Считаю это очень важной темой, чтобы нам начинать разбираться в своих помыслах!
Мудрый Соломон писал так:
Прит.20:5 Помыслы в сердце человека - глубокие воды,
но человек разумный вычерпывает их.
Так что давайте уже научимся их вычерпывать!
Моральный выбор!
вот так выглядит упрощенная схема принятия нами морального решения.
Рассмотрим пример с Евой и Адамом.
Для упрощения, Адам и Ева выступают в этой схеме, как единое целое.

1) Сначала Бог дает заповедь.
2) Нет внутреннего желания.
3) Бог посылает альтернативу.
4) Наступает внутренний конфликт, когда приходится принимать решение. Это и есть свобода нашего выбора.
5) момент принятия решения. Он обусловлен противостоянием двух заповедей:
___а) заповеди от Бога.
___б) инвертированной заповеди от Бога.
6) Момент принятия решения. Мы либо согрешаем, либо не согрешаем.
Третьего не дано!
7) Бог вынужден реагировать. Вариантов реакции два:
___а) наказать, по Справедливости.
___б) проявить Милость.
Посмотрим второй, классический пример принятия морального решения.
Пример Авеля и Каина.
Здесь уже видно проявление т.н. "запинающего греха".
1) прямой заповеди "не убий" ни Авелю, ни Каину Бог не давал.
2) возбуждение похоти происходит неким внешним событием, которое само по себе ничего не значит. Однако, то человечество уже в другой ситуации. смерть вошла в мир и грех, посредством нее царствует в человеке. в данном случае в Каине и грех уже громко требует от Каина действий. Чего же он требует? проблема была в том, что по идее Каин, как первенец, имеет более привилегированный статус. И в мироощущении Каина он ближе к Богу. И согласно этому своему ощущению, он и предлагает Авелю принести жертвоприношение.
Тут куча слов, о том, откуда в Каине это ощущение. Самый распространенный вариант этого разъяснения таков! При рождении Каина, Ева дала ему такое имя, потому что считала его тем самым семенем, которое пронзит змея в голову, ведь она сказала - "приобрела я человека от Господа".
Поэтому и имя у него - Каин - ПРИОБРЕТЕНИЕ.
А вот когда родился второй ребенок - она дала ему имя - Авель, в переводе - пар, легкое дуновение, суета..., т.е. она считала его лишним, ненужным.
Соответственно этому она их и воспитывала.
Каина - как спасителя, а Авеля, как нечто второсортное, ненужное.
Проблема в том, что и Ева и Адам и Каин и Авель "змей" был уже внутри них... И помыслы наши уже не так чисты и однозначны, как были у Адама с Евой ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ. Это очень важный момент.
Внешний раздражитель, возбудитель похоти соединилсся с внутренними нашими злыми побуждениями.
3) Господь Бог, видя сердце Каина пытается удержать его в рамках праведности открывает ему суть происходящих внутри него проблем. Она, эта проблема из разряда моральных и может привести ко греху.
Поэтому тут уже варианты развития событий несколько иные, хотя результатом будет все тоже, либо согрешение либо не согрешение. Какие-же варианты развития есть у Каина, согласно слов Господа Бога? Он говорит Каину - "у дверей грех лежит, но ты властвуй над ним!"
а) грех еще не вошел и не властвует над Каином.
б) пока грех не вошел, Каин имеет над ним власть и может удалить его от себя.
Важно заметить, что заповеди не убий Бог не дает Каину, но уже называет неслучившееся - грехом!!!
Так-же говорит и Павел: "ибо и до закона грех был в мире"!
4) Момент принятия решения. Опять в голове у человека, в данном случае Каина есть два нарратива:
а) то что ты собираешься сделать - грех.
б) не бойся! Нет человека - нет проблемы.
И в какой-то момент у Каина была эта свобода выбора.
Но в момент, когда он опустил камень на голову своего брата - он сам себя лишил выбора. Теперь у него осталось только наказание от Бога!
По Торе, мы все знаем, что за криминальное убийство, а убийство Каином - Авеля это именно криминальное убийство, положена смерть И нет никакого выкупа от от этого греха.
Это один из тех грехов, которые апостол Иаков называет - грехом к смерти, ну или сейчас мы называем такие грехи - смертным грехом. Т.е. за него не предусмотрено заместительной ЖИВОТНОЙ жертвы, и совершивший преднамеренное, криминальное убийство - сам должен быть убит!
Однако, мы видим, что Бог поступает иначе! Он не только не наказал Каина, но более того - делает некий знак - Каину, чтоб его никто не убил.
Почему Он поступил так?
По одной причине! Он не давал Каину заповеди "не убий"!
Заметьте! Убийство от этого не перестало быть убийством!
Бог, по Своей великой справедливости наказывает Каина только таким наказанием, а не смертию!
Заметьте в наказании Каина Бог проявляет именно Свою Справедливость, а не Милость!
В современной юриспруденции это называется обратной силой статьи УК!
По Закону, некоторые вновьпринятые статьи законов, не имеют обратной силы.
Ну т.е. если за некое преступление не было предусмотренно никакого наказания на момент его совершения, а на момент суда было принято решение, о наказании за подобное преступление, то на такого преступника не распространяют действие статьи, принятой позже совершения преступления!
Это высшая Божья справедливость!
Далее, Бог проявляет исключительно свою Милость, к падшему человечеству.
Итак, вот как графически выглядит этот вариант совершения греха.

Подытожу:
1) получение заповеди, возбуждение похоти и реакция Бога на наш выбор - события, в общем случае, разнесенные по времени.
2) Бог желает от нас, как пишет Павел - "РАЗУМНОГО СЛУЖЕНИЯ", поэтому в случаях морального выбора, следует руководствоваться именно разумными доводами, а именно сравнения того что собираемся сделать, сказать или помыслить - с тем, что требует от нас заповедь.
3) если не возникает моральных вопросов(например что лучше - яблоки или помидоры) - руководствуемся чем хотим, вкусом, желаниями, чувствами, разумом - кому как угодно. Но в случаях совершения морального выбора - только разумом, и только сравнением с заповедью.
4) если мы еще не под властью запинающего нас греха, а так случается всякий раз, когда Господь очищает нас от предыдущих грехов, важно понимать, что мы можем совладать с новым грехом.
5) По учению Иисуса Христа, совершение греха действия, всегда предваряется совершением греха в помыслах(см. Нагорную проповедь), поэтому если научимся контролировать свои помыслы, то сможем противостать греху!
Мудрый Соломон писал так:
Прит.20:5 Помыслы в сердце человека - глубокие воды,
но человек разумный вычерпывает их.
Так что давайте уже научимся их вычерпывать!
Моральный выбор!
вот так выглядит упрощенная схема принятия нами морального решения.
Рассмотрим пример с Евой и Адамом.
Для упрощения, Адам и Ева выступают в этой схеме, как единое целое.
1) Сначала Бог дает заповедь.
2) Нет внутреннего желания.
3) Бог посылает альтернативу.
4) Наступает внутренний конфликт, когда приходится принимать решение. Это и есть свобода нашего выбора.
5) момент принятия решения. Он обусловлен противостоянием двух заповедей:
___а) заповеди от Бога.
___б) инвертированной заповеди от Бога.
6) Момент принятия решения. Мы либо согрешаем, либо не согрешаем.
Третьего не дано!
7) Бог вынужден реагировать. Вариантов реакции два:
___а) наказать, по Справедливости.
___б) проявить Милость.
Посмотрим второй, классический пример принятия морального решения.
Пример Авеля и Каина.
Здесь уже видно проявление т.н. "запинающего греха".
1) прямой заповеди "не убий" ни Авелю, ни Каину Бог не давал.
2) возбуждение похоти происходит неким внешним событием, которое само по себе ничего не значит. Однако, то человечество уже в другой ситуации. смерть вошла в мир и грех, посредством нее царствует в человеке. в данном случае в Каине и грех уже громко требует от Каина действий. Чего же он требует? проблема была в том, что по идее Каин, как первенец, имеет более привилегированный статус. И в мироощущении Каина он ближе к Богу. И согласно этому своему ощущению, он и предлагает Авелю принести жертвоприношение.
Тут куча слов, о том, откуда в Каине это ощущение. Самый распространенный вариант этого разъяснения таков! При рождении Каина, Ева дала ему такое имя, потому что считала его тем самым семенем, которое пронзит змея в голову, ведь она сказала - "приобрела я человека от Господа".
Поэтому и имя у него - Каин - ПРИОБРЕТЕНИЕ.
А вот когда родился второй ребенок - она дала ему имя - Авель, в переводе - пар, легкое дуновение, суета..., т.е. она считала его лишним, ненужным.
Соответственно этому она их и воспитывала.
Каина - как спасителя, а Авеля, как нечто второсортное, ненужное.
Проблема в том, что и Ева и Адам и Каин и Авель "змей" был уже внутри них... И помыслы наши уже не так чисты и однозначны, как были у Адама с Евой ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ. Это очень важный момент.
Внешний раздражитель, возбудитель похоти соединилсся с внутренними нашими злыми побуждениями.
3) Господь Бог, видя сердце Каина пытается удержать его в рамках праведности открывает ему суть происходящих внутри него проблем. Она, эта проблема из разряда моральных и может привести ко греху.
Поэтому тут уже варианты развития событий несколько иные, хотя результатом будет все тоже, либо согрешение либо не согрешение. Какие-же варианты развития есть у Каина, согласно слов Господа Бога? Он говорит Каину - "у дверей грех лежит, но ты властвуй над ним!"
а) грех еще не вошел и не властвует над Каином.
б) пока грех не вошел, Каин имеет над ним власть и может удалить его от себя.
Важно заметить, что заповеди не убий Бог не дает Каину, но уже называет неслучившееся - грехом!!!
Так-же говорит и Павел: "ибо и до закона грех был в мире"!
4) Момент принятия решения. Опять в голове у человека, в данном случае Каина есть два нарратива:
а) то что ты собираешься сделать - грех.
б) не бойся! Нет человека - нет проблемы.
И в какой-то момент у Каина была эта свобода выбора.
Но в момент, когда он опустил камень на голову своего брата - он сам себя лишил выбора. Теперь у него осталось только наказание от Бога!
По Торе, мы все знаем, что за криминальное убийство, а убийство Каином - Авеля это именно криминальное убийство, положена смерть И нет никакого выкупа от от этого греха.
Это один из тех грехов, которые апостол Иаков называет - грехом к смерти, ну или сейчас мы называем такие грехи - смертным грехом. Т.е. за него не предусмотрено заместительной ЖИВОТНОЙ жертвы, и совершивший преднамеренное, криминальное убийство - сам должен быть убит!
Однако, мы видим, что Бог поступает иначе! Он не только не наказал Каина, но более того - делает некий знак - Каину, чтоб его никто не убил.
Почему Он поступил так?
По одной причине! Он не давал Каину заповеди "не убий"!
Заметьте! Убийство от этого не перестало быть убийством!
Бог, по Своей великой справедливости наказывает Каина только таким наказанием, а не смертию!
Заметьте в наказании Каина Бог проявляет именно Свою Справедливость, а не Милость!
В современной юриспруденции это называется обратной силой статьи УК!
По Закону, некоторые вновьпринятые статьи законов, не имеют обратной силы.
Ну т.е. если за некое преступление не было предусмотренно никакого наказания на момент его совершения, а на момент суда было принято решение, о наказании за подобное преступление, то на такого преступника не распространяют действие статьи, принятой позже совершения преступления!
Это высшая Божья справедливость!
Далее, Бог проявляет исключительно свою Милость, к падшему человечеству.
Итак, вот как графически выглядит этот вариант совершения греха.
Подытожу:
1) получение заповеди, возбуждение похоти и реакция Бога на наш выбор - события, в общем случае, разнесенные по времени.
2) Бог желает от нас, как пишет Павел - "РАЗУМНОГО СЛУЖЕНИЯ", поэтому в случаях морального выбора, следует руководствоваться именно разумными доводами, а именно сравнения того что собираемся сделать, сказать или помыслить - с тем, что требует от нас заповедь.
3) если не возникает моральных вопросов(например что лучше - яблоки или помидоры) - руководствуемся чем хотим, вкусом, желаниями, чувствами, разумом - кому как угодно. Но в случаях совершения морального выбора - только разумом, и только сравнением с заповедью.
4) если мы еще не под властью запинающего нас греха, а так случается всякий раз, когда Господь очищает нас от предыдущих грехов, важно понимать, что мы можем совладать с новым грехом.
5) По учению Иисуса Христа, совершение греха действия, всегда предваряется совершением греха в помыслах(см. Нагорную проповедь), поэтому если научимся контролировать свои помыслы, то сможем противостать греху!
Комментарий