ДОКЕТИЗМ
[от греч. δοκεῖν - казаться, представляться], общее название ряда раннехрист. христологических учений, в рамках которых проблема соединения божества и человечества во Христе решалась в отличие от учения о воплощении посредством отказа от реальности человеческой природы Христа и признания ее иллюзией. По-видимому, характерной чертой таких учений было использование глагола δοκεῖν (казаться) и различных производных от него для описания «иллюзорности» человечества Иисуса Христа (см., напр.: Ign. Ep. ad Trall. 10).
Словом «докеты» (δοκηταί) Климент Александрийский называл особую категорию еретиков. Это наименование он связывал с особенностями их богословия (ἀπὸ δοϒμάτων ἰδιαζόντων - Clem. Alex. Strom. VII 17. 108). Их главой (ὁ τῆς δοκήσεως ἐξάρχων), по словам Климента, был Юлий Кассиан (Ibid. III 13-14), который, согласно блж. Иерониму Стридонскому, утверждал, что плоть Христа была мнимой (putativam Christi carnem introducens - Hieron. In Gal. // PL. 26. Col. 431). По свидетельству еп. Серапиона Антиохийского, те, кого называли докетами, почитали Евангелие от Петра (Euseb. Hist. eccl. VI 12. 6). Кроме того, о них упоминает сщмч. Ипполит Римский, сообщая подробности их учения (Hipp. Refut. VIII 8-11; X 16). Писатели более позднего времени используют это наименование менее определенно (Theodoret. Ep. 82; Did. Alex. In Zach. IV 234; Cyr. Alex. De incarn. unigent. // SC. 97. P. 197).
Древнейшими источниками, содержащими сведения о Д., возможно, являются 1-е и 2-е Послания Иоанна. Представители опровергаемого в них учения оспаривали, «что Иисус есть Христос» (1 Ин 2. 22-23) и не исповедовали «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (2 Ин 7; ср.: 1 Ин 4. 3). Противостоянием такого рода воззрениям нек-рые комментаторы объясняют также характерный для Евангелия от Иоанна акцент на реальности плоти Иисуса Христа в воплощении, страданиях и по воскресении (Ин 1. 14; 6. 51-58; 60-71; 19. 34-35; 20. 26-28).
Кстати, почему докеты считали тело Христа - иллюзорным?
Для них, как и для пантеистов, материя была злом.
Т.е. Дух - это добро, а материя - зло.
Поэтому Святой и безгрешный Иисус ну никак не мог иметь материального тела, потому что материя есть зло!
Вывод сей зижделся на их понимании сотворения мира. По их мнению, мир творился не из ничего(EX NIHILO), а из Самого Бога, путем неких Эманаций:
Христос в этом смысле был первой эманацией Бога, следующей эманацией были ангелы, которые чего-то там еще на-эманировали, потом на одном из уровней эманаций произошел сбой и с-эманировался диавол, который из себя - с-эманировал материю.
Таким образом - материя есть абсолютное зло и тд, и тп...
Так что их понимание, почему у нас не будет тела-то, в принципе понятно.
Я просто не пойму зачем это сегодня нам???, которые знают, что гностики, пантеисты и докеты - это ересь!
Материя не является злом. Ну хотя-бы на основании слов Павла: "Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого;".
Материя потеряла некоторые свои свойства в результате грехопадения Адама.
И Господь вернет ей эти свойства, после исправления человека, ну, т.е. после суда у великого белого престола.
Потому что все что Он творит совершенно. Другое дело, что человек еще доделывается Им, а потому мы живем в искаженном мире.
Который будет восстановлен после исправления искажения, вызванного грехопадением Адама.
То что это искажение будет исправлено читаем опять-же у апостолов:
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
(Рим.8:19-21)
[от греч. δοκεῖν - казаться, представляться], общее название ряда раннехрист. христологических учений, в рамках которых проблема соединения божества и человечества во Христе решалась в отличие от учения о воплощении посредством отказа от реальности человеческой природы Христа и признания ее иллюзией. По-видимому, характерной чертой таких учений было использование глагола δοκεῖν (казаться) и различных производных от него для описания «иллюзорности» человечества Иисуса Христа (см., напр.: Ign. Ep. ad Trall. 10).
Словом «докеты» (δοκηταί) Климент Александрийский называл особую категорию еретиков. Это наименование он связывал с особенностями их богословия (ἀπὸ δοϒμάτων ἰδιαζόντων - Clem. Alex. Strom. VII 17. 108). Их главой (ὁ τῆς δοκήσεως ἐξάρχων), по словам Климента, был Юлий Кассиан (Ibid. III 13-14), который, согласно блж. Иерониму Стридонскому, утверждал, что плоть Христа была мнимой (putativam Christi carnem introducens - Hieron. In Gal. // PL. 26. Col. 431). По свидетельству еп. Серапиона Антиохийского, те, кого называли докетами, почитали Евангелие от Петра (Euseb. Hist. eccl. VI 12. 6). Кроме того, о них упоминает сщмч. Ипполит Римский, сообщая подробности их учения (Hipp. Refut. VIII 8-11; X 16). Писатели более позднего времени используют это наименование менее определенно (Theodoret. Ep. 82; Did. Alex. In Zach. IV 234; Cyr. Alex. De incarn. unigent. // SC. 97. P. 197).
Древнейшими источниками, содержащими сведения о Д., возможно, являются 1-е и 2-е Послания Иоанна. Представители опровергаемого в них учения оспаривали, «что Иисус есть Христос» (1 Ин 2. 22-23) и не исповедовали «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (2 Ин 7; ср.: 1 Ин 4. 3). Противостоянием такого рода воззрениям нек-рые комментаторы объясняют также характерный для Евангелия от Иоанна акцент на реальности плоти Иисуса Христа в воплощении, страданиях и по воскресении (Ин 1. 14; 6. 51-58; 60-71; 19. 34-35; 20. 26-28).
Кстати, почему докеты считали тело Христа - иллюзорным?
Для них, как и для пантеистов, материя была злом.
Т.е. Дух - это добро, а материя - зло.
Поэтому Святой и безгрешный Иисус ну никак не мог иметь материального тела, потому что материя есть зло!
Вывод сей зижделся на их понимании сотворения мира. По их мнению, мир творился не из ничего(EX NIHILO), а из Самого Бога, путем неких Эманаций:
Христос в этом смысле был первой эманацией Бога, следующей эманацией были ангелы, которые чего-то там еще на-эманировали, потом на одном из уровней эманаций произошел сбой и с-эманировался диавол, который из себя - с-эманировал материю.
Таким образом - материя есть абсолютное зло и тд, и тп...
Так что их понимание, почему у нас не будет тела-то, в принципе понятно.
Я просто не пойму зачем это сегодня нам???, которые знают, что гностики, пантеисты и докеты - это ересь!
Материя не является злом. Ну хотя-бы на основании слов Павла: "Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого;".
Материя потеряла некоторые свои свойства в результате грехопадения Адама.
И Господь вернет ей эти свойства, после исправления человека, ну, т.е. после суда у великого белого престола.
Потому что все что Он творит совершенно. Другое дело, что человек еще доделывается Им, а потому мы живем в искаженном мире.
Который будет восстановлен после исправления искажения, вызванного грехопадением Адама.
То что это искажение будет исправлено читаем опять-же у апостолов:
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
(Рим.8:19-21)
Комментарий