Был грех. При Богдане Хмельницком осуществлялись погромы евреев. Жестокость козаков по отношению к беспомощному еврейскому населению была ужасной даже для тех варварских времен. Прежде чем убить, козаки долго пытали свои жертвы. Легче была участь тех, кто попал в руки татар. Проданные в рабство в Турцию, они не теряли надежды на то, что их выкупят. С некоторых живьем сдирали кожу, а мясо бросали собакам. У других отрубали руки и ноги, а тела бросали на дорогу, давили на телегах и топтали конями. Иным наносили тяжелые раны и потом оставляли на улицах умирать медленной мучительной смертью от потери крови и боли. А некоторых просто сжигали заживо. Евреи бежали в крепости, но не все крепости устояли. Где силой, а где хитростью козакам удалось захватить многие из них. К городу Немирову козаки подошли под польскими флагами. Думая, что идут поляки, жители города открыли ворота. С дикой свирепостью ворвались козаки в город, убивая и евреев, и поляков. Раби Шабтай Акоэн так описывает трагедию города Немирова: «Убили в городе около шести тысяч душ: мужчин и немощных старцев, юношей и девушек, младенцев и женщин. Несколько сот человек утопили. В синагоге перед шкафом со святыми книгами зарезали канторов, служек. Вытащили свитки Торы и понаделали сандалий и ботинок из них». В этом же году в Полонном был зверски убит козаками выдающийся кабалист раби Шимшон бар Песах Острополер. Не только евреи пострадали от мародерствующих козаков. Но еврейское население было раздавлено, вырвано с корнем.
XVIII век. Украина. Гайдаматчина.
Последняя, самая страшная, вспышка гайдамацкого бунта, «колиивщина», произошла в 1768 году. В этом году русская армия вошла на польскую часть территории Украины. Ее жители, сородичи и соплеменники козаков Хмельницкого, напали на оставшихся на их земле поляков и евреев. Вновь прокатилась волна погромов, тысячи евреев были убиты. Страшная трагедия произошла в городе Умань, где погромщики перебили много евреев, а за жизнь оставшихся потребовали выкуп у Совета Земель. Получив деньги, они продолжили резню. Последние три тысячи евреев города укрепились в синагоге и вели оттуда отчаянную оборону, но нападавшие разбили дверь пушечным выстрелом. Три дня гайдамаки резали еврейское население, не щадя ни женщин, ни стариков, разрывая на части детей. Затем они взялись за поляков, подвергая их той же участи. Жестокость гайдамаков во время этой бойни поставила Уманьскую резню в один ряд с самыми страшными массовыми преступлениями. Всего было убито около двадцати тысяч человек, а трупы были брошены в колодцы или отданы на съедение собакам. С лозунгом истребления всех евреев «от Нухима до Боруха» и всех поляков, грабя и убивая их, гайдамаки напали на Жаботин, Черкассы, Смелу, Корсунь, Канев. Особенной жестокостью отличалось нападение на Лысянку, где гайдамаки повесили в костёле рядом ксёндза, еврея и собаку с надписью «лях, жид и собака всё вира однака». Нападению подверглись также Тетиев, Умань, Тульчин, Павлович, Рашков, Липовцы, Погребищи, деревня Медничка и другие.
XVIII век. Украина. Гайдаматчина.
Последняя, самая страшная, вспышка гайдамацкого бунта, «колиивщина», произошла в 1768 году. В этом году русская армия вошла на польскую часть территории Украины. Ее жители, сородичи и соплеменники козаков Хмельницкого, напали на оставшихся на их земле поляков и евреев. Вновь прокатилась волна погромов, тысячи евреев были убиты. Страшная трагедия произошла в городе Умань, где погромщики перебили много евреев, а за жизнь оставшихся потребовали выкуп у Совета Земель. Получив деньги, они продолжили резню. Последние три тысячи евреев города укрепились в синагоге и вели оттуда отчаянную оборону, но нападавшие разбили дверь пушечным выстрелом. Три дня гайдамаки резали еврейское население, не щадя ни женщин, ни стариков, разрывая на части детей. Затем они взялись за поляков, подвергая их той же участи. Жестокость гайдамаков во время этой бойни поставила Уманьскую резню в один ряд с самыми страшными массовыми преступлениями. Всего было убито около двадцати тысяч человек, а трупы были брошены в колодцы или отданы на съедение собакам. С лозунгом истребления всех евреев «от Нухима до Боруха» и всех поляков, грабя и убивая их, гайдамаки напали на Жаботин, Черкассы, Смелу, Корсунь, Канев. Особенной жестокостью отличалось нападение на Лысянку, где гайдамаки повесили в костёле рядом ксёндза, еврея и собаку с надписью «лях, жид и собака всё вира однака». Нападению подверглись также Тетиев, Умань, Тульчин, Павлович, Рашков, Липовцы, Погребищи, деревня Медничка и другие.
Комментарий