Апостол Павел благовествует так:
закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. (Иоанн1:17 )
действительно, из Священной Истории нам известно, что Моисей выступил, как посредник между Иеговой и людьми для того, чтобы донести до них Закон.
утверждая, что благодать и истина произошли через Иисуса Христа, апостол Павел косвенным образом свидетельствует о том, что через Моисея благодать и истина не произошла, т.е. Моисей не являлся посредником между Яхве и людьми в плане донесения до людей истины и благодати.
но если в роли своего посредничества между Яхве и людьми Моисей и не являлся проводником истины и благодати, то это не говорит о том, что самой благодати и истины не было в самом Моисее
чтобы понять, что благодать и истина присутствовали в Моисее, следует обратиться к следующему свидетельству из Священного Писания:
29 Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним.
30 И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лицо его сияет, и боялись подойти к нему.
(Исход 34:29-30 )
Мы видим, что общение с Богом истинным привело к телесному преображению Моисея. Общаясь и соединяясь с Отцом света через созерцание славы Яхве, Моисей сам стал светоносным.
Помочь разобраться в том, что же произошло с Моисеем в процессе его взирания на славу Господню, нам помогает т.н. эстетика интериорного света, разработанная уже позднее на основе изучения опыта Моисея и других подвижников, которые имели аналогичный опыт созерцания Бога с последующим преображением тела.
суть этой эстетики описывается в книге Бычкова В.В. Русская средневековая эстетика. XIXVII вв., отрывок из которой цитируется ниже:
Симеон Новый Богослов традиционно различал два вида «света» и два их источника: «чувственный» свет солнца для видения предметов материального мира, а для узрения «мысленных вещей» «свет умный», источником которого является Иисус Христос, «подающий свет умным очам душевным, чтобы они мысленно видели мысленное и невидимое»[52].
Повторяя известную евангельскую мысль о том, что Бог сам есть свет, Симеон уверен, что он уделяет от «светлости своей» всем, кто соединяется с ним «по мере очищения». Именно этот «умный свет» помогает читающему постигать смысл читаемого, «ибо сей сокровенный свет божественного ведения есть некая мысленная сила, которая окружает и собирает подвижный ум, отбегающий обычно туда и сюда» во время чтения (83). Однако человеку, получившему этот свет, уже, собственно, и нет надобности ничего читать, ибо световая стихия, в которую он погружается всей своей сущностью, и есть цель всех устремлений подвижника.
Здесь высшее знание нераздельно с высшим наслаждением; ум человека становится светом и сливается, хотя и постоянно осознавая себя, с высшим светом и источником всякого света. Ум «весь освещается, пишет Симеон, и становится, как свет, хотя не может понять и изречь то, что видит. Ибо сам ум тогда есть свет и видит свет всяческих, то есть Бога, и свет сей, который он видит, есть жизнь, и дает жизнь тому, кто его видит. Ум видит себя совершенно объединенным с этим светом и трезвенно бодрствует». Он ясно сознает, что свет этот «внутри души его, и изумляется»; изумляясь же, он видит его уже как бы пребывающим вдали, а придя в себя, «опять находит свет этот внутри» и не хватает ему ни слов, ни мыслей, чтобы подумать или сказать что-либо об этом свете (173). Воссияв в человеке, свет этот изгоняет все помыслы и страсти душевные, исцеляет телесные немощи; душа видит в этом свете как в зеркале все свои прегрешения, приходит в полное смирение и одновременно наполняется радостью и весельем, изумляясь увиденному чуду. Человек весь изменяется к лучшему и познает абсолютную истину.
Высшая ступень познания осмысливается Симеоном как слияние световых сущностей объекта и субъекта познания. Происходит это слияние в душе субъекта, но таким образом, что душа как бы сама покидает этот мир, прорывается в иные измерения и там объединяется с божественной сущностью. Она, пишет Симеон, «некоторым образом выходит из тела своего и из этого мира и восходит на небеса небес, воспаряя туда на крыльях божественной любви и успокаиваясь там от подвигов своих в некоем божественном и беспредельном свете» (198). И все это, по глубокому убеждению Симеона, происходит еще при жизни подвижника. Именно это делает его световую мистику и эстетику особенно привлекательной в средние века.
Сходя на человека, невидимый свет настолько сильно преображает всю его не только духовную, но и телесную структуру, что его тело начинает излучать видимое сияние, на что постоянно указывают агиографы.
Если мы проанализируем состояние Моисея исходя из его внешнего признака - сияния Его лица - то не трудно заметить, что преображение телесной структуры Моисея после Его встречи с Яхве не может не быть соотнесено с преображением его внутренней духовной структуры. А это значит, что в Моисее был Бог - а вместе с Ним Истина и Благодать, но принять этого Бога с Его истиной и благодатью люди, смотревшие на лицо Моисея не смогли - и поэтому Ему пришлось закрыть своё лицо платком.
и Моисей опять полагал покрывало на лицо свое (Исход 34:35 ) чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. (2 Кор 3:13 )

т.е., Моисей был носителем истины, истина была в нём, но не через него истина дошла к тем, кто не смог принять её непосредственно, без покрывала.
то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к ГОСПОДУ, тогда это покрывало снимается.
17 ГОСПОДЬ есть Дух; а где Дух ГОСПОДЕНЬ, там свобода.
18 Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу ГОСПОДНЮ, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от ГОСПОДНЯ Духа.
(2 Кор 3:14-18 )
Поэтому, для того, чтобы мысленно увидеть истину в Моисее - это увидеть Его лицо без покрывала, что возможно только сейчас, во время, когда в людях действует Дух Святой, посланный по молитвам Господа и Бога нашего Иисуса Христа от Отца Светов, Бога Отца.
Но мысленно увидеть истину не достаточно.
Дух Святой, действуя в человеке, даёт ему возможность самому стать истиной (познать истину, соединившись с ней), как это и произошло с Моисеем. Опыт, аналогичный опыту Моисея, имеется и у тех, кто смирением, молитвами и сокрушённым покаянием снискал благодать Святого Духа и Дух, действуя в них, преображает не только их внутреннюю духовную сущность, но и их тела
закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. (Иоанн1:17 )
действительно, из Священной Истории нам известно, что Моисей выступил, как посредник между Иеговой и людьми для того, чтобы донести до них Закон.
утверждая, что благодать и истина произошли через Иисуса Христа, апостол Павел косвенным образом свидетельствует о том, что через Моисея благодать и истина не произошла, т.е. Моисей не являлся посредником между Яхве и людьми в плане донесения до людей истины и благодати.
но если в роли своего посредничества между Яхве и людьми Моисей и не являлся проводником истины и благодати, то это не говорит о том, что самой благодати и истины не было в самом Моисее
чтобы понять, что благодать и истина присутствовали в Моисее, следует обратиться к следующему свидетельству из Священного Писания:
29 Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним.
30 И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лицо его сияет, и боялись подойти к нему.
(Исход 34:29-30 )
Мы видим, что общение с Богом истинным привело к телесному преображению Моисея. Общаясь и соединяясь с Отцом света через созерцание славы Яхве, Моисей сам стал светоносным.
Помочь разобраться в том, что же произошло с Моисеем в процессе его взирания на славу Господню, нам помогает т.н. эстетика интериорного света, разработанная уже позднее на основе изучения опыта Моисея и других подвижников, которые имели аналогичный опыт созерцания Бога с последующим преображением тела.
суть этой эстетики описывается в книге Бычкова В.В. Русская средневековая эстетика. XIXVII вв., отрывок из которой цитируется ниже:
Симеон Новый Богослов традиционно различал два вида «света» и два их источника: «чувственный» свет солнца для видения предметов материального мира, а для узрения «мысленных вещей» «свет умный», источником которого является Иисус Христос, «подающий свет умным очам душевным, чтобы они мысленно видели мысленное и невидимое»[52].
Повторяя известную евангельскую мысль о том, что Бог сам есть свет, Симеон уверен, что он уделяет от «светлости своей» всем, кто соединяется с ним «по мере очищения». Именно этот «умный свет» помогает читающему постигать смысл читаемого, «ибо сей сокровенный свет божественного ведения есть некая мысленная сила, которая окружает и собирает подвижный ум, отбегающий обычно туда и сюда» во время чтения (83). Однако человеку, получившему этот свет, уже, собственно, и нет надобности ничего читать, ибо световая стихия, в которую он погружается всей своей сущностью, и есть цель всех устремлений подвижника.
Здесь высшее знание нераздельно с высшим наслаждением; ум человека становится светом и сливается, хотя и постоянно осознавая себя, с высшим светом и источником всякого света. Ум «весь освещается, пишет Симеон, и становится, как свет, хотя не может понять и изречь то, что видит. Ибо сам ум тогда есть свет и видит свет всяческих, то есть Бога, и свет сей, который он видит, есть жизнь, и дает жизнь тому, кто его видит. Ум видит себя совершенно объединенным с этим светом и трезвенно бодрствует». Он ясно сознает, что свет этот «внутри души его, и изумляется»; изумляясь же, он видит его уже как бы пребывающим вдали, а придя в себя, «опять находит свет этот внутри» и не хватает ему ни слов, ни мыслей, чтобы подумать или сказать что-либо об этом свете (173). Воссияв в человеке, свет этот изгоняет все помыслы и страсти душевные, исцеляет телесные немощи; душа видит в этом свете как в зеркале все свои прегрешения, приходит в полное смирение и одновременно наполняется радостью и весельем, изумляясь увиденному чуду. Человек весь изменяется к лучшему и познает абсолютную истину.
Высшая ступень познания осмысливается Симеоном как слияние световых сущностей объекта и субъекта познания. Происходит это слияние в душе субъекта, но таким образом, что душа как бы сама покидает этот мир, прорывается в иные измерения и там объединяется с божественной сущностью. Она, пишет Симеон, «некоторым образом выходит из тела своего и из этого мира и восходит на небеса небес, воспаряя туда на крыльях божественной любви и успокаиваясь там от подвигов своих в некоем божественном и беспредельном свете» (198). И все это, по глубокому убеждению Симеона, происходит еще при жизни подвижника. Именно это делает его световую мистику и эстетику особенно привлекательной в средние века.
Сходя на человека, невидимый свет настолько сильно преображает всю его не только духовную, но и телесную структуру, что его тело начинает излучать видимое сияние, на что постоянно указывают агиографы.
Если мы проанализируем состояние Моисея исходя из его внешнего признака - сияния Его лица - то не трудно заметить, что преображение телесной структуры Моисея после Его встречи с Яхве не может не быть соотнесено с преображением его внутренней духовной структуры. А это значит, что в Моисее был Бог - а вместе с Ним Истина и Благодать, но принять этого Бога с Его истиной и благодатью люди, смотревшие на лицо Моисея не смогли - и поэтому Ему пришлось закрыть своё лицо платком.
и Моисей опять полагал покрывало на лицо свое (Исход 34:35 ) чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. (2 Кор 3:13 )

т.е., Моисей был носителем истины, истина была в нём, но не через него истина дошла к тем, кто не смог принять её непосредственно, без покрывала.
то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к ГОСПОДУ, тогда это покрывало снимается.
17 ГОСПОДЬ есть Дух; а где Дух ГОСПОДЕНЬ, там свобода.
18 Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу ГОСПОДНЮ, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от ГОСПОДНЯ Духа.
(2 Кор 3:14-18 )
Поэтому, для того, чтобы мысленно увидеть истину в Моисее - это увидеть Его лицо без покрывала, что возможно только сейчас, во время, когда в людях действует Дух Святой, посланный по молитвам Господа и Бога нашего Иисуса Христа от Отца Светов, Бога Отца.
Но мысленно увидеть истину не достаточно.
Дух Святой, действуя в человеке, даёт ему возможность самому стать истиной (познать истину, соединившись с ней), как это и произошло с Моисеем. Опыт, аналогичный опыту Моисея, имеется и у тех, кто смирением, молитвами и сокрушённым покаянием снискал благодать Святого Духа и Дух, действуя в них, преображает не только их внутреннюю духовную сущность, но и их тела

Комментарий