Но при этом необходимо отметить, что и евангелисты, в рамках своего партнерства с израильскими и еврейскими организациями, воздерживаются от целенаправленной миссионерской деятельности. Это не значит, что они отвергнут еврея, который обратится к ним с просьбой о крещении, но целенаправленной деятельности по обращению евреев они не ведут.
Данный момент служит обязательным условием сотрудничества с ними для всех представительных участников диалога с еврейской стороны и, судя по наблюдаемым признакам, это условие соблюдается евангелистами на практике. Финансируемые ими проекты поддержки поселенческого движения, равно как и целевые дотации на образовательные, социальные и медицинские нужды в т.н. «городах развития» не ставятся в зависимость от чьего-либо обращения в христианство; более того, во многих случаях эти дотации носят анонимный характер.
Христианские сионисты верят, что собирание еврейского народа на его исторической родине, служащее воплощением библейских пророчеств об Освобождении Израиля, приведет к исправлению мира и создаст условия для «второго пришествия Христа».
Этот образ будущего, в рамках собственной конфессиональной специфики, весьма близок к тому, что подразумевается религиозными сионистами, оценивающими сегодняшнее состояние мира как атхальта ди-геула («начало Освобождения») - с той важной, конечно, разницей, что евреи и христиане расходятся между собой в представлениях о личности мессии.
При наличии столь значительной мировоззренческой общности и в условиях трагического дефицита союзников партнерство с христианскими сионистами является сегодня естественным для Израиля и для израильского национально-религиозного лагеря, в частности, - в том случае, разумеется, если евреи являются в этом партнерстве равноправным субъектом диалога, а не объектом миссионерского обращения.
Что же до личности мессии, то она определится с его приходом, причем и евреи, и христиане уверены: определится в конце концов ясным, недвусмысленным образом. Этой веры должно быть достаточно для того, чтобы стороны, относясь с уважением к правам и субъектности друг друга, развивали партнерские отношения в тех областях, где их интересы соприкасаются или совпадают.
ПРИМЕЧАНИЯ:
56 Мизрахи видоизмененный акроним от ивр. Мерказ рухани (= Духовный центр) и одновременно слово, означающее «Восточный».
57 Агуддат-Исраэль Объединение Израиля.
58 Наторей Карта досл. «Стражи города» (арам.), ультраортодоксальная антисионистская община, выделилась из среды иерусалимского Старого Ишува в начале 30-х годов, в настоящее время насчитывает несколько десятков семей, живущих главным образом в Иерусалиме. Крайне враждебна по отношению к Государству Израиль, часто привлекает внимание своим участием в пропагандистских антиизраильских мероприятиях ООП.
59 Хагана - ивр. «Оборона», военизированная организация, учрежденная в июне 1920 г. на съезде сионистской социалистической партии «Ахдут а-Авода» («Единство труда») в киббуце Кинерет. Была создана по следам вооруженных арабских нападений на жителей Иерусалима и удаленных поселений Галилеи. С провозглашением государства составила костяк Армии обороны Израиля.
60 Р. Цви-Ѓирш Калишер, 1795-1874, раввин, поборник еврейского национального возрождения в Эрец-Исраэль. Родился в Пруссии и прожил там практически всю свою жизнь. Учился у знаменитого талмудиста р. Акивы Эгера. Главным делом жизни р. Калишера была проповедь заселения Эрец-Исраэль и полемика с еврейскими религиозными реформистами. Доказывал, что возвращение евреев в Эрец-Исраэль и занятие там продуктивным трудом станет естественным акт освобождения, за которым наступит мессианское избавление в конце времен.
61 Р. Йеуда Алькалай, 1798-1878, сефардский раввин, один из провозвестников сионизма. Родился в Сараево, воспитывался в Иерусалиме, в 182574 гг. был раввином в Землине (ныне Земун, Югославия), затем вернулся в Иерусалим. Проповедовал возвращение евреев в Эрец-Исраэль, утверждая, что пришествие мессии станет последним этапом национального освобождения.
62 ר' משה סופר, תורת משה, חלק ב', פרשבורג, תרל"ט, לז
63 Г. Шолем о возрождении иврита - из письма Францу Розенцвейгу. Цитируется по אביעזר רביצקי, 'הקץ המגולה ומדינת היהודים', עם עובד, תל אביב, 1993, עמ' 14
64 Доктрина замещения идея, согласно которой церковь («Новый Израиль») полностью заместила собой еврейский народ, лишившийся Божественной любви и даров избранничества.
Данный момент служит обязательным условием сотрудничества с ними для всех представительных участников диалога с еврейской стороны и, судя по наблюдаемым признакам, это условие соблюдается евангелистами на практике. Финансируемые ими проекты поддержки поселенческого движения, равно как и целевые дотации на образовательные, социальные и медицинские нужды в т.н. «городах развития» не ставятся в зависимость от чьего-либо обращения в христианство; более того, во многих случаях эти дотации носят анонимный характер.
Христианские сионисты верят, что собирание еврейского народа на его исторической родине, служащее воплощением библейских пророчеств об Освобождении Израиля, приведет к исправлению мира и создаст условия для «второго пришествия Христа».
Этот образ будущего, в рамках собственной конфессиональной специфики, весьма близок к тому, что подразумевается религиозными сионистами, оценивающими сегодняшнее состояние мира как атхальта ди-геула («начало Освобождения») - с той важной, конечно, разницей, что евреи и христиане расходятся между собой в представлениях о личности мессии.
При наличии столь значительной мировоззренческой общности и в условиях трагического дефицита союзников партнерство с христианскими сионистами является сегодня естественным для Израиля и для израильского национально-религиозного лагеря, в частности, - в том случае, разумеется, если евреи являются в этом партнерстве равноправным субъектом диалога, а не объектом миссионерского обращения.
Что же до личности мессии, то она определится с его приходом, причем и евреи, и христиане уверены: определится в конце концов ясным, недвусмысленным образом. Этой веры должно быть достаточно для того, чтобы стороны, относясь с уважением к правам и субъектности друг друга, развивали партнерские отношения в тех областях, где их интересы соприкасаются или совпадают.
ПРИМЕЧАНИЯ:
56 Мизрахи видоизмененный акроним от ивр. Мерказ рухани (= Духовный центр) и одновременно слово, означающее «Восточный».
57 Агуддат-Исраэль Объединение Израиля.
58 Наторей Карта досл. «Стражи города» (арам.), ультраортодоксальная антисионистская община, выделилась из среды иерусалимского Старого Ишува в начале 30-х годов, в настоящее время насчитывает несколько десятков семей, живущих главным образом в Иерусалиме. Крайне враждебна по отношению к Государству Израиль, часто привлекает внимание своим участием в пропагандистских антиизраильских мероприятиях ООП.
59 Хагана - ивр. «Оборона», военизированная организация, учрежденная в июне 1920 г. на съезде сионистской социалистической партии «Ахдут а-Авода» («Единство труда») в киббуце Кинерет. Была создана по следам вооруженных арабских нападений на жителей Иерусалима и удаленных поселений Галилеи. С провозглашением государства составила костяк Армии обороны Израиля.
60 Р. Цви-Ѓирш Калишер, 1795-1874, раввин, поборник еврейского национального возрождения в Эрец-Исраэль. Родился в Пруссии и прожил там практически всю свою жизнь. Учился у знаменитого талмудиста р. Акивы Эгера. Главным делом жизни р. Калишера была проповедь заселения Эрец-Исраэль и полемика с еврейскими религиозными реформистами. Доказывал, что возвращение евреев в Эрец-Исраэль и занятие там продуктивным трудом станет естественным акт освобождения, за которым наступит мессианское избавление в конце времен.
61 Р. Йеуда Алькалай, 1798-1878, сефардский раввин, один из провозвестников сионизма. Родился в Сараево, воспитывался в Иерусалиме, в 182574 гг. был раввином в Землине (ныне Земун, Югославия), затем вернулся в Иерусалим. Проповедовал возвращение евреев в Эрец-Исраэль, утверждая, что пришествие мессии станет последним этапом национального освобождения.
62 ר' משה סופר, תורת משה, חלק ב', פרשבורג, תרל"ט, לז
63 Г. Шолем о возрождении иврита - из письма Францу Розенцвейгу. Цитируется по אביעזר רביצקי, 'הקץ המגולה ומדינת היהודים', עם עובד, תל אביב, 1993, עמ' 14
64 Доктрина замещения идея, согласно которой церковь («Новый Израиль») полностью заместила собой еврейский народ, лишившийся Божественной любви и даров избранничества.
Комментарий