Вероятно, потому, что сам господин был неверен, то есть притчу можно назвать не только о неверном управителе, но и о неверном господине. Эта притча входит в серию притч начиная с «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу:» Лк.15:1-3 и далее идет серия притч или даже точнее одна, но сложная притча до конца 16 главы, которая включает 5 эпизодов в которых, как можно подумать, и отображаются эти два класса «фарисеи и книжники» и «мытари и грешники». Эти эпизоды можно расположить следующим образом:
(A) ПАСТЫРЬ - Божественное отношение к потерянному.
(B) ПОТЕРЯННАЯ МОНЕТА Одни только мытари.
(C) БЛУДНЫЙ СЫН (И его брат) - Моральное различие между мытарем и фарисеем. «Далекий» приближен.
(B) НЕПРАВЕДНЫЙ УПРАВИТЕЛЬ - Одни только фарисеи.
(C) БОГАЧ (И ЛАЗАРЬ) Различие в положении между фарисеем и мытарем. «Близкий» оказался далеко.
Отсюда можно извлечь много уроков. Из первой притчи можно извлечь урок об отношении Бога к потерянному и о состоянии других овец, «не имеющих нужды в покаянии» - это просто констатация факта, мораль же состояния одних и других видна из следующих эпизодов. Притча о потерянной монете параллельна притчи о неверном управителе, где мы видим разделение радости с верными друзьями малого, но верного дела, а с другой стороны приобретение неверным делом, вероятно, и друзей неверных. И вывод: «так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» Лк.15:10, откуда можно понять, что друзья это Ангелы Божии, которые были приобретены разделением радости через нашедшего потерянное СВОЕ покаяние.
С другой же стороны у управителя не было СВОЕГО (как-бы не имеющий нужды в покаянии), но было много чужого, которым он распорядился неправедно, и вывод: «Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» Лк.16:11-12. Отсюда можно понять, что покаяние не ищется, в нем нет нужды, да и не дастся в этом случае, а неправедностью приобретаются такие же неправедные, и это все одобряется таким же неправедным господином.
Это все, вероятно, говорит нам о состоянии не имеющих нужды в покаянии, которые поступая неправедно, но в своем роде догадливо, думали, что и Бог (или господин в притче) такой же и одобряет все, что бы они не делали ради своего благополучия. Однако, это можно сравнить со стихами Псалма: «ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои]» Пс.49:21. Другие же, хотя и называются мытарями и грешниками, но они более готовы признавать своих грехи и каяться. Поэтому следующие две параллельные притчи подводят итог состояния одних и других, где в результате одни были приближены, а другие отдалены, но все же, как можно заметить, оба класса нуждались в покаянии.
(A) ПАСТЫРЬ - Божественное отношение к потерянному.
(B) ПОТЕРЯННАЯ МОНЕТА Одни только мытари.
(C) БЛУДНЫЙ СЫН (И его брат) - Моральное различие между мытарем и фарисеем. «Далекий» приближен.
(B) НЕПРАВЕДНЫЙ УПРАВИТЕЛЬ - Одни только фарисеи.
(C) БОГАЧ (И ЛАЗАРЬ) Различие в положении между фарисеем и мытарем. «Близкий» оказался далеко.
Отсюда можно извлечь много уроков. Из первой притчи можно извлечь урок об отношении Бога к потерянному и о состоянии других овец, «не имеющих нужды в покаянии» - это просто констатация факта, мораль же состояния одних и других видна из следующих эпизодов. Притча о потерянной монете параллельна притчи о неверном управителе, где мы видим разделение радости с верными друзьями малого, но верного дела, а с другой стороны приобретение неверным делом, вероятно, и друзей неверных. И вывод: «так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» Лк.15:10, откуда можно понять, что друзья это Ангелы Божии, которые были приобретены разделением радости через нашедшего потерянное СВОЕ покаяние.
С другой же стороны у управителя не было СВОЕГО (как-бы не имеющий нужды в покаянии), но было много чужого, которым он распорядился неправедно, и вывод: «Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» Лк.16:11-12. Отсюда можно понять, что покаяние не ищется, в нем нет нужды, да и не дастся в этом случае, а неправедностью приобретаются такие же неправедные, и это все одобряется таким же неправедным господином.
Это все, вероятно, говорит нам о состоянии не имеющих нужды в покаянии, которые поступая неправедно, но в своем роде догадливо, думали, что и Бог (или господин в притче) такой же и одобряет все, что бы они не делали ради своего благополучия. Однако, это можно сравнить со стихами Псалма: «ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои]» Пс.49:21. Другие же, хотя и называются мытарями и грешниками, но они более готовы признавать своих грехи и каяться. Поэтому следующие две параллельные притчи подводят итог состояния одних и других, где в результате одни были приближены, а другие отдалены, но все же, как можно заметить, оба класса нуждались в покаянии.
Комментарий