Происхождение термина "херувим"

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Певчий
    И будет Бог во всем
    Модератор Форума

    • 16 May 2009
    • 62355

    #1

    Происхождение термина "херувим"

    У меня появился такой вопрос. Авторы священных текстов Писания для описания неких духовных существ использовали такие наименования, как "херувимы". Насколько я понимаю, то для описания духовного святые обычно используют общедоступные земные термины, дабы при помощи тех земных подобий донести некую тень духовной реальности, которую описывают при помощи тех земных терминов. Известно ли что-либо о земном происхождении термина "херувимы", именовалось ли так что-либо у людей? Или это было именно новое слово, придуманное святыми, услышав которое мыслящие по земному совершенно ни с чем сравнить его не могли?

    Заранее спасибо всем, кто понял суть моего вопроса и попытается мне ответить на него.
    Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.
  • Игорь
    He died4me, I live4Him
    Админ Форума

    • 03 May 2000
    • 14897

    #2
    Происхождение еврейского слова "херуб" лингвисты усматривают из Ассирийских и Вавилонских слов "могущественный" и "благословенный". (херувим это множественная форма этого слова, переводчики на русский перестарались)
    У обоих народов так именовались духи, которые служат богам, так что происхождение термина скорее идет из мифологии, а не из общедоступных земных терминов.

    С любовью во Христе, Игорь Лихнякевич
    Контакты: [Fb] | [Tw] | [Vk]

    Комментарий

    • Певчий
      И будет Бог во всем
      Модератор Форума

      • 16 May 2009
      • 62355

      #3
      Сообщение от Игорь
      Происхождение еврейского слова "херуб" лингвисты усматривают из Ассирийских и Вавилонских слов "могущественный" и "благословенный". (херувим это множественная форма этого слова, переводчики на русский перестарались)
      У обоих народов так именовались духи, которые служат богам, так что происхождение термина скорее идет из мифологии, а не из общедоступных земных терминов.
      Спасибо, Игорь, за предложенный ответ.

      Нужно обдумать кое-какие мысли...
      Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.

      Комментарий

      • Певчий
        И будет Бог во всем
        Модератор Форума

        • 16 May 2009
        • 62355

        #4
        Пройдясь по интернету и справочникам, я заметил, что все же подлинного происхождения этого термина до нас не дошло.

        В. Вихлянцев. Библейский словарь (историко-религиозный), 1994 г.:

        Херувим (мн. число от евр. «керуб», точное значение не известно)-обозначение и изображение духовной силы, символизирующей постоянное служение и пребывание в присутствии Божием. Херувим был поставлен у входа в рай (на пути к дереву жизни) (Быт 3.24) и над херувимами ковчега Моисею являлся Господь (Исх 25.22; Чис 7.89). Изображения херувимов были на завесах скинии и храма и внутри Святого-святых. Их видел и пророк Иезекииль в своих видениях (в виде животных). Не сказано, с каким лицом было изображение херувима на крышке ковчега, но из сравнения Иез 1.10; 10.14 и 41.19 можно заключить, что его лицом может быть и лицо человека, и тельца (быка), и льва. Херувимы всегда изображались с крыльями. (Крылатые быки были и у ассириян, а крылатые львы-у вавилонян. Различные крылатые изображения были и на священных ковчегах египтян, но в этих ковчегах находились кошки, змеи и т.п. «божества». В ковчеге же евреев было только десятисловие Божие (закон) и Сам Господь невидимо являлся над ковчегом.) (См. власть, животные, ковчег,в)
        Э.Нюстрем.Библейский энциклопедический словарь (историко-религиозный), 1868 г.:

        Херувим Керувим. Херувим был поставлен Богом, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24). Золотые изображения херувимов украшали крышку ковчега завета (по одному на двух противоположных узких краях), покрывая ее своими распростертыми крыльями; лица их были обращены друг к другу и склонены вниз, к крышке (Исх. 25:18 и дал.; 37:7 и дал.). На завесе также были вытканы изображения херувимов (Исх. 36:35). В Соломоновом храме, во святом святых стояли две огромных фигуры херувимов из оливкового дерева, обложенные золотом (3 Цар. 6 23 и дал.) Кроме изображения херувимов находились на всех стенах храма и косяках дверей (3Цар. 6:29,32,35; 2 Пар. 3:7), так что херувимы, вместе с львами, волами и пальмами составляли украшение храма (3Цар. 7:29, 36). В псалмах херувимы называются престолом Всевышнего (Пс. 79.2, 98:1). Так как Бог желал являться своему народу над ковчегом завета, то Он часто называется Богом, «сидящим на херувимах» (1 Цар. 4:4; 2 Цар 6.2, 4 Цар. 19:15; Ис. 37:16). В видении Иезекииля херувимы подпирали прозрачный свод, над которым возвышался престол как бы из сапфира, и на нем подобие славы Божией в образе человека, от которого исходило сияние, подобное радуге (Иез. 1:22,26,28; 10:18-20). Получить ясное понятие о виде херувимов по приведенным выше местам очень трудно. Вообще их понимают как символические изображения славы и силы Иеговы, проявляющейся в Его творении. Известно, что древние народы при совершении своего богослужения имели разные изображения, которые соединяли в себе черты различных животных, символизирующие более высокие и совершенные существа, нежели те, которые их окружали в действительности. Египетские сфинксы, ассирийские крылатые быки с человеческим лицом, грифоны греч. мифов с орлиными крыльями и львиными когтями, которые стерегли золотые сокровища севера и т. д., достаточно говорят об этом. Предполагают, что Моисей, под руководством Божиим, принял эту известную всем евреям идею символического крылатого существа, облагородив и одухотворив эту идею, очистив ее от идольских представлений. Египтяне также имели священные ковчеги, украшенные окрыленными изображениями, но в этих ковчегах находились кошки, крокодилы и змеи, в качестве предметов поклонения. Ковчег же Завета заключал в себе только закон Божий, написанный на двух каменных скрижалях и сокрытый от всех взоров; над ним восседал Бог, не внутри херувимов, но между ними, не в телесном виде, но невидимый для взора смертных. С херувимами Иезекииля сравнивают четырех животных в Отк. Иоанна, которые уподоблялись первое льву, второе тельцу (быку), третье человеку, четвертое летящему орлу, все они, имея крылья и множество глаз, громко и беспрерывно взывали: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:6 и дал.). Следовательно, эти херувимы символически изображают служение Богу всей природы и духовных существ в совокупности, и проявление этого служения в исполнении воли Божией. Всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море воспевало хвалебную песнь Богу, и четыре животных говорили: аминь (Отк. 5:13,14), Также Пс. 148 призывает все создание к такому прославлению. Некоторые же считают херувимов не символами, а настоящими сверхъестественными духовными существами, которые окружают престол Божий. «Херувимы славы» (Евр. 9:5 греч. текст) не животные, но живые существа. Относительно значения слова херувим мнения расходятся. Некоторые думают, что оно происходит от слова рахав, т. е. ехать верхом, ездить (если переставить буквы в корне слова, потому что Иегова восседает на них, как на животных или колеснице. Другие производят это слово от карав, т. е. хватать, и сравнивают греческое грипс с германским грип, грипа, гриффин и т.д.
        Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.

        Комментарий

        • нерисса
          Ветеран

          • 23 December 2011
          • 2598

          #5
          я вот тоже кое что нашла,может будет интересно...
          Иерархия ангелов Ангелы и архангелы: картинки, изображения, рисунки

          Комментарий

          • ЛАВРОВ
            Отключен

            • 06 August 2012
            • 1480

            #6
            Сообщение от Певчий
            У меня появился такой вопрос. Авторы священных текстов Писания для описания неких духовных существ использовали такие наименования, как "херувимы". Насколько я понимаю, то для описания духовного святые обычно используют общедоступные земные термины, дабы при помощи тех земных подобий донести некую тень духовной реальности, которую описывают при помощи тех земных терминов. Известно ли что-либо о земном происхождении термина "херувимы", именовалось ли так что-либо у людей? Или это было именно новое слово, придуманное святыми, услышав которое мыслящие по земному совершенно ни с чем сравнить его не могли?

            Заранее спасибо всем, кто понял суть моего вопроса и попытается мне ответить на него.
            ХЕРУВИМ. Слово херувим встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих
            словах: "И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенным
            мечем, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни"
            (3:24). Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка
            Моисея (Исх 25:18-22) и при создании храма Соломонова (3Цар 6:27, 8:6-7, 2Пар
            3:10-13). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление
            этих изображений во Святом Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с
            преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные
            существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его,
            благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны
            нашего спасения (Исх 25:18-22, 1Пет 1:12). В Псалмах Давида (17:11, 79:2), у Ис
            37:15 и у других свящ. писателей (1Цар 4:4, 2Цар 6:2, 22:11, 4Цар 19:15, 1Пар
            13:6-8) Господь представляется восседящим на херувимах, чем дается также
            видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и еванг.
            Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются
            вместе с ангелами и в числе ангелов (Пс 103:3-4, 17:11, От 4:6-9, 5:11).
            Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный
            от ангелов (От 5:11-14, 7:11). Они представляются самыми приближенными к
            Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и
            имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо
            жизни в саду Едемском. Херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище,
            приникая в тайны спасения (Евр 9:5). Херувимы окружают престол
            Вседержителя и Агнца на небесах, и неумолчно день и ночь прославляют
            бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего
            искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией
            (От 4:6-8, Иез 28:14). В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они
            поставляются подле серафимов в первом лике, занимая таким образом второе
            место в ряду девяти чинов ангельских. (библейская энциклопедия архимандрита Никифора.1891год)

            - - - Updated - - -

            Херувимы [евр. керувим, мн.ч. от керув]: 1) Х. в Библии следует отличать от остальных ангелов. Если
            последним как "посланцам" Божьим даются различные поручения (Быт 28:12; 32:1; Суд 2:1-4; Пс 90:11; Мф
            18:10; Деян 12:7-10; Евр 1:4 и след.), то Х. появляются прежде всего там, где находится и обнаруживается в
            Своем величии Сам Бог (ср. Исх 25:17-21; Пс 79:2; 98:1; Иез 1; 10 и др.). Впервые о Х. говорится в Быт 3:24,
            где Бог поручает им сторожить дерево жизни и Эдемский сад. В сходной символич. роли Х. выступают в
            Исх 25:17-22. Х. понимаются как защитники ковчега завета, являющиеся в то же время видимым
            основанием невидимого престола Господа (1Цар 4:4; 2Цар 6:2; Пс 79:2; 98:1 и др.); 2) в противоположность
            ангелам, которые всегда предстают в человеч. облике (только в Откр 14:6 упоминается "летящий ангел"; в
            греч. тексте Откр 8:13 стоит "орел"), Х. неизменно описываются как крылатые существа. Наконец, только
            они, в отличие от ангелов, и изображаются. Х. в видении Иезекииля - это человекоподобные живые
            существа, прямо ходящие на ногах, подобных ногам тельца, с человеч. руками и четырьмя крыльями, два из
            к-рых закрывают тело. Самое удивительное, однако, - это четыре лица у каждого Х. - человека, льва, тельца
            и орла (Иез 1:4 и след.; здесь Х. не названы, но сказано: "подобие четырех животных ... облик их был как у
            человека"; в сходном описании в гл. 10 они названы Х.). То, что в Иез 41:19 упоминаются только два лица,
            человеч. и львиный облик, связано, видимо, с тем, что резчикам затруднительно было изобразить все
            четыре головы так, чтобы они были обращены в одну сторону. Тела, спины, руки и крылья Х. были "полны
            очей" (Иез 10:12). Сведения об изображении Х. на ковчеге завета, в скинии и в храме Соломона столь
            скудны, что невозможно составить ясное представление ни об их облике, ни о соответствии этого облика
            описанию Иезекииля. Известно только об образах Х., находившихся в Святом Святых храма (3Цар 6:23-27;
            2Пар 3:10-13). Их высота составляла 10 локтей (ок. 5 м), и своими распростертыми крыльями они касались
            друг друга и стен помещения. У них, по-видимому, было только по два крыла. Сегодня Х. часто
            представляют внешне схожими с крылатыми существами смешанной природы (курубу), чьи вырезанные из
            слоновой кости изображения находят при раскопках в Месопотамии, Палестине и Сирии; 3) в видении пр.
            Иезекииля Х. вместе с четырьмя живыми колесами образуют колесницу Господа (Иез 1). Х. находились на
            крышке переносного ковчега завета (Исх 25:17-22; -> Крышка (ковчега завета), и Господь восседал на них
            (1Цар 4:4; 2Цар 6:2; 4Цар 19:15; ср. Чис 7:89). Золотые Х. храма Соломона в 1Пар 28:18 обозначены также
            как "колесница", а Давид говорит, что Господь полетел на Х. (2Цар 22:11; Пс 17:11). Х. - свидетели личного
            присутствия Бога на земле, и именно так нужно понимать их изображение в украшении скинии (Исх
            26:1,31; 36:8,35) и храма (3Цар 6:29,32,35; 7:9,36; 2Пар 3:7,14; Иез 41:18-20,25). В видениях Иоанна еще раз
            встречаются четыре "небесных животных" у престола Господа (Откр 4:6-8; 5:6), к-рых также, пожалуй,
            можно считать Х.; 4) не как свидетели присутствия Божьего, но как стражи на пути к Нему появляются Х. в
            Быт 3:24, где они охраняют от людей путь к дереву жизни; 5) в Иез 28:13-19 царь тирский сравнивается с
            Х., к-рый находился в Эдеме, в саду Божьем и на Его св. горе, но был изгнан за свое высо-комерие.
            Толкователи часто усматривали в этом картину низвержения -> сатаны, о к-ром умалчивает Библия.
            (Брокгауз.Библейская энциклопедия)

            Комментарий

            • Богдан Шевчук
              Бытие 3:15

              • 19 May 2011
              • 7733

              #7
              О херувимах:

              Херувим означает не что иное, как полную мудрость. Вот почему Херувимы полны глаз: спина, голова, крылья, ноги, грудь все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око.
              Иоанн Златоуст

              Господь - это все, чего я жажду.

              Комментарий

              • Дар
                Отключен

                • 01 May 2011
                • 19046

                #8
                Сообщение от Богдан Шевчук
                О херувимах:

                Херувим означает не что иное, как полную мудрость. Вот почему Херувимы полны глаз: спина, голова, крылья, ноги, грудь все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око.
                Иоанн Златоуст
                ]
                Хорошо сказано.Чувствуется мудрость Божья в словах.Мир Вам.

                Комментарий

                • ЛАВРОВ
                  Отключен

                  • 06 August 2012
                  • 1480

                  #9
                  Сообщение от Певчий

                  Заранее спасибо всем, кто понял суть моего вопроса и попытается мне ответить на него.
                  Мне кажется,что имея такой огромный справочный материал,можно через рассмотрение каждого стиха с упоминанием херувим,придти к пониманию сути этого образа.

                  Комментарий

                  • ЛАВРОВ
                    Отключен

                    • 06 August 2012
                    • 1480

                    #10
                    Вот интересное совпадение :
                    Иоанна 20:12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

                    Евреям 9:3 За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых",
                    4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
                    5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

                    Исх.25:17-22 Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя;
                    18 и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;
                    19 сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее

                    А мы знаем,что Иисус и есть Ковчег Завета истинный.

                    Комментарий

                    • Кадош
                      ...по водам

                      • 08 April 2002
                      • 59168

                      #11
                      Сообщение от ЛАВРОВ
                      Вот интересное совпадение :
                      Иоанна 20:12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

                      Евреям 9:3 За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых",
                      4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
                      5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

                      Исх.25:17-22 Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя;
                      18 и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;
                      19 сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее

                      А мы знаем,что Иисус и есть Ковчег Завета истинный.
                      Это не совпадение - это образ, который иудаизм провозглашал, ибо пустой ковчег с двумя крувами - это пустая гробница Спасителя. Этим собственно иудаизм и отличается от египетских верований.
                      У Египтян гробница фараона(их господа и спасителя) - полная(внутри полна костей и мерзости), а гробница воскресшего - пуста! Это символ воскресения и победы над смертью.
                      Матф.5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить(отменить или упразднить) пришел Я, но исполнить.
                      Матф.5:18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

                      Комментарий

                      • svobodnii
                        Ветеран

                        • 02 August 2010
                        • 1056

                        #12
                        Сообщение от Певчий
                        У меня появился такой вопрос. Авторы священных текстов Писания для описания неких духовных существ использовали такие наименования, как "херувимы". Насколько я понимаю, то для описания духовного святые обычно используют общедоступные земные термины, дабы при помощи тех земных подобий донести некую тень духовной реальности, которую описывают при помощи тех земных терминов. Известно ли что-либо о земном происхождении термина "херувимы", именовалось ли так что-либо у людей? Или это было именно новое слово, придуманное святыми, услышав которое мыслящие по земному совершенно ни с чем сравнить его не могли?

                        Заранее спасибо всем, кто понял суть моего вопроса и попытается мне ответить на него.
                        Херувим-это духи служебные, служат Богу и выглядят как маленькие собачки с крылышками ,с торчащим хвостом и митрой на голове, такая же митра на голове у епископа.
                        Не покину вас и не оставлю вас, пребуду с вами до скончания века. Аминь.

                        Комментарий

                        • ЛАВРОВ
                          Отключен

                          • 06 August 2012
                          • 1480

                          #13
                          Сообщение от Кадош
                          Это не совпадение - это образ, который иудаизм провозглашал, ибо пустой ковчег с двумя крувами - это пустая гробница Спасителя. Этим собственно иудаизм и отличается от египетских верований.
                          У Египтян гробница фараона(их господа и спасителя) - полная(внутри полна костей и мерзости), а гробница воскресшего - пуста! Это символ воскресения и победы над смертью.
                          Целиком и полностью согласен с вами,оттого и написал что Иисус и есть Ковчег Завета истинный,в котором едины и жезл и манна и декалог.

                          Комментарий

                          Обработка...