Здравствуйте.
Недавно прочёл в интернете мысль следующего содержания:
священные тексты надо читать не сами по себе, а, чтобы их понимать адекватно, в контексте того времени, в котором они были написаны. А так как для этого надо владеть знаниями по археологии, истории, лингвистике, философии и т.д., что простому обывателю (то есть такому, как я, который не обладает нужными компетенциями) невозможно, то таким простым не грамотным людям как я надо читать не сами священные тексты, а комментарии на них, написанные учёными, занимающимися профессионально этими вопросами. Только так можно адекватно понять, что хотел нам передать тот или иной автор библейских книг.
Мысль, кажется, достойная, правильная.
В то же время классические комментарии Отцов, а также почти современные (Лопухин) - всё равно во времени это будет не 21 век. А ведь наука не стоит на месте: мировое научное сообщество пополняется новыми научными данными по этой теме - новые раскопки, новые тексты, новые расшифровки, теории и т.д.
В связи с этим разрешите спросить:
есть ли какой самый современный комментарий на Библию или на Новый Завет, который бы исследовал Библию или Новый Завет беспристрастно по отношению к какой-либо конфессии, обсуждая научные факты и теории без привязки к традиции той или иной церкви? То есть: если факты говорят "за" какое-нибудь традиционное понимание места Библии, то значит "за"; а если говорят "против", то значит - "против". Наверное, получается, будет лучше, если автор коментария не будет сам связан с какой-либо конфессией, или даже будет агностиком, которому всё равно - был Христос или не было, он только исследует научные факты.
Прошу Вас подсказать такую книгу или хотя бы дать ключевое слово, направление, в котором рыть Гугл. Пока не знаю, как корректно и кратко сформулировать запрос. На слово "комментарий" выдает Лопухина и других батюшек с амвона (ясно же, что это будет предвзятый комментарий в сторону православной церкви (которая образовалась после 1054 г.), да и наука уже ушла вперед после таких комментариев), а я это не хочу.
Еще в этих российских комментариях 19 и ранее веков есть что-то такое - заунывно-распевное чтение с амвона во время службы. Все эти нравоучения. Получается, что читаешь религиозную книгу "Как надо жить". А хочется читать научную публикацию, написанную академическим языком, сухую, излагающую факты. Без всяких: "Помолимся, братия ...", "Господь наш Иисус Христос в этом стихе велел нам ..." и т.п. Т.е. без проповедей, хоть православных, хоть протестантских или еще каких.
Где-то прочитал, что есть книга А. Азимова про Библию, описывающая исторический контекст. Плюс книги в том, что её автор - не верующий, а значит относится к фактам без пристрастия. Но где Азимов, а где наше время, когда наука ушла вперед. К тому же не знаю о компетенциях Азимова в этой области знаний.
По Ветхому Завету - есть интересные комментарии Пинхаса Полонского по динамике Пятикнижия, написанные уже в 21 веке. Но, опять же, Полонский - раввин, и значит, что он спокойно притянет факты под свою религию.
Заранее спасибо.
Недавно прочёл в интернете мысль следующего содержания:
священные тексты надо читать не сами по себе, а, чтобы их понимать адекватно, в контексте того времени, в котором они были написаны. А так как для этого надо владеть знаниями по археологии, истории, лингвистике, философии и т.д., что простому обывателю (то есть такому, как я, который не обладает нужными компетенциями) невозможно, то таким простым не грамотным людям как я надо читать не сами священные тексты, а комментарии на них, написанные учёными, занимающимися профессионально этими вопросами. Только так можно адекватно понять, что хотел нам передать тот или иной автор библейских книг.
Мысль, кажется, достойная, правильная.
В то же время классические комментарии Отцов, а также почти современные (Лопухин) - всё равно во времени это будет не 21 век. А ведь наука не стоит на месте: мировое научное сообщество пополняется новыми научными данными по этой теме - новые раскопки, новые тексты, новые расшифровки, теории и т.д.
В связи с этим разрешите спросить:
есть ли какой самый современный комментарий на Библию или на Новый Завет, который бы исследовал Библию или Новый Завет беспристрастно по отношению к какой-либо конфессии, обсуждая научные факты и теории без привязки к традиции той или иной церкви? То есть: если факты говорят "за" какое-нибудь традиционное понимание места Библии, то значит "за"; а если говорят "против", то значит - "против". Наверное, получается, будет лучше, если автор коментария не будет сам связан с какой-либо конфессией, или даже будет агностиком, которому всё равно - был Христос или не было, он только исследует научные факты.
Прошу Вас подсказать такую книгу или хотя бы дать ключевое слово, направление, в котором рыть Гугл. Пока не знаю, как корректно и кратко сформулировать запрос. На слово "комментарий" выдает Лопухина и других батюшек с амвона (ясно же, что это будет предвзятый комментарий в сторону православной церкви (которая образовалась после 1054 г.), да и наука уже ушла вперед после таких комментариев), а я это не хочу.
Еще в этих российских комментариях 19 и ранее веков есть что-то такое - заунывно-распевное чтение с амвона во время службы. Все эти нравоучения. Получается, что читаешь религиозную книгу "Как надо жить". А хочется читать научную публикацию, написанную академическим языком, сухую, излагающую факты. Без всяких: "Помолимся, братия ...", "Господь наш Иисус Христос в этом стихе велел нам ..." и т.п. Т.е. без проповедей, хоть православных, хоть протестантских или еще каких.
Где-то прочитал, что есть книга А. Азимова про Библию, описывающая исторический контекст. Плюс книги в том, что её автор - не верующий, а значит относится к фактам без пристрастия. Но где Азимов, а где наше время, когда наука ушла вперед. К тому же не знаю о компетенциях Азимова в этой области знаний.
По Ветхому Завету - есть интересные комментарии Пинхаса Полонского по динамике Пятикнижия, написанные уже в 21 веке. Но, опять же, Полонский - раввин, и значит, что он спокойно притянет факты под свою религию.
Заранее спасибо.
Комментарий