко Христу с просьбой об исцелении. Есть вера более совершенная, какой была без сомнения вера апостола Павла.
Поэтому апостол и призывает нас «переходить из веры в веру» и «думать о себе скромно, по мере веры, которую каждому Бог уделил». Мера веры или лучше верности Богу неодинакова у разных людей один приносит плод десятикратный, другой стократный, третий же спасается «как бы из огня», прожив бесплодную жизнь. Во всех этих случаях у человека имеется действительная вера, как дар Божий, но действенность или эффективность ее в человеке бывает разной.
Трудно судить о наличии или отсутствии веры в ком-либо порою и невозможно, и даже прямо запрещено. Христу великому Сердцеведцу было достаточно одного взгляда, чтобы определить, есть ли в человеке вера. Нам, порою, недостаточно прожить рядом с человеком и целую жизнь. Но о себе мы, по слову апостола, прямо обязаны судить «испытывайте себя, в вере ли вы, сами себя исследуйте», ибо от ответа на этот вопрос зависит наше спасение.
Таким образом, никто из нас не может оправдаться верой в существование Бога, но каждый оправдывается (или осуждается) исключительно собственной жизнью.
«Каждый смотри, как строит»...
24.09.2008
Так, мы зачастую отождествляем «веру в существование Бога» с собственно верой в Бога, и потому склонны называть верующим любого, кто верит, что Бог есть. Но точно так верят и бесы, и, тем не менее, верующими в Бога их не назовешь даже с натяжкой.
«Имейте веру Божью» - сказал Христос. Есть вера Божья как всецелое упование на Него, и вера человеческая как признание факта существования Высшего Разума. Второе необходимое, но недостаточное условие для наличия веры Божьей.
Можно верить и даже знать, что Бог есть (как бесы), но не веровать в Него. К примеру, когда мы говорим товарищу: «давай, брат, я в тебя верю», это означает не то, что мы верим, что такой человек существует, но что мы рассчитываем на него в каком-либо важном деле. Аналогичным образом, веровать в Бога означает положиться на Него всей душою, в пределе поставить и саму жизнь на кон.
Поэтому когда мы верим в существование Бога, но не подтверждаем нашу веру жизнью, тем самым мы свидетельствуем о себе, что по сути являемся неверующими, хотя и знающими, что Бог есть. Неслучайно у ап. Иакова сказано, что «человек спасается делами, а не верою только, ибо вера без дел мертва».
Живая вера, вера Божья есть жизнь верой и по вере, реализация знания о существовании Бога в практической жизни. И, наоборот, мертвая вера есть лишь головное знание о существовании Бога, которое никак или почти никак не воплощается на практике.
Эти две веры, по нелепому недоразумению (а может, напротив, не без умысла) именуемые одним и тем же словом, противопоставляются как вера Божья и вера человеческая, вера живая и вера мертвая, вера подлинная и вера ложная, вера теоретическая и вера практическая, и, наконец, вера сердца и вера разума. И тогда как вера Божья есть жизнь в Духе Святом, то вера «не Божья», есть существование по стихиям мира сего.
Таким образом, факт веры в существование Бога, хотя и похвальный, сам по себе не приближает человека к спасению. Он приобретает смысл лишь тогда, когда человек начинает жить в соответствии с этой верой, грубо говоря, «практиковать свою веру». В противном случае, вера в существование Бога будет лишь отягчающим обстоятельством и осудит человека, знающего, что Бог есть и, однако же, не следующего Ему.
И когда нас спрашивают верующие ли мы, прежде чем по обыкновению с готовностью воскликнуть «о, да, конечно!» давайте задумаемся, действительно ли и насколько это так, живем ли мы в соответствии с собственной верой?
Лично я на вопрос о существовании Бога без колебаний отвечу, что верю, более того, опытно (хотя и субъективно) удостоверен в Его существовании, но на вопрос о том, являюсь ли верующим, к сожалению (и это будет правдой), не дам однозначного ответа. Точно так на вопрос о том, являюсь ли я, скажем, начитанным человеком, я не смогу ответить, не задумываясь. С одной стороны, вроде бы да, но с другой однозначно нет, в общем, смотря, с чем и кем сравнивать.
Так же и с верой. В человеке может быть «вера с горчичное зерно», которая в потенциале способна двигать горы, но в данный момент едва заметна для самого человека люди с такой верой неоднократно обращались ко Христу с просьбой об исцелении. Есть вера более совершенная, какой была без сомнения вера апостола Павла.
Поэтому апостол и призывает нас «переходить из веры в веру» и «думать о себе скромно, по мере веры, которую каждому Бог уделил». Мера веры или лучше верности Богу неодинакова у разных людей один приносит плод десятикратный, другой стократный, третий же спасается «как бы из огня», прожив бесплодную жизнь. Во всех этих случаях у человека имеется действительная вера, как дар Божий, но действенность или эффективность ее в человеке бывает разной.
Трудно судить о наличии или отсутствии веры в ком-либо порою и невозможно, и даже прямо запрещено. Христу великому Сердцеведцу было достаточно одного взгляда, чтобы определить, есть ли в человеке вера. Нам, порою, недостаточно прожить рядом с человеком и целую жизнь. Но о себе мы, по слову апостола, прямо обязаны судить «испытывайте себя, в вере ли вы, сами себя исследуйте», ибо от ответа на этот вопрос зависит наше спасение.
Таким образом, никто из нас не может оправдаться верой в существование Бога, но каждый оправдывается (или осуждается) исключительно собственной жизнью.
«Каждый смотри, как строит»...
24.09.2008
Комментарий