Сразу извиняюсь за слово "секта". Не вкладываю в него никакого уничижительного смысла, просто его использовал тот, кого я собираюсь процитировать, а именно советский историк А.И. Клибанов. В узких кругах он известен как исследователь средневекового русского сектантства (стригольников, жидовствующих и пр.). Но недавно в букинисте наткнулся на его книжку "Из мира религиозного сектантства". Издана в 1974 году и рассказывает об истории русских народных сект (хлыстов, скопцов, молокан и пр.) в советское время. Книжка так себе, на 90 % атеистическая пропаганда. Из всей книжки меня заставила задуматься только одна цитата: "В памяти всплывают баптисты, адвентисты, меннониты, пятидесятники, представители тех как раз течений, о которых в этой книге говорится мало. И вот мое наблюдение: в тех случаях, когда сектанты приобщаются к искусству (посещают кино, театр, художественные выставки, читают литературу) - а их, случаев таких, совсем немало, - они абстрагируются от собственно-эстетического, не видят художественной ценности произведения, а извлекают из него "смысл", поучительное, как они понимают. Красота отсечена как излишняя. Но и в пределах этого ограниченного восприятия произведений искусства имеет место сугубая избирательность, когда постигается и берется на вооружение только то, что может быть использовано для подтверждения истинности их веры" (Клибанов А.И. Из мира религиозного сектантства. М., 1974. С. 146-147.).
Мне показалось, что здесь в чем-то мои оценки сходятся с интуицией Клибанова. "Иконоборчество" неопротестантских деноминаций приводит их к отвержению эстетики в пользу морали. Любой культурный феномен оценивается прежде всего с этической стороны. Может поэтому в принципе не существует неопротестантского искусства. Нет известных режиссеров-баптистов или адвентистов-художников, да и про знаменитых поэтов-пятидесятников я тоже не слышал. Ясно, что что-то есть, какие-то музыкальные группы в рамках общин, но они никому за их пределами не интересны и существуют только для культовых нужд. Т.е. как такового искусства в современном протестантизме нет, а если оно и есть, то никому оно за пределами данных религиозных групп не интересно. Я вот по собственному опыту скажу, что меня от протестантизма еще в юности отвращала какая-то попсовость, дешевый сентиментализм и безвкусие. Может это плата за "иконоборчество"? А может так и нужно и искусство, равно как и культурная деятельность вообще, христианину не нужны?
Мне показалось, что здесь в чем-то мои оценки сходятся с интуицией Клибанова. "Иконоборчество" неопротестантских деноминаций приводит их к отвержению эстетики в пользу морали. Любой культурный феномен оценивается прежде всего с этической стороны. Может поэтому в принципе не существует неопротестантского искусства. Нет известных режиссеров-баптистов или адвентистов-художников, да и про знаменитых поэтов-пятидесятников я тоже не слышал. Ясно, что что-то есть, какие-то музыкальные группы в рамках общин, но они никому за их пределами не интересны и существуют только для культовых нужд. Т.е. как такового искусства в современном протестантизме нет, а если оно и есть, то никому оно за пределами данных религиозных групп не интересно. Я вот по собственному опыту скажу, что меня от протестантизма еще в юности отвращала какая-то попсовость, дешевый сентиментализм и безвкусие. Может это плата за "иконоборчество"? А может так и нужно и искусство, равно как и культурная деятельность вообще, христианину не нужны?
Комментарий