VARY: "Бог есть Дух. Как доказать присутствие Духа, если Дух может присутствовать только в приватном сознании индивида? Если доказательством наличия Бога является Его влияние на Мир, то по определению, Он не только влияет, но и полностью управляет Миром, и без Его Логоса в Мире нет ничего. Можно ли это увидеть из самого Мира - нет. Так чего же хотят получить те, кто требует доказательств?
Бога предъявить невозможно. Бога не видел никто и никогда. Бог вне мира. Так что надо предъявить для доказательства?"
---------------------------------------------------------------
Мне интересен следующий вопрос: что могло бы стать для вас опровержением существования Бога, а также опровержением других религиозных утверждений (Бог влияет на Мир, Бог полностью управляет Миром, Бог существовал до Мира и т.п.)? Это вопрос аналогичный вопросу из статьи философа Энтони Флю "Теология и фальсификация" http://berkovich-zametki.com/2009/Za...er6/Dynin1.php. Я уже обсуждал данную проблему с Victor N. Но в той теме это был полнейший флуд, к тому же разговор свалился к обсуждению интерпретаций библейских сказаний, что меня не особо интересует -- http://www.evangelie.ru/forum/t12776...ml#post4444877.
Проблема здесь следующая (это проблема наличия смысла в религиозных /и любых метафизических/ высказываниях): "утверждение чего-либо как имеющего место эквивалентно отрицанию того, что это нечто не имеет места. Теперь предположим, что мы сомневаемся в отношении того, что утверждается тем, кто произнес некое высказывание. Или, более радикально, предположим, что мы скептически отнеслись к тому, что его высказывание вообще утверждает что-либо реально. В таком случае, мы можем попытаться понять (или, возможно, разоблачить) это высказывание, потребовав указания на то, что послужило бы опровержением его истинности или оказалось бы несовместимым с нею. Ибо, если высказывание, действительно является утверждением, оно необходимо будет эквивалентно отказу от отрицания этого утверждения. И все, что будет ему противоречить или побудит высказывающегося отказаться от своего утверждения и признать его ошибочность, должно быть частичным (или полным) значением отрицания этого утверждения. И если нет ничего, что предполагаемое утверждение отрицает, то нет ничего, что оно и утверждает, и тогда оно фактически не является утверждением
Неверующие люди часто полагают, что невозможно вообразить событие или серию событий, которые могли бы побудить искушенных в теологии верующих людей воспринять эти события достаточно разумным основанием для признания того, что: «В конце концов, Бог не существует» или «Значит, Бог в действительности не любит нас». Нам говорят, что Бог любит нас как отец любит своих детей. Нас заверяют в этом. Но затем мы видим ребенка, умирающего от неизлечимого рака горла. Земной отец ребенка сходит с ума от безрезультатных попыток спасти ребенка, но его Небесный отец не проявляет никаких явных признаков заботы о своем чаде. Положение дел уточняется, например: «Божья любовь не есть просто человеческая любовь» или «Божья любовь непостижима». И мы осознаем, что человеческие страдания вполне совместимы с истиной утверждения: «Бог любит нас как отец (но, конечно...). Мы уверяемся снова. Но затем мы можем спросить: Какова ценность этого заверения в божьей любви (столь модифицированной)? И от чего ограждает нас эта гарантия в действительности? Что должно случиться, чтобы мы не просто (морально и по недоразумению) засомневались, но также (логически и основательно) вынуждены были признать: «Бог не любит нас» или даже: «Бог не существует»? И потому я ставлю перед участниками симпозиума простой центральный вопрос: «Что может случиться или что должно случиться, что станет для вас опровержением божьей любви или самого существования Бога»?".
То есть понимание смысла высказывания осуществляется через понимание смысла его отрицания. А логическая операция отрицания отрицания восстанавливает смысл начального высказывания. Если такая операция в принципе невозможна, то это значит, что высказывание не содержит какой-либо определённой информации и не является истинным или ложным. Раз так, то есть подозрение, что подобные высказывания ничего не утверждают они бессмысленны.
Пример.
Женщина утверждает, что её "муж добрый и любящий мужчина". Но в контексте её отношения к мужу она утверждает, что её "муж добрый и любящий мужчина" при любых действиях мужа в отношении жены, даже если он сегодня топит её в ванне до полусмерти, а завтра избивает утюгом, отправляя в реанимацию с сотрясением мозга. То есть в контексте идей этой женщины вообще отсутствует даже гипотетическая ситуация, когда женщина скажет, что её "муж не добрый и не любящий мужчина". В данном случае утверждение женщины "мой муж добрый и любящий мужчина" не несёт никакой информации о реальных качествах её мужа. Значит, это утверждение не является истинным или ложным, оно бессмысленно.
Таким образом, если утверждение нефальсифицируемо (отсутствуют любые гипотетические условия, при которых утверждение окажется неистинным, ложным), если высказывание о существовании Бога принципиально неопровержимо, то это высказывание ничего не утверждает, существование Бога не отличается от несуществования, и религиозные утверждения не имеют (когнитивного) смысла.
Итак, какие же (гипотетические) условия/события могли бы стать для верующих доказательством несуществования Бога?
Бога предъявить невозможно. Бога не видел никто и никогда. Бог вне мира. Так что надо предъявить для доказательства?"
---------------------------------------------------------------
Мне интересен следующий вопрос: что могло бы стать для вас опровержением существования Бога, а также опровержением других религиозных утверждений (Бог влияет на Мир, Бог полностью управляет Миром, Бог существовал до Мира и т.п.)? Это вопрос аналогичный вопросу из статьи философа Энтони Флю "Теология и фальсификация" http://berkovich-zametki.com/2009/Za...er6/Dynin1.php. Я уже обсуждал данную проблему с Victor N. Но в той теме это был полнейший флуд, к тому же разговор свалился к обсуждению интерпретаций библейских сказаний, что меня не особо интересует -- http://www.evangelie.ru/forum/t12776...ml#post4444877.
Проблема здесь следующая (это проблема наличия смысла в религиозных /и любых метафизических/ высказываниях): "утверждение чего-либо как имеющего место эквивалентно отрицанию того, что это нечто не имеет места. Теперь предположим, что мы сомневаемся в отношении того, что утверждается тем, кто произнес некое высказывание. Или, более радикально, предположим, что мы скептически отнеслись к тому, что его высказывание вообще утверждает что-либо реально. В таком случае, мы можем попытаться понять (или, возможно, разоблачить) это высказывание, потребовав указания на то, что послужило бы опровержением его истинности или оказалось бы несовместимым с нею. Ибо, если высказывание, действительно является утверждением, оно необходимо будет эквивалентно отказу от отрицания этого утверждения. И все, что будет ему противоречить или побудит высказывающегося отказаться от своего утверждения и признать его ошибочность, должно быть частичным (или полным) значением отрицания этого утверждения. И если нет ничего, что предполагаемое утверждение отрицает, то нет ничего, что оно и утверждает, и тогда оно фактически не является утверждением
Неверующие люди часто полагают, что невозможно вообразить событие или серию событий, которые могли бы побудить искушенных в теологии верующих людей воспринять эти события достаточно разумным основанием для признания того, что: «В конце концов, Бог не существует» или «Значит, Бог в действительности не любит нас». Нам говорят, что Бог любит нас как отец любит своих детей. Нас заверяют в этом. Но затем мы видим ребенка, умирающего от неизлечимого рака горла. Земной отец ребенка сходит с ума от безрезультатных попыток спасти ребенка, но его Небесный отец не проявляет никаких явных признаков заботы о своем чаде. Положение дел уточняется, например: «Божья любовь не есть просто человеческая любовь» или «Божья любовь непостижима». И мы осознаем, что человеческие страдания вполне совместимы с истиной утверждения: «Бог любит нас как отец (но, конечно...). Мы уверяемся снова. Но затем мы можем спросить: Какова ценность этого заверения в божьей любви (столь модифицированной)? И от чего ограждает нас эта гарантия в действительности? Что должно случиться, чтобы мы не просто (морально и по недоразумению) засомневались, но также (логически и основательно) вынуждены были признать: «Бог не любит нас» или даже: «Бог не существует»? И потому я ставлю перед участниками симпозиума простой центральный вопрос: «Что может случиться или что должно случиться, что станет для вас опровержением божьей любви или самого существования Бога»?".
То есть понимание смысла высказывания осуществляется через понимание смысла его отрицания. А логическая операция отрицания отрицания восстанавливает смысл начального высказывания. Если такая операция в принципе невозможна, то это значит, что высказывание не содержит какой-либо определённой информации и не является истинным или ложным. Раз так, то есть подозрение, что подобные высказывания ничего не утверждают они бессмысленны.
Пример.
Женщина утверждает, что её "муж добрый и любящий мужчина". Но в контексте её отношения к мужу она утверждает, что её "муж добрый и любящий мужчина" при любых действиях мужа в отношении жены, даже если он сегодня топит её в ванне до полусмерти, а завтра избивает утюгом, отправляя в реанимацию с сотрясением мозга. То есть в контексте идей этой женщины вообще отсутствует даже гипотетическая ситуация, когда женщина скажет, что её "муж не добрый и не любящий мужчина". В данном случае утверждение женщины "мой муж добрый и любящий мужчина" не несёт никакой информации о реальных качествах её мужа. Значит, это утверждение не является истинным или ложным, оно бессмысленно.
Таким образом, если утверждение нефальсифицируемо (отсутствуют любые гипотетические условия, при которых утверждение окажется неистинным, ложным), если высказывание о существовании Бога принципиально неопровержимо, то это высказывание ничего не утверждает, существование Бога не отличается от несуществования, и религиозные утверждения не имеют (когнитивного) смысла.
Итак, какие же (гипотетические) условия/события могли бы стать для верующих доказательством несуществования Бога?
Комментарий