Поговорим о Самом Иисусе Христе.
«А, скажете вы, разве это вообще вопрос? Откуда нам знать, что такой человек вообще существовал? Что толку предполагать, что Евангелие говорит правду о Христе, а затем делать еще построения на такой зыбкой основе?»
Все так. Очень верно. Я не намерен делать ничего подобного. Все, что я могу допустить, это то, что Евангелия представляют собой либо факты, либо вымысел, либо смесь вымысла и правды. (Ведь с этим вы не будете спорить, правда?) Давайте исследуем Евангелия критически, чтобы выяснить, какое из трех предположений верно.
Начнем с того, что заметим, что даже неверующие не считают Евангелия полным вымыслом. Одним из самых известных атеистов считался Сэр Джеймс Фрэзер. Его труд Золотой сук, ставший классическим, стал эпохальным в науке двадцатого века. Он писал:
«Моя теория предполагает историческую реальность Иисуса из Назарета как великого религиозного и нравственного учителя (заметьте, не как Сына Божьего), основавшего христианство и распятого в Иерусалиме при правлении Понтия Пилата. Евангельское свидетельство, подтвержденное враждебным доказательством Тацита (в его труде «Анналы»), а также Плиния Младшего («Эпистолы»), должно показаться достаточным всем непредубежденным искателям истины. Есть такие детали жизни и смерти Христа, которые, вероятно, навсегда останутся покрыты туманом неизвестности. Сомнения в историчности личности Христа, на мой взгляд, не заслуживают серьезного внимания. Даже без позитивного свидетельства истории и предания, начало такой величайшей религиозной и моральной революции просто требует присутствия великого реформатора»[1] (курсив автора).
Изобретая неизобретаемое
Около 500 лет назад в Италии жил величайший гений всех времен Леонардо да Винчи. Помимо создания нескольких знаменитых полотен, он прославился и как ученый высшего ранга. О нем даже говорят как об изобретателе аэроплана, парохода и подводной лодки.
Возможно, «изобрел» слишком сильно сказано, ведь он эти машины не построил. Однако именно ему принадлежат идеи, сотни лет спустя приведшие к созданию этих современных чудес техники. Поэтому, хотя и с оговоркой, мы можем сказать, что он причастен к их изобретению.
Его изобретения были замечательными, но не невозможными. Всеми необходимыми знаниями наука уже обладала. Но были и такие направления, где он ничего изобрести не мог в те годы. Например, он не мог изобрести искусственные легкие, потому что не знал о циркуляции крови. Гарвей только через добрую сотню лет открыл это. Не мог Леонардо изобрести атомную бомбу, потому что полагал, что вещество неделимо. Прежде чем современные ученые не открыли, что атомы не являются чем-то сплошным, а представляют собой сферы с заряженными частицами, атомную бомбу изобрести было нельзя.
А теперь приведу тезис, который я собираюсь отстаивать в этой главе: Иисус, о котором мы читаем в Евангелиях, в то время, когда эти Евангелия писались, не мог быть изобретен. Следовательно, евангельский Иисус должен был быть исторической личностью, а не вымышленным лицом.
Первое, что следует отметить, никому не нужен был такой человек, как Иисус, описанный в Новом Завете. Павел так выразился по этому поводу:
«А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1:23).
Почти никому из евреев не было до него никакого дела. Они были фанатиками «своей» религии. Этот человек перевернул все их религиозные представления с ног на голову. Никакой еврей не занялся бы «изобретением» такого неприемлемого, невероятного Мессии.
Практически никто из язычников также не испытывал необходимости в Нем. Им был ближе их жестокий, похотливый мир. А он был совсем не тем, кому они хотели бы поклоняться. Человеческая жизнь ничего не стоила. Они свободно могли оставить нежеланное дитя (обычно, девочек) умирать на улице, не чувствуя никаких угрызений совести, так мы топим ненужных нам котят.
Все их удовольствия лежали вне области морали: наблюдать за дерущимися на смерть гладиаторами или поклоняться идолам в языческих храмах, часто бывших прикрытиями для борделей. Трудно представить себе язычника, «изобретшего» Иисуса, чье учение было разрушительным для языческого образа жизни.
И в этот жестокий мир пришел Иисус, уча людей как стать совершеннее. Он проповедовал необходимость в самоотверженной любви, любви, которая не останавливается ни перед чем, любви, которая заставила бы человека скорее отдать жизнь, нежели применить силу против человека. Он учил этому, и Сам подавал пример. Он отказался защищаться и запретил это ученикам (Мф.26:50-53), и кротко пошел на ужасную смерть.
Мы не будем сейчас касаться важного вопроса, следует ли нынешним христианам быть пацифистами. Я лично сейчас одобряю христианский пацифизм, но это не относится к сути нашего вопроса. Сейчас нам важны не мнения, а факты. Вот такие:
1. Иисус принес во враждебный мир совершенно новое учение «величайшей любви».
2. Следуя этому учению, Он и Его ученики проповедовали пацифизм (например, Мф.5:38-48; 10:16; Римл.12:17-21).
3. Он всегда жил в соответствии со Своим учением, даже не смотря на то, что это привело Его на крест.
4. Есть много исторических свидетельств тому, что ранние христиане следовали Его трудному учению, включая пацифизм[2].
Неудивительно, что основатель этого непопулярного учения первоначально привлек всего лишь несколько приверженцев. В первые годы христиане были малочисленными сектами, о которых «везде спорят» (Деян.28:22). Это было непривлекательное религиозное течение.
Но к четвертому веку оно разрослось, правда, лишь вследствие понижения стандартов, установленных апостолами, прекрасное новое течение было размыто, разбавлено. И все же, несмотря на размытость, несмотря на неправедность, творившуюся во имя Христа миллионами недостойных его проповедников, несмотря ни на что, учение Христа было востребовано миром.
Там, где люди действительно следовали Евангелиям, происходило все самое лучшее среди того, что известно в печальной истории человечества. Даже атеисты этого не отрицают. Вот слова известного американца Теодора Паркера, не верившего в то, что Иисус Сын Божий:
«Подумайте, какой переворот в мире произвели слова и дела Христа. Вспомните, что лучшие умы, горячие сердца не ставили более высокой цели, не придерживались более праведных взглядов, чем предложение Христа любить Бога и людей. Нужно ли слушать, когда говорят, что такой человек никогда не существовал, и что все выдумки! Положим, что Платон и Ньютон никогда не жили. Но кто тогда сделал то, что сделали они? Чтобы быть Ньютоном, нужен Ньютон. Кто мог выдумать Иисуса?»[3]
Кроме отдания должного достижениям христианской морали в мире, Паркер поднимает вопрос, которым мы открыли главу: мог ли кто «изобрести» Иисуса? И хотя он считал Иисуса просто человеком, все же громко ответил на это: «Нет!»
Другой знаменитый писатель, абсолютный атеист, Джон Стюарт Милл вторит:
«Неверно говорить, что Христос, изображенный в Евангелиях, не историчен, и что мы не знаем сколько из того, что почитается в нем, было позже добавлено легендами его последователей. Кто из его учеников или обращенных ими был способен на такие высказывания, которые нам известны как христовы, или такое, как в Евангелиях, описание его жизни и характера? Уж точно, не рыбаки с озера Галилейского и уж тем более не ранние христианские авторы»[4].
Его Возвышенный Характер
«А, скажете вы, разве это вообще вопрос? Откуда нам знать, что такой человек вообще существовал? Что толку предполагать, что Евангелие говорит правду о Христе, а затем делать еще построения на такой зыбкой основе?»
Все так. Очень верно. Я не намерен делать ничего подобного. Все, что я могу допустить, это то, что Евангелия представляют собой либо факты, либо вымысел, либо смесь вымысла и правды. (Ведь с этим вы не будете спорить, правда?) Давайте исследуем Евангелия критически, чтобы выяснить, какое из трех предположений верно.
Начнем с того, что заметим, что даже неверующие не считают Евангелия полным вымыслом. Одним из самых известных атеистов считался Сэр Джеймс Фрэзер. Его труд Золотой сук, ставший классическим, стал эпохальным в науке двадцатого века. Он писал:
«Моя теория предполагает историческую реальность Иисуса из Назарета как великого религиозного и нравственного учителя (заметьте, не как Сына Божьего), основавшего христианство и распятого в Иерусалиме при правлении Понтия Пилата. Евангельское свидетельство, подтвержденное враждебным доказательством Тацита (в его труде «Анналы»), а также Плиния Младшего («Эпистолы»), должно показаться достаточным всем непредубежденным искателям истины. Есть такие детали жизни и смерти Христа, которые, вероятно, навсегда останутся покрыты туманом неизвестности. Сомнения в историчности личности Христа, на мой взгляд, не заслуживают серьезного внимания. Даже без позитивного свидетельства истории и предания, начало такой величайшей религиозной и моральной революции просто требует присутствия великого реформатора»[1] (курсив автора).
Изобретая неизобретаемое
Около 500 лет назад в Италии жил величайший гений всех времен Леонардо да Винчи. Помимо создания нескольких знаменитых полотен, он прославился и как ученый высшего ранга. О нем даже говорят как об изобретателе аэроплана, парохода и подводной лодки.
Возможно, «изобрел» слишком сильно сказано, ведь он эти машины не построил. Однако именно ему принадлежат идеи, сотни лет спустя приведшие к созданию этих современных чудес техники. Поэтому, хотя и с оговоркой, мы можем сказать, что он причастен к их изобретению.
Его изобретения были замечательными, но не невозможными. Всеми необходимыми знаниями наука уже обладала. Но были и такие направления, где он ничего изобрести не мог в те годы. Например, он не мог изобрести искусственные легкие, потому что не знал о циркуляции крови. Гарвей только через добрую сотню лет открыл это. Не мог Леонардо изобрести атомную бомбу, потому что полагал, что вещество неделимо. Прежде чем современные ученые не открыли, что атомы не являются чем-то сплошным, а представляют собой сферы с заряженными частицами, атомную бомбу изобрести было нельзя.
А теперь приведу тезис, который я собираюсь отстаивать в этой главе: Иисус, о котором мы читаем в Евангелиях, в то время, когда эти Евангелия писались, не мог быть изобретен. Следовательно, евангельский Иисус должен был быть исторической личностью, а не вымышленным лицом.
Первое, что следует отметить, никому не нужен был такой человек, как Иисус, описанный в Новом Завете. Павел так выразился по этому поводу:
«А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1:23).
Почти никому из евреев не было до него никакого дела. Они были фанатиками «своей» религии. Этот человек перевернул все их религиозные представления с ног на голову. Никакой еврей не занялся бы «изобретением» такого неприемлемого, невероятного Мессии.
Практически никто из язычников также не испытывал необходимости в Нем. Им был ближе их жестокий, похотливый мир. А он был совсем не тем, кому они хотели бы поклоняться. Человеческая жизнь ничего не стоила. Они свободно могли оставить нежеланное дитя (обычно, девочек) умирать на улице, не чувствуя никаких угрызений совести, так мы топим ненужных нам котят.
Все их удовольствия лежали вне области морали: наблюдать за дерущимися на смерть гладиаторами или поклоняться идолам в языческих храмах, часто бывших прикрытиями для борделей. Трудно представить себе язычника, «изобретшего» Иисуса, чье учение было разрушительным для языческого образа жизни.
И в этот жестокий мир пришел Иисус, уча людей как стать совершеннее. Он проповедовал необходимость в самоотверженной любви, любви, которая не останавливается ни перед чем, любви, которая заставила бы человека скорее отдать жизнь, нежели применить силу против человека. Он учил этому, и Сам подавал пример. Он отказался защищаться и запретил это ученикам (Мф.26:50-53), и кротко пошел на ужасную смерть.
Мы не будем сейчас касаться важного вопроса, следует ли нынешним христианам быть пацифистами. Я лично сейчас одобряю христианский пацифизм, но это не относится к сути нашего вопроса. Сейчас нам важны не мнения, а факты. Вот такие:
1. Иисус принес во враждебный мир совершенно новое учение «величайшей любви».
2. Следуя этому учению, Он и Его ученики проповедовали пацифизм (например, Мф.5:38-48; 10:16; Римл.12:17-21).
3. Он всегда жил в соответствии со Своим учением, даже не смотря на то, что это привело Его на крест.
4. Есть много исторических свидетельств тому, что ранние христиане следовали Его трудному учению, включая пацифизм[2].
Неудивительно, что основатель этого непопулярного учения первоначально привлек всего лишь несколько приверженцев. В первые годы христиане были малочисленными сектами, о которых «везде спорят» (Деян.28:22). Это было непривлекательное религиозное течение.
Но к четвертому веку оно разрослось, правда, лишь вследствие понижения стандартов, установленных апостолами, прекрасное новое течение было размыто, разбавлено. И все же, несмотря на размытость, несмотря на неправедность, творившуюся во имя Христа миллионами недостойных его проповедников, несмотря ни на что, учение Христа было востребовано миром.
Там, где люди действительно следовали Евангелиям, происходило все самое лучшее среди того, что известно в печальной истории человечества. Даже атеисты этого не отрицают. Вот слова известного американца Теодора Паркера, не верившего в то, что Иисус Сын Божий:
«Подумайте, какой переворот в мире произвели слова и дела Христа. Вспомните, что лучшие умы, горячие сердца не ставили более высокой цели, не придерживались более праведных взглядов, чем предложение Христа любить Бога и людей. Нужно ли слушать, когда говорят, что такой человек никогда не существовал, и что все выдумки! Положим, что Платон и Ньютон никогда не жили. Но кто тогда сделал то, что сделали они? Чтобы быть Ньютоном, нужен Ньютон. Кто мог выдумать Иисуса?»[3]
Кроме отдания должного достижениям христианской морали в мире, Паркер поднимает вопрос, которым мы открыли главу: мог ли кто «изобрести» Иисуса? И хотя он считал Иисуса просто человеком, все же громко ответил на это: «Нет!»
Другой знаменитый писатель, абсолютный атеист, Джон Стюарт Милл вторит:
«Неверно говорить, что Христос, изображенный в Евангелиях, не историчен, и что мы не знаем сколько из того, что почитается в нем, было позже добавлено легендами его последователей. Кто из его учеников или обращенных ими был способен на такие высказывания, которые нам известны как христовы, или такое, как в Евангелиях, описание его жизни и характера? Уж точно, не рыбаки с озера Галилейского и уж тем более не ранние христианские авторы»[4].
Его Возвышенный Характер
Комментарий