Знаю, что эта тема очень непростая и всегда вызывает множество противоречивых ответов, поэтому предлагаю путь решения, насколько я вижу его в согласии с пониманием характера Божьего.
18 И сказал [Михей]: так выслушайте слово Господне: я видел Господа, седящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его.
19 И сказал Господь: кто увлек бы Ахава, царя Израильского, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе.
20 И выступил один дух, и стал пред лицем Господа, и сказал: я увлеку его. И сказал ему Господь: чем?
21 Тот сказал: я выйду, и буду духом лжи в устах всех пророков его. И сказал Он: ты увлечешь его, и успеешь; пойди и сделай так.
22 И теперь, вот попустил Господь духу лжи [войти] в уста сих пророков твоих, но Господь изрек о тебе недоброе.
(RST 2-я Паралипоменон 18:18-22)
18 Again he said, Therefore hear the word of the LORD; I saw the LORD sitting upon his throne, and all the host of heaven standing on his right hand and on his left.
19 And the LORD said, Who shall entice Ahab king of Israel, that he may go up and fall at Ramothgilead? And one spake saying after this manner, and another saying after that manner.
20 Then there came out a spirit, and stood before the LORD, and said, I will entice him. And the LORD said unto him, Wherewith?
21 And he said, I will go out, and be a lying spirit in the mouth of all his prophets. And the LORD said, Thou shalt entice him, and thou shalt also prevail: go out, and do even so.
22 Now therefore, behold, the LORD hath put a lying spirit in the mouth of these thy prophets, and the LORD hath spoken evil against thee.
(KJV-Str 2 Chronicles 18:18-22)
18 Опять сказал он, Поэтому выслушайте слово ГОСПОДНЕ; я видел ГОСПОДА, сидящего на престоле своем, и все воинство небесное, стоящее по его правую руку и по его левую.
19 И сказал ГОСПОДЬ, Кто соблазнит Ахава, царя Израиля, что¬
бы он пошел и пал в Рамоф-гилеаде? И один сказал, говоря так, а другой, говоря иначе.
20 Тогда вышел один дух, и стал перед ГОСПОДОМ, и сказал, Я увлеку его. И сказал ему ГОСПОДЬ, Чем?
21 И сказал он, Я выйду и буду лживым духом в устах всех пророков его. И сказал ГОСПОДЬ, Ты увлечешь его, и также превозможешь: выйди, и сделай именно так.
22 Поэтому теперь, вот, ГОСПОДЬ вложил лживого духа в уста этих пророков твоих, и ГОСПОДЬ сказал против тебя злое.
Бог есть любовь и Он ненавидит грех. Он же есть выражение справедливости. Вся сложность прочтения и понимания этой картины выражена в том, что этот образ Бога совершенно контрастирует с образом, который открыл нам Иисус Христос. И мы читаем о Нём:
18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
(RST От Иоанна 1:18)
Противоречивость этой картины, которуй представил пророк Михей выражена, что Бог использует для намеренной гибели человека силы, с которыми Ему Самому приходится вести борьбу за спасение человека. И притом эти силы используют принципы беззакония, в частности - прямое нарушение заповеди, которую кратко можно выразить, как НЕ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВУЙ.
Прежде всего нельзя не отметить, что Михей говорит видение, которое представлено притчевой картиной, но за которой сокрыта борьба Бога за человека и его осознанный выбор к спасению или погибели. Я читал несколько комментариев, но самым убедительным, на мой взгляд, является комментарий АСД, который расставляяет все точки над И и сограняет образ любящего Бога, но также и Его справедливость и уважение к выбору человека. Я также добавлю контекст 16-го и 17-го стихов:
16 Тогда [Михей] сказал: я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря, - и сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвратятся каждый в дом свой с миром.
17 И сказал царь Израильский Иосафату: не говорил ли я тебе, что он не пророчествует о мне доброго, а только худое?
(RST 2-я Паралипоменон 18:16,17)
16. No shepherd. The king will fall and the people will be left without a leader.
17. Did I not tell thee? Ahab was a wicked king and knew that he could not expect a good message from the Lord. But he should have known that the Lords message was nevertheless a true message. Ahabs failure to accept it as such cost him his life.
18. I saw. This is a parabolic vision and must be interpreted as such. In it God is represented as doing that which He does not restrain. God does not coerce the will. When evil men willfully choose to follow deception He does not intervene. Since God is supreme, His refusal to restrain the forces of evil is often represented as though He directly sends the evil. An example may be found in the incident of the fiery serpents (Num. 21:49). According to the narrative as related by Moses, the Lord sent fiery serpents among the people (Num. 21:6). However, these fiery serpents were not suddenly created or miraculously transported from some other region for the occasion; they already infested the wilderness area through which the children of Israel were traveling and would have been a source of real danger and the cause of frequent deaths had not God, by miracle, subdued these venomous reptiles. But when the people turned against the God who protected them from the many hazards of the desert, God simply withdrew His protection, and death was the result (see PP 429). Thus it was in the case of Ahab. Satan was already at work through the agency of the false prophets, and God simply did not prevent the course the king had chosen for himself.
21. Do even so. The divine command in the parabolic vision represents divine permission. Satan desired to bring about the death of Ahab, and the Lord did not prevent him. As long as Gods restraining hand is stretched out, Satan is not permitted to kill, but when Gods hand is removed, then Satan goes forth in his work of death and destruction (see GC 614).
22. The Lord hath put. Micaiah, as the prophet of the Lord, is explaining the real nature of the false prophets of Samaria. They speak lies, not truth. Their counsel leads to death, not life. God did not put this lying spirit into the mouths of the false prophets (see on v. 18); He simply permitted these emissaries of Satan to carry out their own ends, because at this time He would do nothing to prevent the death of Israels wicked king.
16. Нет пастыря. Царь падет, и народ останется без вождя.
17. Разве я не говорил тебе? Ахав был нечестивым царем и знал, что не может ожидать доброй вести от Господа. Но он должен был знать, что послание Господа, тем не менее, было истинным посланием. Неспособность Ахава принять это стоила ему жизни.
18. Я видел. Это метафорическое (иносказательное) видение, и его следует интерпретировать соответственно. В нем Бог представлен делающим то, чего Он не сдерживает. Бог не принуждает волю. Когда злые люди намеренно идут на обман, Он не вмешивается. Поскольку Бог верховен, Его отказ сдерживать силы зла часто изображается так, как будто Он сам посылает зло. Пример можно найти в случае с огненными (ядовитыми, син. пер.) змеями (Чис. 21:49). Согласно повествованию, переданному Моисеем, «Господь наслал на народ огненных (ядовитых, син. пер.) змей» (Чис. 21:6). Однако эти «огненные (ядовитые, син. пер.) змеи» не были внезапно созданы или чудесным образом перенесены из какого-то другого региона по этому случаю; они уже заполонили пустыню, по которой путешествовали дети Израиля, и были бы источником реальной опасности и причиной частых смертей, если бы Бог чудом не покорил этих ядовитых рептилий. Но когда люди восстали против Бога, защищавшего их от многих опасностей пустыни, Бог просто снял Свою защиту, и результатом стала смерть (см. стр. 429). Так было и в случае с Ахавом. Сатана уже действовал через посредство лжепророков, и Бог просто не помешал тому пути, который избрал для себя царь.
21. Делай так. Божественная команда в метафорическом (иносказательном) видении представляет собой божественное разрешение. Сатана хотел убить Ахава, и Господь не воспрепятствовал ему. Пока сдерживающая рука Бога простерта, сатане не позволено убивать, но когда рука Бога убрана, сатана продолжает свою работу смерти и разрушения (см. ВБ 614).
22. Господь положил. Михей, как пророк Господа, объясняет истинную природу лжепророков Самарии. Они говорят ложь, а не правду. Их советы ведут к смерти, а не к жизни. Бог не вкладывал этот лживый дух в уста лжепророков (см. на 18 ст.); Он просто позволил этим посланникам сатаны преследовать свои цели, потому что в то время Он ничего не сделал, чтобы предотвратить смерть нечестивого царя Израиля.
18 И сказал [Михей]: так выслушайте слово Господне: я видел Господа, седящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его.
19 И сказал Господь: кто увлек бы Ахава, царя Израильского, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе.
20 И выступил один дух, и стал пред лицем Господа, и сказал: я увлеку его. И сказал ему Господь: чем?
21 Тот сказал: я выйду, и буду духом лжи в устах всех пророков его. И сказал Он: ты увлечешь его, и успеешь; пойди и сделай так.
22 И теперь, вот попустил Господь духу лжи [войти] в уста сих пророков твоих, но Господь изрек о тебе недоброе.
(RST 2-я Паралипоменон 18:18-22)
18 Again he said, Therefore hear the word of the LORD; I saw the LORD sitting upon his throne, and all the host of heaven standing on his right hand and on his left.
19 And the LORD said, Who shall entice Ahab king of Israel, that he may go up and fall at Ramothgilead? And one spake saying after this manner, and another saying after that manner.
20 Then there came out a spirit, and stood before the LORD, and said, I will entice him. And the LORD said unto him, Wherewith?
21 And he said, I will go out, and be a lying spirit in the mouth of all his prophets. And the LORD said, Thou shalt entice him, and thou shalt also prevail: go out, and do even so.
22 Now therefore, behold, the LORD hath put a lying spirit in the mouth of these thy prophets, and the LORD hath spoken evil against thee.
(KJV-Str 2 Chronicles 18:18-22)
18 Опять сказал он, Поэтому выслушайте слово ГОСПОДНЕ; я видел ГОСПОДА, сидящего на престоле своем, и все воинство небесное, стоящее по его правую руку и по его левую.
19 И сказал ГОСПОДЬ, Кто соблазнит Ахава, царя Израиля, что¬
бы он пошел и пал в Рамоф-гилеаде? И один сказал, говоря так, а другой, говоря иначе.
20 Тогда вышел один дух, и стал перед ГОСПОДОМ, и сказал, Я увлеку его. И сказал ему ГОСПОДЬ, Чем?
21 И сказал он, Я выйду и буду лживым духом в устах всех пророков его. И сказал ГОСПОДЬ, Ты увлечешь его, и также превозможешь: выйди, и сделай именно так.
22 Поэтому теперь, вот, ГОСПОДЬ вложил лживого духа в уста этих пророков твоих, и ГОСПОДЬ сказал против тебя злое.
Бог есть любовь и Он ненавидит грех. Он же есть выражение справедливости. Вся сложность прочтения и понимания этой картины выражена в том, что этот образ Бога совершенно контрастирует с образом, который открыл нам Иисус Христос. И мы читаем о Нём:
18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
(RST От Иоанна 1:18)
Противоречивость этой картины, которуй представил пророк Михей выражена, что Бог использует для намеренной гибели человека силы, с которыми Ему Самому приходится вести борьбу за спасение человека. И притом эти силы используют принципы беззакония, в частности - прямое нарушение заповеди, которую кратко можно выразить, как НЕ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВУЙ.
Прежде всего нельзя не отметить, что Михей говорит видение, которое представлено притчевой картиной, но за которой сокрыта борьба Бога за человека и его осознанный выбор к спасению или погибели. Я читал несколько комментариев, но самым убедительным, на мой взгляд, является комментарий АСД, который расставляяет все точки над И и сограняет образ любящего Бога, но также и Его справедливость и уважение к выбору человека. Я также добавлю контекст 16-го и 17-го стихов:
16 Тогда [Михей] сказал: я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря, - и сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвратятся каждый в дом свой с миром.
17 И сказал царь Израильский Иосафату: не говорил ли я тебе, что он не пророчествует о мне доброго, а только худое?
(RST 2-я Паралипоменон 18:16,17)
16. No shepherd. The king will fall and the people will be left without a leader.
17. Did I not tell thee? Ahab was a wicked king and knew that he could not expect a good message from the Lord. But he should have known that the Lords message was nevertheless a true message. Ahabs failure to accept it as such cost him his life.
18. I saw. This is a parabolic vision and must be interpreted as such. In it God is represented as doing that which He does not restrain. God does not coerce the will. When evil men willfully choose to follow deception He does not intervene. Since God is supreme, His refusal to restrain the forces of evil is often represented as though He directly sends the evil. An example may be found in the incident of the fiery serpents (Num. 21:49). According to the narrative as related by Moses, the Lord sent fiery serpents among the people (Num. 21:6). However, these fiery serpents were not suddenly created or miraculously transported from some other region for the occasion; they already infested the wilderness area through which the children of Israel were traveling and would have been a source of real danger and the cause of frequent deaths had not God, by miracle, subdued these venomous reptiles. But when the people turned against the God who protected them from the many hazards of the desert, God simply withdrew His protection, and death was the result (see PP 429). Thus it was in the case of Ahab. Satan was already at work through the agency of the false prophets, and God simply did not prevent the course the king had chosen for himself.
21. Do even so. The divine command in the parabolic vision represents divine permission. Satan desired to bring about the death of Ahab, and the Lord did not prevent him. As long as Gods restraining hand is stretched out, Satan is not permitted to kill, but when Gods hand is removed, then Satan goes forth in his work of death and destruction (see GC 614).
22. The Lord hath put. Micaiah, as the prophet of the Lord, is explaining the real nature of the false prophets of Samaria. They speak lies, not truth. Their counsel leads to death, not life. God did not put this lying spirit into the mouths of the false prophets (see on v. 18); He simply permitted these emissaries of Satan to carry out their own ends, because at this time He would do nothing to prevent the death of Israels wicked king.
16. Нет пастыря. Царь падет, и народ останется без вождя.
17. Разве я не говорил тебе? Ахав был нечестивым царем и знал, что не может ожидать доброй вести от Господа. Но он должен был знать, что послание Господа, тем не менее, было истинным посланием. Неспособность Ахава принять это стоила ему жизни.
18. Я видел. Это метафорическое (иносказательное) видение, и его следует интерпретировать соответственно. В нем Бог представлен делающим то, чего Он не сдерживает. Бог не принуждает волю. Когда злые люди намеренно идут на обман, Он не вмешивается. Поскольку Бог верховен, Его отказ сдерживать силы зла часто изображается так, как будто Он сам посылает зло. Пример можно найти в случае с огненными (ядовитыми, син. пер.) змеями (Чис. 21:49). Согласно повествованию, переданному Моисеем, «Господь наслал на народ огненных (ядовитых, син. пер.) змей» (Чис. 21:6). Однако эти «огненные (ядовитые, син. пер.) змеи» не были внезапно созданы или чудесным образом перенесены из какого-то другого региона по этому случаю; они уже заполонили пустыню, по которой путешествовали дети Израиля, и были бы источником реальной опасности и причиной частых смертей, если бы Бог чудом не покорил этих ядовитых рептилий. Но когда люди восстали против Бога, защищавшего их от многих опасностей пустыни, Бог просто снял Свою защиту, и результатом стала смерть (см. стр. 429). Так было и в случае с Ахавом. Сатана уже действовал через посредство лжепророков, и Бог просто не помешал тому пути, который избрал для себя царь.
21. Делай так. Божественная команда в метафорическом (иносказательном) видении представляет собой божественное разрешение. Сатана хотел убить Ахава, и Господь не воспрепятствовал ему. Пока сдерживающая рука Бога простерта, сатане не позволено убивать, но когда рука Бога убрана, сатана продолжает свою работу смерти и разрушения (см. ВБ 614).
22. Господь положил. Михей, как пророк Господа, объясняет истинную природу лжепророков Самарии. Они говорят ложь, а не правду. Их советы ведут к смерти, а не к жизни. Бог не вкладывал этот лживый дух в уста лжепророков (см. на 18 ст.); Он просто позволил этим посланникам сатаны преследовать свои цели, потому что в то время Он ничего не сделал, чтобы предотвратить смерть нечестивого царя Израиля.
Комментарий