На протяжении 10 лет ни я сам не обращал внимания, ни, самое главное, не встречал нигде упоминания об этом. Ни в трудах богословов, ни в проповедях. Может, я мало читал и слышал? Не знаю. Но поделиться наблюдением хочу.
На вопрос фарисея: «какая наибольшая заповедь в законе? », Христос отвечал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: » (Матф.22:37). И мне всегда казалось, что именно так записано и во Второзаконии. Но, когда я с кем-то говорил о главной молитве иудеев - «Шри Исраэль», читая это место в Ветхом Завете (Втор.6), обратил внимание, что там о разумении не говорится. Там сказано: « и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими». И именно это место приведено, как ссылка на Ветхий завет у Матфея в гл.22.
Расхождение налицо. Там, где Христос говорит о разумении и не говорит о силе (крепости), Ветхий Завет наоборот. Говорит о силе, не упоминая разумение.
Израилю, для руководства их жизнью Богом, через Моисея, дан был Закон. И евреи оставались в Завете с Богом, под Его защитой, до тех пор, пока выполняли требования Закона и приносили кровавые жертвы за невыполнение этих, непростых для людей, требований. Они были обязаны, если не хотели наказания, выполнять Закон «всеми силами» - делами. Поступая так, как Закон требует. Это было им вменено в строгую обязанность.
Но проходили века, а человек исполнить Закон все не мог . Не мог он сам преодолеть свой эгоизм. И он грешил. И лилась кровь жертв, «без пятна и порока». И приносилось в жертву лучшее, что у пастуха-иудея было. И его сердце от этого приходило в трепет, и слезы, нередко, застилали глаза, но искупать грехи приходилось .
Христос пришел тогда, когда человечество было готово, наконец, принять Его учение. Когда вместо дел, бывших условием спасения, возникла благодать, не зависящая от дел, но зависящая от богопознания. От разумения почему так надо!
От иудея требовалось не понимание, а только любовь сердцем и душою, и выполнение заповедей. В десятисловии это отражено так:
« и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои » (Числа 20:6)
Мы, христиане, в отличие от иудеев, имеем перед собой завершенное Слово Божье, в виде Нового Завета. И Христос требует его изучения и разумения, почему Он говорит так, а не иначе? Что имеется в виду в том или ином месте Библии? И только получив и усвоив эти знания, а они даются Духом, но не собственным их изучением, мы можем говорить о себе, как о Божьих детях.
Израиль, требовавший чудес и знамений, спасающийся соблюдением Закона народ Божьего обетования. Мы же, христиане, познавшие Бога не только мистически, но всем разумением дети Божьи. Вот где, на мой взгляд, и зарыта разница.
На вопрос фарисея: «какая наибольшая заповедь в законе? », Христос отвечал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: » (Матф.22:37). И мне всегда казалось, что именно так записано и во Второзаконии. Но, когда я с кем-то говорил о главной молитве иудеев - «Шри Исраэль», читая это место в Ветхом Завете (Втор.6), обратил внимание, что там о разумении не говорится. Там сказано: « и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими». И именно это место приведено, как ссылка на Ветхий завет у Матфея в гл.22.
Расхождение налицо. Там, где Христос говорит о разумении и не говорит о силе (крепости), Ветхий Завет наоборот. Говорит о силе, не упоминая разумение.
Израилю, для руководства их жизнью Богом, через Моисея, дан был Закон. И евреи оставались в Завете с Богом, под Его защитой, до тех пор, пока выполняли требования Закона и приносили кровавые жертвы за невыполнение этих, непростых для людей, требований. Они были обязаны, если не хотели наказания, выполнять Закон «всеми силами» - делами. Поступая так, как Закон требует. Это было им вменено в строгую обязанность.
Но проходили века, а человек исполнить Закон все не мог . Не мог он сам преодолеть свой эгоизм. И он грешил. И лилась кровь жертв, «без пятна и порока». И приносилось в жертву лучшее, что у пастуха-иудея было. И его сердце от этого приходило в трепет, и слезы, нередко, застилали глаза, но искупать грехи приходилось .
Христос пришел тогда, когда человечество было готово, наконец, принять Его учение. Когда вместо дел, бывших условием спасения, возникла благодать, не зависящая от дел, но зависящая от богопознания. От разумения почему так надо!
От иудея требовалось не понимание, а только любовь сердцем и душою, и выполнение заповедей. В десятисловии это отражено так:
« и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои » (Числа 20:6)
Мы, христиане, в отличие от иудеев, имеем перед собой завершенное Слово Божье, в виде Нового Завета. И Христос требует его изучения и разумения, почему Он говорит так, а не иначе? Что имеется в виду в том или ином месте Библии? И только получив и усвоив эти знания, а они даются Духом, но не собственным их изучением, мы можем говорить о себе, как о Божьих детях.
Израиль, требовавший чудес и знамений, спасающийся соблюдением Закона народ Божьего обетования. Мы же, христиане, познавшие Бога не только мистически, но всем разумением дети Божьи. Вот где, на мой взгляд, и зарыта разница.
Комментарий