Является ли честность чертой характера?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Deja-vu
    Yes, we can

    • 09 December 2003
    • 10834

    #16
    москвин
    Одно и тоже действие один участник событий может оценить как честность, а другой- как нечестность.
    Вот с этим выражением соглашусь на все сто! НО, вы же понимаете, что это все "субъективно", а если говорить об объективной честности, о настоящей, то там уже другое дело, по-моему...
    Насчет примера с матерью... ложь я ведь не сказал бы... если спросила бы прямо с порога, то я предложил бы пройти в комнату, присесть и там поговорить... но правду я бы сказал, и это было бы честно (соответствие реальным фактам)...
    А сказать матери, что ее сын просто без вести пропал, или от него вестей нет, по моему это ее только еще раньше в могилу сведет... каждый день думать о сыне, где же он... а жить то надо...
    - Ты правда не веришь в Бога? Совсем?
    - Да вот те крест!

    Комментарий

    • Yelka
      Ветеран

      • 16 December 2003
      • 2812

      #17
      Deja-vu
      но правду я бы сказал, и это было бы честно (соответствие реальным фактам)...
      А если бы Вы скрывали кого-нибудь гонимого от жестоких преследователей и знали бы, что Ваш правдивый ответ однозначно приведет к гибели того, кого вы укрываете? (Первое, что приходит в голову - преследования нацистами евреев ). Вы привели бы свой ответ в "соответствие реальным фактам"?

      Все ответы даны приблизительно по одному принципу: честный - этот тот, кто говорит правду. Кто говорит неправду - тот нечестный.

      Можно подойти с другой стороны. Честность - производное понятие от слова "честь" (отсюда и непроизносимая согласная "т", которая некоторыми участниками опускается). И можно попытаться определить, что такое честь человека.

      Если же рассуждать о лжи, то хочется обратить внимание, что отказаться от неправды в нашем изначально больном, "поломанном" мире вряд ли возможно. И не всегда целесообразно.

      Я бы ввела в разговор понятие ответственности за все свои поступки. Это качество честного человека. Того, кто если и врет, осознает это и готов расплатиться за последствия.

      Сказать смертельно больному человеку правду - можно. Но только если ты готов взять на себя последствия этой вести: готов в дальнейшем поддерживать его морально, вместе с ним готовиться к смерти. А трепануть и исчезнуть - много чести не надо. Лучше уж смолчать.

      Из бытового вранья (моего, например) - когда я не хочу общаться с человеком, я ему говорю, что занята, или устала. А может лучше прямо сказать ему - "не хочу, мне не интересно с тобой"? Но это ведь значит нахамить. Все правила приличия и этикет замешаны на элементе лицемерия. Сложно это...

      Ложь - следствие нашего приспособленчества к миру. Сокрытие чего-то.

      Невозможно говорить правду всем - тебя это растерзает на кусочки. Вспомните князя Мышкина из "Идиота" Достоевского, чем все это закончилось... Этикет и помогает отгородиться от общей массы. Не "подставляться" всем. Предельная честность и раскрытость возможна только с немногими.

      Есть, конечно, способ. Если по примеру монахов-сподвижников уйти из мира и от людей. Вне больного окружения можно вести "чистую" жизнь. Кристально честное качество жизни будет зависеть уже только от тебя.

      P.S. Я не призываю всех лгать. Просто нужно чувство реальности. Правда правде рознь.

      Комментарий

      • vlek
        Ветеран

        • 26 January 2004
        • 4234

        #18
        [quote=Татьяна_

        Я бы предложил начать с этимологии слова. К сожалению, под рукой ничего подходящего по этому случаю нет, могу предложить лишь некоторые соображения. Слово одного корня с «честь» - то, что необходимо беречь смолоду + честь мундира, кодекс чести. Иными словами, выработанный, представляемый образ жизни, нормы поведения повседневности (ближе к идеалу, но не он), «авторитет», скорее подходит современное - «имидж». На него равняемся, стараемся не «уронить» ни в своих, ни чужих глазах. Он вырабатывается, зависит от среды «обитания», воспитания, соц. приоритетов и т.п. Отклонение от имиджа, «чувствительность» к появлению отклонений и есть честность. Точность (шкала) измерения тоже «двойного» стандарта, т.е. жестче или мягче относимся к отклонениям от чести, в зависимости в чьих глазах «упали» своих или чужих. Злой - эмоциональная реакция на - восприятие отклонения, устранение их, приведение в норму.


        Приблизительно так, но вывод один стремиться быть самим собою, тогда все проблемы снимаются. Пример - дети, их поведения естественно, натурально, реакция на текущий момент, беззлобна и без «инерции» памяти. Претензий по линии честности к ним просто невозможно предъявить. Думаю, «Будьте как дети, ибо их Ц.Б.» имеет в виду именно это.

        -----
        Ибо то, что войдет в ваши уста, не осквернит вас, но то, что выходит из ваших уст, это вас осквернит. (Фома изр. 15).
        Последний раз редактировалось vlek; 06 May 2004, 05:01 AM.

        Комментарий

        • Deja-vu
          Yes, we can

          • 09 December 2003
          • 10834

          #19
          Yelka
          (Первое, что приходит в голову - преследования нацистами евреев ). Вы привели бы свой ответ в "соответствие реальным фактам"?
          Если идет счет на жизнь, то совру. И это не будет честным поступком. Однако для меня жизнь другого человека дороже моей честности...
          - Ты правда не веришь в Бога? Совсем?
          - Да вот те крест!

          Комментарий

          • Anton_R
            Отключен

            • 06 February 2004
            • 1253

            #20
            Удалено мною

            Комментарий

            • Татьяна Б
              Отключен

              • 24 March 2004
              • 14899

              #21
              Здравствуйте, все!

              Большое спасибо всем за ответы! Они многое для меня прояснили.
              Прошу извинить, что не отвечаю каждому - вопрос действительно оказался сложнее, чем я думала. Мне казалось, что у самой есть ответы, хотя бы примерные... Теперь, с одной стороны, выяснилось, что они действительно примерные, а с другой - полная каша с определениями. В любом случае, попытаюсь подвести итог (это не значит - закрытие темы!):

              1.Честность - это что-то такое, что относится не к моему благополучию, а к благополучию моих соседей.
              2. Несмотря на то, что, по моему мнению, честность - понятие абсолютное, в настоящее время для каждого она - своя.


              Но мне, все-таки, хотелось бы докопаться до абсолюта (простите уж за максимализм!).

              Я совсем недавно вспомнила один случай (Быт.41:8б). Это было довольно давно, только-только в постперестроечное время. Одной девушке необходимо было поставить коронки. Посоветовавшись с мамой, она решается на керамику - самое дорогое, но, вроде как, надежное и долгосрочное. Вот, заплатив в кассу, сидит она в кресле, врач уже начал свое дело, и в середине процес-са, когда уже не повернешь "вспять", вдруг говорит ей: "понимаете, зарплата у врачей сейчас маленькая, и, в общем, чтобы все у Вас было хорошо, надо сделать подарок". Она с открытым ртом сквозь гудение бора произносит что-то типа "ага". А дело в том, что своих денег у нее тогда не было - еще не успела найти работу. Лежало на книжке несколько рублей из центра занято-сти, но они - для того, чтобы вернуть долг. Так вот каждый раз, когда она приходила к дантисту, он ей об этом напоминал, и каждый раз она говорила "ага". Справедливости ради надо сказать, что девушка действительно собиралась выполнить свое обещание - потом когда-нибудь, когда будут деньги.
              Подарок она так и не сделала - сначала не нашла денег, потом забыла, а потом вроде как время ушло.
              Кто как думает: как нужно было поступить этой девушке в той ситуации? Честно ли она поступила? Стоит ли ей сейчас все ис-править, то есть найти этого врача и дать ему обещанное?

              Да, еще - вопросы, заданные в начале темы, вовсе не снимаются!

              С уважением, Таня

              Ps. Искала определение честности в энциклопедиях - нету. Есть одна ссылка - на Ожегова, но данное там не совсем устраивает.
              Последний раз редактировалось Татьяна Б; 08 May 2004, 10:56 PM.

              Комментарий

              • Татьяна Б
                Отключен

                • 24 March 2004
                • 14899

                #22
                Сообщение от KPbI3
                Хотя веру тут я бы опустил. Она ничего не прибавляет и не убавляет, а только обнажает.
                Мне кажется, вера также может являться частью воспитания - значит, наверное, может влиять... К примеру, если человек родился в семье, верующей в Бога, для которого нечестность - верх добродетели, он и будет нечестным, как его Бог.

                Комментарий

                • Татьяна Б
                  Отключен

                  • 24 March 2004
                  • 14899

                  #23
                  Сообщение от москвин
                  Может, все рождаются честными. А потом часть людей под давлением жизни отказываются от нее.
                  И все-таки, я, скорее, соглашусь с тем мнением, что честность - это не врожденное качество.

                  Комментарий

                  • Татьяна Б
                    Отключен

                    • 24 March 2004
                    • 14899

                    #24
                    Сообщение от $pider.dll CRC
                    и не закрывать себя глаза выдумыми илюзиями
                    Согласна с этим
                    Сообщение от $pider.dll CRC
                    а по жизни абсалютно чесные люди встречается обычно в дурдомах
                    Не только. Хотя.. я где-то слышала, что весь наш мир - это самый большой д.дом.
                    Может, и правда

                    Комментарий

                    • Ikar
                      Завсегдатай

                      • 13 January 2003
                      • 687

                      #25
                      Ложь как антипод честность(так проще) есть мера слабости(трусости) и корысти.

                      И да же ложь во и спасение, есть слабость того кому не говорят, и того кто не говорит правды.

                      Комментарий

                      • Татьяна Б
                        Отключен

                        • 24 March 2004
                        • 14899

                        #26
                        Продублировала нечаянно

                        Комментарий

                        • Татьяна Б
                          Отключен

                          • 24 March 2004
                          • 14899

                          #27
                          Сообщение от Сотканый
                          Быть честным и искренним, это красиво.

                          Наверное для этого нужно устранить причины побуждающие лгать и лицемерничать.
                          Нет причины, нет и последствий.
                          А какие причины и как устранить?
                          Вот пример.

                          Сообщение от Sobaka500
                          Ну, скажем родился ребенок в не очень благополучной семье. Вполне честный мальчик, допустим. Опрокинет со стола папину бутылку - признается, что его рук дело. Получит двойку, грустно с порога протянет дневник. И вот все бы ничего, и родись этот мальчик в хорошей семье, он продолжал бы оставаться честным, и это мы бы назвали возможно врожденной честностью. Потому что никто бы не знал иного сценария. Только вот в этой неблагополучной семье, мальчика за проступки, даже самые пустяковые - сильно лупят, да не пояском от халата, а чем под руку подвернется. Сильно лупят. И часто. И поймет скоро мальчик, что только ложь станет его спасительницей и хранительницей. И будет шагать она отныне с ним как лучшая подруга, и будет мальчик счастлив, что есть она у него. Опрокинет со стола бутылку - скажет, что кошка. Получит двойку - вырвет страницу...
                          Причина нечестности ребенка - страх побоев. Не будет побоев - не будет нечестности. Единственное спасение ребенка - во лжи. По другому он отвечать не умеет - пока еще маленький, и ничего другого попросту не знает. Нужно устранить побои, или страх побоев (как, например, в "Толстой тетради").
                          Ребенок вырастет, и ничего не поменяется, т.к. окружение останется примерно таким же. То есть, причина его лжи - снова окружение. Устранить окружение? Возможный, конечно, вариант - оздоровить общество... Но общество как раз и состоит из зависимых от окружения, страха, выгоды людей. Дилемма...

                          Комментарий

                          • Татьяна Б
                            Отключен

                            • 24 March 2004
                            • 14899

                            #28
                            Сообщение от Yelka
                            Из бытового вранья (моего, например) - когда я не хочу общаться с человеком, я ему говорю, что занята, или устала. А может лучше прямо сказать ему - "не хочу, мне не интересно с тобой"? Но это ведь значит нахамить. Все правила приличия и этикет замешаны на элементе лицемерия. Сложно это...
                            Действительно сложно... Есть такие люди, которым можно говорить каждый день, что устала, занята и болит голова, и каждый день они будут приходить в гости. В конце концов срываешься, и наживаешь себе врага (что самое ужасное, ничуть не рас-страиваясь при этом)... А потом они снова, без признака обиды, приходят в гости, и становится стыдно за свое отношение к ним. Потом... Говоришь, что занята, устала, болит голова...
                            Кто прав - я, которой могут наскучить люди, или эти люди, которым просто некуда деться? (Это оффтоп, поэтому отвечать не обязательно, но, наверное, можно).

                            Комментарий

                            • Татьяна Б
                              Отключен

                              • 24 March 2004
                              • 14899

                              #29
                              [QUOTE=vlek][quote=Татьяна_

                              Я бы предложил начать с этимологии слова. К сожалению, под рукой ничего подходящего по этому случаю нет, могу предложить лишь некоторые соображения. Слово одного корня с «честь» - то, что необходимо беречь смолоду + честь мундира, кодекс чести. Иными словами, выработанный, представляемый образ жизни, нормы поведения повседневности (ближе к идеалу, но не он), «авторитет», скорее подходит современное - «имидж». На него равняемся, стараемся не «уронить» ни в своих, ни чужих глазах. Он вырабатывается, зависит от среды «обитания», воспитания, соц. приоритетов и т.п. Отклонение от имиджа, «чувствительность» к появлению отклонений и есть честность. Точность (шкала) измерения тоже «двойного» стандарта, т.е. жестче или мягче относимся к отклонениям от чести, в зависимости в чьих глазах «упали» своих или чужих. Злой - эмоциональная реакция на - восприятие отклонения, устранение их, приведение в норму.


                              Приблизительно так, но вывод один стремиться быть самим собою, тогда все проблемы снимаются. Пример - дети, их поведения естественно, натурально, реакция на текущий момент, беззлобна и без «инерции» памяти. Претензий по линии честности к ним просто невозможно предъявить. Думаю, «Будьте как дети, ибо их Ц.Б.» имеет в виду именно это.[/QUOTE]
                              То есть, выработанный под внешним влиянием образ жизни - это нечто противное честности? (Я действительно не совсем поняла ).

                              Комментарий

                              • Татьяна Б
                                Отключен

                                • 24 March 2004
                                • 14899

                                #30
                                Сообщение от Deja-vu
                                Yelka Если идет счет на жизнь, то совру. И это не будет честным поступком. Однако для меня жизнь другого человека дороже моей честности...
                                Значит, для Вас есть нечто выше честности?

                                Комментарий

                                Обработка...