Прошло уже не мало лет, как я начал читать Писание. Это действительно удивительная, уникальная Книга Книга книг. Со временем я начал замечать то, что люди толкуют ее по-разному не только среди различных христианских групп (назовем их церкви), но и внутри одной общины искренне верующих людей. Об этом написано много хороший книг по герменевтике, этому посвящено много замечательных статей. И мне тоже захотелось оттенить одну из сторон этой проблемы.
Я заметил то, что зачастую люди не умеют читать Библию. Да, да, именно так! Что я этим хочу сказать? А то, что Писание толкуется в свете вероучения, а не наоборот! Или иначе: Писание ПОДМЕНЯЕТСЯ учением.
Поясню. Итак, группы церкви имеют свое определенное учение, которое по заявлению проповедников этих церквей основано на Писании, и четко придерживается этой линии. И все бы ничего, но проблема в том, что мы - люди и способны ошибаться: как проповедники, так и учителя и пастыря. Мы все учимся (надеюсь), возрастаем в познании Истины и не можем знать всего, по определению. Что же из этого следует? А то, что человек, читая Библию сморит на нее свозь призму вероучения своей церкви. Ну а что же в этом неправильного, разве это не естественно? Проблема в том, что читатель преступает основную заповедь герменевтики, а именно вносит в текст определенный смысл, вместо того, что бы извлекать этот смысл из самого текста (перечитайте, если сложно). И вместо того, что бы видеть мысль, заложенную Авторами (основная цель герменевтики), человек видит то, чему научен.
Как это действует.
- Из проповедей мы имеем определенное толкование места. Читая текст невнимательно, мы безотчетно видим навязанное толкование
- Читатель подходит к чтению без определенной подготовки (не зная элементарных правил герменевтики, не соблюдая грамматику и пр.)
- Читатель ищет «стих для души», игнорируя контекст. Для него не важно что там вокруг написано.
- Видя нечто непривычное, неудобное читатель «пробегает поверх текста», или вообще не читает такие места.
- «Зачем мне напрягаться, если все до меня разжевано?»
- Нам комфортно в том, чему мы научены.
Много чего еще можно перечислять, но для этого придется сюда вставить учебник по герменевтике.
Суть того, что я хочу выразить вот в чем: зачастую читателей не учат читать, искать, исследовать. Их учат чтить вероучение и смотреть на текст сквозь эту призму. Учение де-факто подменяет текст. А должно быть так: учение исходит из текста!
Я понимаю, что вы можете сказать «наше учение правильное, а потому нет никаких проблем». Но как я и говорил люди не совершенны: ни пастыря, ни учителя, ни проповедники. Доказательство этого различные толкования одного места даже внутри одной религиозной группы.
Итог такого подхода подмена Библии вероучением, зашоренность, не способность к восприятию контраргументов, разрушение веры при выявлении фактов ошибочности вероучения (не тот фундамент) и пр. «прелести».
Что делать? Да все уже сказано: читать внимательно, соблюдая хотя бы элементарные правила чтения Писания. Желаю вам познания Истины во все ее Красоте!
Я заметил то, что зачастую люди не умеют читать Библию. Да, да, именно так! Что я этим хочу сказать? А то, что Писание толкуется в свете вероучения, а не наоборот! Или иначе: Писание ПОДМЕНЯЕТСЯ учением.
Поясню. Итак, группы церкви имеют свое определенное учение, которое по заявлению проповедников этих церквей основано на Писании, и четко придерживается этой линии. И все бы ничего, но проблема в том, что мы - люди и способны ошибаться: как проповедники, так и учителя и пастыря. Мы все учимся (надеюсь), возрастаем в познании Истины и не можем знать всего, по определению. Что же из этого следует? А то, что человек, читая Библию сморит на нее свозь призму вероучения своей церкви. Ну а что же в этом неправильного, разве это не естественно? Проблема в том, что читатель преступает основную заповедь герменевтики, а именно вносит в текст определенный смысл, вместо того, что бы извлекать этот смысл из самого текста (перечитайте, если сложно). И вместо того, что бы видеть мысль, заложенную Авторами (основная цель герменевтики), человек видит то, чему научен.
Как это действует.
- Из проповедей мы имеем определенное толкование места. Читая текст невнимательно, мы безотчетно видим навязанное толкование
- Читатель подходит к чтению без определенной подготовки (не зная элементарных правил герменевтики, не соблюдая грамматику и пр.)
- Читатель ищет «стих для души», игнорируя контекст. Для него не важно что там вокруг написано.
- Видя нечто непривычное, неудобное читатель «пробегает поверх текста», или вообще не читает такие места.
- «Зачем мне напрягаться, если все до меня разжевано?»
- Нам комфортно в том, чему мы научены.
Много чего еще можно перечислять, но для этого придется сюда вставить учебник по герменевтике.
Суть того, что я хочу выразить вот в чем: зачастую читателей не учат читать, искать, исследовать. Их учат чтить вероучение и смотреть на текст сквозь эту призму. Учение де-факто подменяет текст. А должно быть так: учение исходит из текста!
Я понимаю, что вы можете сказать «наше учение правильное, а потому нет никаких проблем». Но как я и говорил люди не совершенны: ни пастыря, ни учителя, ни проповедники. Доказательство этого различные толкования одного места даже внутри одной религиозной группы.
Итог такого подхода подмена Библии вероучением, зашоренность, не способность к восприятию контраргументов, разрушение веры при выявлении фактов ошибочности вероучения (не тот фундамент) и пр. «прелести».
Что делать? Да все уже сказано: читать внимательно, соблюдая хотя бы элементарные правила чтения Писания. Желаю вам познания Истины во все ее Красоте!

Я говорю о том, что в сознании христиан исподволь формируется такая штука, при которой вместо того, что бы видеть мысль автора текста, человек видит учение церкви. Так понятнее?
Комментарий