В главах 17 и 18 говорится о падении Вавилона. Глава 17 - одна из самых трудных в Откровении.
При изучении лучше всего прочесть ее сперва всю целиком, потом сделать определенные общие выводы и таким образом проследить общую мысль, а потом разобрать ее несколько подробнее. Это неизбежно приведет к некоторым повторам, но в таком тексте повторения необходимы.
ПАДЕНИЕ РИМА (Отк. 17)
1. ЖЕНА, СИДЯЩАЯ НА ЗВЕРЕ
Эта жена - Вавилон, то есть Рим. Женщина сидит на многих водах (17,1). Здесь Иоанн использует многое из того, что говорили древние пророки о Вавилоне.
Пророк Иеремия (51,13) обращается к Вавилону с такими словами: "О, ты, живущий при водах великих". Река Евфрат действительно протекала через центр города;
кроме того, река была центром системы оросительных каналов, расходившиеся во всех направлениях. В применении к Риму это теряет всякий смысл.
Позже в 17,15 Иоанн понимает это и придает водам символическое толкование; это суть люди и народы и племена и языки, которыми правит Рим. И такой
оборот речи можно найти в Ветхом Завете. Предсказывая вторжение в Палестину ассирийцев, пророк Исаия пишет: "Наведет на него Господь воды реки бурные и
большие - царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих, и выступит из всех берегов своих; и пойдет по Иудее, наводнит ее, и высоко
поднимется, дойдет до шеи" (Ис. 8,7.8). И пророк Иеремия, предсказывая нашествие, использует ту же картину: "Вот, поднимаются воды с севера и сделаются наводняющим потоком и потопят землю, и все, что наполняет ее" (Иер. 47,2).
В 17,4 сказано, что женщина облачена в порфиру и багряницу и украшена всякими драгоценностями. Это символ роскоши Рима, а также похоти и распутства, в котором Рим проматывал ее; картина богатой блудницей, разукрашенной в пух и прах, чтобы совращать людей. Сказано также, что у женщины в руке золотая чаша, которая наполнена была мерзостями и нечистотами ее блудодейства. И это тоже образ Вавилона, взятый из ветхозаветных пророческих осуждений. Пророк Иеремия сказал: "Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю: народы пили из нее вино и безумствовали" (Иер. 51,7). И вот теперь Иоанн говорит, что Рим держит золотую чашу, в которой и заключена соблазнительная сила, распространившая безнравственность и распутство по всему миру.
Далее сказано, что на челе женщины написано имя (17,5). Блудницы в римских публичных домах носили на лбу повязки с именем. Это еще одна живая деталь
в картине Рима, как великой блудницы среди народов.
Из комментариев Баркли к Новому Завету.
При изучении лучше всего прочесть ее сперва всю целиком, потом сделать определенные общие выводы и таким образом проследить общую мысль, а потом разобрать ее несколько подробнее. Это неизбежно приведет к некоторым повторам, но в таком тексте повторения необходимы.
ПАДЕНИЕ РИМА (Отк. 17)
1. ЖЕНА, СИДЯЩАЯ НА ЗВЕРЕ
Эта жена - Вавилон, то есть Рим. Женщина сидит на многих водах (17,1). Здесь Иоанн использует многое из того, что говорили древние пророки о Вавилоне.
Пророк Иеремия (51,13) обращается к Вавилону с такими словами: "О, ты, живущий при водах великих". Река Евфрат действительно протекала через центр города;
кроме того, река была центром системы оросительных каналов, расходившиеся во всех направлениях. В применении к Риму это теряет всякий смысл.
Позже в 17,15 Иоанн понимает это и придает водам символическое толкование; это суть люди и народы и племена и языки, которыми правит Рим. И такой
оборот речи можно найти в Ветхом Завете. Предсказывая вторжение в Палестину ассирийцев, пророк Исаия пишет: "Наведет на него Господь воды реки бурные и
большие - царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих, и выступит из всех берегов своих; и пойдет по Иудее, наводнит ее, и высоко
поднимется, дойдет до шеи" (Ис. 8,7.8). И пророк Иеремия, предсказывая нашествие, использует ту же картину: "Вот, поднимаются воды с севера и сделаются наводняющим потоком и потопят землю, и все, что наполняет ее" (Иер. 47,2).
В 17,4 сказано, что женщина облачена в порфиру и багряницу и украшена всякими драгоценностями. Это символ роскоши Рима, а также похоти и распутства, в котором Рим проматывал ее; картина богатой блудницей, разукрашенной в пух и прах, чтобы совращать людей. Сказано также, что у женщины в руке золотая чаша, которая наполнена была мерзостями и нечистотами ее блудодейства. И это тоже образ Вавилона, взятый из ветхозаветных пророческих осуждений. Пророк Иеремия сказал: "Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю: народы пили из нее вино и безумствовали" (Иер. 51,7). И вот теперь Иоанн говорит, что Рим держит золотую чашу, в которой и заключена соблазнительная сила, распространившая безнравственность и распутство по всему миру.
Далее сказано, что на челе женщины написано имя (17,5). Блудницы в римских публичных домах носили на лбу повязки с именем. Это еще одна живая деталь
в картине Рима, как великой блудницы среди народов.
Из комментариев Баркли к Новому Завету.
Комментарий