2. Понятия "аллегория" и "образ" обязательно нужно рассмотреть вместе, чтобы в сравнении увидеть разницу, которая весьма ощутима при внимательном рассмотрении. Это наиболее важная часть для понимания того, как я толкую Писание, особенно сложные отрывки.
Пример такого толкования вы сможете увидеть в моей следующей теме "Послание семи церквам" по Апокалипсису.
Аллегория - буквально "иносказание", когда предмет или персонаж заменяется чем-то или кем-то иным, но о чём можно догадаться и в которых можно увидеть взаимосвязь, нечто общее.
У понятия "образ" есть два различных смысла.
Образ (1) - единица воображения, которое может сформировать нечто гораздо большее, чем изначальный образ. По сути, образ - это идея.
Образ (2) - образец, точное соответствие, выраженное в иной форме.
Именно второе определение образа применяется при толковании и стоит увидеть, как это слово применяется в Библии.
Греческое слово означает "оттиск, слепок, модель, копия, образец".
Я подыскал наиболее красноречивый отрывок из НЗ, где это слово полноценно открывает свой смысл.
1 Кор. 10:5-11 "Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они были поражены в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были необузданны на злое, как они были необузданны. ...
Все эти образы происходили с ними, а написано для предостережения нас, достигших последних веков".
Что значит "образы происходили с ними"?
Тут история показывает нам простой принцип, который использует Бог в подобных ситуациях по схеме "причина - последствия". Причина всегда одна - греховное своеволие. Последствие - это цепочка событий, которые начинаются с морального разложения согрешивших и заканчиваются Божьим судом и наказанием. Вся цепочка в совокупности и есть тот образ, т.е. образец духовного состояния и последующих за этим событий.
Поэтому путь всякого человека (как правило) следует по одному из двух ветхозаветных образов - праведника и грешника, послушного Богу и упрямого. Образ упрямых вы уже увидели - это бОльшая часть еврейского народа. Образ послушных - это Ной, Авраам, Иосиф, Иов...
Теперь необходимо заметить, в чём разница между аллегорией и образом.
Оба понятия используют сравнение по аналогии, но аллегория не требует, чтобы сравнение было максимально близким, тогда как образ именно на это и нацелен.
Частое использование аллегории при толковании неизбежно ведёт к искажению смысла, что иногда приводит к совершенно диким и даже комичным результатам. Вот два коротких примера.
Иов 37:7 "Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его" - оправдание хиромантии.
Притчи 5:15 "Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя" - оправдание уринотерапии.
Конечно, в Библии присутствует аллегория, но в определённых местах и в малых дозах.
Например, Иоанн, когда описывает видения, то использует аллегорию как средство описать то, чего он не может выразить наиболее точным образом.
Откр. 9:7 "саранча была подобна коням, приготовленным на войну".
Но когда Иисус даёт послание семи церквам, там нет ни одной аллегории, а только образы.
Из этого я делаю простой логичный вывод: образы в Библии используются всегда, когда это возможно, и особенно тогда, когда идёт прямое откровение или пророчество от Бога. Аллегория же может использоваться людьми в тех случаях, когда нет возможности выразить это более точно.
В случае с видениями Иоанна это вполне понятно, потому что он не знает того, что видит в будущем. Если он видел вертолёты, к примеру, то самая понятная лично ему аналогия - это саранча в железной броне с лицами людей.
Когда мы встречаем аллегорию, то нужно понимать, что мы можем очень легко ошибиться при её толковании, потому что это не образ, где есть максимальное соответствие оригиналу.
Для примера попробуйте отгадать загадку, ведь именно в загадках аллегория применяется очень широко.
"Мал горшочек да кашка вкусна".
Если даже вспомнить известную загадку "зимой и летом одним цветом", то при наличии фантазии можно придумать множество подходящих аллегорий.
Пример такого толкования вы сможете увидеть в моей следующей теме "Послание семи церквам" по Апокалипсису.
Аллегория - буквально "иносказание", когда предмет или персонаж заменяется чем-то или кем-то иным, но о чём можно догадаться и в которых можно увидеть взаимосвязь, нечто общее.
У понятия "образ" есть два различных смысла.
Образ (1) - единица воображения, которое может сформировать нечто гораздо большее, чем изначальный образ. По сути, образ - это идея.
Образ (2) - образец, точное соответствие, выраженное в иной форме.
Именно второе определение образа применяется при толковании и стоит увидеть, как это слово применяется в Библии.
Греческое слово означает "оттиск, слепок, модель, копия, образец".
Я подыскал наиболее красноречивый отрывок из НЗ, где это слово полноценно открывает свой смысл.
1 Кор. 10:5-11 "Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они были поражены в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были необузданны на злое, как они были необузданны. ...
Все эти образы происходили с ними, а написано для предостережения нас, достигших последних веков".
Что значит "образы происходили с ними"?
Тут история показывает нам простой принцип, который использует Бог в подобных ситуациях по схеме "причина - последствия". Причина всегда одна - греховное своеволие. Последствие - это цепочка событий, которые начинаются с морального разложения согрешивших и заканчиваются Божьим судом и наказанием. Вся цепочка в совокупности и есть тот образ, т.е. образец духовного состояния и последующих за этим событий.
Поэтому путь всякого человека (как правило) следует по одному из двух ветхозаветных образов - праведника и грешника, послушного Богу и упрямого. Образ упрямых вы уже увидели - это бОльшая часть еврейского народа. Образ послушных - это Ной, Авраам, Иосиф, Иов...
Теперь необходимо заметить, в чём разница между аллегорией и образом.
Оба понятия используют сравнение по аналогии, но аллегория не требует, чтобы сравнение было максимально близким, тогда как образ именно на это и нацелен.
Частое использование аллегории при толковании неизбежно ведёт к искажению смысла, что иногда приводит к совершенно диким и даже комичным результатам. Вот два коротких примера.
Иов 37:7 "Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его" - оправдание хиромантии.
Притчи 5:15 "Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя" - оправдание уринотерапии.
Конечно, в Библии присутствует аллегория, но в определённых местах и в малых дозах.
Например, Иоанн, когда описывает видения, то использует аллегорию как средство описать то, чего он не может выразить наиболее точным образом.
Откр. 9:7 "саранча была подобна коням, приготовленным на войну".
Но когда Иисус даёт послание семи церквам, там нет ни одной аллегории, а только образы.
Из этого я делаю простой логичный вывод: образы в Библии используются всегда, когда это возможно, и особенно тогда, когда идёт прямое откровение или пророчество от Бога. Аллегория же может использоваться людьми в тех случаях, когда нет возможности выразить это более точно.
В случае с видениями Иоанна это вполне понятно, потому что он не знает того, что видит в будущем. Если он видел вертолёты, к примеру, то самая понятная лично ему аналогия - это саранча в железной броне с лицами людей.
Когда мы встречаем аллегорию, то нужно понимать, что мы можем очень легко ошибиться при её толковании, потому что это не образ, где есть максимальное соответствие оригиналу.
Для примера попробуйте отгадать загадку, ведь именно в загадках аллегория применяется очень широко.
"Мал горшочек да кашка вкусна".
Если даже вспомнить известную загадку "зимой и летом одним цветом", то при наличии фантазии можно придумать множество подходящих аллегорий.
Комментарий