«Что за постановка вопроса? удивятся многие, - да Библия многократно». И будут правы. Действительно, в ней есть чёткие утверждения типа Втор.6:4: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». См также Еф.4:5,6.
И всё-таки выскажем тезис: фактически Библия НЕ учит единобожию, она учит единовластию в Божьем мире.
Да Иисус заповедал крестить людей во имя Трёх. А вот учение о Единосущной Троице равных Ипостасей, введённое в богословие, спустя 2 с лишним века после Христа, фактически противоречит Библии. Так, Божий дух в Библии представлен очень широко, но в ней не назван Богом; нет ему молитв. Тем более, в ней не говорится, что Божий дух равен Иегове. Наоборот, Иисус уже после своего воскресения многократно учил, что Иегова более всех, что Он является Богом Иисусу.
В Библии богами названы судьи. Не потому ли, что они в установленном порядке призваны исполнять одну из возможностей Бога судить? Да, суд чисто божеская возможность, и Он в какой-то части ниспускает её людям.
А вот иной пример. В Исх.7:1,2 написано следующее. «Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком». Иными словами, Моисей получил полномочия повелевать от имени Бога.
Ещё пример, связанный с Божьей функцией повелевать. В Деян.12:21-23 говорится, что Бог поразил земного повелителя царя. Библия говорит, что Бог поразил его не за то, что царя назвали богом, а за то, что он всю славу принял себе, не воздал славу Всевышнему, по воле Которого он и являлся повелителем.
А теперь обратим внимание, что одна из главных характеристик Всевышнего Он Творец. А ведь Бог своих земных чад одарил свободной волей, а потому они имеют способность творить, творить новое.
Ещё важный пример: в Библии назван богом сатана бог века сего (2Кор.4:4). Видимо, потому, что он по Божьему промыслу, обладает определённой властью в нашем мире.
Таким образом, люди, сотворённые по образу и подобию Божию, а также духовная сущность сатана обладают, реально обладают! некоторыми Божьими возможностями. Это возможность творить новое, повелевать, судить. Кому-то Господь делегировал Своих способностей больше, кому-то меньше.
Отметим важный момент: ряду категорий людей оказываются почести, которые являются божескими. «Встать, суд идёт!» - слышим мы повеление; а ведь эта традиция освящена Библией. И повелителям разных масштабов подчинённые оказывают почести. И молят их оказать в требуемых случаях благоволение. Маленький ребёнок с любовью и мольбой снизу вверх взирает на всемогущего, с его точки зрения, отца. Кстати, заповедь «Почитай отца твоего и мать твою» это ведь возведение их в божеский сан! Чти отца твоего как бога твоего!
Выходит, Библия повествует о том, что Всевышний своим промыслом определяет богов меньших?
Необходимое уточнение: Библия не признаёт богами те сущности или изделия, которые сам человек решил именовать богами. И ещё. Языческое многобожие мыслит взаимно независимые, а нередко и враждующие между собой сущности. Библейские же боги имеют лишь один Источник, делегировавший им некую толику своего Всемогущества.
А как же быть с библейскими фразами типа приведённой выше «Господь един есть»? Противоречие? Конечно же, нет! Объяснение, очевидно, заключается в том, что слово «бог» в греческом, да и в русском языке используется в двух смыслах.
Во-первых, Библия учит, что есть один Бог, Иегова; Он является единственным Вседержителем всех божьих возможностей.
А, кроме того, Библия богами называет бесчисленное количество тех, кто обладает некоторыми чисто божьими способностями лишь потому, что Всевышний уделил им кое-что из Своего изобилия. Главное же отличие людей от Всевышнего заключается не только в количестве возможностей, но и в нашей полной зависимости от Его воли.
Таким образом, фактически Библия НЕ учит единобожию, она учит единовластию в Божьем мире.
Люди спорят: кем является Иисус? Библия не показывает Иисуса идентичным Иегове, Иисус в том числе, после воскресения, постоянно учил, что Иегова более всех, что Он является Богом и Иисусу. Но Всевышний дал Иисусу столько божеских возможностей, какие «маленьким богам» и не снились, а потому Он, конечно же, Бог, Господь, Повелитель, хотя и не Вседержитель. Вот что написал апостол Матфей (28:18): «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле». Иисусу безграничная власть была ДАНА! И Он светит, как Звезда первой величины, как Первопроходец проложенной Им новой дороги к Богу. Не случайно Библия заповедает (Ин.5:22-23), «дабы все чтили Сына, как чтут Отца». Об этом же сообщает Евангелие (Ин.20:28): «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!». И апостол Павел писал (1Тим.3:16): «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». Аналогичное он писал в послании к Римлянам, 9:5. Наконец, упомянем о Стефане, который в последнюю минуту своей жизни вознёс молитву Христу. «Господи Иисусе! приими дух мой» (Дея.7:59).
А может, не надо «рассуждать» на темы, ясно освещённые в Библии, а просто читать, как написано? Его называли Богом апостолы, Отец дал Иисусу безраздельные полномочия о чём рассуждать? Да, Отец более всех, Он единственный Вседержитель, но это не основание не верить Библии, что Иисус - Звезда Первой величины, хотя и подотчётен Отцу.
А как же Святой дух? Повторим: в Библии он не назван богом, он не произнёс ни одного слова, ему никто не молился. Да, Иисус включил его в свою Троицу. Почему? Одно предположение: Божий дух, действительно, дышит, где хочет, всё проницает. Можно сказать, без Святого духа Бог, как без рук. Но, повторяю: Богом он не назван, может, нам не надо к Библии добавлять то, чего в ней нет?
Выводы.
Библия НЕ учит ЕДИНОБОЖИЮ; она именует богами даже людей, в частности, судей. Этим наивысшим титулом в Библии назван Иисус, богом века сего в ней назван сатана.
Но, в отличие от языческих религий, она учит ЕДИНОВЛАСТИЮ в Божьем мире, она учит, что Источник Божьих возможностей Один. В мире богов Библии нет места такому противлению власти Всевышнего, которое было бы без Его попущения и представляло бы для Него проблемы.
Нити могущества этих богов Всевышний держит у Себя. Мы светим не своим, а отражённым светом.
Таким образом, Иегова пестует мириады меньших богов; по Его промыслу, мы пользуемся частицей Его могущества и получаем свою толику поклонения.
Иисус в своей Троице объединил тех, Которые управляют нашим миром. Но Он не считал Себя равным Отцу и не называл Святого духа Богом.
Библия учит, что Святой дух исполняет волю Иеговы, но ему в Библии никто не возносил молитв.
И всё-таки выскажем тезис: фактически Библия НЕ учит единобожию, она учит единовластию в Божьем мире.
Да Иисус заповедал крестить людей во имя Трёх. А вот учение о Единосущной Троице равных Ипостасей, введённое в богословие, спустя 2 с лишним века после Христа, фактически противоречит Библии. Так, Божий дух в Библии представлен очень широко, но в ней не назван Богом; нет ему молитв. Тем более, в ней не говорится, что Божий дух равен Иегове. Наоборот, Иисус уже после своего воскресения многократно учил, что Иегова более всех, что Он является Богом Иисусу.
В Библии богами названы судьи. Не потому ли, что они в установленном порядке призваны исполнять одну из возможностей Бога судить? Да, суд чисто божеская возможность, и Он в какой-то части ниспускает её людям.
А вот иной пример. В Исх.7:1,2 написано следующее. «Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком». Иными словами, Моисей получил полномочия повелевать от имени Бога.
Ещё пример, связанный с Божьей функцией повелевать. В Деян.12:21-23 говорится, что Бог поразил земного повелителя царя. Библия говорит, что Бог поразил его не за то, что царя назвали богом, а за то, что он всю славу принял себе, не воздал славу Всевышнему, по воле Которого он и являлся повелителем.
А теперь обратим внимание, что одна из главных характеристик Всевышнего Он Творец. А ведь Бог своих земных чад одарил свободной волей, а потому они имеют способность творить, творить новое.
Ещё важный пример: в Библии назван богом сатана бог века сего (2Кор.4:4). Видимо, потому, что он по Божьему промыслу, обладает определённой властью в нашем мире.
Таким образом, люди, сотворённые по образу и подобию Божию, а также духовная сущность сатана обладают, реально обладают! некоторыми Божьими возможностями. Это возможность творить новое, повелевать, судить. Кому-то Господь делегировал Своих способностей больше, кому-то меньше.
Отметим важный момент: ряду категорий людей оказываются почести, которые являются божескими. «Встать, суд идёт!» - слышим мы повеление; а ведь эта традиция освящена Библией. И повелителям разных масштабов подчинённые оказывают почести. И молят их оказать в требуемых случаях благоволение. Маленький ребёнок с любовью и мольбой снизу вверх взирает на всемогущего, с его точки зрения, отца. Кстати, заповедь «Почитай отца твоего и мать твою» это ведь возведение их в божеский сан! Чти отца твоего как бога твоего!
Выходит, Библия повествует о том, что Всевышний своим промыслом определяет богов меньших?
Необходимое уточнение: Библия не признаёт богами те сущности или изделия, которые сам человек решил именовать богами. И ещё. Языческое многобожие мыслит взаимно независимые, а нередко и враждующие между собой сущности. Библейские же боги имеют лишь один Источник, делегировавший им некую толику своего Всемогущества.
А как же быть с библейскими фразами типа приведённой выше «Господь един есть»? Противоречие? Конечно же, нет! Объяснение, очевидно, заключается в том, что слово «бог» в греческом, да и в русском языке используется в двух смыслах.
Во-первых, Библия учит, что есть один Бог, Иегова; Он является единственным Вседержителем всех божьих возможностей.
А, кроме того, Библия богами называет бесчисленное количество тех, кто обладает некоторыми чисто божьими способностями лишь потому, что Всевышний уделил им кое-что из Своего изобилия. Главное же отличие людей от Всевышнего заключается не только в количестве возможностей, но и в нашей полной зависимости от Его воли.
Таким образом, фактически Библия НЕ учит единобожию, она учит единовластию в Божьем мире.
Люди спорят: кем является Иисус? Библия не показывает Иисуса идентичным Иегове, Иисус в том числе, после воскресения, постоянно учил, что Иегова более всех, что Он является Богом и Иисусу. Но Всевышний дал Иисусу столько божеских возможностей, какие «маленьким богам» и не снились, а потому Он, конечно же, Бог, Господь, Повелитель, хотя и не Вседержитель. Вот что написал апостол Матфей (28:18): «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле». Иисусу безграничная власть была ДАНА! И Он светит, как Звезда первой величины, как Первопроходец проложенной Им новой дороги к Богу. Не случайно Библия заповедает (Ин.5:22-23), «дабы все чтили Сына, как чтут Отца». Об этом же сообщает Евангелие (Ин.20:28): «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!». И апостол Павел писал (1Тим.3:16): «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». Аналогичное он писал в послании к Римлянам, 9:5. Наконец, упомянем о Стефане, который в последнюю минуту своей жизни вознёс молитву Христу. «Господи Иисусе! приими дух мой» (Дея.7:59).
А может, не надо «рассуждать» на темы, ясно освещённые в Библии, а просто читать, как написано? Его называли Богом апостолы, Отец дал Иисусу безраздельные полномочия о чём рассуждать? Да, Отец более всех, Он единственный Вседержитель, но это не основание не верить Библии, что Иисус - Звезда Первой величины, хотя и подотчётен Отцу.
А как же Святой дух? Повторим: в Библии он не назван богом, он не произнёс ни одного слова, ему никто не молился. Да, Иисус включил его в свою Троицу. Почему? Одно предположение: Божий дух, действительно, дышит, где хочет, всё проницает. Можно сказать, без Святого духа Бог, как без рук. Но, повторяю: Богом он не назван, может, нам не надо к Библии добавлять то, чего в ней нет?
Выводы.
Библия НЕ учит ЕДИНОБОЖИЮ; она именует богами даже людей, в частности, судей. Этим наивысшим титулом в Библии назван Иисус, богом века сего в ней назван сатана.
Но, в отличие от языческих религий, она учит ЕДИНОВЛАСТИЮ в Божьем мире, она учит, что Источник Божьих возможностей Один. В мире богов Библии нет места такому противлению власти Всевышнего, которое было бы без Его попущения и представляло бы для Него проблемы.
Нити могущества этих богов Всевышний держит у Себя. Мы светим не своим, а отражённым светом.
Таким образом, Иегова пестует мириады меньших богов; по Его промыслу, мы пользуемся частицей Его могущества и получаем свою толику поклонения.
Иисус в своей Троице объединил тех, Которые управляют нашим миром. Но Он не считал Себя равным Отцу и не называл Святого духа Богом.
Библия учит, что Святой дух исполняет волю Иеговы, но ему в Библии никто не возносил молитв.
Комментарий