Идея о воскресении мертвых волновала людей издавна.
Саддукеи, которые не верили в воскресение тел, спрашивали об это у Иисуса Христа.
18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою?
24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
27 Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
О том, что живы - и благочествые и грешные - сказано в притче о Лазаре:
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
Один - утешается, другой страдает. Они не пребывают в состоянии ожидания воскресения, они живы.
Далее - Моисей и Илия являлись Иисусу. Они же были живыми. Им требуется воскресение? Выше я приводил - что когда из мертвых воскреснут - будут как Ангелы на небесах. Нужно ангелам тело земное?
Саддукеи не верили в воскресение тел.
Фарисеи:
Деяния, глава 23
6 Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.
7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
Итак, фарисеи признают воскресение мертвых.
Читаем - главную речь Павла по этому поводу:
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
У ангелов есть тела? Им Бог дает тела?
Можно согласиться с Павлом:
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
Что значит - "сеется тело", "восстает тело"?. Что с душой? Она же бессмертна.
Но это всё еще простительно и объяснительно. Можно принять - что Бог дает душе тело духовное, после смерти тела душевного.
Но дальше - Павел пишет интересную вещь:
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
Но как же так? Бог - Бог живых, а не мертвых. Кто такие мертвые, которые должны воскреснуть нетленными?
Вчера прочитал в Мишне Абот:
Мишна́ (ивр. משנה букв. «повторение») первый письменный текст, содержащий в себе основополагающие религиозные предписания ортодоксального иудаизма.
"...После возвращения мертвых к жизни Вс-вышний сотворит для каждого человека новое тело и вдохнет в него обновленную душу, которая их оживит. (Мидраш Шмуэлъ)..."
Ну прямо очень это похоже на слова Павла:
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
И вот никак не могу понять. Бог - Бог живых, а не мертвых. Разве живой может ожидать воскресения своего? Нет ли в этих словах Павла противоречий Христу и частички фарисейского учения? Или этот момент - наоборот должен объединять иудеев и христиан - вера в воскресение тела?
P.S. И как обычно, для пытливых умов, следует указать, что третья иудейская секта (три секты: саддукеи, фарисеи, ессеи) под названием "ессеи" верила в бессмертие души и не верила в воскресение мертвых. Тот, факт, что Иисус Христос, вообще не имел никакого контакта (по Евангелиям) с ессеями - заставляет задуматься - а не были ли ессеи праведниками, к которым Иисус приходить и не должен был? Может - они правильно - и жили (по закону Моисея) и верили правильно, не искажая смысла?
Саддукеи, которые не верили в воскресение тел, спрашивали об это у Иисуса Христа.
18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою?
24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
27 Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
О том, что живы - и благочествые и грешные - сказано в притче о Лазаре:
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
Один - утешается, другой страдает. Они не пребывают в состоянии ожидания воскресения, они живы.
Далее - Моисей и Илия являлись Иисусу. Они же были живыми. Им требуется воскресение? Выше я приводил - что когда из мертвых воскреснут - будут как Ангелы на небесах. Нужно ангелам тело земное?
Саддукеи не верили в воскресение тел.
Фарисеи:
Деяния, глава 23
6 Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.
7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
Итак, фарисеи признают воскресение мертвых.
Читаем - главную речь Павла по этому поводу:
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
У ангелов есть тела? Им Бог дает тела?
Можно согласиться с Павлом:
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
Что значит - "сеется тело", "восстает тело"?. Что с душой? Она же бессмертна.
Но это всё еще простительно и объяснительно. Можно принять - что Бог дает душе тело духовное, после смерти тела душевного.
Но дальше - Павел пишет интересную вещь:
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
Но как же так? Бог - Бог живых, а не мертвых. Кто такие мертвые, которые должны воскреснуть нетленными?
Вчера прочитал в Мишне Абот:
Мишна́ (ивр. משנה букв. «повторение») первый письменный текст, содержащий в себе основополагающие религиозные предписания ортодоксального иудаизма.
"...После возвращения мертвых к жизни Вс-вышний сотворит для каждого человека новое тело и вдохнет в него обновленную душу, которая их оживит. (Мидраш Шмуэлъ)..."
Ну прямо очень это похоже на слова Павла:
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
И вот никак не могу понять. Бог - Бог живых, а не мертвых. Разве живой может ожидать воскресения своего? Нет ли в этих словах Павла противоречий Христу и частички фарисейского учения? Или этот момент - наоборот должен объединять иудеев и христиан - вера в воскресение тела?
P.S. И как обычно, для пытливых умов, следует указать, что третья иудейская секта (три секты: саддукеи, фарисеи, ессеи) под названием "ессеи" верила в бессмертие души и не верила в воскресение мертвых. Тот, факт, что Иисус Христос, вообще не имел никакого контакта (по Евангелиям) с ессеями - заставляет задуматься - а не были ли ессеи праведниками, к которым Иисус приходить и не должен был? Может - они правильно - и жили (по закону Моисея) и верили правильно, не искажая смысла?
Комментарий