Вот доводы Сапунова из его книги
"3. Где родился Иисус?
Для христианина такой вопрос покажется неуместным. Любой из них, вне зависимости от того - католик он или православный, униат или протестант, сразу ответит - в Вифлееме. Читавший религиозную литературу добавит, что Иисус родился в хлеву и был положен в ясли, ибо тогда в том городе не было мест в гостиницах. Хотя Святое Семейство постоянно проживало в гор. Назарете Галилейском, оно вынуждено было совершить путешествие в гор. Вифлеем, где им нужно было пройти перепись, проводимую по приказу римских властей.
Этот рассказ, тиражированный бесчисленное множество раз, получил статус абсолютной истины. Однако, в текстах Евангелий сохранились определенные указания, противоречащие этому положению, которое восходит к сообщению Евангелиста Луки (Лука.2.1). Он утверждал, что по распоряжению Кесаря - Августа прокуратор Квириний организовал перепись по всей земле. Подлинность этого указа вызвала оживленную дискуссию среди богословов и историков церкви. В настоящее время твердо установлено, что никакой имперской переписи (по всей земле, Б.С.) тогда не проводилось. В тексте ев. Луки есть ключевое слово, которое говорит о том, что под всей землей он понимает не всю Римскую Империю, а всю Иудею. Он писал, что то была первая перепись во время правления Квириния в Сирии (Лука.2.1). Согласно версии Луки, каждый гражданин должен был отправиться в свой родной город для прохождения регистрации. Именно поэтому Иосиф и Мария отправились в город Вифлеем, откуда происходили его предки из колена Давида (Лука.2.7). Так как там скопилось множество людей ради прохождения переписи, то все гостиницы оказались переполненными, и Святое Семейство вынуждено было найти ночлег в хлеву, где и родился Спаситель.
О том, что Иисус родился в Вифлееме в правление царя Ирода, сообщает так же Матфей (Матфей.2.1). При этом он не указывает ни причины путешествия Иосифа с женой из Назарета в Вифлеем, ни об обстоятельствах Рождества Христова. Матфей добавляет, что мудрецы, пришедшие поклониться новорожденному, нашли его не в хлеву, а в доме (Матфей.2.11)? Евангелисты Марк и Иоанн не сообщили ни слова ни о месте рождения Спасителя, ни об обстоятельствах его воплощения.
С позиций норм римского права весь рассказ ев. Луки не выдерживает критики. Перепись проводилась по римским законам, и указание Луки, что она должна была проходить по иудейским законам, по месту рождения рода Давида, к которому принадлежал Иосиф - нереально.
Согласно устойчивой римской традиции, в каждой завоеванной территории проводились локальные переписи, имевшие чисто фискальный характер. Они ставили своей целью определение недвижимого имущества новых граждан империи, для расчета налогов в имперскую казну. Иудея была окончательно присоединена к Риму в 6 г. н.эры. Так как Иудея в административном отношении подчинялась Сирии, то наместник Рима в той провинции - Квириний должен был организовать это мероприятие по римским, а не иудейским законам.
Для римлян было совершенно безразлично, где проживал предок того или иного налогоплательщика, и в частности предок Иосифа. Их интересовал совершенно иной вопрос - где и какой собственностью он обладал? Иосиф проживал в Назарете, имел там дом, и, видимо, столярную мастерскую. Трудно вообразить, какой хаос вызвала бы перепись, если бы она проводилась по месту жительства отдаленных предков регистрируемых.
По-видимому, придется признать, что в рассказе ев. Луки переплелись сообщения о имевшей место переписи с ветхозаветной легендой о том, что Мессия должен происходить из рода Давида. У древних иудеев огромное значение придавалось традиции двенадцати колен Израиля, и при переписи обе традиции, по их мнению, должны были фиксироваться, как подтверждение принадлежности того или иного лица одному из колен. Тем более личности ожидаемого Мессии. Но чаяния иудеев не могли повлиять на жесткие нормы римского права.
Можно совершенно твердо утверждать, что семья Иосифа не должна была совершать путешествие в Вифлеем, а пройти перепись по месту жительства в Назарете.
Чтобы богословы не обвинили автора в ереси, сошлемся на указания Евангелий, с которыми они полемизировать не посмеют. А в них сохранились многочисленные указания на тот факт, что Иисус родился в Назарете. Евангелист Лука, противореча сам себе, называет Назарет родным городом Иисуса (Лука.21.23). Во время суда над Иисусом, Понтий Пилат отослал Христа к Ироду Антипе, правителю Галилеи, на том основании, что Христос был уроженцем Галилеи, на территории которой был расположен Назарет (Лука.23.6). Ев. Матфей утверждает, что родным городом Иисуса был Назарет (Матфей,14.54.26.69). По словам ев. Иоанна, евреи сказали Иисусу: Ты что, то же из Галилеи? Посмотри сам и ты увидишь, что из Галилеи не вышел ни один пророк (Иоанн.8.52).
Ев. Марк подтверждает, что Иисус пришел из Галилейского города Назарета (Марк.1.9.1.24). Несколько далее, Марк снова подчеркивает, что Назарет был родным городом Иисуса (Марк.6.1), где его все знали, где жили его родственники, где был его дом.
Во время одного из выступлений в Москве автору было сделано замечание, что, называя Иисуса назареяниным, евангелисты могли отразить его партийную принадлежность к секте назареев. Но это замечание легко снять. Римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат называл Иисуса назареем. Идентифицируя человека в процессе суда и в античное и в наше время, судьи фиксируют его по месту рождения, а не по партийной принадлежности, которая может меняться.
Пытаясь снять явное противоречие в текстах Евангелий, христианские богословы утверждают, что Христос только родился в Вифлееме, а всю жизнь прожил в Назарете. Но для бюрократического мышления римского права это обстоятельство никакой роли не играло. Если человек родился в Вифлееме, то это не исключает возможности проживать затем в разных городах, оставаясь при этом уроженцем Вифлеема. Жители небольшого городка Назарета, где каждый знал обо всех, горожане не могли не знать о поездке Иосифа с Марией в Вифлеем. В Евангелиях неоднократно подчеркивается, что жители Назарета хорошо знали дом и семью Иосифа.
В заключение можно сказать, что весь сюжет с рождеством Иисуса в Вифлееме относится к числу легенд. Истинным местом рождения Христа был город Назарет."
"3. Где родился Иисус?
Для христианина такой вопрос покажется неуместным. Любой из них, вне зависимости от того - католик он или православный, униат или протестант, сразу ответит - в Вифлееме. Читавший религиозную литературу добавит, что Иисус родился в хлеву и был положен в ясли, ибо тогда в том городе не было мест в гостиницах. Хотя Святое Семейство постоянно проживало в гор. Назарете Галилейском, оно вынуждено было совершить путешествие в гор. Вифлеем, где им нужно было пройти перепись, проводимую по приказу римских властей.
Этот рассказ, тиражированный бесчисленное множество раз, получил статус абсолютной истины. Однако, в текстах Евангелий сохранились определенные указания, противоречащие этому положению, которое восходит к сообщению Евангелиста Луки (Лука.2.1). Он утверждал, что по распоряжению Кесаря - Августа прокуратор Квириний организовал перепись по всей земле. Подлинность этого указа вызвала оживленную дискуссию среди богословов и историков церкви. В настоящее время твердо установлено, что никакой имперской переписи (по всей земле, Б.С.) тогда не проводилось. В тексте ев. Луки есть ключевое слово, которое говорит о том, что под всей землей он понимает не всю Римскую Империю, а всю Иудею. Он писал, что то была первая перепись во время правления Квириния в Сирии (Лука.2.1). Согласно версии Луки, каждый гражданин должен был отправиться в свой родной город для прохождения регистрации. Именно поэтому Иосиф и Мария отправились в город Вифлеем, откуда происходили его предки из колена Давида (Лука.2.7). Так как там скопилось множество людей ради прохождения переписи, то все гостиницы оказались переполненными, и Святое Семейство вынуждено было найти ночлег в хлеву, где и родился Спаситель.
О том, что Иисус родился в Вифлееме в правление царя Ирода, сообщает так же Матфей (Матфей.2.1). При этом он не указывает ни причины путешествия Иосифа с женой из Назарета в Вифлеем, ни об обстоятельствах Рождества Христова. Матфей добавляет, что мудрецы, пришедшие поклониться новорожденному, нашли его не в хлеву, а в доме (Матфей.2.11)? Евангелисты Марк и Иоанн не сообщили ни слова ни о месте рождения Спасителя, ни об обстоятельствах его воплощения.
С позиций норм римского права весь рассказ ев. Луки не выдерживает критики. Перепись проводилась по римским законам, и указание Луки, что она должна была проходить по иудейским законам, по месту рождения рода Давида, к которому принадлежал Иосиф - нереально.
Согласно устойчивой римской традиции, в каждой завоеванной территории проводились локальные переписи, имевшие чисто фискальный характер. Они ставили своей целью определение недвижимого имущества новых граждан империи, для расчета налогов в имперскую казну. Иудея была окончательно присоединена к Риму в 6 г. н.эры. Так как Иудея в административном отношении подчинялась Сирии, то наместник Рима в той провинции - Квириний должен был организовать это мероприятие по римским, а не иудейским законам.
Для римлян было совершенно безразлично, где проживал предок того или иного налогоплательщика, и в частности предок Иосифа. Их интересовал совершенно иной вопрос - где и какой собственностью он обладал? Иосиф проживал в Назарете, имел там дом, и, видимо, столярную мастерскую. Трудно вообразить, какой хаос вызвала бы перепись, если бы она проводилась по месту жительства отдаленных предков регистрируемых.
По-видимому, придется признать, что в рассказе ев. Луки переплелись сообщения о имевшей место переписи с ветхозаветной легендой о том, что Мессия должен происходить из рода Давида. У древних иудеев огромное значение придавалось традиции двенадцати колен Израиля, и при переписи обе традиции, по их мнению, должны были фиксироваться, как подтверждение принадлежности того или иного лица одному из колен. Тем более личности ожидаемого Мессии. Но чаяния иудеев не могли повлиять на жесткие нормы римского права.
Можно совершенно твердо утверждать, что семья Иосифа не должна была совершать путешествие в Вифлеем, а пройти перепись по месту жительства в Назарете.
Чтобы богословы не обвинили автора в ереси, сошлемся на указания Евангелий, с которыми они полемизировать не посмеют. А в них сохранились многочисленные указания на тот факт, что Иисус родился в Назарете. Евангелист Лука, противореча сам себе, называет Назарет родным городом Иисуса (Лука.21.23). Во время суда над Иисусом, Понтий Пилат отослал Христа к Ироду Антипе, правителю Галилеи, на том основании, что Христос был уроженцем Галилеи, на территории которой был расположен Назарет (Лука.23.6). Ев. Матфей утверждает, что родным городом Иисуса был Назарет (Матфей,14.54.26.69). По словам ев. Иоанна, евреи сказали Иисусу: Ты что, то же из Галилеи? Посмотри сам и ты увидишь, что из Галилеи не вышел ни один пророк (Иоанн.8.52).
Ев. Марк подтверждает, что Иисус пришел из Галилейского города Назарета (Марк.1.9.1.24). Несколько далее, Марк снова подчеркивает, что Назарет был родным городом Иисуса (Марк.6.1), где его все знали, где жили его родственники, где был его дом.
Во время одного из выступлений в Москве автору было сделано замечание, что, называя Иисуса назареяниным, евангелисты могли отразить его партийную принадлежность к секте назареев. Но это замечание легко снять. Римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат называл Иисуса назареем. Идентифицируя человека в процессе суда и в античное и в наше время, судьи фиксируют его по месту рождения, а не по партийной принадлежности, которая может меняться.
Пытаясь снять явное противоречие в текстах Евангелий, христианские богословы утверждают, что Христос только родился в Вифлееме, а всю жизнь прожил в Назарете. Но для бюрократического мышления римского права это обстоятельство никакой роли не играло. Если человек родился в Вифлееме, то это не исключает возможности проживать затем в разных городах, оставаясь при этом уроженцем Вифлеема. Жители небольшого городка Назарета, где каждый знал обо всех, горожане не могли не знать о поездке Иосифа с Марией в Вифлеем. В Евангелиях неоднократно подчеркивается, что жители Назарета хорошо знали дом и семью Иосифа.
В заключение можно сказать, что весь сюжет с рождеством Иисуса в Вифлееме относится к числу легенд. Истинным местом рождения Христа был город Назарет."
Комментарий