В послании к ТимофеюАпостол Павел пишет: «учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но бытьв безмолвии». Почему он запрещает? Находятся такие, которые необдуманноговорят, что Павел не желает, чтобы жена училась и духовно развивалась. ДескатьПавел иудей, а у иудеев жены не имели право учиться, как их мужья. Неправда.Желает Павел, чтобы учились жены, ибо говорит: «жена да учится в безмолвии, совсякою покорностью». Учиться жене не запрещает, но запрещает учить мужа ивластвовать над ним. Чтобы понять, почемуон запрещает жене учить мужа, надо разобраться о какой жене и муже говорит он.Речь идет не о супругах, как многие думают и тем заблуждаются. И от этого всемьях бывают раздоры. Когда например, муж отвергает совет добродетельной женысвоей, даже тогда, когда совет бывает мудрым, ссылаясь на запрет Павла. Но Павел знает, чтодобродетельная жена может давать мудрые советы, ибо Бог благоволит таким женам.Поэтому Павел не стал бы говорить о супругах. Но чтобы понять, почему он непозволяет жене учить и властвовать, oн поясняет: «Ибо прежде создан Адам, апотом Ева». Но кто-то можетсказать, что первенство в создании не дает единоличное право учить ивластвовать. Тогда заглянем в послание к Коринфянам и посмотрим, о первенствели говорит Павел, или о других вещах. Павел говорит: «Ибо не муж от жены, ножена от мужа, и не муж создан для жены, но жена для мужа». Рассудите сами, какможет учить и властвовать тот, который был создан от того и для того, когожелает учить. Разве ученик учит учителя? Разве ваши дети учат, вас, родителей?Не родители родились от детей, а дети от родителей. И у бессловесных животныхмы видим то же самое. Родители учат детенышей своих охотиться и добывать пищу.И это закон природы, чтобы тот учился у того, от кого был создан. Еслибессловесные не нарушают закона природы, который установлен Богом, то как мыосмеливаемся нарушать его, позволяя жене учить и властвовать.Павел продолжая словосвое, говорит: «И не Адам прельщен, но жена, прельстившись впала впреступление». Здесь Павел обращает внимание не на преступление, которое былосовершено, иначе упомянул бы о том, что оба согрешили. Но он обращает вниманиенаше, через что человек впал в грех. Прельщение. То есть, если бы Ева непрельстилась, то и грех не был бы совершен.В Раю было двачеловека. Выбор у змея небольшой и бросать жребий ему не было надобности. Ибознал он чего хочет. Объектом внимания змея была вовсе не Ева, а Адам. ИменноАдама змей желал низложить. И он знал слабую сторону. Не зря Писание упоминает,что змей был самый хитрый из всех полевых зверей. Он знал что Адама можетнизложить через Еву. Змей прельстил Еву, потому что она имела славу Адама, аАдам имел славу Бога. Когда Адам и Ева увидели свою наготу? Ведь Адам не виделнаготы Евы, уже вкусившей запретный плод, иначе он понял бы что Ева наказана за непослушание. Но она неутратила славу Адама, пока Адам не утратил славу Бога, вкусив от этого плода.То есть, пока Адам не совершил греха, Ева имела славу, хотя и согрешила. Значитсохранение славы, которую имела Ева, впрямую зависело от того, согрешит ли Адамили нет. Выходит, что Ева была в зависимости от Адама.Павел в послании кКоринфянам пишет: «Хочу так же, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос,жене глава муж, а Христу глава Бог». И еще. «потому что он есть образ ислава Божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены но жена от мужа, и немуж создан для жены, но жена для мужа».Бог создал жену какпомощницу мужу, а не как учителя. И муж назвал жену, «женою», а не жена мужа, «мужем».Муж дал имя жене, потому что создана от него, а не жена дала имя мужу. « Исказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будетназываться женою, ибо взята от мужа».Посмотрите, чтопроисходит сегодня в Церкви Христовой. Дошли до того что рукополагают наепископство жену. Апостол Павел в послании к Тимофею пишет: «Верно слово: есликто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен,одной жены муж». Вот и здесь Павел подчеркивает что епископ должен быть муж, ане жена. Все что происходит сегодня, похоже на стремление вернуться кматриархату. В некоторых странах уже был матриархат. Но отказались от такойформы правления. Почему же не устоял матриархат? Не потому ли что дело это былоне от Бога, а от человеков. У премудрого Соломона есть притча: «Как песвозвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою». Разве неглупо по притче Соломона, возвращаться к тому, от чего отказался мир. И не надоутруждать себя говорить, что в мире много стран, которыми руководят женщины.Церковь не от мира сего, чтобы брать пример от мира. Есть у нас Тот, с кого мыдолжны брать пример Господь наш Иисус Христос. Не надо к Церкви примешивать мир.Ибо сказано: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общениеправедности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие междуХристом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?....». Видите какПавел называет мир «тьмою». Если для вас мир свет, то что же тьма? Необращайтесь к миру. Обратитесь к Богу.Ратующие за то, чтобыжены учили мужей, и не покрывали голову, утверждают что послания Коринфянам насне касаются. А может вся библия нас не касается? Задаю вопрос не потому, чтосомневаюсь. Напротив. Принимаю ее всецело, ибо она богодухновенна и полезна.Хорошо сказал протестант Джон Бивер о таких: «Они читают то, во что верят,вместо того, чтобы верить в то, что читают». Нельзя читать Библию, каклитературный роман. Это чревато тяжелыми последствиями. Эти проповедники,которые утверждают, что жена может учительствовать и властвовать над мужем, настолько сами запутались и путают других, думая, что о запрете жене учить мужа,Павел писал в Коринф. Поэтому когда говоришь им о том, что написано в посланиик Тимофею о запрете жене учить мужа, они говорят, что послания в Коринф нас некасаются. Хотя послание к Тимофею это письмо в Ефес. Должен сказать, текто утверждает, что послание Коринфянам их не касается, и хотя вы жители другихгородов, но в духовном смысле, вы и есть Коринфяне. В других церквах не было такогопротивления как в Коринфе и Ефесе, потому Павел не писал в других посланиях озапрете жене учить мужа, и о том что молящаяся или пророчествующая жена должнапокрывать свою голову. И сегодняшнее ваше противление истине, является весомымдоказательством того, что это послание касается всех и в большей степени вас,противящихся и тем самым, занижающих авторитетность Библии.В свое оправдание ониприводят в пример супругов Акилу и Прискиллу, диаконису Кенхрейскую Фиву. Этохорошо, что вспоминают святых, но самооправдание - не дело христианской жизни.Более того, эти святые никого не учили. В писании описывается как «Аполлос былнаставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господеправильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге.Услышавши его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путьГосподень». Где здесь видно, что супруги кого-то учили? Учить и объяснять разные действия. Что же касается диаконисыКенхрейской Фивы, то должен сказать, что «диакон» в Церкви должность (сан)вспомогательная. Диакон является помощником священника (пастора) и учить ему непозволяется.
Для того, чтобы было лучше понятно какимпомощником он является священнику, приведу вам описание этого сана МитрополитомАнтонием Сурожским: « Рукоположениеодного из членов христианской общины в священный сан это всегда событие,касающееся всей общины, и больше того: событие, выходящее за пределы общины,затрагивающее всю Церковь. Сегодня мы совершаем рукоположение во диакона. Чтоже такое этот сан, который Церковь а через нее Сам Христос дает своемуслужителю?
Первые диаконы были поставленыдля того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь этомилосердие; Церковь это любовь и ничто иное; и если она становится чем-тоиным, то перестает быть Церковью во всей ее полноте. И любовь эта должна бытьпроницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной. Иуже в первые века христианской жизни, когда вся Церковь трепетала любовью, онаизбирала людей глубокого сердца, сердца живого, людей чистой жизни, мужеймолитвы, чтобы сделать их орудиями своей любви среди тех, кто беден, когокоснулось несчастье, кого сразило горе.
Быть членом этого братствамилосердной любви очень большая ответственность, ибо для того, чтобы давать,надо иметь сердце дарующее, надо обладать глубиной сострадания и глубинойлюбви, чтобы людям легко было простить нам дар, который они от нас получат.Потому что, когда мы даем с холодным сердцем, когда мы даем по долгу, когда мымилосердны только в своих поступках, а сердце наше остается чуждым акту любви,тогда тот, кто получает наш дар, принимает вместе с ним унижение, боль и обиду.
И вот для нашего нового диаконаПетра это будет делом целой жизни жизни терпеливого труда, трезвой,внимательной работы над собой: научиться иметь сердце глубокое и милостивое,способное отозваться быстро и навсегда, сердце, которое никогда не устает, никогдане разочаровывается, которое всегда переполнено Христовой любовью, изливающейсячерез него на всех, кто в ней нуждается.
Эту любовь, которая есть деланиедиакона, Церковь впоследствии применила особо: она приобщила диакона ксовершению своих Таинств; здесь он становится защитником молитвы священника и вто же время руководителем молитвы верующих. Он дает вам тему молитвы: в ответна прошения, которые он произносит, вы повторяете: Господи, помилуй, илипредаете себя в руки Божии, говоря: Тебе, Господи, или исповедуетеистинность слова Церкви, отвечая: Аминь. Велика эта любовь: шаг за шагомдиакон вводит вас в литургическую тайну, влечет в ее глубины те глубины,которых вы не могли бы достигнуть сами в своей духовной жизни.
Но есть у диакона и другаязадача: охранять молитву священника. Священник во время богослужения долженбыть сама молитва, он должен все забыть, чтобы живым факелом стоять передБогом. А все заботы о службе, даже само ведение службы возлагается на диакона,чтобы священник мог без остатка отдаться молитве. Пожелаем же, чтобы наш новыйдиакон молился на этой духовной глубине, которая и вас приобщит к духубогослужения; пусть влечет он вас своей молитвой вглубь евхаристической тайны,и пусть он будет человеком мирного сердца и мирного тела, способным оберегатьмолитву священника, чтобы священник мог неразделенно стоять перед Богом.
И, наконец, третье, о чем я хочувам напомнить: это то, что диакон возглашает Евангелие. Он не призванпроповедовать его словом, тем творческим актом, который, согласно древнемуизречению, делает каждого священника пятым евангелистом: он призван лишьпровозглашать это слово. Но оно будет провозглашаться с силой, действовать совластью, достигать сердец и умов с живой убедительностью, только если оно будетвоспринято самим диаконом, если он будет возглашать его из глубины своегосердца и изнутри подлинно христианской жизни, как слово Учителя, которое онпонял и которому он во всем послушен. Поэтому ему надо будет все болеевнимательно вчитываться в Евангелие, жить Евангелием так полно, как он толькосможет, чтобы, возглашая его, не провозглашать собственное суждение.
Дай Бог ему жизнь чистую, жизньистинно евангельскую, которая сделает его способным выполнять те три задачи, окоторых я сейчас сказал. А вы, присутствовавшие при этом рукоположении,молившиеся при этом чуде сошествия Святого Духа на человека, которого Он облекСвоей силой на служение, какого ни один человек не посмел бы взять на себя, вы все продолжайте молиться за него, потому что все мы братья, и искушенияокружают нас со всех сторон. Молитесь за него изо дня в день, чтобы Господьсделал его достойным служителем Своей Церкви и чтобы он во всем следовал какмы того просим в молитве посвящения при рукоположении первому из диаконовЦеркви, первомученику Стефану: чтобы он уподобился Христу, как уподобился ЕмуСтефан, чтобы он свидетельствовал о Христе, как свидетельствовал Стефан, ичтобы он вошел в мир Христов, как Стефан вошел в него, вошел в славу Божию.Аминь!»
Во истину, прекрасно описан этот прекрасныйсвященный сан. Кто может сказать, что у него сердце исполнено любовью, какимдолжно быть у дьякона, кроме как, Сам Бог? Кто из человеков может испытать сердце другого человека, кроме Бога?
И Павел, в послании кРимлянам пишет: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диаконису церквиКенхрейской: примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чемона будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мнесамому». Нет ни слова о том чтодиакониса учила кого-то. Напротив. Сказано, что она была помощницею. Итак, если в Церквидиакон (муж) не учит, то как вы позволяете жене, учить. Зачем нам гневить Бога,разве мы сильнее Его. Для совершения греха необходим первый неверный шаг, иАдам его сделал. Он послушал голос жены своей, вместо того, чтобы слушать голосБога. И Господь Бог в приговоре Своем, ставит на первом месте именно послушаниеАдамом голоса жены. Ибо сказал: « За то, что ты послушал голоса жены твоей и елот дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: « не ешь от него», проклятаземля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей». Зачем намвозвращаться к ветхому Адаму, когда мы имеем нового Адама Господа нашегоИисуса Христа. Разве Он избрал Апостолами кого-либо из жен? Неужели, Он невидел ни в одной из жен, которые были с Ним во время Его служения на земле,дойстойной учительствовать? Потому Христос и называется новым Адамом, чтослушал голос не жены, а Бога Отца Своего. И Ему мы должны подражать, а неветхому Адаму. Бог создал жену помощницеюмужу. Не надо идти против Божьего постановления. Мы дети Его. Если отцы детямнепослушным не дают наследства, то как думаете, даст ли нам Отец наш Небесныйнаследие в Царстве Его, если ради нашего непослушания как написано, имя Божиехулится у язычников. Если Бог изгнал из Рая первозданного Адама занепослушание, пощадит ли нас, которые грешат ежедневно и не желают принестипокаяния пред Отцом. Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие инеправду человеков, подавляющих истину неправдою.
Для того, чтобы было лучше понятно какимпомощником он является священнику, приведу вам описание этого сана МитрополитомАнтонием Сурожским: « Рукоположениеодного из членов христианской общины в священный сан это всегда событие,касающееся всей общины, и больше того: событие, выходящее за пределы общины,затрагивающее всю Церковь. Сегодня мы совершаем рукоположение во диакона. Чтоже такое этот сан, который Церковь а через нее Сам Христос дает своемуслужителю?
Первые диаконы были поставленыдля того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь этомилосердие; Церковь это любовь и ничто иное; и если она становится чем-тоиным, то перестает быть Церковью во всей ее полноте. И любовь эта должна бытьпроницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной. Иуже в первые века христианской жизни, когда вся Церковь трепетала любовью, онаизбирала людей глубокого сердца, сердца живого, людей чистой жизни, мужеймолитвы, чтобы сделать их орудиями своей любви среди тех, кто беден, когокоснулось несчастье, кого сразило горе.
Быть членом этого братствамилосердной любви очень большая ответственность, ибо для того, чтобы давать,надо иметь сердце дарующее, надо обладать глубиной сострадания и глубинойлюбви, чтобы людям легко было простить нам дар, который они от нас получат.Потому что, когда мы даем с холодным сердцем, когда мы даем по долгу, когда мымилосердны только в своих поступках, а сердце наше остается чуждым акту любви,тогда тот, кто получает наш дар, принимает вместе с ним унижение, боль и обиду.
И вот для нашего нового диаконаПетра это будет делом целой жизни жизни терпеливого труда, трезвой,внимательной работы над собой: научиться иметь сердце глубокое и милостивое,способное отозваться быстро и навсегда, сердце, которое никогда не устает, никогдане разочаровывается, которое всегда переполнено Христовой любовью, изливающейсячерез него на всех, кто в ней нуждается.
Эту любовь, которая есть деланиедиакона, Церковь впоследствии применила особо: она приобщила диакона ксовершению своих Таинств; здесь он становится защитником молитвы священника и вто же время руководителем молитвы верующих. Он дает вам тему молитвы: в ответна прошения, которые он произносит, вы повторяете: Господи, помилуй, илипредаете себя в руки Божии, говоря: Тебе, Господи, или исповедуетеистинность слова Церкви, отвечая: Аминь. Велика эта любовь: шаг за шагомдиакон вводит вас в литургическую тайну, влечет в ее глубины те глубины,которых вы не могли бы достигнуть сами в своей духовной жизни.
Но есть у диакона и другаязадача: охранять молитву священника. Священник во время богослужения долженбыть сама молитва, он должен все забыть, чтобы живым факелом стоять передБогом. А все заботы о службе, даже само ведение службы возлагается на диакона,чтобы священник мог без остатка отдаться молитве. Пожелаем же, чтобы наш новыйдиакон молился на этой духовной глубине, которая и вас приобщит к духубогослужения; пусть влечет он вас своей молитвой вглубь евхаристической тайны,и пусть он будет человеком мирного сердца и мирного тела, способным оберегатьмолитву священника, чтобы священник мог неразделенно стоять перед Богом.
И, наконец, третье, о чем я хочувам напомнить: это то, что диакон возглашает Евангелие. Он не призванпроповедовать его словом, тем творческим актом, который, согласно древнемуизречению, делает каждого священника пятым евангелистом: он призван лишьпровозглашать это слово. Но оно будет провозглашаться с силой, действовать совластью, достигать сердец и умов с живой убедительностью, только если оно будетвоспринято самим диаконом, если он будет возглашать его из глубины своегосердца и изнутри подлинно христианской жизни, как слово Учителя, которое онпонял и которому он во всем послушен. Поэтому ему надо будет все болеевнимательно вчитываться в Евангелие, жить Евангелием так полно, как он толькосможет, чтобы, возглашая его, не провозглашать собственное суждение.
Дай Бог ему жизнь чистую, жизньистинно евангельскую, которая сделает его способным выполнять те три задачи, окоторых я сейчас сказал. А вы, присутствовавшие при этом рукоположении,молившиеся при этом чуде сошествия Святого Духа на человека, которого Он облекСвоей силой на служение, какого ни один человек не посмел бы взять на себя, вы все продолжайте молиться за него, потому что все мы братья, и искушенияокружают нас со всех сторон. Молитесь за него изо дня в день, чтобы Господьсделал его достойным служителем Своей Церкви и чтобы он во всем следовал какмы того просим в молитве посвящения при рукоположении первому из диаконовЦеркви, первомученику Стефану: чтобы он уподобился Христу, как уподобился ЕмуСтефан, чтобы он свидетельствовал о Христе, как свидетельствовал Стефан, ичтобы он вошел в мир Христов, как Стефан вошел в него, вошел в славу Божию.Аминь!»
Во истину, прекрасно описан этот прекрасныйсвященный сан. Кто может сказать, что у него сердце исполнено любовью, какимдолжно быть у дьякона, кроме как, Сам Бог? Кто из человеков может испытать сердце другого человека, кроме Бога?
И Павел, в послании кРимлянам пишет: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диаконису церквиКенхрейской: примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чемона будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мнесамому». Нет ни слова о том чтодиакониса учила кого-то. Напротив. Сказано, что она была помощницею. Итак, если в Церквидиакон (муж) не учит, то как вы позволяете жене, учить. Зачем нам гневить Бога,разве мы сильнее Его. Для совершения греха необходим первый неверный шаг, иАдам его сделал. Он послушал голос жены своей, вместо того, чтобы слушать голосБога. И Господь Бог в приговоре Своем, ставит на первом месте именно послушаниеАдамом голоса жены. Ибо сказал: « За то, что ты послушал голоса жены твоей и елот дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: « не ешь от него», проклятаземля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей». Зачем намвозвращаться к ветхому Адаму, когда мы имеем нового Адама Господа нашегоИисуса Христа. Разве Он избрал Апостолами кого-либо из жен? Неужели, Он невидел ни в одной из жен, которые были с Ним во время Его служения на земле,дойстойной учительствовать? Потому Христос и называется новым Адамом, чтослушал голос не жены, а Бога Отца Своего. И Ему мы должны подражать, а неветхому Адаму. Бог создал жену помощницеюмужу. Не надо идти против Божьего постановления. Мы дети Его. Если отцы детямнепослушным не дают наследства, то как думаете, даст ли нам Отец наш Небесныйнаследие в Царстве Его, если ради нашего непослушания как написано, имя Божиехулится у язычников. Если Бог изгнал из Рая первозданного Адама занепослушание, пощадит ли нас, которые грешат ежедневно и не желают принестипокаяния пред Отцом. Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие инеправду человеков, подавляющих истину неправдою.
Комментарий