«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».» (Матф.5-43).
Перед нами пример начала закона данного людям Богом. И этот закон понятен, так как естественен для любого нормального человека. Но вот Иисус показывает вершину (конец) этого закона:«А Я говорю вам:любите врагов ваших» (Матф.5-44). Это в отношение призыва любить. А в отношение призыва ненавидеть? Есть и это, только в другом месте: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а при том и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;» (Лук.14-26).
Когда приводишь это противопоставление, слышишь: дескать, в отношение заповеди о ненависти к близким перебор, переведено неправильно и т.д. Но такие же возражения можно привести и в отношение заповеди о любви к врагам. Однако, эта заповедь обычно возражений не вызывает. При поверхностном подходе, кажется, что несмотря на её одиозность, её выполнить легче. И сразу праведник! Почему это происходит? Потому, что наши близкие рядом, это конкретные люди. А враги отдалённая абстракция. Хотя опыт жизни всем показывает, что обидеться и даже возненавидеть близкого можно быстрее, чем полюбить врага. Так что, люди, пытающиеся исполнять заповедь о любви к врагам, самообольщаются. Духовно-нравственное состояние сегодняшнего общества не выше древнего и те, кто намереваются, живя в таком обществе, достичь конца закона (любовь к врагам) в реальности, имеют внутреннюю готовность нарушить начало закона (любовь к ближнему). Я не хочу этим сказать, что заповедь Иисуса нельзя исполнять буквально. Наверное можно, но тем, кто буквально исполняет и остальное. А это, помимо заповеди о ненависти к близким, ещё и: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться.» (Матф.6-25), «кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.» (Лука14-33). Да, если вы оставите старых родителей, жену, детей на произвол судьбы (возненавидите). Если бросите свой кров, работу, друзей и уйдёте туда, где отсутствует цивилизация. Если будете одеваться в то, что сами изготовите, а питаться будете тем, что там раздобудете, то вы, пожалуй, сумеете буквально исполнить заповедь о любви к врагам. Не потому, что научитесь этому, а потому, что настолько духовно изменитесь, что и врагам будете рады, если только они у вас там появятся. Так это или не так, но, во всяком случае, тогда вы будете иметь моральное право говорить о любви к врагам. Хотя в Библии вы не отыщете пример, где бы Иисус явил буквальную любовь к врагам. Если таковой рассматривать Его крестную смерть, то это пример любви косвенной (по отношению к другим народам). Народ же Израиля Он врагами не считал, при всём их негативе в отношение Его.
Что же касается нашего понимания, т.е. людей, сидящих за ПК и живущих в обществе, мы должны руководствоваться заповедью: Божье Богу, а то, что кесарево кесарю. И в этом ключе должны осмысливать слова Иисуса о любви и ненависти. Любить врагов для нас это не видеть врагов в наших близких и тех людях, встречающихся нам по жизни, которые нам вовсе врагами не являются. Насколько это актуально, видно даже по общению здесь, на форуме. Что же касается настоящих врагов (преступников), надо любить в них то Божие, что в каждом может ещё сохраняться. И чтобы сохранить хоть что-то в их душах, общество обязано физически уничтожать совершивших злодеяние, достойное смерти. Именно такую заботу о сохранении остатков душ преступников (как я понимаю) и проявлял Бог, призывая их наказывать смертью (Исход, Левит). Что же касается внешних агрессоров, руки воинов не должны ослабеть, уничтожая их. Но надо и понимать, что души врагов (наших братьев в Адаме) достойны наших молитв. Я отдаю себе отчёт в том, что мои слова идут вразрез с проповедями традиционной церкви. Но это истинное (на мой взгляд) понимание учения Христа, а не те красивые фантазии, что выдаются за Его учение. И если в стране таких фантазёров много, это грозит разрушением данному государству. Такая участь постигла Византию и сегодняшний христианский мир идёт тем же путём.
Ненавидеть же близких, для нас это ненавидеть (не принимать) в них всё то земное, плотское, что может удалять нас от исполнения воли Бога.
14.12.12
Перед нами пример начала закона данного людям Богом. И этот закон понятен, так как естественен для любого нормального человека. Но вот Иисус показывает вершину (конец) этого закона:«А Я говорю вам:любите врагов ваших» (Матф.5-44). Это в отношение призыва любить. А в отношение призыва ненавидеть? Есть и это, только в другом месте: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а при том и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;» (Лук.14-26).
Когда приводишь это противопоставление, слышишь: дескать, в отношение заповеди о ненависти к близким перебор, переведено неправильно и т.д. Но такие же возражения можно привести и в отношение заповеди о любви к врагам. Однако, эта заповедь обычно возражений не вызывает. При поверхностном подходе, кажется, что несмотря на её одиозность, её выполнить легче. И сразу праведник! Почему это происходит? Потому, что наши близкие рядом, это конкретные люди. А враги отдалённая абстракция. Хотя опыт жизни всем показывает, что обидеться и даже возненавидеть близкого можно быстрее, чем полюбить врага. Так что, люди, пытающиеся исполнять заповедь о любви к врагам, самообольщаются. Духовно-нравственное состояние сегодняшнего общества не выше древнего и те, кто намереваются, живя в таком обществе, достичь конца закона (любовь к врагам) в реальности, имеют внутреннюю готовность нарушить начало закона (любовь к ближнему). Я не хочу этим сказать, что заповедь Иисуса нельзя исполнять буквально. Наверное можно, но тем, кто буквально исполняет и остальное. А это, помимо заповеди о ненависти к близким, ещё и: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться.» (Матф.6-25), «кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.» (Лука14-33). Да, если вы оставите старых родителей, жену, детей на произвол судьбы (возненавидите). Если бросите свой кров, работу, друзей и уйдёте туда, где отсутствует цивилизация. Если будете одеваться в то, что сами изготовите, а питаться будете тем, что там раздобудете, то вы, пожалуй, сумеете буквально исполнить заповедь о любви к врагам. Не потому, что научитесь этому, а потому, что настолько духовно изменитесь, что и врагам будете рады, если только они у вас там появятся. Так это или не так, но, во всяком случае, тогда вы будете иметь моральное право говорить о любви к врагам. Хотя в Библии вы не отыщете пример, где бы Иисус явил буквальную любовь к врагам. Если таковой рассматривать Его крестную смерть, то это пример любви косвенной (по отношению к другим народам). Народ же Израиля Он врагами не считал, при всём их негативе в отношение Его.
Что же касается нашего понимания, т.е. людей, сидящих за ПК и живущих в обществе, мы должны руководствоваться заповедью: Божье Богу, а то, что кесарево кесарю. И в этом ключе должны осмысливать слова Иисуса о любви и ненависти. Любить врагов для нас это не видеть врагов в наших близких и тех людях, встречающихся нам по жизни, которые нам вовсе врагами не являются. Насколько это актуально, видно даже по общению здесь, на форуме. Что же касается настоящих врагов (преступников), надо любить в них то Божие, что в каждом может ещё сохраняться. И чтобы сохранить хоть что-то в их душах, общество обязано физически уничтожать совершивших злодеяние, достойное смерти. Именно такую заботу о сохранении остатков душ преступников (как я понимаю) и проявлял Бог, призывая их наказывать смертью (Исход, Левит). Что же касается внешних агрессоров, руки воинов не должны ослабеть, уничтожая их. Но надо и понимать, что души врагов (наших братьев в Адаме) достойны наших молитв. Я отдаю себе отчёт в том, что мои слова идут вразрез с проповедями традиционной церкви. Но это истинное (на мой взгляд) понимание учения Христа, а не те красивые фантазии, что выдаются за Его учение. И если в стране таких фантазёров много, это грозит разрушением данному государству. Такая участь постигла Византию и сегодняшний христианский мир идёт тем же путём.
Ненавидеть же близких, для нас это ненавидеть (не принимать) в них всё то земное, плотское, что может удалять нас от исполнения воли Бога.
14.12.12
Комментарий