Текст дополнен и обновлен.
Часть 1.
«Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения». (1Кор.14:10)
Исследуя пророчества Библии, эти слова стоит воспринимать особенно внимательно. Почти за пятьсот лет до явления Мессии в этот мир были даны особенные числовые пророчества, о значении которых мы и будем размышлять.
В 8 и 9 главах пророка Даниила даны пророчества о 2300 вечерах и утр и 70 седминах. Будем стараться емко и кратко описать основные мысли и значение этих двух глав.
Первое, с чего необходимо начать, это как исчислять седмины, дни и годы. Есть мнение, что во всех пророчествах день принимается за один год.
Семьдесят седмин равны 490 годам, что исходит из того, что седмина это одно семилетие, 70х7=490.
Относительно этого пророчества дано его общее время, точка отсчета и время окончания с вехами, на которые опирается пророчество указ о восстановлении Иерусалима, пришествие Мессии и его смерть.
Что касается пророчества 2300 вечеров и утр, то к нему не приводится точка отсчета и время окончания, а только его продолжительность.
Есть мнение, что 2300 вечеров и утр - это 2300 лет, где день принимается за год, и 70 седмин входят в 2300 лет.
Первый вопрос почему написано «вечеров и утр», а не «дней» или «лет»? Когда человек читает словосочетание «вечеров и утр», что он может вспомнить, что ему может помочь в понимании этого пророчества?
Самое первое упоминание похожего словосочетания встречается в книге Бытие.
Написано: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». (Быт.1:5)
Мы понимаем, что в Бытие под словосочетанием «был вечер, и было утро» имеется в виду один буквальный день. «Вечер и утро» всегда в еврейском понимании буквальные сутки. Отсюда мы и знаем, что Всевышний сотворил мир за буквальные шесть дней, а не за символическое время, которое длилось шесть лет, тысячелетий или шесть миллионов лет.
По этой аналогии, когда мы читаем «2300 вечеров и утр», возможно также следует понимать это время, как буквальные 2300 дней, потому что они обозначены как вечер и утро, таким же образом, как в книге Бытие обозначены буквальные сутки.
В Бытие вечер и утро день один, и 2300 вечеров и утр буквальные 2300 дней.
Почему ранее предполагали понимание времени в пророчествах, как день равный году? Это следует из книги пророка Иезекииля, где к пророку были такие слова: «И Я определил тебе годы беззакония их числом дней: триста девяносто дней ты будешь нести беззаконие дома Израилева. И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок, и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе». (Иез.4:5,6)
Исходя из этой истории, когда-то решили этот принцип применить к пророчествам во всем Писании.
Когда мы читаем обращение Бога к Иезекиилю, то видим, что в тексте нет предпосылки подобные соотношения применять ко всем пророчествам на все века. Написано следующее: «день за год Я определил тебе»
День за год определены именно Иезекиилю, а не Даниилу или Иоанну в Откровении.
День за год Иезекиилю, а 70 седмин «определены для народа твоего» у Даниила. Поэтому, каждому свое кому день за год, а кому 70 седмин.
Это как если бы мы слова, сказанные Аврааму «Возьми сына твоего, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение...» (Быт.22:2) применили к самим себе - чтобы каждый взял сына своего, как Авраам, и принес его во всесожжение. Поэтому, то, что сказано Аврааму, не сказано нам. Так и здесь, то, что относилось к Иезекиилю лично, не относится к пророчествам Даниила.
Исходя из вышеописанного, возможно, следует понимать 2300 вечеров, как буквальные 2300 дней. И может оказаться, что не 70 седмин входят в 2300 лет, но 2300 дней входят в 70 седмин, как более маленький отрезок, равный приблизительно 6 годам. Т.е. 6 лет входят в отрезок 490 лет.
Когда идет речь о 2300 говорится, что это видение относится к «к концу определенного времени» (Дан. 8:19). Что это за определенное время? Первое понимание может быть то, что единственное время в этих главах, которое определено временными рамками - начало, продолжительность и конец - это пророчество о 70 седминах: «Семьдесят седмин ... для народа твого». (Дан 9:24)
«И сказал: "вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени. В связи с тем, что 2300 не имеет своего начала и конца, а только продолжительность, то оно входит в другое временное пророчество, имеющее самостоятельное начало и конец, и осуществится и окончится к концу этого пророческого времени. Т.е. незадолго до окончания пророчества о 70 седминах, к его концу, окончится и пророчество о 2300 вечеров и утр.
Второе понимание фразы «к концу определенного времени» может значить, что под конец времени царства четырех рогов, который определен, и будет происходить деятельность небольшого рога, описанного в видении. Более подробно об этом речь пойдет во второй части ниже.
Теперь мы рассмотрим 8 главу, где говорится о пророчестве 2300 вечеров и утр, и попробуем разобраться о месте данного пророчества во всемирной истории в промежутке между началом и концом пророчества о 490 года/70 седминах.
Более подробно пророчество вы можете прочесть в 8 главе. Здесь мы рассмотрим краткое изложение.
Во время царствования Валтасара, Даниил видит видение - овен у реки, который обозначает Мидо-Персию, к овну идет козел у которого видный рог. Козел набрасывается на овна и уничтожает его.
Козел чрезвычайно возвеливается; когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре рога, обращенные на четыре ветра небесных. От одного из этих рогов вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране.
Этот рог ведет войну против всего святого, возносится на Вождя воинства, отнимает у Него ежедневную жертву, оскверняет место святыни Его. Повергая истину на землю, действует и успевает.
Голос отвечает, что видение о нечестии имеет продолжительность 2300 вечеров и утр, в конце которых "святилище очистится".
После этого к Даниилу приходит Ангел и дает пояснения видению.
Гавриил поясняет, что видение относится к концу некоего времени и дальше уточняет, что к концу определенного времени.
Ангел конкретно говорит, что Овен - это Мидо-Персия, Козел - Греция. Видный рог - первый царь, четыре рога - его преемники, которые будут править каждый в своем уделе. Потом в одном из этих постгреческих государств появляется царь, который будет вести войну со святым народом, святилищем и Самим Господом. Опустошающая деятельность этого царя по отношению к Израилю и святилищу будет продолжаться 2300 вечеров и утр.
(Стоит сразу уточнить, что этот рог, который выходит от четырех рогов не тот рог, который мы видим во время деятельности ужасного зверя римской империи.)
На звере, который обозначает Грецию, может появиться рог имеющий отношение именно к этой греческой империи, а не к какой-либо другой. Иные царства обозначены другими зверями, и рогами находящимися уже именно на этих зверях.
Если небольшой рог, деятельность которого очерчена в 2300, происходит из царства Греции, то это означает, что события происходящие в период 2300 происходят в Израиле, в период власти греческого царства, когда Римская империя еще не завоевала Иудею.
А единственный царь-рог той эпохи, который осквернил святилище и прекратил жертву это Антиох Эпифан. Это время, когда папский рим еще не существовал.
Теперь мы должны обратиться к истории и обозначить царство и царя, который вел войну со Всевышним под конец царства четырех рогов.
«В 3428 году (332 г. до н.э.) Персию (Овна) побеждает Александр Македонский (видный рог), который, с уважением относился к еврейским мудрецам. Евреи приняли его без войны и, пока он был жив, не испытывали никаких притеснений.
«В странах, завоеванных Александром Македонским, распространился эллинизм (от слова Эллада Греция) мировоззрение и культура, особенностями которых были культ физической силы и красоты, вера в абсолютность человеческого разума, отрицание любых этических норм и ограничений. Насаждались занятия гимнастикой, устраивались фестивали разнузданных танцев, повсеместным стало поклонение греческим божествам. Завоеванные народы охотно восприняли греческий образ жизни. Среди евреев также нашлись его сторонники. Их называли «митъявним» т.е. уподобившиеся грекам, эллинисты. Но большинство евреев продолжало жить по Торе и верить в Единого Бога.»
После смерти Александра Македонского его империя была разделена: один из его полководцев воцарился в самой Греции, другой в Египте, третий в Сирии. Земля Израиля попала под власть династии Птолемеев, правившей в Египте, а позднее была завоевана Сирией во главе с династией Селевкидов. Отношение к евреям стало существенно ухудшаться.
«Греко-сирийский император Антиох IV Эпифан («Безумный») решил заставить всех евреев эллинизироваться. Он объявил вне закона еврейскую веру: запретил изучение Торы и соблюдение основных заповедей. Первосвященник Йоханан был смещен, а впоследствии и убит. На его место был назначен эллинист. Он превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса и на глазах у всех лично заколол жертвенную свинью на его жертвеннике. Начались религиозные преследования, сопровождавшиеся публичными казнями, пытками.
С целью эллинизировать еврейский народ Антиох IV Епифан запретил совершать обрезание, а те, кто совершал эту операцию над своими детьми, карались смертной казнью. Повод к этому дали евреи-эллинисты. Подражая грекам в публичных играх, еврейские юноши, вопреки традиционной стыдливости, выступали на ристалищах голыми, и, чтобы избегнуть насмешек, они искусственным способом старались замаскировать следы религиозной операции, подвергаясь для этого весьма болезненной контр-операции.
Поначалу процесс эллинизации в Иерусалиме, как, по-видимому, и во многих других городах, протекал мирно. Часть населения, в том числе некоторые священники, решила принять греческие обычаи и жить обособленной общиной. Однако ситуация осложнялась борьбой группировок, поддерживающих разных кандидатов на первосвященство.
В 170г. до н.э. Антиох вводит войска в Иерусалим, чтобы восстановить порядок. Начались жестокие гонения на евреев. Убивали всех, кто соблюдал шабат, делал обрезание своим сыновьям, отказывался есть свинину или поклоняться идолам. Евреи-эллинисты активно помогали сирийцам.
Однажды прислужники Антиоха прибыли в городок Модиин, чтобы собрать налоги и заставить жителей поклониться греческим богам. В Модиине правил престарелый Матитьяу из рода Хасмонеев, сын первосвященника Йоханана.
Когда сирийские солдаты построили в центре городка жертвенник и потребовали от Матитьяу принести на нем жертву, тот с достоинством ответил: «Я, мои сыновья и вся наша родня будем преданы союзу, который Г-сподь заключил с нашими праотцами». Один из евреев хотел было принести жертву, но Матитьяу выхватил меч и убил его. Сыновья Матитьяу и их товарищи набросились на солдат, убили их и разрушили жертвенник.
Матитьяу прекрасно понимал, что Антиох не простит убийства своих посланцев. Поэтому он с семьей и сторонниками ушел из Модиина в Иудейские горы. Так началось восстание Маккавеев.
Маккавеи (на иврите «Макабим») Хасмонеи (Хашмонаим), семья священнослужителей-коэнов, возглавившая восстание против насильственного насаждения эллинистической культуры в период греко-сирийского владычества в Земле Израиля.
Ивритское слово «Макаби» аббревиатура из четырех букв: «мем», «кав», «бейт», «йуд», по первым буквам стиха: «Какая сила подобна Тебе, Вс-вышний» (Шмот, 15:11). Эти слова были начертаны на знамени восставших, и так же прозвали Матитьяу Хашмоная и пятерых его сыновей Шимона, Йоханана, Йеуду, Йонатана и Элазара. Также слово «макаби» означает «молот».
Матитьяу призвал всех верных Торе евреев присоединиться к нему. Его лозунгом стал призыв Моше покарать виновных в грехе Золотого тельца: «Ми ле-а-Шем элай» («Тот, кто за Г-спода, пусть следует за мной!» см. Исход, 32:26).
Под руководством Хасмонеев начали формироваться отряды, которые время от времени выступали в походы, разрушая языческие жертвенники и нападая на сирийских солдат.
К отряду Иеуды Маккавея присоединялось все больше людей. Маккавеи начали вступать в открытые сражения с сирийцами и всякий раз чудесным образом одерживали победы силы врага во много раз превосходили их численностью.
Через время дороги Иудеи, наконец, были освобождены. Евреи подошли к Иерусалиму.
Печальное зрелище ждало их на Храмовой горе: святилище было полно грязи и осквернено языческими изображениями. Евреи общими усилиями очистили Храм. После этого они построили новый жертвенник, т.к. старый был уже непригоден, и 25 Кислева 3596 года (164 год до н.э.) освятили его, т.е. в первый раз принесли на нем жертвы. Освящение на иврите «ханука» отсюда название праздника Ханука. Семь дней требовалось для исполнения ритуала храмового очищения.»
Этот исторический обзор показывает, что активная фаза деятельности Антиоха, от ввода войск в Иерусалим, до времени очищения храма, составила 6 лет. Это с 170 по 164г.нэ.
Нет возможности по дням посчитать точное количество дней противостояния, но по годам получается число, невероятно близкое к 2300 вечеров и утр 6 лет. Но живущие в то время вполне могли это посчитать.
Можно понять, что упоминание Антиоха Эпифана в контексте устоявшихся пониманий пророчеств Даниила кого- то может сильно не устраивать. Но в исторической хронологии и описании деятельности рога, который возник от одного из четырех рогов, совпадает только с деятельностью именно Антиоха Эпифана.
Часть 1.
«Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения». (1Кор.14:10)
Исследуя пророчества Библии, эти слова стоит воспринимать особенно внимательно. Почти за пятьсот лет до явления Мессии в этот мир были даны особенные числовые пророчества, о значении которых мы и будем размышлять.
В 8 и 9 главах пророка Даниила даны пророчества о 2300 вечерах и утр и 70 седминах. Будем стараться емко и кратко описать основные мысли и значение этих двух глав.
Первое, с чего необходимо начать, это как исчислять седмины, дни и годы. Есть мнение, что во всех пророчествах день принимается за один год.
Семьдесят седмин равны 490 годам, что исходит из того, что седмина это одно семилетие, 70х7=490.
Относительно этого пророчества дано его общее время, точка отсчета и время окончания с вехами, на которые опирается пророчество указ о восстановлении Иерусалима, пришествие Мессии и его смерть.
Что касается пророчества 2300 вечеров и утр, то к нему не приводится точка отсчета и время окончания, а только его продолжительность.
Есть мнение, что 2300 вечеров и утр - это 2300 лет, где день принимается за год, и 70 седмин входят в 2300 лет.
Первый вопрос почему написано «вечеров и утр», а не «дней» или «лет»? Когда человек читает словосочетание «вечеров и утр», что он может вспомнить, что ему может помочь в понимании этого пророчества?
Самое первое упоминание похожего словосочетания встречается в книге Бытие.
Написано: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». (Быт.1:5)
Мы понимаем, что в Бытие под словосочетанием «был вечер, и было утро» имеется в виду один буквальный день. «Вечер и утро» всегда в еврейском понимании буквальные сутки. Отсюда мы и знаем, что Всевышний сотворил мир за буквальные шесть дней, а не за символическое время, которое длилось шесть лет, тысячелетий или шесть миллионов лет.
По этой аналогии, когда мы читаем «2300 вечеров и утр», возможно также следует понимать это время, как буквальные 2300 дней, потому что они обозначены как вечер и утро, таким же образом, как в книге Бытие обозначены буквальные сутки.
В Бытие вечер и утро день один, и 2300 вечеров и утр буквальные 2300 дней.
Почему ранее предполагали понимание времени в пророчествах, как день равный году? Это следует из книги пророка Иезекииля, где к пророку были такие слова: «И Я определил тебе годы беззакония их числом дней: триста девяносто дней ты будешь нести беззаконие дома Израилева. И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок, и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе». (Иез.4:5,6)
Исходя из этой истории, когда-то решили этот принцип применить к пророчествам во всем Писании.
Когда мы читаем обращение Бога к Иезекиилю, то видим, что в тексте нет предпосылки подобные соотношения применять ко всем пророчествам на все века. Написано следующее: «день за год Я определил тебе»
День за год определены именно Иезекиилю, а не Даниилу или Иоанну в Откровении.
День за год Иезекиилю, а 70 седмин «определены для народа твоего» у Даниила. Поэтому, каждому свое кому день за год, а кому 70 седмин.
Это как если бы мы слова, сказанные Аврааму «Возьми сына твоего, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение...» (Быт.22:2) применили к самим себе - чтобы каждый взял сына своего, как Авраам, и принес его во всесожжение. Поэтому, то, что сказано Аврааму, не сказано нам. Так и здесь, то, что относилось к Иезекиилю лично, не относится к пророчествам Даниила.
Исходя из вышеописанного, возможно, следует понимать 2300 вечеров, как буквальные 2300 дней. И может оказаться, что не 70 седмин входят в 2300 лет, но 2300 дней входят в 70 седмин, как более маленький отрезок, равный приблизительно 6 годам. Т.е. 6 лет входят в отрезок 490 лет.
Когда идет речь о 2300 говорится, что это видение относится к «к концу определенного времени» (Дан. 8:19). Что это за определенное время? Первое понимание может быть то, что единственное время в этих главах, которое определено временными рамками - начало, продолжительность и конец - это пророчество о 70 седминах: «Семьдесят седмин ... для народа твого». (Дан 9:24)
«И сказал: "вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени. В связи с тем, что 2300 не имеет своего начала и конца, а только продолжительность, то оно входит в другое временное пророчество, имеющее самостоятельное начало и конец, и осуществится и окончится к концу этого пророческого времени. Т.е. незадолго до окончания пророчества о 70 седминах, к его концу, окончится и пророчество о 2300 вечеров и утр.
Второе понимание фразы «к концу определенного времени» может значить, что под конец времени царства четырех рогов, который определен, и будет происходить деятельность небольшого рога, описанного в видении. Более подробно об этом речь пойдет во второй части ниже.
Теперь мы рассмотрим 8 главу, где говорится о пророчестве 2300 вечеров и утр, и попробуем разобраться о месте данного пророчества во всемирной истории в промежутке между началом и концом пророчества о 490 года/70 седминах.
Более подробно пророчество вы можете прочесть в 8 главе. Здесь мы рассмотрим краткое изложение.
Во время царствования Валтасара, Даниил видит видение - овен у реки, который обозначает Мидо-Персию, к овну идет козел у которого видный рог. Козел набрасывается на овна и уничтожает его.
Козел чрезвычайно возвеливается; когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре рога, обращенные на четыре ветра небесных. От одного из этих рогов вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране.
Этот рог ведет войну против всего святого, возносится на Вождя воинства, отнимает у Него ежедневную жертву, оскверняет место святыни Его. Повергая истину на землю, действует и успевает.
Голос отвечает, что видение о нечестии имеет продолжительность 2300 вечеров и утр, в конце которых "святилище очистится".
После этого к Даниилу приходит Ангел и дает пояснения видению.
Гавриил поясняет, что видение относится к концу некоего времени и дальше уточняет, что к концу определенного времени.
Ангел конкретно говорит, что Овен - это Мидо-Персия, Козел - Греция. Видный рог - первый царь, четыре рога - его преемники, которые будут править каждый в своем уделе. Потом в одном из этих постгреческих государств появляется царь, который будет вести войну со святым народом, святилищем и Самим Господом. Опустошающая деятельность этого царя по отношению к Израилю и святилищу будет продолжаться 2300 вечеров и утр.
(Стоит сразу уточнить, что этот рог, который выходит от четырех рогов не тот рог, который мы видим во время деятельности ужасного зверя римской империи.)
На звере, который обозначает Грецию, может появиться рог имеющий отношение именно к этой греческой империи, а не к какой-либо другой. Иные царства обозначены другими зверями, и рогами находящимися уже именно на этих зверях.
Если небольшой рог, деятельность которого очерчена в 2300, происходит из царства Греции, то это означает, что события происходящие в период 2300 происходят в Израиле, в период власти греческого царства, когда Римская империя еще не завоевала Иудею.
А единственный царь-рог той эпохи, который осквернил святилище и прекратил жертву это Антиох Эпифан. Это время, когда папский рим еще не существовал.
Теперь мы должны обратиться к истории и обозначить царство и царя, который вел войну со Всевышним под конец царства четырех рогов.
«В 3428 году (332 г. до н.э.) Персию (Овна) побеждает Александр Македонский (видный рог), который, с уважением относился к еврейским мудрецам. Евреи приняли его без войны и, пока он был жив, не испытывали никаких притеснений.
«В странах, завоеванных Александром Македонским, распространился эллинизм (от слова Эллада Греция) мировоззрение и культура, особенностями которых были культ физической силы и красоты, вера в абсолютность человеческого разума, отрицание любых этических норм и ограничений. Насаждались занятия гимнастикой, устраивались фестивали разнузданных танцев, повсеместным стало поклонение греческим божествам. Завоеванные народы охотно восприняли греческий образ жизни. Среди евреев также нашлись его сторонники. Их называли «митъявним» т.е. уподобившиеся грекам, эллинисты. Но большинство евреев продолжало жить по Торе и верить в Единого Бога.»
После смерти Александра Македонского его империя была разделена: один из его полководцев воцарился в самой Греции, другой в Египте, третий в Сирии. Земля Израиля попала под власть династии Птолемеев, правившей в Египте, а позднее была завоевана Сирией во главе с династией Селевкидов. Отношение к евреям стало существенно ухудшаться.
«Греко-сирийский император Антиох IV Эпифан («Безумный») решил заставить всех евреев эллинизироваться. Он объявил вне закона еврейскую веру: запретил изучение Торы и соблюдение основных заповедей. Первосвященник Йоханан был смещен, а впоследствии и убит. На его место был назначен эллинист. Он превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса и на глазах у всех лично заколол жертвенную свинью на его жертвеннике. Начались религиозные преследования, сопровождавшиеся публичными казнями, пытками.
С целью эллинизировать еврейский народ Антиох IV Епифан запретил совершать обрезание, а те, кто совершал эту операцию над своими детьми, карались смертной казнью. Повод к этому дали евреи-эллинисты. Подражая грекам в публичных играх, еврейские юноши, вопреки традиционной стыдливости, выступали на ристалищах голыми, и, чтобы избегнуть насмешек, они искусственным способом старались замаскировать следы религиозной операции, подвергаясь для этого весьма болезненной контр-операции.
Поначалу процесс эллинизации в Иерусалиме, как, по-видимому, и во многих других городах, протекал мирно. Часть населения, в том числе некоторые священники, решила принять греческие обычаи и жить обособленной общиной. Однако ситуация осложнялась борьбой группировок, поддерживающих разных кандидатов на первосвященство.
В 170г. до н.э. Антиох вводит войска в Иерусалим, чтобы восстановить порядок. Начались жестокие гонения на евреев. Убивали всех, кто соблюдал шабат, делал обрезание своим сыновьям, отказывался есть свинину или поклоняться идолам. Евреи-эллинисты активно помогали сирийцам.
Однажды прислужники Антиоха прибыли в городок Модиин, чтобы собрать налоги и заставить жителей поклониться греческим богам. В Модиине правил престарелый Матитьяу из рода Хасмонеев, сын первосвященника Йоханана.
Когда сирийские солдаты построили в центре городка жертвенник и потребовали от Матитьяу принести на нем жертву, тот с достоинством ответил: «Я, мои сыновья и вся наша родня будем преданы союзу, который Г-сподь заключил с нашими праотцами». Один из евреев хотел было принести жертву, но Матитьяу выхватил меч и убил его. Сыновья Матитьяу и их товарищи набросились на солдат, убили их и разрушили жертвенник.
Матитьяу прекрасно понимал, что Антиох не простит убийства своих посланцев. Поэтому он с семьей и сторонниками ушел из Модиина в Иудейские горы. Так началось восстание Маккавеев.
Маккавеи (на иврите «Макабим») Хасмонеи (Хашмонаим), семья священнослужителей-коэнов, возглавившая восстание против насильственного насаждения эллинистической культуры в период греко-сирийского владычества в Земле Израиля.
Ивритское слово «Макаби» аббревиатура из четырех букв: «мем», «кав», «бейт», «йуд», по первым буквам стиха: «Какая сила подобна Тебе, Вс-вышний» (Шмот, 15:11). Эти слова были начертаны на знамени восставших, и так же прозвали Матитьяу Хашмоная и пятерых его сыновей Шимона, Йоханана, Йеуду, Йонатана и Элазара. Также слово «макаби» означает «молот».
Матитьяу призвал всех верных Торе евреев присоединиться к нему. Его лозунгом стал призыв Моше покарать виновных в грехе Золотого тельца: «Ми ле-а-Шем элай» («Тот, кто за Г-спода, пусть следует за мной!» см. Исход, 32:26).
Под руководством Хасмонеев начали формироваться отряды, которые время от времени выступали в походы, разрушая языческие жертвенники и нападая на сирийских солдат.
К отряду Иеуды Маккавея присоединялось все больше людей. Маккавеи начали вступать в открытые сражения с сирийцами и всякий раз чудесным образом одерживали победы силы врага во много раз превосходили их численностью.
Через время дороги Иудеи, наконец, были освобождены. Евреи подошли к Иерусалиму.
Печальное зрелище ждало их на Храмовой горе: святилище было полно грязи и осквернено языческими изображениями. Евреи общими усилиями очистили Храм. После этого они построили новый жертвенник, т.к. старый был уже непригоден, и 25 Кислева 3596 года (164 год до н.э.) освятили его, т.е. в первый раз принесли на нем жертвы. Освящение на иврите «ханука» отсюда название праздника Ханука. Семь дней требовалось для исполнения ритуала храмового очищения.»
Этот исторический обзор показывает, что активная фаза деятельности Антиоха, от ввода войск в Иерусалим, до времени очищения храма, составила 6 лет. Это с 170 по 164г.нэ.
Нет возможности по дням посчитать точное количество дней противостояния, но по годам получается число, невероятно близкое к 2300 вечеров и утр 6 лет. Но живущие в то время вполне могли это посчитать.
Можно понять, что упоминание Антиоха Эпифана в контексте устоявшихся пониманий пророчеств Даниила кого- то может сильно не устраивать. Но в исторической хронологии и описании деятельности рога, который возник от одного из четырех рогов, совпадает только с деятельностью именно Антиоха Эпифана.

) - а также ежедневная утренняя и вечерняя жертва золотого жертвенника для воскурений (Исх.30:7-8), который стоял не во дворе, а внутри храма (и тоже имел четыре рога).
Комментарий