Происхождение термина "херувим"

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Певчий
    И будет Бог во всем
    Модератор Форума

    • 16 May 2009
    • 63470

    #1

    Происхождение термина "херувим"

    У меня появился такой вопрос. Авторы священных текстов Писания для описания неких духовных существ использовали такие наименования, как "херувимы". Насколько я понимаю, то для описания духовного святые обычно используют общедоступные земные термины, дабы при помощи тех земных подобий донести некую тень духовной реальности, которую описывают при помощи тех земных терминов. Известно ли что-либо о земном происхождении термина "херувимы", именовалось ли так что-либо у людей? Или это было именно новое слово, придуманное святыми, услышав которое мыслящие по земному совершенно ни с чем сравнить его не могли?

    Заранее спасибо всем, кто понял суть моего вопроса и попытается мне ответить на него.
    Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.
    <a href="https://youtube.com/@neiaashi-1?si=FtzHSTBc8rkLTqVr">Духовные песни</a>
  • Игорь
    He died4me, I live4Him
    Админ Форума

    • 03 May 2000
    • 14905

    #2
    Происхождение еврейского слова "херуб" лингвисты усматривают из Ассирийских и Вавилонских слов "могущественный" и "благословенный". (херувим это множественная форма этого слова, переводчики на русский перестарались)
    У обоих народов так именовались духи, которые служат богам, так что происхождение термина скорее идет из мифологии, а не из общедоступных земных терминов.

    С любовью во Христе, Игорь Лихнякевич
    Контакты: [Fb] | [Tw] | [Vk]

    Комментарий

    • Певчий
      И будет Бог во всем
      Модератор Форума

      • 16 May 2009
      • 63470

      #3
      Сообщение от Игорь
      Происхождение еврейского слова "херуб" лингвисты усматривают из Ассирийских и Вавилонских слов "могущественный" и "благословенный". (херувим это множественная форма этого слова, переводчики на русский перестарались)
      У обоих народов так именовались духи, которые служат богам, так что происхождение термина скорее идет из мифологии, а не из общедоступных земных терминов.
      Спасибо, Игорь, за предложенный ответ.

      Нужно обдумать кое-какие мысли...
      Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.
      <a href="https://youtube.com/@neiaashi-1?si=FtzHSTBc8rkLTqVr">Духовные песни</a>

      Комментарий

      • Певчий
        И будет Бог во всем
        Модератор Форума

        • 16 May 2009
        • 63470

        #4
        Пройдясь по интернету и справочникам, я заметил, что все же подлинного происхождения этого термина до нас не дошло.

        В. Вихлянцев. Библейский словарь (историко-религиозный), 1994 г.:

        Херувим (мн. число от евр. «керуб», точное значение не известно)-обозначение и изображение духовной силы, символизирующей постоянное служение и пребывание в присутствии Божием. Херувим был поставлен у входа в рай (на пути к дереву жизни) (Быт 3.24) и над херувимами ковчега Моисею являлся Господь (Исх 25.22; Чис 7.89). Изображения херувимов были на завесах скинии и храма и внутри Святого-святых. Их видел и пророк Иезекииль в своих видениях (в виде животных). Не сказано, с каким лицом было изображение херувима на крышке ковчега, но из сравнения Иез 1.10; 10.14 и 41.19 можно заключить, что его лицом может быть и лицо человека, и тельца (быка), и льва. Херувимы всегда изображались с крыльями. (Крылатые быки были и у ассириян, а крылатые львы-у вавилонян. Различные крылатые изображения были и на священных ковчегах египтян, но в этих ковчегах находились кошки, змеи и т.п. «божества». В ковчеге же евреев было только десятисловие Божие (закон) и Сам Господь невидимо являлся над ковчегом.) (См. власть, животные, ковчег,в)
        Э.Нюстрем.Библейский энциклопедический словарь (историко-религиозный), 1868 г.:

        Херувим Керувим. Херувим был поставлен Богом, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24). Золотые изображения херувимов украшали крышку ковчега завета (по одному на двух противоположных узких краях), покрывая ее своими распростертыми крыльями; лица их были обращены друг к другу и склонены вниз, к крышке (Исх. 25:18 и дал.; 37:7 и дал.). На завесе также были вытканы изображения херувимов (Исх. 36:35). В Соломоновом храме, во святом святых стояли две огромных фигуры херувимов из оливкового дерева, обложенные золотом (3 Цар. 6 23 и дал.) Кроме изображения херувимов находились на всех стенах храма и косяках дверей (3Цар. 6:29,32,35; 2 Пар. 3:7), так что херувимы, вместе с львами, волами и пальмами составляли украшение храма (3Цар. 7:29, 36). В псалмах херувимы называются престолом Всевышнего (Пс. 79.2, 98:1). Так как Бог желал являться своему народу над ковчегом завета, то Он часто называется Богом, «сидящим на херувимах» (1 Цар. 4:4; 2 Цар 6.2, 4 Цар. 19:15; Ис. 37:16). В видении Иезекииля херувимы подпирали прозрачный свод, над которым возвышался престол как бы из сапфира, и на нем подобие славы Божией в образе человека, от которого исходило сияние, подобное радуге (Иез. 1:22,26,28; 10:18-20). Получить ясное понятие о виде херувимов по приведенным выше местам очень трудно. Вообще их понимают как символические изображения славы и силы Иеговы, проявляющейся в Его творении. Известно, что древние народы при совершении своего богослужения имели разные изображения, которые соединяли в себе черты различных животных, символизирующие более высокие и совершенные существа, нежели те, которые их окружали в действительности. Египетские сфинксы, ассирийские крылатые быки с человеческим лицом, грифоны греч. мифов с орлиными крыльями и львиными когтями, которые стерегли золотые сокровища севера и т. д., достаточно говорят об этом. Предполагают, что Моисей, под руководством Божиим, принял эту известную всем евреям идею символического крылатого существа, облагородив и одухотворив эту идею, очистив ее от идольских представлений. Египтяне также имели священные ковчеги, украшенные окрыленными изображениями, но в этих ковчегах находились кошки, крокодилы и змеи, в качестве предметов поклонения. Ковчег же Завета заключал в себе только закон Божий, написанный на двух каменных скрижалях и сокрытый от всех взоров; над ним восседал Бог, не внутри херувимов, но между ними, не в телесном виде, но невидимый для взора смертных. С херувимами Иезекииля сравнивают четырех животных в Отк. Иоанна, которые уподоблялись первое льву, второе тельцу (быку), третье человеку, четвертое летящему орлу, все они, имея крылья и множество глаз, громко и беспрерывно взывали: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:6 и дал.). Следовательно, эти херувимы символически изображают служение Богу всей природы и духовных существ в совокупности, и проявление этого служения в исполнении воли Божией. Всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море воспевало хвалебную песнь Богу, и четыре животных говорили: аминь (Отк. 5:13,14), Также Пс. 148 призывает все создание к такому прославлению. Некоторые же считают херувимов не символами, а настоящими сверхъестественными духовными существами, которые окружают престол Божий. «Херувимы славы» (Евр. 9:5 греч. текст) не животные, но живые существа. Относительно значения слова херувим мнения расходятся. Некоторые думают, что оно происходит от слова рахав, т. е. ехать верхом, ездить (если переставить буквы в корне слова, потому что Иегова восседает на них, как на животных или колеснице. Другие производят это слово от карав, т. е. хватать, и сравнивают греческое грипс с германским грип, грипа, гриффин и т.д.
        Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.
        <a href="https://youtube.com/@neiaashi-1?si=FtzHSTBc8rkLTqVr">Духовные песни</a>

        Комментарий

        • нерисса
          Ветеран

          • 23 December 2011
          • 2598

          #5
          я вот тоже кое что нашла,может будет интересно...
          Иерархия ангелов Ангелы и архангелы: картинки, изображения, рисунки

          Комментарий

          • ЛАВРОВ
            Отключен

            • 06 August 2012
            • 1480

            #6
            Сообщение от Певчий
            У меня появился такой вопрос. Авторы священных текстов Писания для описания неких духовных существ использовали такие наименования, как "херувимы". Насколько я понимаю, то для описания духовного святые обычно используют общедоступные земные термины, дабы при помощи тех земных подобий донести некую тень духовной реальности, которую описывают при помощи тех земных терминов. Известно ли что-либо о земном происхождении термина "херувимы", именовалось ли так что-либо у людей? Или это было именно новое слово, придуманное святыми, услышав которое мыслящие по земному совершенно ни с чем сравнить его не могли?

            Заранее спасибо всем, кто понял суть моего вопроса и попытается мне ответить на него.
            ХЕРУВИМ. Слово херувим встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих
            словах: "И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенным
            мечем, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни"
            (3:24). Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка
            Моисея (Исх 25:18-22) и при создании храма Соломонова (3Цар 6:27, 8:6-7, 2Пар
            3:10-13). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление
            этих изображений во Святом Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с
            преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные
            существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его,
            благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны
            нашего спасения (Исх 25:18-22, 1Пет 1:12). В Псалмах Давида (17:11, 79:2), у Ис
            37:15 и у других свящ. писателей (1Цар 4:4, 2Цар 6:2, 22:11, 4Цар 19:15, 1Пар
            13:6-8) Господь представляется восседящим на херувимах, чем дается также
            видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и еванг.
            Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются
            вместе с ангелами и в числе ангелов (Пс 103:3-4, 17:11, От 4:6-9, 5:11).
            Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный
            от ангелов (От 5:11-14, 7:11). Они представляются самыми приближенными к
            Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и
            имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо
            жизни в саду Едемском. Херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище,
            приникая в тайны спасения (Евр 9:5). Херувимы окружают престол
            Вседержителя и Агнца на небесах, и неумолчно день и ночь прославляют
            бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего
            искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией
            (От 4:6-8, Иез 28:14). В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они
            поставляются подле серафимов в первом лике, занимая таким образом второе
            место в ряду девяти чинов ангельских. (библейская энциклопедия архимандрита Никифора.1891год)

            - - - Updated - - -

            Херувимы [евр. керувим, мн.ч. от керув]: 1) Х. в Библии следует отличать от остальных ангелов. Если
            последним как "посланцам" Божьим даются различные поручения (Быт 28:12; 32:1; Суд 2:1-4; Пс 90:11; Мф
            18:10; Деян 12:7-10; Евр 1:4 и след.), то Х. появляются прежде всего там, где находится и обнаруживается в
            Своем величии Сам Бог (ср. Исх 25:17-21; Пс 79:2; 98:1; Иез 1; 10 и др.). Впервые о Х. говорится в Быт 3:24,
            где Бог поручает им сторожить дерево жизни и Эдемский сад. В сходной символич. роли Х. выступают в
            Исх 25:17-22. Х. понимаются как защитники ковчега завета, являющиеся в то же время видимым
            основанием невидимого престола Господа (1Цар 4:4; 2Цар 6:2; Пс 79:2; 98:1 и др.); 2) в противоположность
            ангелам, которые всегда предстают в человеч. облике (только в Откр 14:6 упоминается "летящий ангел"; в
            греч. тексте Откр 8:13 стоит "орел"), Х. неизменно описываются как крылатые существа. Наконец, только
            они, в отличие от ангелов, и изображаются. Х. в видении Иезекииля - это человекоподобные живые
            существа, прямо ходящие на ногах, подобных ногам тельца, с человеч. руками и четырьмя крыльями, два из
            к-рых закрывают тело. Самое удивительное, однако, - это четыре лица у каждого Х. - человека, льва, тельца
            и орла (Иез 1:4 и след.; здесь Х. не названы, но сказано: "подобие четырех животных ... облик их был как у
            человека"; в сходном описании в гл. 10 они названы Х.). То, что в Иез 41:19 упоминаются только два лица,
            человеч. и львиный облик, связано, видимо, с тем, что резчикам затруднительно было изобразить все
            четыре головы так, чтобы они были обращены в одну сторону. Тела, спины, руки и крылья Х. были "полны
            очей" (Иез 10:12). Сведения об изображении Х. на ковчеге завета, в скинии и в храме Соломона столь
            скудны, что невозможно составить ясное представление ни об их облике, ни о соответствии этого облика
            описанию Иезекииля. Известно только об образах Х., находившихся в Святом Святых храма (3Цар 6:23-27;
            2Пар 3:10-13). Их высота составляла 10 локтей (ок. 5 м), и своими распростертыми крыльями они касались
            друг друга и стен помещения. У них, по-видимому, было только по два крыла. Сегодня Х. часто
            представляют внешне схожими с крылатыми существами смешанной природы (курубу), чьи вырезанные из
            слоновой кости изображения находят при раскопках в Месопотамии, Палестине и Сирии; 3) в видении пр.
            Иезекииля Х. вместе с четырьмя живыми колесами образуют колесницу Господа (Иез 1). Х. находились на
            крышке переносного ковчега завета (Исх 25:17-22; -> Крышка (ковчега завета), и Господь восседал на них
            (1Цар 4:4; 2Цар 6:2; 4Цар 19:15; ср. Чис 7:89). Золотые Х. храма Соломона в 1Пар 28:18 обозначены также
            как "колесница", а Давид говорит, что Господь полетел на Х. (2Цар 22:11; Пс 17:11). Х. - свидетели личного
            присутствия Бога на земле, и именно так нужно понимать их изображение в украшении скинии (Исх
            26:1,31; 36:8,35) и храма (3Цар 6:29,32,35; 7:9,36; 2Пар 3:7,14; Иез 41:18-20,25). В видениях Иоанна еще раз
            встречаются четыре "небесных животных" у престола Господа (Откр 4:6-8; 5:6), к-рых также, пожалуй,
            можно считать Х.; 4) не как свидетели присутствия Божьего, но как стражи на пути к Нему появляются Х. в
            Быт 3:24, где они охраняют от людей путь к дереву жизни; 5) в Иез 28:13-19 царь тирский сравнивается с
            Х., к-рый находился в Эдеме, в саду Божьем и на Его св. горе, но был изгнан за свое высо-комерие.
            Толкователи часто усматривали в этом картину низвержения -> сатаны, о к-ром умалчивает Библия.
            (Брокгауз.Библейская энциклопедия)

            Комментарий

            • Богдан Шевчук
              Бытие 3:15

              • 19 May 2011
              • 7733

              #7
              О херувимах:

              Херувим означает не что иное, как полную мудрость. Вот почему Херувимы полны глаз: спина, голова, крылья, ноги, грудь все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око.
              Иоанн Златоуст

              Господь - это все, чего я жажду.

              Комментарий

              • Дар
                Отключен

                • 01 May 2011
                • 19046

                #8
                Сообщение от Богдан Шевчук
                О херувимах:

                Херувим означает не что иное, как полную мудрость. Вот почему Херувимы полны глаз: спина, голова, крылья, ноги, грудь все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око.
                Иоанн Златоуст
                ]
                Хорошо сказано.Чувствуется мудрость Божья в словах.Мир Вам.

                Комментарий

                • ЛАВРОВ
                  Отключен

                  • 06 August 2012
                  • 1480

                  #9
                  Сообщение от Певчий

                  Заранее спасибо всем, кто понял суть моего вопроса и попытается мне ответить на него.
                  Мне кажется,что имея такой огромный справочный материал,можно через рассмотрение каждого стиха с упоминанием херувим,придти к пониманию сути этого образа.

                  Комментарий

                  • ЛАВРОВ
                    Отключен

                    • 06 August 2012
                    • 1480

                    #10
                    Вот интересное совпадение :
                    Иоанна 20:12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

                    Евреям 9:3 За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых",
                    4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
                    5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

                    Исх.25:17-22 Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя;
                    18 и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;
                    19 сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее

                    А мы знаем,что Иисус и есть Ковчег Завета истинный.

                    Комментарий

                    • Кадош
                      ...по водам

                      • 08 April 2002
                      • 60053

                      #11
                      Сообщение от ЛАВРОВ
                      Вот интересное совпадение :
                      Иоанна 20:12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

                      Евреям 9:3 За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых",
                      4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
                      5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

                      Исх.25:17-22 Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя;
                      18 и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;
                      19 сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее

                      А мы знаем,что Иисус и есть Ковчег Завета истинный.
                      Это не совпадение - это образ, который иудаизм провозглашал, ибо пустой ковчег с двумя крувами - это пустая гробница Спасителя. Этим собственно иудаизм и отличается от египетских верований.
                      У Египтян гробница фараона(их господа и спасителя) - полная(внутри полна костей и мерзости), а гробница воскресшего - пуста! Это символ воскресения и победы над смертью.
                      Матф.5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить(отменить или упразднить) пришел Я, но исполнить.
                      Матф.5:18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

                      Комментарий

                      • svobodnii
                        Ветеран

                        • 02 August 2010
                        • 1056

                        #12
                        Сообщение от Певчий
                        У меня появился такой вопрос. Авторы священных текстов Писания для описания неких духовных существ использовали такие наименования, как "херувимы". Насколько я понимаю, то для описания духовного святые обычно используют общедоступные земные термины, дабы при помощи тех земных подобий донести некую тень духовной реальности, которую описывают при помощи тех земных терминов. Известно ли что-либо о земном происхождении термина "херувимы", именовалось ли так что-либо у людей? Или это было именно новое слово, придуманное святыми, услышав которое мыслящие по земному совершенно ни с чем сравнить его не могли?

                        Заранее спасибо всем, кто понял суть моего вопроса и попытается мне ответить на него.
                        Херувим-это духи служебные, служат Богу и выглядят как маленькие собачки с крылышками ,с торчащим хвостом и митрой на голове, такая же митра на голове у епископа.
                        Не покину вас и не оставлю вас, пребуду с вами до скончания века. Аминь.

                        Комментарий

                        • ЛАВРОВ
                          Отключен

                          • 06 August 2012
                          • 1480

                          #13
                          Сообщение от Кадош
                          Это не совпадение - это образ, который иудаизм провозглашал, ибо пустой ковчег с двумя крувами - это пустая гробница Спасителя. Этим собственно иудаизм и отличается от египетских верований.
                          У Египтян гробница фараона(их господа и спасителя) - полная(внутри полна костей и мерзости), а гробница воскресшего - пуста! Это символ воскресения и победы над смертью.
                          Целиком и полностью согласен с вами,оттого и написал что Иисус и есть Ковчег Завета истинный,в котором едины и жезл и манна и декалог.

                          Комментарий

                          Обработка...