Молитва "Кади'ш" - буквально "освящение" - т.е освящение и прославление святости Всевышнего. Есть несколько вариантов текста молитвы "Кадиш": "Хаци-кадиш", "Кадиш ятом", "Кадиш шалем" и "Кадиш дерабанан" и не все из них траурные. Но, пожалуй, главное предназначение "Кадиша" быть молитвой человека, находящегося в трауре после смерти близкого родственника. В его устах эта молитва приобретает характер "оправдания Божьего Суда", т. е. "принятия приговора": "хотя меня постигло несчастье, я продолжаю утверждать, что Имя Всевышнего возвысится и освятится в мире, созданном по воле Его... и т. д"
О чем эта молитва
А) Утешение понесшему утрату и всему народу Израиля
Важное место в Кадише занимает тема утешения, которое придет для каждого еврея, - и не только утешение от скорби в связи со смертью близкого человека, но также и утешение от нашей всеобщей скорби в связи с разрушением нашего древнего Храма и святого города Иерусалима. Таким образом Кадиш объединяет оплакивающих свою личную утрату со всем народом Израиля, скорбящим о трагедии своего народа, которая на самом деле является трагедией для всего мира. "И установит Он Свою Царскую власть..." - эти слова выражают просьбу о спасении всего мира. Ощущение единства народа в его трауре выражается также и в том, что Кадиш нельзя читать в одиночестве, его читают только в миньяне, когда есть десять молящихся. С идеей утешения в Кадише связано также акцентирование таких понятий, как "жизнь" и "мир". Они отдаляют человека от идеи смерти, возвышая его до идеи вечной жизни, ведут его от катастрофы к миру, от отчаяния к надежде, от одиночества к человеческому сообществу.
Б) Утешение Творцу
Есть и еще одна интересная интерпретация Кадиша. Кроме утешения человеку в его скорби, Кадиш несет еще один вид утешения - Творцу. Смерть человека - потеря в воинстве Царя вселенной. Кадиш, в таком случае, - выражение надежды на то, что эта потеря будет восполнена. Всевышний как бы скорбит вместе с нами, оплакивая утрату в Своем воинстве, умаление Своего Собственного образа, отраженного в личности умершего. В этом смысле чтение Кадиша - утешение, которое мы приносим Богу в Его потере. Мы говорим йитгадал ("да возвеличится"), имея в виду: "Твое Имя умалено, да будет Оно возвеличено!" Мы говорим йиткадаш ("да освятится"), имея в виду: "Твоя святость уменьшилась, да будет она превыше всего!" Мы говорим: веямлих малхутей, т.е. "Твое Царство понесло ущерб, да будет оно восстановлено навечно!" Такая неожиданная интерпретация Кадиша, состоящая в намерении страждущего принести свои соболезнования Творцу всех людей, есть одновременно и утешение для самого скорбящего. Сознание, что к его скорби присоединяется не только весь народ, но и Сам Бог, служит для скорбящего источником тепла и успокоения.
В) Связь детей и родителей
Помогая человеку, понесшему утрату, не согнуться в беде, "Кадиш" по родителям исполняет и другую роль, существенную не только для оставшегося в живых сына, но и для его покойного отца или матери. "Кадиш" устанавливает прямую связь между поколениями, соединяя воедино две жизни: ушедшую и продолжающуюся. Когда сын читает "Кадиш", он тем самым демонстрирует продолжение жизни, как бы вырывая умершего у смерти. Еврейская традиция придает большое значение связи родителей и детей. "Заслуги отцов" - чрезвычайно важная тема в еврейской религиозной литературе. Мы постоянно обращаемся к Богу с мольбой о прощении во имя праведных дел наших праотцов: Авраама, Ицхака и Яакова.
Иудаизм признает и возможность обратного воздействия. Дела детей могут искупить грехи родителей даже после их смерти. Со смертью человека земная жизнь его не заканчивается, если после него остались дети. Пока потомство человека живет, живет и он. Родители оказывают влияние на детей, воспитывая их, и дети - не только при жизни родителей, но и после их смерти - могут влиять на их души. Чтение сыном "Кадиша" после смерти отца знаменует это продолжение жизни отца в сыне, преемственность поколений. Таким образом, "Кадиш" объединяет в общей скорби и общей молитве не только всех евреев, живущих сегодня, но и разные поколения, связывая уже умерших с живущими и с теми, кто еще будет жить. Эта связь поколений, осуществляемая "Кадишем", с одной стороны, помогает сыну искупить свои грехи благодаря заслугам отцов; с другой стороны, она дает ему возможность выступить в роли защитника родителей. Текст "Кадиша" не является буквально молением о прощении, но само его произнесение указывает на то, что добродетель сына имеет своим источником родителей, и поэтому чтение "Кадиша" сыном оказывается спасительным для них.
Почему "Кадиш" составлен на Арамейском языке
Причина того, что молитва "Кадиш" составлена на арамейском языке, заключается в том, что в эпоху Талмуда арамейский язык был разговорным языком евреев. Мудрецы хотели, чтобы слова этой молитвы были понятны всем, и поэтому составили ее не на иврите, а на обиходном народном диалекте так же, как и некоторые другие молитвы.
То, что "Кадиш" составлен на арамейском языке, Талмуд объясняет еще и тем, что сила этой молитвы настолько велика, что ангелам-служителям, понимающим только иврит, лучше не понимать ее, чтобы не завидовать людям, которым дана возможность с такой силой превозносить Творца. Ведь у ангелов нет потерь и потрясений, когда же человек в трауре обращается к Богу с прославлениями, нет ничего сильнее такой молитвы.
Как читают
"Кадиш" читают только в миньяне, (т.е. молитвенном собрании не меньше чем из десяти евреев старше 13 лет). "Кадиш" произносят стоя, выпрямившись, с сомкнутыми ногами. "Кадиш" произносится достаточно громко, так чтобы все присутствующие могли услышать и ответить "Аминь". Если на молитве присутствуют несколько человек, обязанных читать "Кадиш", принято читать "Кадиш Ятом" одновременно.
Что должны делать те, кто слушают "Кадиш"
Те, кто слушают "Кадиш", должны отвечать "амен" в конце каждого предложения и "Амен, йегей шмей раба..." ("Амен, да будет великое имя Его благословенно...") в середине, вкладывая в эти слова все силы души. Говорят наши мудрецы, что отвечающий "aмен, йеэй шмей..." со всей силой, на которую способна его душа, заставляет замолчать всех своих обвинителей в Небесном суде и отменяет самый суровый приговор, вынесенный ему на Небесах. Это не означает, однако, что нужно отвечать "амен" громко, мешая соседям мудрецы имеют в виду силу духовную, а не телесную.
По букве закона, "Кадиш" необязательно слушать стоя; но садиться, когда его произносят другие, нельзя.
Текст "Кадиша"
ДА ВОЗВЫСИТСЯ И ОСВЯТИТСЯ ЕГО ВЕЛИКОЕ ИМЯ (община отвечает: АМЕН!) В МИРЕ, СОТВОРЕННОМ ПО ВОЛЕ ЕГО; И ДА УСТАНОВИТ ОН ЦАРСКУЮ ВЛАСТЬ СВОЮ; И ДА ВЗРАСТИТ ОН СПАСЕНИЕ; И ДА ПРИБЛИЗИТ ОН ПРИХОД МОШИАХА СВОЕГО (община отвечает: АМЕН!) ПРИ ЖИЗНИ ВАШЕЙ, В ДНИ ВАШИ И ПРИ ЖИЗНИ ВСЕГО ДОМА ИЗРАИЛЯ, ВСКОРОСТИ, В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ, И СКАЖЕМ: АМЕН! (Община отвечает: АМЕН!)
Община вместе с тем, кто произносит "Кадиш": ДА БУДЕТ ВЕЛИКОЕ ИМЯ ЕГО БЛАГОСЛОВЕННО ВЕЧНО, ВО ВЕКИ ВЕКОВ! ДА БУДЕТ БЛАГОСЛОВЛЯЕМО...
...И ВОСХВАЛЯЕМО, И ПРОСЛАВЛЯЕМО, И ВОЗВЕЛИЧИВАЕМО, И ПРЕВОЗНОСИМО, И ПОЧИТАЕМО, И ВЕЛИЧАЕМО, И ВОСПЕВАЕМО ИМЯ СВЯТОГО [ТВОРЦА], БЛАГОСЛОВЕН ОН (община отвечает: АМЕН!), ПРЕВЫШЕ ВСЕХ БЛАГОСЛОВЕНИЙ И ПЕСНОПЕНИЙ, ВОСХВАЛЕНИЙ И УТЕШИТЕЛЬНЫХ СЛОВ, ПРОИЗНОСИМЫХ В МИРЕ, И СКАЖЕМ: АМЕН! (Община отвечает: АМЕН!) ДА БУДУТ ДАРОВАНЫ С НЕБЕС ПРОЧНЫЙ МИР И СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ НАМ И ВСЕМУ ИЗРАИЛЮ, И СКАЖЕМ: АМЕН! (Община отвечает: АМЕН!) УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ МИР (в "десять дней раскаяния" вместо "ШАЛОМ" "МИР" говорят "А-АШАЛОМ") В СВОИХ ВЫСОТАХ, ОН ПОШЛЕТ МИР НАМ И ВСЕМУ ИЗРАИЛЮ, И СКАЖЕМ: АМЕН!
Может Иисус имел ввиду кадиш,когда сказал:9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
(Матф.6:9-14)
О чем эта молитва
А) Утешение понесшему утрату и всему народу Израиля
Важное место в Кадише занимает тема утешения, которое придет для каждого еврея, - и не только утешение от скорби в связи со смертью близкого человека, но также и утешение от нашей всеобщей скорби в связи с разрушением нашего древнего Храма и святого города Иерусалима. Таким образом Кадиш объединяет оплакивающих свою личную утрату со всем народом Израиля, скорбящим о трагедии своего народа, которая на самом деле является трагедией для всего мира. "И установит Он Свою Царскую власть..." - эти слова выражают просьбу о спасении всего мира. Ощущение единства народа в его трауре выражается также и в том, что Кадиш нельзя читать в одиночестве, его читают только в миньяне, когда есть десять молящихся. С идеей утешения в Кадише связано также акцентирование таких понятий, как "жизнь" и "мир". Они отдаляют человека от идеи смерти, возвышая его до идеи вечной жизни, ведут его от катастрофы к миру, от отчаяния к надежде, от одиночества к человеческому сообществу.
Б) Утешение Творцу
Есть и еще одна интересная интерпретация Кадиша. Кроме утешения человеку в его скорби, Кадиш несет еще один вид утешения - Творцу. Смерть человека - потеря в воинстве Царя вселенной. Кадиш, в таком случае, - выражение надежды на то, что эта потеря будет восполнена. Всевышний как бы скорбит вместе с нами, оплакивая утрату в Своем воинстве, умаление Своего Собственного образа, отраженного в личности умершего. В этом смысле чтение Кадиша - утешение, которое мы приносим Богу в Его потере. Мы говорим йитгадал ("да возвеличится"), имея в виду: "Твое Имя умалено, да будет Оно возвеличено!" Мы говорим йиткадаш ("да освятится"), имея в виду: "Твоя святость уменьшилась, да будет она превыше всего!" Мы говорим: веямлих малхутей, т.е. "Твое Царство понесло ущерб, да будет оно восстановлено навечно!" Такая неожиданная интерпретация Кадиша, состоящая в намерении страждущего принести свои соболезнования Творцу всех людей, есть одновременно и утешение для самого скорбящего. Сознание, что к его скорби присоединяется не только весь народ, но и Сам Бог, служит для скорбящего источником тепла и успокоения.
В) Связь детей и родителей
Помогая человеку, понесшему утрату, не согнуться в беде, "Кадиш" по родителям исполняет и другую роль, существенную не только для оставшегося в живых сына, но и для его покойного отца или матери. "Кадиш" устанавливает прямую связь между поколениями, соединяя воедино две жизни: ушедшую и продолжающуюся. Когда сын читает "Кадиш", он тем самым демонстрирует продолжение жизни, как бы вырывая умершего у смерти. Еврейская традиция придает большое значение связи родителей и детей. "Заслуги отцов" - чрезвычайно важная тема в еврейской религиозной литературе. Мы постоянно обращаемся к Богу с мольбой о прощении во имя праведных дел наших праотцов: Авраама, Ицхака и Яакова.
Иудаизм признает и возможность обратного воздействия. Дела детей могут искупить грехи родителей даже после их смерти. Со смертью человека земная жизнь его не заканчивается, если после него остались дети. Пока потомство человека живет, живет и он. Родители оказывают влияние на детей, воспитывая их, и дети - не только при жизни родителей, но и после их смерти - могут влиять на их души. Чтение сыном "Кадиша" после смерти отца знаменует это продолжение жизни отца в сыне, преемственность поколений. Таким образом, "Кадиш" объединяет в общей скорби и общей молитве не только всех евреев, живущих сегодня, но и разные поколения, связывая уже умерших с живущими и с теми, кто еще будет жить. Эта связь поколений, осуществляемая "Кадишем", с одной стороны, помогает сыну искупить свои грехи благодаря заслугам отцов; с другой стороны, она дает ему возможность выступить в роли защитника родителей. Текст "Кадиша" не является буквально молением о прощении, но само его произнесение указывает на то, что добродетель сына имеет своим источником родителей, и поэтому чтение "Кадиша" сыном оказывается спасительным для них.
Почему "Кадиш" составлен на Арамейском языке
Причина того, что молитва "Кадиш" составлена на арамейском языке, заключается в том, что в эпоху Талмуда арамейский язык был разговорным языком евреев. Мудрецы хотели, чтобы слова этой молитвы были понятны всем, и поэтому составили ее не на иврите, а на обиходном народном диалекте так же, как и некоторые другие молитвы.
То, что "Кадиш" составлен на арамейском языке, Талмуд объясняет еще и тем, что сила этой молитвы настолько велика, что ангелам-служителям, понимающим только иврит, лучше не понимать ее, чтобы не завидовать людям, которым дана возможность с такой силой превозносить Творца. Ведь у ангелов нет потерь и потрясений, когда же человек в трауре обращается к Богу с прославлениями, нет ничего сильнее такой молитвы.
Как читают
"Кадиш" читают только в миньяне, (т.е. молитвенном собрании не меньше чем из десяти евреев старше 13 лет). "Кадиш" произносят стоя, выпрямившись, с сомкнутыми ногами. "Кадиш" произносится достаточно громко, так чтобы все присутствующие могли услышать и ответить "Аминь". Если на молитве присутствуют несколько человек, обязанных читать "Кадиш", принято читать "Кадиш Ятом" одновременно.
Что должны делать те, кто слушают "Кадиш"
Те, кто слушают "Кадиш", должны отвечать "амен" в конце каждого предложения и "Амен, йегей шмей раба..." ("Амен, да будет великое имя Его благословенно...") в середине, вкладывая в эти слова все силы души. Говорят наши мудрецы, что отвечающий "aмен, йеэй шмей..." со всей силой, на которую способна его душа, заставляет замолчать всех своих обвинителей в Небесном суде и отменяет самый суровый приговор, вынесенный ему на Небесах. Это не означает, однако, что нужно отвечать "амен" громко, мешая соседям мудрецы имеют в виду силу духовную, а не телесную.
По букве закона, "Кадиш" необязательно слушать стоя; но садиться, когда его произносят другие, нельзя.
Текст "Кадиша"
ДА ВОЗВЫСИТСЯ И ОСВЯТИТСЯ ЕГО ВЕЛИКОЕ ИМЯ (община отвечает: АМЕН!) В МИРЕ, СОТВОРЕННОМ ПО ВОЛЕ ЕГО; И ДА УСТАНОВИТ ОН ЦАРСКУЮ ВЛАСТЬ СВОЮ; И ДА ВЗРАСТИТ ОН СПАСЕНИЕ; И ДА ПРИБЛИЗИТ ОН ПРИХОД МОШИАХА СВОЕГО (община отвечает: АМЕН!) ПРИ ЖИЗНИ ВАШЕЙ, В ДНИ ВАШИ И ПРИ ЖИЗНИ ВСЕГО ДОМА ИЗРАИЛЯ, ВСКОРОСТИ, В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ, И СКАЖЕМ: АМЕН! (Община отвечает: АМЕН!)
Община вместе с тем, кто произносит "Кадиш": ДА БУДЕТ ВЕЛИКОЕ ИМЯ ЕГО БЛАГОСЛОВЕННО ВЕЧНО, ВО ВЕКИ ВЕКОВ! ДА БУДЕТ БЛАГОСЛОВЛЯЕМО...
...И ВОСХВАЛЯЕМО, И ПРОСЛАВЛЯЕМО, И ВОЗВЕЛИЧИВАЕМО, И ПРЕВОЗНОСИМО, И ПОЧИТАЕМО, И ВЕЛИЧАЕМО, И ВОСПЕВАЕМО ИМЯ СВЯТОГО [ТВОРЦА], БЛАГОСЛОВЕН ОН (община отвечает: АМЕН!), ПРЕВЫШЕ ВСЕХ БЛАГОСЛОВЕНИЙ И ПЕСНОПЕНИЙ, ВОСХВАЛЕНИЙ И УТЕШИТЕЛЬНЫХ СЛОВ, ПРОИЗНОСИМЫХ В МИРЕ, И СКАЖЕМ: АМЕН! (Община отвечает: АМЕН!) ДА БУДУТ ДАРОВАНЫ С НЕБЕС ПРОЧНЫЙ МИР И СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ НАМ И ВСЕМУ ИЗРАИЛЮ, И СКАЖЕМ: АМЕН! (Община отвечает: АМЕН!) УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ МИР (в "десять дней раскаяния" вместо "ШАЛОМ" "МИР" говорят "А-АШАЛОМ") В СВОИХ ВЫСОТАХ, ОН ПОШЛЕТ МИР НАМ И ВСЕМУ ИЗРАИЛЮ, И СКАЖЕМ: АМЕН!

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
(Матф.6:9-14)
Комментарий